По главной улице с оркестром часть5

Елена Вислова
Городской оркестр тем временем активно занимался постановкой детской фолк-оперы "Царевна-лягушка" совместно со знаменитыми на Алтае  "Песнохорками".
До сих пор не могу взять в толк,почему мы сыграли её только два раза?Ведь оба раза были полные залы!
Я получила ещё один уникальный опыт,поднялась ещё на одну ступеньку и впервые столкнулась с многообразием фольклёра.
Нынешние "Песнохорки",как я понимаю,делают ставку больше на ребятишек.Взрослый их состав,мне показалось,не так уж велик.Может быть поэтому оперу больше не пытались повторить.Не кем ставить.
Но тогда их было много.
Примечательно,что почти ни у кого из "Песнохорок" не было начального музыкального образования.В лучшем случае несколько классов музыкальной школы.Ольга Алексеевна Абрамова собирала под своё крыло молодёжь с народными голосами.А нотную грамоту они постигали уже прямо в муз.училище.Там для них даже специальное отделение было--народный хор.
Учились наскоками,потому что на концертах и гастролях были чаще,чем оба наши оркестра вместе взятые.Мы знали их только в лицо и видели только из далека.К описываемому времени "Песнохорки" с успехом катались не только по России,но и за рубежом,что делало их в наших глазах невероятными счастливчиками.Вам трудно будет понять,чем мы тогда восторгались.Но я пишу про время,когда границы  между мирами были открыты очень символически.Точнее будет сказать - приоткрыты.И любой выезд за границу--куда угодно!--считался попаданием в рай.
Абрамова--женщина невероятной обширности,как мне тогда казалось--при общем нищем существовании умудрялась всегда вглядеть на миллион долларов.На ней всегда было что-то яркое,красивое,но не вычурное.И наверняка не из наших магазинов.Где бы она ни появлялась,везде притягивала взгляды своим необычным нарядом.
Её "песнохоры" и особенно "песнохорочки" тоже казались мне очень красивыми.Запомнилась одна девушка.Я не помню её имени.В сказке она играла одну из невесток и была до того очаровательной,когда с задором и озорством пела:
"Пошла плясать-
Только пол трещит!
Моё дело молодое
Меня мать простит!"
Не высокая,ладная,в пёстром сарафанчике,с длинной косой и ямочками на щеках,она плыла по сцене,выстукивая дробь каблучками.И хотелось пуститься в пляс вслед за ней.
Роль оркестра в этой опере была несколько второстепенна.Мы были аккомпаниаторами и сидели почти за кулисами по обе стороны сцены,где происходило всё действо.Вот тут у меня была хорошая возможность слушать и смотреть.Что я  и делала с превеликим интересом.За достаточно короткое время спектакля "Песнохорки" продемонстрировали всю фольклёрную гамму.И протяжные,и плясовые,и игровые,и частушки и свадебные-величальные.
Основными зрителями,конечно,были дети.Вот на таких сказках и воспитывать бы в молодом поколении любовь к народному творчеству.Но,отыграв в родных Котельщиках два спектакля при полном аншлаге,больше мы этого почему-то  нигде не показали.Наша"Царевна Лягушка",увы, была похоронена  и забыта.

Лето пронеслось так стремительно,что я почти не успела его заметить.Июнь,как и все студенты,сдавала сессию,в июле поехала работать в пионерский лагерь муз руком.А в августе успела отдохнуть на море и размечтаться о Ташкенте.
В конце августа,перед Днём Города,Борисов собрал Городской оркестр,что называется,на перекличку.После лета,как после боя,многих не досчитались.Зато прибыло пополнение.Пришло много студентов.И теперь Городской оркестр мало чем отличался от Большого училищного.
Этот сезон оказался самым тяжёлым,интересным и можно сказать переломным,как для оркестра в целом,так и для отдельных его музыкантов.
Такого насыщенного событиями года,я больше и не припомню.
Четвёртый курс!Впереди ГОСэкзамены и выпускной.Работы прибавилось.Появились новые предметы.Педагогика и психология,которые преподавал нам далеко не психолог,директор муз.училища.Его познания в этом предмете ограничивались классификацией психотипов(или как это называется?):сангвиник,холерик и т.д.
Появилась ещё и пед практика,на которой я очень чётко осознала,что я кто угодно,только не учитель музыкальной школы!
Городской оркестр к этому времени выселили из Котельщиков.И выделили другое помещение: в солдатском клубе Лётного Училища,который располагался в бывшей Никольской церкви.Одни его двери выходили прямо на территорию училища,а другие на центральный городской проспектВполне в духе социализма,не правда ли?
Борисову,конечно,не нравилось всё это.Оркестр имел просто бешеную популярность в крае,мы всегда собирали полные залы.Ни одного свободного места!Но по статусу равнялись больше бродячей собаке,которая то в одном дворе поживёт,то в другом...Везде на подселении и всегда в неуверенности,что это на долго.
Аккустика в этом помещении,как и во всех храмах, была просто обалденная!Но использовать зал клуба,как зрительный было невозможно.Мы были только приживалками.К тому же ни раздевалки,ни туалета,ничего,что есть в любом самом задрипаном ДК города.Смешно сказать,сами мы в туалет бегали в соседний техникум.
Борисов отчаянно мечтал,что бы отношение властей к его оркестру изменилось.Он мечтал об оркестре,который будут знать на самых высоких уровнях страны,а не только в Алтайском крае.Об оркестре,у котрого будет свой зал,свой-особенный!-репертуар,свои звёзды!
После репетиции или концерта Евгений Иванович всегда говорил  оркестрантам "спасибо за работу",но жалел(про себя,конечно),что среди нас нет Цыганкова или Бакитко(виртуозы-народники с мировым именем).Он улыбался и жал руки солистам театра муз.комедии,которые с нами выступали,но на их месте мечтал видеть как минимум Хворостовского или Образцову.
Амбиции всегда двигают дело вперёд.Но жить с ними сложно.Борисов так стремился к своей мечте о профессиональном коллективе,столько усилий прилагал,что иногда походя обижал тех,кто  содействовал ему в этом как мог.
О нет!Я сейчас не про себя-любимую!Что  такое балалайка-секунда?Мелкая сошка!Хотя и без неё никак.Но есть ещё люди,которых в оркестрах принято называть "первыми скрипками".Без них музыки вообще не будет!А Борисов иногда в порыве эмоций довольно не корректно демонстрирвал,что они не очень вписываются в его мечты.Мол,с кем я мог бы работать!А с кем приходится?...Не открытым текстом,конечно,но смысл был понятен.Думаю,не ошибусь,если скажу,что отношения дирижёра со многими оркестрантами были довольно сложными.Пару раз на моей памяти ему пришлось извиняться.По настоящему,без сарказма.Потому что перед коллегами.Он хоть как от них зависел.
Положение спасало то,что половина оркестра--студенты,которые чуть ли не боготворили его не смотря ни на что.
И всё-таки,не восхищаться энтузиазмом  и целеустремлённостью Борисова было не возможно.Дирижёром он был талантливым ,даже гениальным.С этим не спорил никто,даже его недоброжелатели.Не ради собственной славы старался.Все это понимали.Может быть поэтому оркестр не развалился ещё тогда.
Для того,что бы к оркестру начали относиться серьёзно,мы должны были сыграть с артистами более высокого полёта.И они к нам поехали!
Но главной звездой нашего оркестра,которую мы возили на все концерты,как достопримечательность и визитную карточку Алтая была Карагыс Ялбакова.
Борисов называл её просто Лиза почему-то.Для простоты.
Её называли алтайским самородком.Не имея музыкального образования и не занимаясь специально постановкой голоса,Ялбакова выводила сногсшибательные соловьиные трели.Её песня "Бул-бул"(соловей в переводе с казахского)пользовалась оглушительным успехом.А ещё она замечательно пела песни народов мира.Индийские,вьетнамские,китайские.На этих языках соответственно.
Однажды у нас на концерте присутствовали японцы и Ялбакова спела японскую песню "Малыш" на их языке.Японцы аплодировали ей стоя.
Ну и конечно алтайские песни у неё были.Но вот как раз там мне не всё нравилось.
Были и другие артисты.Но моя память не сохранила их имён и лиц.Кого-то только по фамилии и вспромнила.Может быть потому что обладая красивыми голосами они были всё-таки....никакими.Вот к примеру Юрий Кашин,один из нынешних ведущих артистов театра муз комедии тоже с нами выступал.Но остался для меня человеком без лица.

Мы тут недавно с подругой смотрели шоу "Голос" и она всё время недоумевала,почему члены жюри отбраковывают певцов с хорошими академическими голосами?Да потому что важен не только голос.Важна индивидуальность,своя особенная энергетика и умение подать всё это.
Именно такие артисты запоминаются и становятся популярными.