Иоанн Златоуст 002 - О порочных людях

Сергей Горцев 2
Беседа вторая.





Как  тела часто погибают от заразы испорченного воздуха, так и душа терпит большой вред от общения с людьми порочными.

 Здоровый глаз, взирая на больного, поражается.  Больной  чесоткой передаёт свою болезнь  здоровым.  Точно так же часто случается и с нашей душой от общения с людьми порочными.

Посему Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их:  ЕСЛИ  ЖЕ ПРАВЫЙ  ГЛАЗ  ТВОЙ  СОБЛАЗНЯЕТ  ТЕБЯ, ВЫРВИ  И  БРОСЬ  ОТ  СЕБЯ. (от Матфея 5.29 ). В этой заповеди имеется в виду не обычный глаз – ибо,  что худого он может сделать, когда здорова душа? Имеются в виду друзья, близкие нам, сделавшиеся как бы нашими членами. Повелевается не дорожить  их дружбой и близостью, чтобы безопаснее было собственное спасение.

Посему и Пророк говорит: НЕ СИДЕЛ Я С ЛЮДЬМИ ЛЖИВЫМИ, И С КОВАРНЫМИ НЕ ПОЙДУ (Пс.25.4 )

Так же и в Притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей, советующих злое, не общаться с ними.

Поэтому давайте избегать вредных людей. Хотя бы это были наши жёны, друзья и любой другой. Именно это губило многих великих мужей,  каковы Соломон и Сампсон,  именно это развратило целый народ иудейский.

Не столько вреда причиняют дикие звери, сколько порочные люди. Звери явно производят свои ядовитые действия, а люди – нечувствительно и неслышно, мало-помалу ослабляя силу добродетели.

Поэтому даже бесстыдный взгляд запрещается Господом :  ВСЯКИЙ,  КТО СМОТРИТ НА ЖЕНЩИНУ С ВОЖДЕЛЕНИЕМ, УЖЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАЛ  С НЕЙ  В СЕРДЦЕ СВОЁМ  ( от Матфея 5.28)  Вот как легко передается зло!

А ты, когда хочешь переселиться в другой город,  то стараешься больше узнать о всё о тамошнем климате – не вреден ли, не слишком ли сух. Когда же дело касается души, то нисколько не стараешься узнать тех, кто входит с ней в общение. Ты просто и без разбора вверяешь её всем. Какое же, скажи мне,  можешь  ты получить  Прощение, оказывая к ней такое презрение?

Если ты будешь избегать людей порочных и следовать добродетельным, то приобретаешь двойную пользу. Ты умножишь дела добродетельные и сократишь дела порочные.      

                (    IV век )






Начало серии и предисловие - http://www.proza.ru/2012/11/10/99