Лицедеи и театр абсурда

Вячеслав Абрамов
Разум современной политики падает на глазах. Падает ниже разумного. Принимаемые решения идиотичны или просто тупы. На региональном, а тем паче уездно-приходском уровне - тут сплошной гротеск, театр абсурда.

И это ведь не только у нас. За границей, в «цивилизованных странах», ослабление разума тоже налицо. Достаточно взглянуть, как они «борются» с кризисом, запуская козлов на капустные грядки. У нас пока только своих козлов пускают, а они, толерантные – всех вынуждены уестествлять.   

Никто уже не задаётся вопросами: во имя чего? К чему приведёт? Главное – чтоб у руля, чтобы все видели – вон я какой государственник!
Какой там ещё анализ, оценка целесообразности – это как, это кто сказал, о чём базар? В натуре, положено в благоустроенном государстве затевать какие-то реформы, принимать какие-то законы, - ну и предлагают, кому что в голову придёт. Положено входить в какие-то международные организации - и входят.
Например, есть Болонский процесс - надо в него войти. Реформировать высшую школу под «Болонку», чтобы наши дипломы признавали. А зачем? Чтобы наши выпускники уезжали за границу? Да нет, типа хотим, чтоб трудились на благо отечества дома.
Но на это тратятся казённые денежки и суета несусветная разводится, - чтобы облегчить то, чего не хотим!
И это - песчинка в глыбах идиотизма, которые неутомимо катят и катят. Почему так? Потому. К тому же за идиотизмом легко спрятать серьёзный интерес.

«У них» видим дела и покруче. Улыбчивые лягушатники вдруг показали звериное мурло и, как бульдог в грелку, вцепились в Ливию под одобрительное улюлюкание «цивилизованного мира».
Но не лавры победителя ждали Саркози и К°, а наглые беженцы засрали всю Средиземноморскую Европу.
Сейчас истошно миролюбивый Нетаниягу «спасает» своих избирателей от кровожадных террористов. К чему это приведёт, не ведает никто.
Их тараканы рано или поздно подвергнутся генерации. «У нас» наши тараканы генерировать не собираются - только бронзоветь и размножаться.

Кара-Мурза назвал происходящее «затмением разума». Думается, неудачное выражение. Затмение разума предполагает что-то временное и случайное, а если затмение длится годами - это уже не затмение, это отключение разума.

Это прискорбное явление усердно копает могилу современной демократии вкупе со всей «цивилизацией».

А объясняется сие явление довольно просто. Причина - делегирование умственной деятельности.

Ещё не так давно, ещё есть те, кто это застал, государственный руководитель читал, писал, думал. Сам читал, писал и думал!
Так делали и эталонные демократы, и «кровавые мальчики» Ленин, Троцкий, Сталин. Ленин оставил тома, ПСС не войдёт на несколько книжных полок. Некровожадное сочинение "Марксизм и вопросы языкознания" и многие другие товарищ Сталин писал от первой до последней буквы сам, ручкой на бумаге. Черновики сохранились. Тогда это было нормой.

Поскольку мышление человека вербально (т.е. словесно), то письмо - это естественное проявление и выражение мышления. В первую очередь - системного, государственного мышления. Если государственный человек государственно мыслит - он пишет. А если не пишет - значит, не мыслит. Значит, он занят другим.

Говорят, сейчас такая важность дел – не до письменности. И чем же занят политик-государственник сегодня? Он появляется и там и сям, выступает, беседует с народом, разборки устраивает, летает с этими... ну сами знаете, телевизор-то есть. Короче, нарабатывает имидж. В сущности, он - актёр, играющий государственного деятеля. Самого себя. Само собой, жанр – героический, с оттенками лирического. Бывают актёры комического жанра, трагикомического, драматического. От шута до короля Лира. И до короля Лира в исполнении шута.

Умственная деятельность делегирована безымянным «умникам», по нонешнему - спичрайтерам. Самому мыслить и писать просто недосуг, успеть бы почитать, что отчебучили эти спичрайтеры. Чтобы с выражением зачитать, новый фразеологизм к месту озвучить. Ну, или прочирикать в твиттере.
Политик, даже поначалу искренний,  всё более превращается в актёра. И это естественная «эволюция» демократии. От реальной политики к пиару. Голосовать будет народ, и надо впечатлить этот самый народ! А народ пялится в ящик, где показывают то государственный бомонд, то поп звёзд, то команду Петросяна, ещё на пульт даванул – и снова политик на экране. Даже и не вдруг разберёшь, когда кончаются те и начинаются эти.
Да и после рывка пивка чё там разбирать? И оценивает народ политика, как актёра из длинного телесериала: каков из себя, как бровки хмурит, как слезу пускает, с кем дружит, а с кем на ножах. Чем круче пацаны ему угрожают, тем выше авторитет.

Отдельные политики «прописались» по законам шоу-бизнеса. Гламур, потом оппозиция, имидж падает – скандальчик, или брак-развод и всё такое прочее. Всё как у артистов.
Те, кто с дальним прицелом, встроились в более серьёзные пиар-технологии, да ещё со своим, позвольте сказать, законотворчеством. Те, кто с нюхом и деловым складом ума, рисуют себе фундамент «крепкого хозяйственника».

Была эпиграмма Тютчева на одного отечественного монарха (однако, уже после его кончины):
«Служил не славе, не России,
Служил лишь суете своей.
И все дела твои и добрые и злые,
Всё были ложь, всё были призраки пустые,
ты был не царь, а лицедей».

Тогда это оценивалось как слабость, ущербность державного правителя. Сейчас лицедеем неизбежно становится любой политик. Такой век. На остальное просто не хватает ни сил, ни внимания. Да что там, многим - и образования. Но «надо соответствовать», остальное - дело спичрайтеров и имиджмейкеров. Результат - налицо.

«Сон разума рождает чудовищ». Чудовища, похоже, уже уродились. Нашего дракона может победить только он сам.

- Ну, что, прохожий, все сначала? Может быть не сейчас? Все-таки дети…
- Нет, сейчас.
- Значит теперь и начнется самое интересное!