Калужский край российская Рублевка 17-18 века

Игорь Горолевич
Иллюстрация:
Усадьба Авчурино известно с XV века. Принадлежало московскому воеводе князю Овца, боярам Хитрово, генерал - прокурору графу П.И. Ягужинскому, князьям Гагариным и Полторацким. Имение славилось своим образцово налаженным хозяйством. В разное время его посещали три российских императора (ожидаемый приезд Императора Петра I не состоялся) — Александр I, Николай I и Александр II. В усадьбе была обсерватория и знаменитая библиотека, в которой работал Н.М. Карамзин в пору написания «Истории государства Российского».


КАЛУЖСКИЙ КРАЙ – РОССИЙСКАЯ
«РУБЛЁВКА» XVII – XVIII ВЕКА



«Симпатичный кусок территории с чрезмерно уплотненной застройкой. И при этом крайне мифологизированный. По одним мифам – жизнь здесь – это символ успеха, по другим – пример дурновкусия».

Бывший глава администрации президента России А.К. Волин (апрель, 2009).

«Рублёвка» - неофициальное название местности к западу от Москвы вдоль Рублево-Успенского  шоссе, застроенной фешенебельными коттеджными поселками и резиденциями высших должностных лиц государства и российской элиты. Здесь - самая дорогая земля в Московской области и России. Административно-территориальной единицы «Рублёвка» не существует, однако термин, относящийся к данной местности широко применяется в быту, в СМИ, в художественной литературе и работниками агентств недвижимости.

Рублёвка - это дорого и престижно, это статусное место, где живут люди одного класса. Москва-река, сосновые леса, пересеченный ландшафт, сложившаяся инфраструктура городского уровня и высочайшего класса и относительная транспортная доступность. Сверх этого, можно добавить, что в этом районе живут люди примерно одного, высокого социального уровня и достатка.

В прошлом по нынешнему Рублево-Успенскому шоссе ездил на соколиную охоту царь Иван Грозный. Дорога считалась «царской», по ней совершали пешее паломничество в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород первые монархи из династии Дома Романовых: Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович. Позднее, Пётр I и Екатерина II продолжили эту традицию, а в XIX веке здесь были возведены два императорских имения Усово и Ильинское, известные как «государевы дачи». Учитывая престижность владения участками земли вблизи «государевых дач», здесь сразу же поселились 16 княжеских и 4 графских рода, в частности, Завьяловы, Юсуповы, Шуваловы, Голицыны и др.

После 1918 года дорога на Звенигород так и осталась «царской», только теперь «цари» были советские, партийная элита. Обжитое, красивейшее направление с множеством старинных усадеб не могло быть обойдено вниманием властимущих. И, как и в старой России, по традиции высший свет тянулся быть поближе к власти. Рублёво-Успенское шоссе стало местом государственных дач партийной элиты.

Новые, очередные изменения в государстве, новая волна элиты современной России облюбовала «царскую» дорогу, продолжив многовековую традицию… Жизнь на Рублёвке стала ассоциироваться с достатком, земли вдоль трассы возросли в цене и оставили позади все остальные районы ближнего Подмосковья. Появляются выражения «рублёвская жена», «олигарх с Рублёвки».

Почему же Калужский край в XVII – XVIII века мог с полным основанием считаться российской «Рублёвкой»?

Что же представляла собой Калужская земля? Почему сюда стекалась вся российская элита того времени?

История Калужской земли таит в себе множество тайн и загадок. Сегодня существует только обрывочная информация о событиях второй половины XIII - конца XV века, имевших место на Калужской земле. Известно, что в результате татаро-монгольского нашествия на Русь вся территория Калужской земли по правобережью Оки вошла и до конца XV века находилась в составе Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского.

Со временем юридический стататус этих земель менялся. В то же время, надо полагать, около 1260 года на левом берегу Оки возникает литовская крепость Калуга (вероятно «Калыган», что с тюрского  значает «выступ», «возвышение» или «Колыган», что означает «торговец лошадьми»). При этом, Калуга, как крепость на Оке, впервые выходит на сцену истории в период усиления Московской Руси при Дмитрии Донском, примерно в 1368 – 1370 годах. В это время давно существующая Калуга была присоединена к Московскому государству (в составе Золотой Орды), что следует из грамоты Литовского князя Ольгерда Гедеминовича, посланной в 1371 г. Константинопольскому патриарху Филофею.

Не смотря на это, эпоха удельных княжеств и вхождения большей части Калужской области в состав Великого княжества Литовского осталась практически полностью неизвестной. Позднее, в результате многочисленных военных пограничных конфликтов к 1648 г., в царствование юного Алексея Михайловича, весь Калужский край навечно вошёл в состав Московского государства, что было официально закреплено перемирием с Речью Посполитой только в 1667 году. Этому способствовала внешняя политика царя Михаила Фёдровича Романова, который с целью закрепления этих спорных территорий за Москвой и охраны рубежей, жаловал в этих местах земли воинам-помещикам с целью охраны границ Русского государства от набегов со стороны Литвы и Крыма. Однако особая привлекательность земель Калужского края возникла после обеспечения здесь безопасности проживания в результате воссоединения Украины с Россией  в 1654 г., отодвинувшего границу далеко на Запад.

Эта территория сразу привлекала российскую элиту по многим причинам: земли были более обустроены на европейский лад, ведь они около 300 лет считались заграницей, здесь сложился, хоть и русский православный, но с оттенком западного, уклад жизни, здесь же сохранились владения многих шляхетских польско-литовских родов, перешедших в разное время на службу Московскому государству: князей Барятинских, Бельских, Вереницких, Волконских, Воротынских, Кольцо-Мосальских, Козловских, Македонских, Мещерских, Оболенских, Одоевских, Ромодановских, Сицких, Тростенских, Трубецких, Хованских, Черкасских и дворян Грушевских, Желябужских, Загряжских, Исканских, Ладыженских, Поплавских, Раевских, Ржевских, Унковских, Хванских, Ягужинских и многих других.

Следует отметить, что князья Глинские, перейдя на службу Москвы, получили в Медынском уезде обширные вотчины, а Елена Глинская, по происхождению – иностранка, стала женой великого князя Василия III и матерью первого русского царя Ивана IV Васильевича (Грозного).

К концу XVII века кроме уже названных, в Калужском крае имели свои вотчины князья: Воронцовы, Гагарины, Голицыны, Дашковы, Долгорукие, Кро(а)поткины, Куракины, Лыковы, Львовы, Троекуровы, Урусовы, Хилковы, Черкасовы, Щербатовы, графы: Бестужевы-Рюмины, Панины, Шуваловы, Кахетинский царевич Александр Арчилович и известные дворянские роды: Аксаковы, Апраксины, Арсеньевы, Ахмаметовы, Бакеевы,  Бартеневы, Басмановы, Баташовы, Бахтеяровы, Бегичевы, Безобразовы, Беклемишевы, Белкины, Бердяевы, Бестужевы, Бибиковы, Бобровы, Бутурины, Бутурлины, Варнавины, Вахромеевы, Воейковы, Вельяминовы, Головкины, Голохвастовы, Гончаровы, Гурьевы, Дурново, Дьяковы, Елагины, Ермолины, Еропкин, Есиповы, Зайбулатовы, Жуковы, Исуповы, Кавелины, Камынины, Карамышевы, Кикины, Кобылины, Кологривовы, Ко(а)ндыревы, Корочаровы, Корсаковы, Кошелевы, Кречетниковы, Крыловы,  Ладыгины, Лопухины, Лущихины, Макеевы, Милославские, Михалковы, Морозовы, Мухановы, Мятлевы, Нарышкины, Незнановы, Новосильцовы, Обуховы, Огарёвы, Парсуковы, Плещеевы, Поливановы, Прончищевы, Пятовы, Радищевы, Рахмановы, Репнины, Римские-Корсаковы, Рогозины, Ртищевы, Салтыковы, Сенявины, Соковнины, Степановы, Стрешнивы, Сумароковы, Тимирязевы, Толстые, Трахмановы, Тургеневы, Унковские, Хворостины, Хитрово, Чебышевы, Челюскины, Чириковы, Чичерины, Чубуковы, Чулковы, Шараповы, Шепелевы, Шишкины, Щербачёвы, Яковлевы, Яновы и др. 

В царствование Петра I в Калужском крае приобрели поместья князья: Лыковы, Прозоровский, Ухтомские, Черкасские, Шеховские и дворяне: Балобановы, Бобрищевы-Пушкины, Болтины,  Брюс Я.А., Головины, Гончаровы, Данилевские, Демидовы, Жемчужниковы, Карповы, Колычевы, Коте(ё)нковы, Кочетовы, Мансуровы, Михайловы, Скорняковы-Писаревы, Сумароковы, Суровцевы, Теличеевы, Товарковы, Турчаниновы, Философовы,  Хилковы, Чемберс И.И., Шемякины, Шереметьевы и др.,

Как видно, Калужский край как ни одна территория России был богат известными именами не только своих выходцев, но и тех, кто своей честной и беспорочной службой был пожалован Московскими Государями поместьями, лесами и другими угодьями на этой благодатной земле.

Сама История свела на этой незначительной территории представителей практически всех влиятельных партий того времени: Стрешневых, Милославских, Нарышкиных, Лопухиных, Салтыковых, Долгоруковых и, даже, гражданской жены Петра I Анны Монс.

В период с середины XVII по начало XVIII века Калужский край, как, позднее, и республики Прибалтики в Советском Союзе, считался «русским зарубежьем». Здесь  имели свои владения примерно в равных долях 32 польско-литовских и руссих княжеских рода. Всех бояр, окольничих, стольников и воевод обеих сопредельных государств, которые впоследствии верой и правдой служили России невозможно сосчитать.

Одно то, что Калужская земля дала пять цариц Дома Романовых: Мария Долгорукова, Евдокия Стрешнева (соответственно 1-я и 2-я жена царя Михаила Фёдоровича), Наталья Нарышкина (2-я жена царя Алексея Михайловича), Прасковья Салтыкова (жена царя Ивана V Алексеевича), и Евдокия Лопухина (1-я жена царя Петра I Алексеевича) говорит об элитарности этого места. Кроме этого известно, что только благодаря желанию быть свояком царя Алексея Михайловича одного из самых богатых людей России того времени (выходца из Калужской земли) боярина Бориса Ивановича Морозова, Мария Ильинична Милославская из «Золушки» стала женой государя (1-й женой царя Алексея Михайловича).

Об элитарности Калужской земли говорит и то обстоятельство, что Пётр I пожаловал своей гражданской жене Анне Монс, которая в течение 10 лет была, бесспорно, «музой» его реформ, в качестве вотчины целую Дудинскую волость в Козельском уезде с более 5000 душами крепостных, что сделало её в одночасье одной из крупнейших помещиц России.

Какая же связь Калужского края середины XVII по начало XVIII века с современной «Рублёвкой»?

Во-первых, как и «Рублёвка», «Калужский край» является неофициальным названием местности, соответственно к западу и юго-западу от Москвы, поместьями на которой владели высшие должностные лица государства и российской элиты. Изменение западного вектора направленности на юго-запад было обусловлено направлением расширения территории Московского государства в Европу.

Во-вторых, здесь была самая престижная и обустроенная на европейский лад, а, следовательно, самая дорогая земля в Московском царстве.

В-третьих, как и «Рублёвка», «Калужский край» - это было дорого и престижно, это было статусное место, где жили совместно высокородные особы польско-литовского, татарского, кавказского и русского происхождения, одного класса (имеется ввиду происхождение и достаток). Одна цифра - 32 княжеских рода и 5 царских жён с их многочисленными высокопоставленными родственниками – говорит о многом! Даже тогда, когда государь Пётр I 10.03.1697 года покидал Москву, отправляясь в составе Великого посольства в заграничное путешествие, царь доверил управление государством только двум выходцам из Калужской земли боярину Т.Н. Стрешневу и «князю-кесарю» Ромодановскому, на верность которых он совершенно полагался. Кроме того, им в помощники были назначены: Л.К. Нарышкин (дядя Петра I), князь Б.А. Голицын и князь П.И. Прозоровский, которые все, кроме последнего, были выходцами из Калужской земли, а П.И. Прозоровский в 1718 году был пожалован здесь большими земельными владениями и многими поместьями. Стрешнев и Ромодановский объявляли свои решения именем государя, и власть их настолько была велика, что В.О. Ключевский, в своё время, остроумно заметил по этому поводу: «Старая законодательная формула «государь указал, и бояре приговорили» могла бы теперь замениться другой: «Тихон Стрешнев или князь Ромодановский указал, и бояре смолчали».

Множество рек бассейна Оки, хвойные и лиственные леса, берёзовые и дубовые рощи, пересеченный ландшафт, богатые охотничьи угодья, сложившаяся инфраструктура городов, сёл монастырей и поместий говорит о том, что Калужская земля действительно была в XVII - XVIII веках российской «Рублёвкой».

Игорь Горолевич,
директор НП «Калужский областной исследовательский и
культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ»,
Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб).