Сила хлеба

Го Бриз
Хлеб как изделие кулинарии всегда стоял особняком, он всегда был «головой», без хлеба не бывает ни одного стола... знать цену хлебу и относиться к нему с особым чувством уважения у нашего народа всегда учат с детства.Никогда вы не увидите взрослого человека и даже ребенка, который пройдет мимо пусть даже небольшой крошки хлеба, по каким то причинам, валяющегося на земле.Он обязательно его поднимет, виртуально сдует пыль и положит куда-нибудь, чтобы краюха хлеба  не валялась под ногами. С хлебом связаны многие традиции и обычаи каждого из народов. Во время войны хлеб был дороже всего для людей, его выдавали на руки в особо установленных пропорциях. Когда я была маленькой мой папа рассказал мне историю своего детства.Она мне запомнилась надолго...

… Был второй год ВОВ. Моя мама после ухода отца добровольцем на фронт осталась одна, с шестью детьми, мал мала меньше... такова была реалия жизни во время войны.У нее остался в наследство от деда большой хлебный магазин.Что это значило во время войны, могут знать лишь те, кто пережил эту войну.Хлеб выдавался по 300 гр на человека. Мама работала с 6 утра до глубокой ночи, чтобы прокормить нас и людей. Каждая буханка хлеба выдавалась ей под личную ответственность, и она отвечала за нее головой..
... То утро не предвещало ничего необычного, оно было как всегда безрадостным и голодным... Мне было 7 лет, из шестерых детей я был единственный сын и несмотря на возраст, был опорой маме и ее единственной надеждой на хоть какой - то проблеск в нашей жизни.. Было раннее утро, когда маму внезапно срочно вызвали в горсовет. Она должна была явиться незамедлительно и безотлагательно. Я был в магазине. Мама приняла мгновенное решение – не закрывать магазин, а поручить мне последить за ним, пока она вернется.
Накинув платок на плечи, она торопливо поцеловала меня, потрепала по голове и быстрыми шагами направилась к двери. Приостановившись на мгновение, она пристально посмотрела на меня и сказала:
- не бойся сынок, я скоро вернусь. Будь умницей...
У меня дрожали коленки от страха от ответственности, которая вдруг как снежный ком свалилась на меня, и я замер от растерянности. Прошло несколько минут, и обычным ежедневным ритмом стали приходить люди за хлебом. Я не знал, что делать, мама второпях забыла мне дать указания, поручив только смотреть за магазином, и я стал выдавать каждому входящему по буханке хлеба. Можете себе представить, что было в магазине за полчаса: весть разлетелась мгновенно: «В нашем хлебном продают хлеб буханками»! Талоны за хлеб я не брал, говоря каждому: «отдадите маме»...
Прошли долгие два часа, превратившиеся для меня в вечность. Вернулась мама и увидев в дверях, что происходит чуть не потеряла сознание. Ее руки тряслись, из глаз потоком лились слезы, и она не могла выговорить ни слова. Я не понимал. Весь месячный запас хлеба я раздал. Что будут кушать люди завтра – неизвестно.
Весть на утро дошла до соответствующей инстанции. Маме грозил арест и военный суд.
Жители нашего города узнав, о том что происходит тихо-тихо стали собираться около хлебного магазина и у каждого в руках был узелок.
....Они принесли остатки недоеденного и съэкономленного хлеба. Голодные, отчаянные люди принесли последний хлеб, чтобы спасти нас и маму...

Вот такой небольшой рассказ, который спустя многие годы я озвучила из уст ныне ушедшего из жизни моего дорогого папы. Пусть его память будет жить в этих строках.