Мафия Небесных Братьев 2

Борис Аксюзов
ГЛАВА  ВТОРАЯ.
               
   Милиция  приехала  довольно  быстро.  Сначала  появилась  машина  ДПС  и  на  ней  два  розовощеких  юных  милиционера.   Они  рассеяли  толпу  по  своим  местам,  то  есть,  туристов  -  к  автобусу,  торговок  -  на  их  рабочие  места,    работников  общепита  -  в  кафе.  Один  из  них  остался  дежурить  на  месте  преступления,  другой  вышел  к  дороге,  чтобы  встретить   оперов.
   Те  не  заставили  себя  долго  ждать.  Старенькая  «Волга»  на  довольно  -  таки  приличной  скорости   влетела  на  стоянку,  и  из  нее  вышли  трое:  пожилой  седой  мужчина  в  милицейской  форме,  высокий  молодой  человек  в  штатском  и  тучная  женщина  неопределенного  возраста  с  чемоданчиком  в  руке.  Молодой  сразу  направился  к  нам,  -  мы  с  Суриком  стояли  у  автобуса,  куда  уже  успели  сесть  все  наши  экскурсанты,  как  бы  стараясь  спрятаться   от  всего  того  страшного,  что  произошло  совсем  рядом.
   Молодой  человек  вежливо  поздоровался  с  нами,  представился:
   -  Капитан   Варновский,  Борис  Иванович.
   Взгляд  его  поочередно остановился  на  каждом  из  нас  на  какое-то  мгновение,  и  я  на  себе  почувствовал,  что  это  взгляд  не  из  приятных. К  тому  же  мне  показалось,  что  я  где-то  уже  слышал  эту  фамилию  -  Варновский,   и  она  была  связана  тоже  с  каким-то  недобрым   воспоминанием.
   -  Это  ваша  туристка  погибла?  -  спросил  Борис  Иванович,  доставая  из  нагрудного  кармана  модного  жилета  записную  книжку  и  ручку.  Я  бы  даже  сказал  не  ручку,  а  «вечное  перо»:    настолько  солидной  и  громоздкой  была  эта  письменная  принадлежность  с  инкрустированным  серебром  колпачком   и   золотым    пером.
   -  К  сожалению,  наша,  -  ответил  я  с вполне  искренним  вздохом.
   -  Есть  ли  у  вас  какие-либо   данные  о  ней?
Я  достал  список,   который  был  приложен  к  путевке.
   -  Копытова  Любовь  Семеновна,  60–го  года  рождения,  отдыхающая, извините,  отдыхавшая   в   санатории    «Недра  Сибири».  Это  всё.  В  санатории,  я  думаю,  вы найдете  более  подробные  сведения  о  ней.   Да  у  нее,  наверное, и  в сумочке   документы  есть.  Мы  всегда  предупреждаем,  чтобы  они  брали  с  собой  документы…
   -  Хорошо,  -  Борис  Иванович  вернул  книжку  и  ручку  на  место  и  еще раз  кинул  на  нас  свой  тяжелый  взгляд.  Мне  стало  не  по  себе.  -  А  теперь пройдемте  к  месту  происшествия.
   У  трупа  уже  стояла  женщина,  натягивая  на  пухлые  руки  резиновые  перчатки.   Мужчина  в  милицейской  форме  задумчиво  кружил   среди  камней,  глядя  себе  под  ноги.
   Капитан  Варновский,   став  спиной  к   месту  преступления  и  тем  самым  вынудив нас постоянно  видеть   труп,   вновь  достал  из  кармана  свои  письменные  принадлежности  и  тихо  попросил:
   -  Расскажите,  пожалуйста,  как  это  было.
Я  не  задумываясь  бодро  и  размеренно  начал:
   -  Понимаете,  еще  утром…
   И  тут  же  я  был  сверх  меры  поражен тем,  что  Сурик   внезапно  перебил  меня  и  как  бы  супротив  моему  желанию  вырвал  у  меня  эстафетную  палочку:               
   -  Понимаете,  еще  утром  эта  женщина,  -  Сурик  кивнул  по   направлению к  трупу,  -  эта  женщина  попросила    нас  сделать  незапланированную  санитарную  остановку,  ну,  если  по-простому,  захотела  в   туалет.  Я,  ей-богу,  сразу  остановился,  показал  ей,  куда  идти,  а  потом,  понимаешь,  странная  вещь  получилась:  пошла  она  в  одну  сторону,  а  вернулась  совершенно  с  другой.   Понимаешь,  заблудиться  там  совсем  невозможно:  вот  так  дом  стоит,  пять  метров  до  него,   а  за  ним   -  туалет,  тоже  пять  метров… .   А  она  выходит   сто  метров  справа,  от  гаражей.  Зачем  ей  гаражи,  не  понимаю.
   Я  был  удивлен,  во-первых,   тем,  что  сам  не  заметил  этой  странности  при  возвращении  Любы  в  автобус,  а,  во-вторых,  и  гораздо  больше,  тем,  что  Сурик  ничего  не  сказал  мне  об  этом.
   В  это  время  седой  подполковник  -  я  уже  успел  разглядеть  его  погоны - негромко  окликнул  Варновского:
   -  Борис  Иванович,  подойдите,  пожалуйста,  ко  мне.
Капитан  отошел,  и я  тут же   обернулся  к  Сурику:
   -  Что  это  еще  новости?   -   прошипел  я  злым  шепотом. -  Ты  почему  мне  ничего  не  рассказал  об  этом  случае,  ну,  …  с  туалетом.
   - Не  успел, -  тоже  шепотом  ответил  Сурик.  -  И  я  тебя  очень  прошу:  ни  слова  про  «Ауди».  Так  надо.
   Я  очень  хорошо  знал  Сурика,  и  если  он  говорил:  «Так  надо»,  значит,  это  было  действительно  надо.
   Варновский  вернулся  к нам,  вопросительно  взглянул  на  Сурика:  продолжим,  мол,  про  туалет.  Но  тот  неожиданно  прокашлялся  и сказал:
   -  Всё.  Дальше  вам  Евгений  Михайлович  расскажет.
   Я   начал  свой  рассказ  с  приезда  на  стоянку,  стараясь  для  себя  самого  воссоздать  всю  обстановку  того  утра.    Припомнить  что - либо  странное в  поведении  людей.   Выделить  кого–либо  из  них,  благодаря  его  неадекватным  поступкам.   Догадаться,   наконец,  кто  из  моих  подопечных  мог  быть  потенциальным  убийцей.   Потом  я  рассказал  об  экскурсии и  тоже  старался  вспомнить  все  подробности,  вплоть  до  самых  мелких.  Закончил  я  моментом  нашего  расставания   на  месте  трагического  пикника.
   Борис  Иванович  делал    заметки    в  своей  записной  книжке,  иногда  бросая  мимолетные  взгляды  на  врача  и  на  подполковника.  Затем  прочитал  про  себя  все  записанное  и  задал  мне  неожиданный  вопрос:
    -  А  вам  не  показалось,  Евгений  Михайлович,  что,  когда  Копытова  просила  вас  остаться,  она  как  бы  обращалась  к  вам  за  помощью?
   Я  задумался,  пытаясь  вспомнить  тот  момент  во  всех  деталях.   Вот  так  мы  стоим  на  поляне,  я  почти  что  в  центре  круга,  хотя,  конечно,  это  полукруг.  Передо  мной,  совсем  рядом  -  «буровой  мастер»  и  именинник. Любу  я  не вижу.  Она  выходит  из-за  стоящих  передо  мной  мужчин,  я  даже  вижу,  как  она отодвигает  их  в  сторону  -  уверенным  властным  движением  руки.    Говорит:  «А  как  же  вы?»   Глаза  спокойные,  взгляд  твердый,  голос  мягкий,  даже  я  бы  сказал,  ласковый,  певучий…
   -  Нет,  -  сказал  я,  -  у    меня  такого  впечатления  не  сложилось,  она  вполне  владела  собой  и,  на  мой  взгляд,   не ожидала  никакой  угрозы  в  свой   адрес.               
   -  Хорошо,  -  Борис  Иванович  вновь  отправил  на  место  перо  и  книжку,  -  а  теперь  подойдите,  пожалуйста,  сюда.  Видел  ли  кто  из вас  когда-либо  этот  нож?
   Он   сделал  шаг  назад,  склонился  над  чем-то,  скрытым  от  нас  кустом  папоротника,  а  затем  резко  разогнулся,  держа   кончиками  двух  пальцев  длинный  нож.
   Я   вздрогнул:  перед  моими  глазами  была  точная  копия  моей  навахи…
   -  Посмотрите  внимательно,  -  продолжал  Варновский.  -   Это  очень  редкий  экземпляр.  Если  кто-то из  вас   когда - либо   видел  такой  нож,  и  вспомнит  где  и  у  кого,  то  найти  убийцу   будет  нетрудно.  Ну,  что  скажете?
   -  Нет,  -  сказал  Сурик,  -  я  такого  не  видел.
   -  А    вы,  Евгений  Михайлович?  По-моему,  вы  были  чем-то  удивлены,  увидев  этот  нож,  не  так  ли?
   -  Н-нет, -  пробормотал  я, - просто  меня  поразил  цвет  рукоятки,  она  как  будто  в  крови.
   -  А,   может,   она и  вправду  в  крови?    Может,  это  кровь  жертвы,  или  убийца  порезал  себе  руку  в  момент  нанесения  удара?   Скажите  просто,  что  вы  уже  видели  где-то  такой   нож   и  уже  тогда  были поражены  сходством  цвета  крови  и  его  рукоятки.  Так  или  не  так?
   -  Н-н-нет, -  я  никак  не мог  придти  в  себя  и  заставить  себя  говорить,  не  заикаясь.-  Я  ни-никогда…  не видел  ничего  подобного.  Я  ви-вижу  такое  в  первый   раз,    всё  это…-  Я  повел  рукой     вокруг  себя.
   -  Понятно, - сказал  Борис  Иванович  и  положил  нож  на  место. -  Ну,  что  же,  спасибо  за  помощь.  Сейчас   Владимир  Николаевич  закончит  свою беседу    с  отдыхающими,  и  вы  сможете  вернуться  в  город.  Правда,  нам  придется  взять  у  них  и  у вас  подписку  о  невыезде.  Но,  я  думаю,  это   не  надолго.   Дело,  не  скрою  от вас,   трудное,  но  всё  как-то  на  поверхности,  разгадка  будто  сама  в  руки  просится.
   Впервые   с  момента  нашей  встречи  он  улыбнулся,   и   мне  тогда  показалось,  что  я  его  где-то  видел.
   Мы  вернулись  к  автобусу.  В  салоне  подполковник  беседовал  с  одним  из  туристов,  остальные,  уже  прошедшие  эту  процедуру,  толпились  рядом,  негромко  переговариваясь.  Я  услышал,  как  за  моей  спиной  «буровой  мастер»  говорил  кому-то:
   -  Зазря  убивать  не  станут.  Ты  вспомни,  что  за  люди  к  ней  ходили.  То  шпана  самая  что  ни  на  есть,   а  то    явится   вдруг  благородных  кровей  джентельмен  какой,  который  сроду  с  нами  водку  пить  не  станет.  Ты  вспомни,  вспомни  того  артиста,  что  во  всех  сериалах  снимается.  Как  он  к  ней  подкатывался:  «Любаша,  Любаша»,  а  она  на  него  ноль… Я  не  стал  следователю  рассказывать,  как  она  его  с  лестницы  два  раза  спускала  да  приговаривала:  «Виталечку  помнишь,  Гнедой?   Ты  у  меня  вспомнишь  Виталечку!»    Я  думал  сначала,  что  она  его  гнидой  обзывает,  а  потом  узнал,  что  у  него   кликуха   такая   -  Гнедой.  Песню  слышал  такую:  «Пара  гнедых,  запряженных   з-зарею…»?
    « Буровой  мастер»  видимо  успел   немало  выпить,  и  его  тянуло,  как  почти  всех  пьяных  людей,  на  откровенный  разговор.
    -  Или  ты  вспомни,  как  она  сестре- хозяйке  три  сотни  баксов  дала,  чтоб  та  у  нее  в  номере   белье  поменяла.  Фу ты,  ну  ты,  ножки  гнуты!  Прости,  Господи,  что я  так  о  покойной,  но  ведь  было,  скажи?   Следователь  меня  спрашивает: «А  денег  у  нее  много  было?»    А  я  что,  считал?  Я  так  ему  прямо  и  сказал:  не  считал,  мол.    Но    если    ты,    Андреич,    к    примеру,    в    центр
на автобусе   каждый  день  пилил,  то  у  нее  под  окном  такси  круглые  сутки  дежурило.  Скажи,  что не  так!   А  теперь  подсчитай,  во  что  это  выльется.  То-то  и  оно-то...   Давай  за  упокой  ее  души  еще  понемножку.
   Сзади  раздался  характерный  звук,  издаваемый  при  распитии  жидкости  из  горла.  Затем  разговор  продолжался  в  еще  более  откровенном  тоне:
   -  А теперь  ты  скажи,  кто  она  такая  была?   Простая  отдел  кадров!  Да, да,  начальница,  ты  правильно  заметил.   Но  ты  ее  в  глаза  видел?  Один  раз,  когда  на  работу  поступал,  точно?  А  тогда  откуда  такой  авторитет,  такие  деньги?   Я  в   трест  приехал,  смотрю,  она  по  коридору  идет.  А  вокруг  нее  челобитчики  вьются:   «Любовь  Семеновна,  уважьте!  Любовь  Семеновна,  протолкните!»    Каким,  скажи,  макаром  она  всё  это  проталкивала?   Через  постель?  Так  это  смешно  же!   Там  у  каждого  шефа  сейчас  такие  цыпочки  имеются!  Они  их  меняют,  как  мы  с тобой   рабочие  рукавицы  на  буровой.
    Я  улыбнулся  про  себя,  радуясь  своей  проницательности:  все-таки  работа  моего  постоянного  оппонента  была   связана  с  буровой.
    -  Ты  Пашку  Зеленина  знаешь?  Да,  из  Ханты-Мансийска.  Так  вот  он  решил  к  ней  подсыпаться.  Он  сам  мне  по-пьяни  рассказывал.  Пригласил  ее  в  ресторан.  А  она  говорит:  зачем,  мол,  в  ресторан,  можно  и  у  меня  дома  знакомство  отметить.  Ну,  ты  Павла  знаешь,  красивый  мужик,  грамотный,  физиком  был  в  Новосибирске.  Он  даже  цветы    купил,  идя  к  ней,  сплошные  розы.  Зашел,  говорит,  в  квартиру  и  ахнул,  обомлел,  то  есть,  -  не  видел ,  говорит,  такого  великолепия  за  всю  свою  жизнь.  А  ведь он и  в  Америке  был,  и  в  Саудовской  Аравии… .    Ну,  выпили  они,  закусили.  Пора,  как  ему  показалось,  и  на  боковую.   Он,  не  стесняясь,  ей  прямо  так  и  говорит.   А  она  ему  в  ответ:  «Знаешь,  Паша,  ты  мне  очень  нравишься.  Только  мне не  нравится,  за  кого  ты  меня  держишь.  Ты  знаешь,  сколько  меня  мой  Виталя  добивался?  Ровно  три  года  и  четыре  месяца.  А  он  не  чета  тебе  был.  По  всем  параметрам.  А  ты  цветочки  купил,  коробку шоколада  с  шампанским  принес  и  думаешь,  что я  сразу  к  тебе  под  одеяло  полезу».   И  дала  ему  от  ворот  поворот.    А  когда  он  решил  нахрапом,  положила  спокойно  на  стол  « тэтэшку»  и   говорит:  не  будем,  мол,  портить  наших прекрасных  отношений,  Паша.
   «Буровой  мастер»  снова взял  паузу,  чтобы  утолить  боль  утраты  такой  удивительной  женщины  тремя  глотками  неслабого,  как  мне  показалось,  напитка.  Затем  продолжил  свое  повествование:
   -  Здесь,  в  санатории,   она,  конечно,  расслабилась.  Но  ни  с  кем  из  наших  шуры-муры  не  завела,  боже  сохрани.  Грек  у  нее  здесь  был,  самый  настоящий  грек,  только  из  наших.   Костей  зовут.   Я  с  ним  маленько  познакомился  -  ничего  мужик.  Серьезный.  Я  было  подумал,  что  он  этим  делом  промышляет,  ну,  насчет  баб.  Котами  их  еще  называют:  катается,  мол,  как  кот   в  масле  весь  курортный  сезон  за  счет  слабого  пола,  да  еще на  зиму  денежку  отложит.    Оказалось,  нет,  Костя  не  из  таких.  У  него  здесь  дело   свое:  памятники  на  могилки  делает.  Крупная  фирма,  ничего  не
скажешь:  одних  мастеров  у  него  человек  двадцать и,  конечно,  прочий  подсобный  персонал.   Так  он  сам  мне  говорил.  Мужик  он,  конечно,  мировой,  только  ревнивый  очень.  Оно  и  понятно  -  грек.   Он  у  меня  все  хотел  узнать,  как  Любаня     держит  себя  у  нас,  в  смысле,  на  Северах. Я  ему  так  и  сказал: «Не  сомневайся,  Костян,  женщина  она  твердая,  блюдет  себя  как  надо».    Так  он  мне  не  поверил:  как,  мол,  это  так,  годами  без  мужика  жить,  с  ума  сойти  можно.   А  я  ему:  «Как  видишь,  не  сошла,  в  своем  уме  баба».   Короче, … 
   Неожиданно  он  замолчал.   Я  осторожно  оглянулся  и  увидел,  что он  шепчет  что-то  на  ухо  своему  собеседнику.  Когда  тот  дослушал   до  конца  сокровенную  фразу,   то  замахал  руками,  стал  озираться  по  сторонам  и  громким  шепотом  произнес:
     -  Да  ты  что,  Ваня!  Не  может  такого  быть!   Видел  я  того  грека,  приличный,  культурный  человек,  да  и  сам  говоришь,    дело  у  него  солидное.  Не  пойдет  он  на  такое.
   Из последней  части  разговора  я,  во-первых,   узнал,  что  моего  хорошего  знакомого  зовут   Ваней,   а,  во – вторых,  я  понял,  что  Ваня,  вероятно,  подозревает  грека  в  убийстве  Любы.      
   «Да, -  подумал  я,  -  это  не  Ваня,  а  неиссякаемый  источник  информации  для  следователя,  золотая  жила  какая-то».
   И  я  решил  во  что  бы  то  ни  стало  передать  содержание  этого  разговора  Варновскому.    Мне  также  стали  понятны  его  слова,  когда  он  сказал,  что  всё  в  этом  деле  лежит  на  поверхности.  Ведь  все  находившиеся  в  автобусе  люди  хорошо  знали  Любу  и  друг  друга.   Они  могли  предоставить  следователю  уйму  ценнейших  фактов,  тому  только  оставалось  сопоставить  и  проанализировать  их,  чтобы  найти  преступника.  Для  меня  теперь  Борис  Иванович  был  как  бы  линзой,  в  которой  сошлись  сотни  лучей,  а  тот  единственный  луч,  который  выйдет  из  нее,  будет  лучом  истины.
   Вскоре  дверь  автобуса  с  шипением  отворилась,  и  нее  вышел  Владимир   Николаевич.    Подполковник,  видимо,  очень  устал:  он  тер  пальцем  у  виска  и  смотрел  на  всех  как-то  тускло  и  безразлично.  Откуда-то  вынырнул  Варновский,  они  отошли  вдвоем  в  сторону  и  минуты  две  о  чем-то  совещались.  Потом  Борис  Иванович  неожиданно  направился  ко  мне.  Взяв меня  под  руку,  он   тихо  сказал:
   -  Вы  говорили,  что  у  убитой  была  сумочка.   Вы  не  помните,  какого  цвета?
    -  Коричневого,  -  уверенно  ответил  я,  -  и  еще  снизу  у  нее  были  такие  желтоватые  кисти.   Они  очень  бросались  в  глаза
   -  Вы  уверены? -  переспросил    Борис  Иванович.
   -  Конечно, -  горячо  подтвердил  я.  -  Она  не  расставалась  с  нею  ни  на  минуту,  поэтому  у  меня  в  памяти  и  сложился  такой  образ:  женщина  с  коричневой  сумочкой.
   -  Понимаете,  -  задумчиво  протянул  Варновский,  -  мы   нашли  коричневую  сумочку  с  кистями,  как  вы  говорите.  Но  в  ней  документы  на  совсем  другую  женщину,   На    некую    Эльвиру  Сергеевну  Корнееву.   Вы  не  слышали  о  такой?   
   -  Нет,  не  слышал.  А может  быть  это  документы  ее  соседки?  Я  имею  ввиду  по  автобусу. 
   -  Нет,  мы  проверили.  Ее  соседку  зовут  Копытова  Елена  Павловна.
   -  Сестра?
    - Да,  но  только  не  ее,  а  мужа,    Копытова  Виталия  Павловича,  убитого три  года  тому  назад   в  исправительной  колонии  строгого  режима  при  загадочных  обстоятельствах.  А  вы  все-таки  взгляните  на  паспорт.  Может  быть,  вы  видели  эту  Корнееву  где-нибудь?
   -  Нет,  не  видел,  -  ответил я,  внимательно  вглядевшись  в  фотографию.
   -  Ну,  ладно,  я думаю,  вы  можете  ехать.  Мне  еще  придется  потревожить  вас,  чтобы  побеседовать,  как  говорится,  под  протокол.  Извините,  такие  формальности  у  нашей  службы.
   Он  направился  к  своей   «Волге»,  но  внезапно  остановился,   резко развернулся,  как  солдат  на  плацу,  на  одном  месте  и,  глядя  мне  прямо  в глаза,  спросил:
   -  А  всё-таки  признайтесь,  Евгений  Михайлович,   что-то смутило  вас   в  этой  испанской  навахе,  не  так  ли?
  Не  дожидаясь  моего  ответа,  он  так  же  четко  повернулся  и  ушел,  не  оглядываясь…
  Весь  обратный  путь  мы  проделали  молча.  В  городе  мы  сначала  высадили  наших  туристов  у  их  санатория,  а  затем  поехали  в  турбюро. Там  уже  все  знали  о  преступлении,  а  потому  в  конторе  царила  мрачная, тягостная  атмосфера  полной  растерянности  и  неразберихи.  Лариса  Николаевна  видеть  меня  не  захотела,   видимо,  считая  меня,  а  точнее,  мое  опоздание,   истинной  причиной  происшествия.  Она   предпочла  побеседовать  с  Суриком,  хотя  я  мог  бы  рассказать  больше,  чем  он..
    Уходя  к  ней  в  кабинет,  Сурик  попросил:
   -  Ты  подожди  меня,  поговорить  надо.
   Я  присел  за  свободный  стол  с  телефоном,  набрал  свой  домашний  номер.  Трубку  взяла  Ника. 
   -  Ты  уже  дома? -   задал  я  дурацкий,  но  очень  часто  задаваемый  вопрос.
   -  Да,  я  у  тебя  дома, -  ответила  Ника,   напирая   на  слова  «у  тебя».
    -  Ты  извини,  у  нас  на  работе  ЧП,  приду,  расскажу.  К  тому  же  я  забыл  ключи  дома,  ты  уж  дождись  меня.
    -  Непременно, -  проговорила  ровно,  без  всяких  эмоций  моя  подруга,  но  я  понял,  что  она  очень  не  в  духе.
   Вскоре  вышел  Сурик.
   -  Ну,  что  там?  -  я  кивнул  на  дверь  кабинета  Ларисы  Николаевны.
   -  Нормально,  -  бодро  ответил  Сурик.  -  Конечно,  это  для  нее  большой  шок.   Для  фирмы  это  может вылиться  в  кое   какие   потери.  Это  она  так  сказала.
   -  А  она  не  уточнила,  в  какие:  моральные,  материальные  или  кадровые?
   -  Не  уточнила.   Просто  потери,  сказала.  Тебя  она  не  уволит,  это  я  тебе  говорю.  И  премии  тоже  не  лишит.
   -  Спасибо,  -  я  отвесил  Сурику  шутливый  поклон.
   -  Заходите  еще, -  Сурик  стопроцентно  точно  скопировал  тон  и  голос  нашей  начальницы. -  Пойдем  на  воздух,  поговорим.               
   Мы  вышли  на  площадь,  присели  на  бордюр,  закурили.
   -  Ты  понял,  почему  я  попросил  тебя  ничего  не говорить  об  «Ауди»? - спросил  Сурик. 
   -  Нет,  -  ответил  я.  -  По-моему,  следствию  это  помогло,  если  бы  оно  знало  о  происшествии  на  дороге.
   -  Может  быть,  и  помогло  бы  следствию,  но  только  не  нам.  Первым  делом  твой  следователь  сразу  бы  спросил:  «А почему  вы  сразу  не  сообщили  на  ближайший  пост  ГАИ?»   И  пошло – поехало.   Так  получится,  что  это  мы  с  тобой  все  подстроили  и  женщину  убили.  Я  все-таки  узнаю, что  это  за  «Авдюха»  была,   и   кто  у  нее  хозяин.    И  ребята  с  нею  разберутся  как  надо.  А  вот  тогда  я  пойду  на  допрос  к  этому  Борису  Ивановичу  и  все  ему  выложу.  Как  говорил  товарищ  Бендер,  на  блюдечке с  золотой  каемочкой.  И  пусть  после  этого  он  попробует  мне  «спасибо»  не  сказать.
   -  Ну,  что  же,  резонно,  -  сказал  я,  -  действуй.
   -  Тебя  подбросить?  -  спросил  Сурик.
    -  Нет,  я  пешком  пройдусь.
    -  Вольному  -  воля,  -  рассмеялся  Сурик,  отвечая  мне  моей  же  любимой  присловицей.    Пожав  руки,  мы  разошлись.
   Обычно  дорога  домой  занимала  у  меня  минут  пятнадцать,  не  больше.  Но  сегодня  я  шел  медленно,  стараясь  вспомнить  все,  что  произошло  в  этот  день.   Дойдя  до  воспоминания  о  разговоре  с  Варновским  по  поводу  навахи,  я  разозлился  на  себя  и,   кажется,  даже  что-то высказал  вслух  на  свой  счет.
   «Ну  почему  не  сказать,  что  у  меня  есть  точно  такой  же  нож?»,  -   подумал  я.  И  тут    же  у  меня  мелькнула  другая,  совершенно  дикая  мысль:  «А  если  то   была  моя  наваха?»
   Я  ускорил  шаги,  теперь  эта  мысль  вертелась  у  меня  в  голове,  не  давая  покоя.
   По  лестнице  я  уже  бежал,   вместо  одного  звонка,  как  обычно,  я  принялся  трезвонить,  не  отрывая  руки  от   кнопки.
   - Что,  пожар?  -  спросила  Ника,  открывая  мне  дверь,  Мимолетно  поцеловав  ее  в   щеку,   я  проскочил  в  комнату  и  присел  на  стул  у  компьютерного  стола. 
   Я   выдвинул   нижний  ящик  стола  и  начал  лихорадочно  выбрасывать  из  него  все,  что  там  было:  бумаги,  фотографии,    рекламные  проспекты.
   И  наконец-то  я  облегченно  вздохнул:  на  самом  дне  лежала   моя наваха  с  кровавой  рукояткой.  Сердце  мое  забилось  ровнее,  я  поднял  голову,  увидел  Нику,   широко  раскрытыми  глазами  смотревшую  то  на  меня,  то  на  нож,  и  улыбнулся  ей.
    -  Все  в  порядке,  Ник.   Давай  пить  чай.   С  коньяком.
  Она  убежала  на  кухню,  а  я  стал  водворять  на  место выброшенные   на  пол  вещи.
   И  тут  мой  взгляд  упал  на  большую  групповую  фотографию,   лежащую  на  паркете.     «Пионерский  отряд  школы  №1,  завоевавший  право   носить   имя   Павлика   Морозова»,  -  прочитал  я  надпись  вверху.  Я  нашел  на  фотографии  себя,  своих  друзей  Сашку  и  Наташку,  нашего  вожатого  Валеру    Кавтарадзе,  а  рядом  с  ним…
   Рядом  с  ним,  гордо  подняв  вихрастую  голову,  стоял…  Борис  Иванович  Варновский,    только  лет  так  на  двадцать  пять  моложе.

   И  я  вспомнил…
               

                ОТСТУПЛЕНИЕ   ВТОРОЕ.   
 
   Боря  Варновский  был  в  нашей  школе  председателем  совета  пионерской  дружины.  Должность  эта   (а,  может быть,  звание,  или  общественное  поручение,  -  я  не  знаю),  -  была  очень  почетной.  Как  тогда  говорили:  номенклатура  райкома  комсомола.   Короче,  вожак  всех  школьных  пионеров.  Для  рядовых  красногалстучников  он  был  почти  что  недоступен. Мы   видели  и  слышали  его  только  на  сборах  дружины,  да  еще  во  время  традиционных  школьных  праздников:  первый  звонок,  последний  звонок, ну и  всё  такое  прочее.
   Но  мне  пришлось  познакомиться  с  ним  поближе,  причем  при  весьма  неприятных обстоятельствах.   Дело  было  так…
  У  нас  в  коридоре  стоял  бюст  Леонида  Ильича  Брежнева.  Когда-то давно,  во  время  войны,  в  нашей  школе  был  госпиталь,  и  фронтовой  комиссар  Брежнев  посетил  здесь  своих  раненых  товарищей.  Поэтому  уже  два  года    пионерская  дружина  нашей   школы  боролась  за  право  носить  его  имя.  Но  нам  всё  время  не  хватало  каких-то  показателей,  и  это  торжественное  событие  постоянно откладывалось.
  Это  я  рассказал  так,  между  прочим,   а   главное  здесь  то,  что  в  коридоре  второго  этажа,  прямо  против  кабинета  директора  стоял  бюст  Леонида  Ильича.
  В  тот  день  нас  почему-то  раньше  отпустили  с  урока  физкультуры. Причем  наш  физрук  Владимир  Митрофанович  отпускал  нас  небольшими группами  по  два – три  человека,  чтобы  мы  не  мешали  своим  криком  проводить  другие  уроки.
  В коридоре  только  что  натерли  паркет,  и  было  здорово  прокатиться на  нем, набрав  разгон  от самого  спортзала.     Я  разогнался,    заскользил,   обувь  для  этого  у  меня  была  отличная  -  спортивные  тапочки  под  названием  «чешки»,  но,  вероятно,  пол  был  натерт  неравномерно,  и  меня  повело  в  сторону,  прямо  на  бюст  Генсека.
   Я  грохнулся  о его  деревянный  пьедестал  всем  телом,  бюст   оторвался  от него,  и  на  мое  счастье,  а  может  быть,  беду  упал   в  кадку  огромного  фикуса,  стоявшего  рядом.  Причем,  бюст  упал  не  на  землю,  из  которой  рос  фикус,  а  застрял  среди  его  широких  листьев.
  По  существу,  ничего  страшного  не  случилось:   бюст   был  цел – целёхонек,   нисколечко  не  запачкан,  тумба,   на  которой  он  стоял,  даже  не  упала.    Все  было  окей,   как  говорят  сейчас,  если  бы  не одно  обстоятельство:  меня  разобрал  смех!
 Дело  в  том,  что  вид  у  Леонида  Ильича  среди  листьев  фикуса  был  презабавный:  так  как бюст  был  покрыт  бронзовой  краской,   он  напомнил  мне  индейского  вождя  Оцеолу,  который  высматривает  своих  бледнокожих  врагов  на  тропе  войны,  выглядывая  из  зарослей  секвойи. 
  Я  хохотал  от  всей  души,  к  тому  же  позволяя  себе  еще  указывать  на  Генсека  пальцем,  когда  дверь  директорского  кабинета  распахнулась,  и  на  его  пороге  стал  сам  Зелимхан   Аскерович  Бабуев,   известный  под  прозвищем  «Абрек».  Он  взял  меня  крепко  за  ухо,  сопроводил    таким образом  в  кабинет,  где  поставил  в  угол,   рядом  с  вешалкой.
  -  Ну,  что,  -  сказал  он,  -  доигрался?
   Я  уже  раз  побывал  в  его  кабинете,  застигнутый  за  игрой  в  карты  на  лестничном  пролете,  ведущем  на  чердак.  Вероятно,  сейчас  он  вспомнил  о  том  эпизоде   из  моей  школьной  жизни,  и  это  воспоминание окончательно  убедило  его  в  том,  что  перед  ним  неисправимый  рецидивист.
  -  Что  будем  делать,  молодой  абрек? - спросил  он  меня   грустно.  Именно  за  частое  употребление  этого  словосочетания  он  и  получил  свое  прозвище.  -  Ты  пионер?
  -  Да, -  ответил  я  и  чихнул:  пальто  на  вешалке  нестерпимо  пахло  нафталином.
  -  Вот  видишь  -  правда,  -  директор  по-сталински  взмахнул  рукой,  в  которой   не хватало  только  трубки.  -  Правда  в  том,  что  ты  -  плохой  пионер,  если  позволяешь  себе  смеяться  над  такими  людьми  как  Леонид  Ильич  Брежнев.
  -  Да  я  не  над  ним  смеялся,  -  попытался  оправдаться  я.
  -  Понятно,  ты  смеялся  над  фикусом, -  без  намека  на  юмор  проговорил  директор.  -  Стыдно,  Старков,  надо  уметь  признавать  свою  вину  и  стараться  загладить  ее.  Отличной  учёбой  и  примерным  поведением.
  С  минуту  он  молчал,  вероятно,  обдумывая,   как  примерно  наказать  меня,  потом  сказал:
  -  Ну,  что  же,  если  ты  пионер,  то  пусть  пионерская  организация  и  решает  твою  судьбу.               
  На  следующий  день  к  нам  в  класс   пришел  наш  вожатый  Валера  Кавтарадзе,  который  был  учеником  десятого  класса,  и  сказал,  что  меня  вызывают  на  совет  дружины.  Он  уже  знал  о  случившемся  и  смотрел  на  меня,  как  на  декабриста,  идущего  на  казнь.  На  мой  вопрос о  возможном для  меня  наказании  он  мрачно  ответил:
  -  Выпрут  из  пионеров,  я  думаю.  Всё-таки  ты  не просто  рядового члена  Политбюро  уронил,  а…   сам  понимаешь.
  Заседание  совета  дружины  было  мероприятием  плановым  и  не  таким  уж  частым.  Мне  пришлось  ждать  его  целых  десять  дней,  и  каждый  из  них  был  для  меня пыткой.
   Я  с  ужасом  представлял  себе,  как  на  общешкольной  линейке  в  спортивном  зале  с  меня  будут  снимать  пионерский   галстук. На  меня  будет  смотреть  вся  школа,  любимые  и  нелюбимые  учителя,  мои  лучшие  друзья   Сашка  и  Наташка,  которые,  наверное,  скажут  про  себя:  «С  кем  только  мы  связались!»  А  уж  следующий  день,  когда  я  приду  в  школу  без  галстука,   я  и  представить  себе  не  мог.   Это  было  настолько  нереально,  что  у  меня  не  хватало  воображения.
   Долгими  бессонными  ночами  я  думал  о  том,  как  избежать  этого  страшного  позора,  но  -  увы!  -  ничего  спасительного  придумать  не  мог.
  Тогда  у  меня,  впервые  в  жизни,  мелькнула  мысль  о  самоубийстве.  Я  перебрал  в  голове  все  виды  самовольного  ухода  из  жизни  и   остановился  на  самом,  как  мне  казалось,  романтическом  и  отважном.
  Рано    утром,  когда  город  будет  только  просыпаться,  я  приду  на  набережную  у  летнего   концертного  зала.  По  одному  из  волнорезов  я   приближусь   к  бушующему  морю.  Я  возьму  камень  и  положу  под  него  записку  следующего  содержания:  «В  моей  смерти  прошу  никого  не  винить.  Вас,  Зелимхан   Аскерович,  я  уважал  до  последней  минуты  моей  короткой  жизни.  Прошу  считать  меня  пионером.  Слава  КПСС!  Евгений  Старков».
  Стоя  лицом  к  восходящему  солнцу,  я   повяжу  красный  галстук,  отдам  пионерский  салют  и   брошусь  в  бурлящее  море,  и  пенные  волны  скроют  меня  навечно. 
  На  этом  месте  я  вытирал  скупые  и  быстрые  слезы,  а  дальше  наступал  апофеоз  торжества   и  мщения.
 Умные  люди,  конечно,  поймут,  почему  я  упомянул  в  своей  предсмертной  записке  имя  директора  школы.   Отныне  он  будет  окружен  всеобщим  презреньем  и,  посыпав  пеплом  голову,  будет  скитаться   по  городам  и  весям  Черноморского  побережья,  нигде  не  находя  себе  пристанища. 
   На   траурной  панихиде  наш  вожатый  Валера  сквозь  слезы  скажет: «Он  был  настоящим  пионером,  как  Павлик  Морозов!»    И  наш  отряд  будет  бороться  за  право  носить  мое  имя.  И,  чем  черт  не  шутит,  быть  может,  мой  бюст  будет  стоять  рядом  с  бюстом  Генерального  Секретаря.
   Идея  о  самоубийстве  в  бурных  водах  Черного  моря  становилась  такой  навязчивой,  что  я  начал  обходить  набережную  стороной.
   К  моему  счастью,  и  в  то  же  время  к  огромному  огорчению,  тот  день  настал.
   Совет  дружины  заседал  в   школьном   музее  боевой  славы.  Со  стен  на  меня  смотрело  не  менее  десятка  Героев  Советского  Союза,  которые  родились  и  выросли  в  нашем  городе.  В  их  взглядах  я  читал  немой  упрек и  презренье  к  человеку,   посмевшему  поднять  руку  на  самого  уважаемого  человека  в  стране,  а,  может  и  во  всем  мире.
   Передо   мной,  за  длинным  столом,  покрытым  красной  суконной  скатертью,  под  портретом  октябренка  Ленина  сидели  члены  совета  дружины.  Их  выбирали  по  одному  от  каждого  пионерского  отряда,  а  так  как  наша  школа  была  очень  большая  и  занималась  в  три  смены,  то  мне  противостояла  целая  армия  этих  самых  членов,  причем  настроенных,  как  я заметил,  весьма  агрессивно.  Посередине  сидел  прилизанный  и  ухоженный  мальчик,  всем  своим  видом  демонстрировавший  истину,  заложенную  в  лозунге  «Пионер  -  всем  ребятам  пример».   Он  открыл  лежавшую  перед  ним  папку  и четко  произнес:
   -  Разбирается  поступок  пионера…
   Не  знаю  почему,  но,  рассказывая  потом  своим  друзьям  о  ходе  этого заседания,  я  всегда  заменял  эти  слова, интерпретируя  их  так:
   -  Слушается  дело…
   Я  не  буду   описывать  здесь   ход  этого  самого  позорного в  моей  жизни  заседания.  Скажу  лишь,  что  каждый  из  присутствовавших  считал  своим  долгом  заклеймить  меня  и  показать,  что  мне  не  место  рядом  с  ними.
  После  дебатов  наступило  долгое  и  тягостное  молчание.
  -  Какие  будут  предложения?  -  наконец  спросил  председатель.
   Верзила,  сидевший  по  правую  руку  от  председателя,  видимо  его  заместитель,  предложил  исключить  меня  из  пионеров.       Девочка  в  розовых  бантиках  попросила  вынести  мне  выговор  с  занесением  в  личное  дело.   Больше  предложений  не  поступало,  и  снова  все  надолго  замолчали.
Потом  неожиданно  председатель  мягко  стукнул  по  столу  ладонью, (жест,  явно   слизанный  у  кого-то  из  номенклатурных  взрослых)  и  возмущенно  сказал:
   -  Не  понимаю   я  этой  мягкотелости,  Семикина.  Пионер  Старков  устраивает  в  школе  среди  бела  дня  комедию  с  бюстом  Генерального  Секретаря  ЦК  КПСС,  а  ты, -  он  явно  передразнил  ее,  -  «выговор  с  занесением»!   Да  над  нами  старшие  товарищи  из  райкома  комсомола  смеяться  будут!
   Он  задумался,  скрестив  руки  на  груди,  затем  резко  встал  и,  чеканя  каждое  слово,  произнес  свой  вердикт:
  -  Я  предлагаю  вынести  ему  строгий   выговор  с  занесением  в  личное  дело,  и  то  при  условии,  что  он  осознаёт  всю  тяжесть  своего  поступка.
 -  Ты  осознаёшь?  -  заверещала  розовая  девочка.
 -  Осознаю,  -  пробормотал  я,  не  веря  своему  счастью.
 -  Ну,  что  же,  -  сказал  председатель,  -  приступаем  к  голосованию.
  Не  надо  видимо  говорить  здесь,  что  большинство  проголосовало  за  предложение  председателя  совета  дружины.
   Через  минуту  после  объявления  результатов   голосования  комната  опустела.  В  ней  оставались  только  я  и  Борис.  Теперь  про  себя  я  называл  его  только  так.
   -  Поздравляю,  -  сказал  он,  протягивая  мне  руку.
    Я  крепко  пожал  ее   и  ответил:
  -  Спасибо!
  -  Да  что  там,  -  Борис  небрежно  махнул  рукой,  -  мне  их  убедить  -  раз  плюнуть.  С  директором  труднее  было.  Я  ему  целый  час доказывал,  что ты  никакой  не  злостный…
 Я  чуть  не  поперхнулся  собственным  дыханием:
 -  Так  ты  что  -  все  заранее?…
 -  Конечно,  -  легко  бросил  он,  -  а  ты  как  думал?  Сегодня  встретился  с  Абреком,  поговорили  о  тебе,  поспорили.  Парторг  тоже  была.  Наталья  Анатольевна,  наша  математичка.  Та  тебя    с  потрохами  сожрала  бы,  принципиальная  до  чертиков.   Но  потом  увидела,  что  директор  под  моим  давлением  на  попятную пошел,  и  тоже  сменила гнев  на  милость.  Она  его  малость  побаивается:  возьмет в  часах  урежет,  вот  тебе  и  вся  принципиальность.      Ну,  бог  с  ними.  Ты  где  живешь?
 -  На  Тоннельной.
 - А  я  рядом,  на  Дзержинского.  Ты  подожди  меня  минутку,  вместе  пойдем. 
 Он  аккуратно  сложил  все  бумаги,  запер  их  в  шкафу  и  мы  вышли  в  коридор.  На  улице  уже  давно  стемнело,  в  школе  царил  полумрак.  На  весь  коридор  горела  одна  лишь  лампочка,  как  раз  у  злополучного  бюста  напротив  кабинета  директора.
 Борис  подошел  к  его  двери,  подергал  за  ручку:  дверь  была  закрыта.
 -  Ушел  уже,  -  почему-то  шепотом  сказал  Борис,  но  с  места  не  стронулся.  С  минуту  он  о  чем-то    напряженно   размышлял,  затем  неожиданно  спросил:
 -  Слушай,  а  над  чем  ты  тогда  так  дико  ржал?  Ну,  когда  бюст  загремел?
 Я  улыбнулся,  вспомнив  над  чем:
 -  Понимаешь,  об  этом  рассказать  невозможно,  это  видеть  надо.
 -  Ну,  так  покажи.
 - Да  брось  ты,  разве  можно,  -  я  боязливо  огляделся  вокруг.
 -  А  чего?  -  не  унимался  Борис.  -  В  школе  кроме  нас  никого  нет. А  я  что  -  тебе  или  себе  враг?    Давай,  показывай.
  Это  уже  было похоже  на  приказ.
  Я  осторожно  снял  бюст  с  тумбы  и  водрузил  его  между  двумя  широкими  листьями  фикуса.  Борис  подслеповато  вгляделся  в  получившуюся  композицию,  потом   подбежал  к  электрораспределительному  щитку,  дернул  какой-то рубильник,  и  яркий  свет  залил  весь  коридор.
 И  тут  Бориса  стало  трясти от  смеха,  причем  раз  в  десять  сильнее,  чем  трясло   меня  в  тот  злополучный  день.
  Громкий  смех,  казалось, заполнил  всю школу,  еще  чуть-чуть  и  он  выльется  на  улицу,  окутает  весь  город…
  В  это  время  сзади  нас  щелкнул  замок,  и  что-то  зашелестело,  словно  крылья  птицы,  несущей    беду.    Мы   оглянулись…
   В  дверях  своего  кабинета  стоял  директор  школы  Зелимхан  Аскерович  Бабуев,  по  прозвищу  Абрек…
 …  Через  неделю  в  нашей  школе  был  новый  председатель  совета  дружины.  Но  мне  это  было  до  лампочки,  так  как  я  уже  не  был  пионером.