Советская граница и жизнь под замком - 7

Дрейк Марк
ВНЕШНИЕ КОНТАКТЫ И СНОШЕНИЯ

Небольшое вступление перед темой о контактах и внешних сношениях.

Энно Таммер: (1960 г.р)
Такое ощущение, что чёрно-белый экран телевизора внезапно начал показывать цветную картинку. Это случилось после того, как мастер поставил в телевизор "примочку", которая чудесным образом принесла финское телевидение на твой экран. Эту примочка (финский блок) нашла своё место во многих, а может и во всех, телевизорах в северном районе Таллинна.

А теперь моё отступление. Я помню это время, когда и в мой телевизор мастер поставил этот блок и финское телевидение ворвалось в мой дом своими звуками. До этого я смотрел только чёрно-белую картинку. Но после блока всё менялось. Щелчок тумблера на задней стенке телевизора превращал просмотр телевизора хоть и на непонятном,чужом языке, в лучший кинотеатр мира. В чём работа блока? Советские телевизоры были ориентированы на систему СЕКАМ, а финское телевидение на систему ПАЛ. Вот и вся задача. (переводчик)

"Ого! У тебя нет финского блока?!" - большо ударяла в 70-х удивляюще-оценивающее предложение. Какой стыд!! Хоть провались сквозь землю. У всех же есть. это звучало так же само и пригинало самолюбие человека к земле, как в начале 1990-х звучала фраза: "Как? Ты ещё не ездил в Финляндию?!!"
В зависимости от погоды можно было было и без блока увидеть туманную и трещащую финскую картинку на своём экране и пока не было блока я так и смотрел эту картинку. Но чудесный блок есть чудесный блок. Теперь я могу не только смотреть но и вставлять свои комментарии, когда на посиделках обсуждали ( по моему не только финское телевидение но и саму Финляндию) увиденные фильмы, программы и рекламы. При отсутствии блока чувствовал себя в компании немного дураком, вроде что то видел но толком с другими об этом поговорить не можешь.
Установка блока была отдельной услугой, которая была более полуофициальной чем официальной. Поэтому и очень интересно, что власти ЭССР не предпринимали ничего, чтобы помешать устанавливать (или запретить) эти блоки. Никто эти блоки не конфисковал и не приобщал,как вещественное доказательство, о влиянии вражеской пропаганды. Почему? Почему в ЭССР было разрешено гражданам смотреть эту вредную идеологию, просмотром которой граждане занимались практически круглосуточно?
Я не нахожу этому какое либо разумного обяснения. Возможно сами партийные руководители после тяжёлого рабочего дня и напряжного построения коммунизма, хотели вечерком отдохнуть, наблюдая по телевизору заграничную жизнь. Вожможно это было из за особых отношений между Финляндией и Эстонской ССР.
Естественно в то время я не забивал свою голову такими глобальными вопросами и поисками ответов.
С чёрно-белого экрана на нас струилась цветная жизнь. Заграничная жизнь. Заграничные люди. Фильмы, сериалы. Йто было нечто большее, чем "Ставка больше чем жизнь " с капитаном Клоссом на советском экране, "Семнадцать мгновений весны" или "Четыре танкиста и собака".
Впервые увидели обнажённых женщин. Если бы кто то в то время замерил степень просмотра, то с уверенностью можно сказать, что пришедший к насм из финского телевидения эротический фильм "Эммануэль" точно бы вошел в рейтинг самых смотримых фильмов 20-го века на верхнюю строчку. Так много обнажёнки даже для финнов того времени было много.

Отступление: это я с уверенностью могу подтвердить. Мне было тогда 14 лет, когда по финскому телевидению показали "Эммануэль". Программу передач финского телевидения доставляли в Эстонию моряки, ходившие в Финляндию. Потому о фильме уже все знали за месяц до показа. Так вот, в вечер показа, а фильм начинался по нашему времени где то в 22.00, город вымер. Даже собаки не бегали, машины не ездили. Полная пустота!!! И так было в течении всего показа. Зато, кода фильм закончился, из всех подьездов домов повалили толпы, шумно обсуждающие увиденное. Это был первый шок!! такого я (мы) никогда не видели. В квартире, где мы смотрели фильм, набилось человек 25-30. седели и лежали , как селёдки в банке. И полная тишина, когда Сильвия Кристель обнажалась, только сопение от тестостерона, бьющего в мозг (и не только !!). Сейчаас "Эммануэль" покажется лёгкой эротикой, но тогда это было просто бомба!! (переводчик).

Реклама. Сейчас чувствуешь приторный вкус, когда начинается рекламная пауза. пальцы судорожно начинаю переключать кнопки каналов на пульте. Но тогда...Смешно заметить, но было время, когда только рекламу и ждали, поскольку откуда то доносился вопрос: "А ты по финнам эту ( и добавлялось конкретно какую!) рекламу видел?" Так вот многие смотрели финское телевидение только из за рекламы. В магазине то колбасы каждый день не было. А в финской рекламе была.
Что же ещё? так, остальное. Документальные кадры, которые не показывало советское телевидение. концерты. Live-концерты. Евровидение. Всё это видели до того, как Эстония туда попала..
Спорт.По субботам игры английской высшей лиги. конечно спорт. Мой любимый. показ из Финляндии. Чтобы быть в курсе спортивных событий.
И новости. Ценность этой правды я осознал только годы спустя с того волшебного момента, когда в телевизор моего детства поселился жить волшебный финской блок.
В финских новостях был свой определённый смысл. Финские новости говорили о том, что происходит в Советском Союзе и Эстонской ССР. Что в нашу сторону пришло радиоционное облако из Чернобыля. это было больно слышать. Мы опоздали. Мы не могли ничего бояться, потому что не знали чего (бояться). Если у какого либо ребёнка вылезла болезнь, это может быть влиянием Чернобыля, так говорили врачи.
Финские новости рассказали нам, что какой то немецкий мальчишка по имени Маттиас Руст пролетел полСоюза и приземлился в Москве на Красной площади. Это была весёлая новость. Действительно весёлая.Руст как бы доказал на своём маленьком самолётике, что эта красная империя уже не имеет своих сверхохраняемых границ.
Да,да, вдрыг выяснилось, что действительно есть другой мир с другими людьми, которые живут другой жизнью, потребляют другие товары, носят другую одежду, пьют другие напитки, думают другие мысли, говорят на другом языке другие разговоры.
Этот другой мир за границей. В Финляндии.
Не думал и не мог себе представить, что когда нибудь попаду в тот другой, заграничный мир. Но тот блок, который в телевизоре, постоянно делал иллюзию, что я уже там. Чтобы быть там, нужно было знать язык. Финский язык я не учил, но к концу средней школы было чувство, что могу свободно общаться с финнами на финском языке. Постоянный просмотр финского телевидения что то оставил из языка в памяти. Сейчас, к сожалению, уже позабылось.
Для советского ребёнка (позже подростка) сначал были важны краски заграницы,разноцветность, болтовня, влыбки на свободных лицах, запахи,прикосновения.И к этому подвигал советских детей даже чешский лунапарк, каждый год приезжающий на певческое поле.
Ну и,конечно, гостиница Виру!!! какие запахи там витали!!
Сейчас я знаю, что это были запахи табака, алкоголя, кофе еды. Во время средней школы я кайфовал от этих запахов, это было что то необычное, запахи другого мира.
Об остальном. Я думал, как вокруг Виру могут виться чёрт знает кто? Эти "они" только что получили от приехавших для осмотра достопримечательностей финских туристов, за бутылку водки хорошие джинсы и теперь пытаются продать мне эти джинсы за деньги. таких жуликов там было много. И чем больше я видел экскурсионных автобусов, с туристами которых совершался такой товарообмен,тем больше их появлялось. Такая вот школа первого бизнеса была в советское время. И нет причин злиться. Некоторые из тех позже стали известными бизнесменами. Накоторых поглотила преступность, некоторые свернули не на ту дорогу,которая привела к тюремному маршруту.
О вирусских проститутках я ничего не скажу. Не имел чести близко быть знакомым. Но на глаза они попадались часто.
я видел весь процесс закладки и строительства символической гостиницы, от фундамента до отделки. Это было что то. Строители действительно работали. После работы они наводняли старый город. Немного пива, лёгкий флирт, контроль слабости резинок брюк советских женщин. Утром снова на работу. И кгб-шники, следящие за ними.
Помню угрюмые лица строителей, когда горела в декабре 1969 года полупостроенная гостиница. Я был тогда 9-и летним. самое время, чтобы тайком крутиться вокруг сгоревшего строительного обьекта.

Нейтрализация влияния телевидения на граждан.

В интересах истории надо заметить, что бюро ЦК КПСС ЭССР в апреле 1982 года обсуждало "Нейтрализацию влияния телевидения на граждан и общество". Несколько месяцев спустя, в июне, приняли "для нейтрализации влияния" решение бюро. К примеру: руководящие коммунисты ЭССР потребовали, что в мастерских и магазинах запретили монтировать в телевизоры звуковые блоки для финского телевидения. Хотели запретить установку мощных антенн на крышах зданий. разрешено было смотреть только советские каналы. В действительности всё осталось по старому, то есть влияние телевидения на граждан продолжилось. Население ЭССР и сами телемеханики на приняли во внимание решение бюро. А компартия почему то не приняла всерьёз, что граждане не приняли её решение по настоящему.


Кекконен ледоколом взломал отношения


Как многие до меня и как имногие после меня не могут отрицать тот факт, когда финский президент Урхо Кекконен, как ледокол, взломал своим визитом в марте 1964 года отношения между Финляндией и Эстонской ССР.
К официальному визиту Кекконена в ЭССР можно добавить, что это был первый визит лидера западной страны в Эсср после Второй мировой войны. И ещё можно добавить, что в течении длительного времени это был первый и единственный визит лидера западной страны.
Я даже не знаю, что бы вспоминал я и многие другие,если бы Кекконен не посещал ЭССР и не построил своим визитом мост между западным,свободным миром и закрытой границей Эстонией.
До официального визита Кекконена граждане Финляндии приезжали в ЭССР только через Ленинград. Финнов, интересующихся Таллинном, было достаточно много. В группы, посещающие ЭССР входили в основном представители компартии и профсоюзов Финляндии а также представители лютеранской церкви.
Но после официального визита Кекконена...
Но,естественно, после визита не сразу всё изменилось, как по мановению руки, время, в котором изменились списки приезжающих, было достаточно длинным. Поскольку уже произошедшее изменения тянуло за собой необходимое следующее.
Возьмём, к примеру, создание паромной линии Таллин-Хельсинки, о которой очень много говорилось и фоном открытию которой и явился визит Кекконена.
Утверждают, что возможность визита связана с тогдашним главой СССР Никитой Хрущёвым.
С Хрущёвым Кекконен годами поддерживал между двумя странами "тёплые, дружеские и добросеседские отношения." Между протокольно-дипломатическими отношениями Никита и Урхо выпивали, парились в бане и вместе ходили на охоту и рыбалку. Кекконен называл Хрущёва своим хорошим другом.
Разрешение на посещение ЭССР финский президент просил ещё в 1958 году, во время официального визита в СССР. Никита и Урхо в то время, можно сказать, ещё не окончательно подружились. СССР не видел причины почему финский президент должен посещать отдельную республику СССР.
Почему, это интересный вопрос. Также как и вопрос, почему он хотел приехать именно ( и только ) в Эстонскую ССР. Возможные ответы прячутся в последующих оценках результата визита Кекконена. Оценки были разные: из крайности в крайность. (Мы доберёмся до оценок позже.)
Меня волнует то, не могли ли это быть угрызения совести??
Среди политиков, лавирующих туда-сюда в отношениях с СССР в послевоенное время, Кекконен был одним из тех, на кого можно было показать пальцем - виновен в том, что беженцев из СССР в Финляндию через границу выдавали обратно советским властям. После войны и в начале 50-х это выдача сравнивалась с высылкой на смерть.
Может он приехал, в своём роде, заплатить по долгам? Заплатить вперёд, поскольку и далее, даже после визита в 1964 году, беженцев по прежнему выдавали обратно.
Во всяком случае финский президент не приехал именно для того, чтобы быстрее открыть паромную линию и запустить для эстонцев рейсовый корабль. Такую легенду выдвинул знаток эстонско-финских отношений, соавтор Кулле Райга, написавшего книгу о Кекконене.
В Таллине Кекконен дал единственное интервью тогдашенму председателю теле-и радиокомитета ЭССР Энделю Яаанимяэ.
"В последние года мы сделали большие шаги по оживлению процесса обмена туристами между Финляндией и Советским Союзом. Тысячи финских туристов ежегодно посещают Ленинград и более дальние области. Конечно, очень бы хотелось, чтобы туристы имели также возможность передвигатся между Финляндией и Эстонской ССР. Это всё облегчило и ускорило передвижение туристов между нашими странами."
Но о чем говорил финский президент с глазу на глаз с руководителями ЭССР, когда они парились в бане и чокались стопками водки в Кяярику, так достоверно в документах не зафиксировано.
Можно предположить, что тема организации сообщения между Финляндией и ЭССР поднималась неоднократно и процесс потихоньку пошел, бродя по лабиринтам бюрократии советских властей. ясно, что желания и возможностей компартейцев ЭССР было мало для полного решения по этому вопросу. Решала Москва, решал Кремль. Но для ускорения отношений , для открытия линии Таллинн-Хельсинки в скором времени была надежда, ведь Никита и Урхо были друг другу побратимы.
Но в октябре 1964 года компартия убрала хорошего друга Никиту Хрущёва и на арену вступил Леонид Брежнев.
Кекконена поставили в замешательство, ведь он годами играл в политические игры "для пользы" с Никитой Хрущёвым. Он не знал об отношениях Леонида Ильича с Никитой, побратимом финского президента. Он не знал, надо ли для "тёплых, дружеских и добрососедских отношений" начинать всё сначала.
Новые и старые советские правители решили , что будет мудрее продолжать те же отношения, которые построил Хрущёв и не только дипломатические, но и отношения "без протокола".
В декабре 1964 года Финляндию посетил тогдашний председатель Верховного Совета СССР Анастас Микоян. В феврале 1965 года Брежнев прогласил Кекконена в Кремль. Утверждают, что во время обеих визитов обсуждался вопрос открытия морской линии Хельсинки-Таллинн. По оценке Кулле Райга именно эти две встречи решили открытие линии между Таллином и Хельсинки.

Решение о непредсказуемм открытии прямой линии между капиталистическим государством ( а Финляндия являлась таковым) и одной из республик Советского Союза, случилось в благоприятный период времени. Советская власть наконец то дошла до понимания,что в дополнение к жвачке, которую советские дети выпрашивали на улицах у туристов, заграничные туристы привозят сюда деньги,твёрдую валюту. Валюту, которая не прячется у народа, а вся уходит в государственную кассу.
Это было прагматическое решение, что начавший развиваться во второй половине 1950-х заграничный туризм (конечно, под бдительным надзором) является не только идеологией но и хорошим бизнесом. Прибыльным и выгодным бизнесом для Советского Союза. Заграничные туристы платят, и не мало, за своё желание посетить СССР и оставляют во время посещения свои деньги, и не маленькие.
Ну, подумайте, как ещё можно соеденить бизнес и идеологию!!
Совестский Союз берёт с них деньги и в то же время влияет и обрабатывает туристов. СССР получает ихние деньги и не теряет надежды,после тотальной обработки красной пропагандой, кто то из них перейдёт в так называемую советскую веру. Если не получится будет хорошим результатом уже и то, что когда туристы вернутся домой, то посоветуют своим друзьям-знакомым посетить Советский Союз. И тогда СССР снова получит свои деньги и возможность новой пропаганды.
Так что если у сотен финнов есть желание приехать через залив в Таллинн (всё равно по каким делам и с какими мыслями) и привести в СССР свои марки (финские деньги) , то почему бы эти деньги и не взять. Паромная линия, открывающаяся между Таллином и Хельсинки принесёт прибыль и в этом позже никто не ошибся.
Вторым фактором открытия линии стало послабление политического климата.
В Кремле удачно призошел очередной политический переворот, но новый брежневский стиль правления ещё не успел сломать ту политическую оттепель, потепление отношений (или по крайней мере внешнее чувство) начатую Хрущёвым. Что представлял из себя брежневский стиль правления увидели в 1968 году в Чехословакии. Но во время Пражской весны паромы на линии Таллин-Хельсинки удачно курсировали уже третий год.
НО Райг, к примеру, сомневается, что после восстановления танками социалистического порядка в Чехословакии в 1968 году, паромная линия открылась бы так быстро,а не отложилась бы на неопределённое врея. С ним в этом трудно спорить.
Если согласится с Кулле Райгом, то возникает вопрос: если бы паромная линия не открылась до вторжения советских танков в Чехословакию в 1968 году, то когда бы это сделали после?
Я думаю, что не раньше, чем в 1980 году. В то время, когда во время Олимпиады в Москве в Таллине проходила парусная регата и по причине которой СССР просто был обязан открыть эту линию для иностранных спортсменов и туристов. Для торжества советского триумфа в то время открытие линии Таллинн-Хельсинки было бы то, что надо.
Но история повернулась так, что в 1965 году на самых высоких уровнях советской власти было принято решение о открытии морской линии Таллинн-Хельсинки.
В таллинском порту, где сейчас находится А-терминал, был построен небольшой павильон, в котором было тесно, как в куриной клетке. Советская таможня, пограничники и КГБ перебрались туда в горовности обслуживать пассажиров, точнее быть готовыми держать под контролем все возможные отношения и внешние контакты.
7 июля 1965 года произошла официальная церемония открытия. Утром из ЭССР в сторону Хельсинки вышел пароход "Ванемуйне". На борту корабля приветственно махали первый секретарь городского комитета КПСС Вайно Вяльяс, таллинский мэр Йоханнес Ундуск и начальник Эстонского морского параходства Модест Кябин.
На следующий день в терминале Олимпия на "Ванемуйне" для ответного визита взошла представителькая делегация финнов во главе с министром иностранных дел Ахти Карялайненом и вицеспикером парламента Пааво Айтогом. В числе других был сын президента Кекконена и депутат парламента Матти Кекконен.
9 июля 1965 года финский корабль "Велламо" привёз в Таллинн первых туристов, простый граждан. Прибыло первые 200 финских туристов.
Так это началось. Другие люди из другого, заграничного мира, привыли в Эстонскую Советскую Социалистическую Республику. Напрямую, быстро и, для того времни, массово. С другим сознанием и с другими мыслями. Вместе с другими товарами.
Советская таможня, пограничники и КГБ показали себя с лучшей стороны, делая переработку, чтобы защитить, не пропустить это другое мышление и сознание, но всё таки в нас и до нас дошёл и впитался тот, другой мир.
Жевательная резинка, пластиковые пакеты, пластинки, кассеты и так далее. В наш коммунизм ворвались со своими товарами первые капиталисты.
И книги, журналы, газеты. И живые контакты. И так далее.
После открытия линии Таллинн-Хельсинки:
- в 1966 году запустили совместную телепередачу знатоков: "Naapurivisa".
- В мае 1967 года более 500 культурных деятелей из Эстонии посетили Хельсинки на неделе культуры ЭССР в Финляндии.
- В 1969 году первые финские строители прибыли строить гостиницу "Виру", крайне необходимую для дальнейшего развития отношений.
И так далее.