Выпускной Часть 3 Гл. 22

Евгений Подборов
     Наступающая осень раскрасила яркими красками центральную улицу посёлка. Начинающие желтеть липы придавали бульвару праздничный вид. Недалеко от здания поселкового Совета группа школьников собирала листья лип, клёнов и рябин для гербариев.
     Лиза, любуясь осенней красотой, шла к свекрови с маленькой Олей на руках. Неожиданно, около её остановился автомобиль НКВД. Дверь автомобиля раскрылась, и появилось улыбающееся лицо Речкина.
     - Елизавета Андреевна, как растёт Ваша дочка?
     - Спасибо, хорошо.
     - Мне нужно кое-что Вам сказать.
     Речкин стал серьёзным и даже суровым.
     - Садитесь, подвезу, - неожиданно предложил он.
     - Да что Вы, Иван Степанович. Люди увидят, что скажут?
     - У меня к Вам серьёзный разговор. Зайдите в кабину, хотя бы, на одну минуту.
     Лиза оглянулась. Взрослых вокруг не было, а школьники занимались своим делом, не обращая внимания, на автомобиль.
     Лиза несмело забралась с дочерью на заднее сидение машины.
     - Елизавета Андреевна, - неторопливо начал Речкин, - завтра пересылка заключённых. Если хотите, можете увидеть своего мужа.
     Лиза широко раскрыла глаза, и слёзы покатились по щекам помимо её воли. Заплакала и маленькая Оля.
     - Вы не волнуйтесь так. Я Вас завтра в десять утра буду ждать у себя в конторе. И вместе поедем в райцентр. Договорились?
     Лиза молчала. Слёзы душили её, и в то же время, появилась какая-то радость, что пусть на миг, но она увидит своего мужа. Лиза,         
в знак согласия, кивнула Речкину и вышла из автомобиля. Проходившие мимо молодые люди подозрительно посмотрели на Лизу, но ей уже было не до этого.
     Прогудел фабричный гудок, призывая рабочих на смену, и через пять минут улица превратилась в шумный людской поток. Рабочие шли на комбинат.
     Дома Лиза посоветовалась с Дарьей, стоит ли ехать с Речкиным.
     - Конечно, поезжай, - не задумываясь, поддержала её Дарья. – С ребёнком я посижу. Поклонись там Мите от  всех нас. Может уж, и не увидимся никогда.
     Дарья смахнула фартуком набежавшую слезу, тяжело вздохнула и ушла на кухню.
     На другой день Лиза вместе с Речкиным ехала в райцентр. Не очень уютно она чувствовала себя в этом автомобиле. Но приходилось терпеть.
     Дорога, выложенная булыжником, проходила вдоль колхозного поля, где две жнейки на конной тяге скашивали созревшую яровую пшеницу. И тут же женщины колхозницы связывали её в снопы для дальнейшей обработки. Женщины вязали снопы так быстро, что старенькие жнейки не успевали обеспечивать их работой.
     Речкин пристально посмотрел на Лизу и слегка дотронулся до её руки.
     - Вы уж меня простите, Елизавета Андреевна, но если я Вам сейчас не скажу, то не скажу никогда.
     - Про Митю, - встрепенулась Лиза.
     - Нет, про Вас. У меня была симпатичная невеста, и дело шло к свадьбе, но когда я впервые увидел Вас, то с невестой мы расстались. Я много лет ничего не могу с собой поделать. И днём, и ночью все мысли только о Вас.
     Лиза прижалась к спинке сидения. Ей не хватало воздуха.
     - Но, я же замужем, - с каким-то надрывом почти выкрикнула она, - да и дети.
     - Я знаю. Поэтому никогда не открывал Вам своих чувств. Вы не думайте, что я расправился с Вашим мужем по этой причине. Их арестовали, действительно, по приказу сверху.
     Речкин сбросил газ, и автомобиль поехал чуть быстрее лошади.
     - Они написали жалобу на НКВД, Сталину, а наши в области прохлопали. И письмо пришло в ЦК партии. Досталось всем. Кое-кого сняли с работы и отдали под суд
     Машина фыркнула и заглохла. Речкин вышел из кабины и ручной заводкой завёл автомобиль. Поехали чуть быстрее.
     - После этого, - продолжал свою мысль Речкин, - авторы письма были обречены. Я всегда относился к Дмитрию с уважением. И если кто-то считает, что я ему мщу за брата, то это не так. Он, всё равно, не смог бы ничем помочь.
     Лизе стало плохо.
     - Остановите машину, - попросила она.
     Речкин остановил автомобиль и помог ей выйти из кабины. Стояли молча. Через несколько минут Лиза пришла в себя, и они продолжили свой путь.
     У здания, где находились заключённые, толпились люди. Кое-где были слышны всхлипывания и негромкие высказывания:
     - Господи, неужели я его увижу?
     - Безвинный пострадал.
     - Вон как разбираются – всех под одну гребёнку.
     Открылись ворота, и со двора начали выводить заключённых и сажать их в машину. Выводили группами. Каждую группу сопровождал свой конвой.
     Вдруг Лиза увидела Дмитрия. Он шел среди заключённых, низко опустив голову.
     - Митя! – закричала она.
     - Лиза?!
     - Митя, как ты?
     У Лизы потекли слёзы.
     - Вот, в областной следственный изолятор отправляют.
     К Дмитрию подошел конвойный.
     - Разговорчики.
     - Жена, - указал Дмитрий на Лизу.
     Конвойный сначала взглянул на одного, потом на другого и отошел в сторону.
     - Лиза, кого родила? – поравнявшись, спросил Дмитрий.
     - Девочку.
     - Опять девка, - нахмурился Дмитрий.
     - Зато, красивая, - сквозь слёзы улыбнулась Лиза.
     - Ну и хорошо, пусть растёт.
     И вдруг строго:
     - Лиза, сохрани семью, откажись от меня.
     - Да как можно, Митя?
     - Откажись. Мне, всё равно, уже ничем не поможешь.
     И тут он увидел Речкина, который стоял недалеко от Лизы. Дмитрий помрачнел, помахал рукой Лизе и начал залезать в кузов полуторки. Через пару минут машина уехала в сторону железнодорожного вокзала.
      Лиза плакала навзрыд. К ней подошёл Речкин, взял за руку и тихо произнёс:
     - Пойдёмте, Елизавета Андреевна, в машину. Там никто Вас видеть не будет.