Беседа вторая.
Как тела часто погибают от заразы испорченного воздуха, так и душа терпит большой вред от общения с людьми порочными.
Здоровый глаз, взирая на больного, поражается. Больной чесоткой передаёт свою болезнь здоровым. Точно так же часто случается и с нашей душой от общения с людьми порочными.
Посему Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их: ЕСЛИ ЖЕ ПРАВЫЙ ГЛАЗ ТВОЙ СОБЛАЗНЯЕТ ТЕБЯ, ВЫРВИ И БРОСЬ ОТ СЕБЯ. (от Матфея 5.29 ). В этой заповеди имеется в виду не обычный глаз – ибо, что худого он может сделать, когда здорова душа? Имеются в виду друзья, близкие нам, сделавшиеся как бы нашими членами. Повелевается не дорожить их дружбой и близостью, чтобы безопаснее было собственное спасение.
Посему и Пророк говорит: НЕ СИДЕЛ Я С ЛЮДЬМИ ЛЖИВЫМИ, И С КОВАРНЫМИ НЕ ПОЙДУ (Пс.25.4 )
Так же и в Притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей, советующих злое, не общаться с ними.
Поэтому давайте избегать вредных людей. Хотя бы это были наши жёны, друзья и любой другой. Именно это губило многих великих мужей, каковы Соломон и Сампсон, именно это развратило целый народ иудейский.
Не столько вреда причиняют дикие звери, сколько порочные люди. Звери явно производят свои ядовитые действия, а люди – нечувствительно и неслышно, мало-помалу ослабляя силу добродетели.
Поэтому даже бесстыдный взгляд запрещается Господом : ВСЯКИЙ, КТО СМОТРИТ НА ЖЕНЩИНУ С ВОЖДЕЛЕНИЕМ, УЖЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАЛ С НЕЙ В СЕРДЦЕ СВОЁМ ( от Матфея 5.28) Вот как легко передается зло!
А ты, когда хочешь переселиться в другой город, то стараешься больше узнать о всё о тамошнем климате – не вреден ли, не слишком ли сух. Когда же дело касается души, то нисколько не стараешься узнать тех, кто входит с ней в общение. Ты просто и без разбора вверяешь её всем. Какое же, скажи мне, можешь ты получить Прощение, оказывая к ней такое презрение?
Если ты будешь избегать людей порочных и следовать добродетельным, то приобретаешь двойную пользу. Ты умножишь дела добродетельные и сократишь дела порочные.
( IV век )
Начало серии и предисловие - http://www.proza.ru/2012/11/10/99