Как Голопупенко воришек проучил

Игорь Срибный
                А кто ж, панове, из вас не слыхивал про Голопупенка? Разное про него говорят в казацком народе: вот, де, Голопупенко был хитер и безрассуден, там говорят – умен, а там и глуп. Одно можно сказать точно: с ним постоянно происходили удивительные приключения. Сказывают сичевые деды, что тот, кто хотел бы прослушать все истории об Голопупенке, должен дожить до глубокой старости…

                Нередко, странствуя по землям и литвинским, и ляхским и татарским, он попадал в такие переделки, из которых выбирался с большим трудом.

                Одного разу, бродя вдоль русла ручья, Голопупенко наткнулся на троих молодых татарчат.
 
                - Братья, - спросил он, - как вас зовут?
 
                - Нас зовут татарами! – гордо ответили мальчуганы. – Мы те, кем пугают людей!
 
                - Ха! Кого же вы можете испугать? - спросил Голопупенко. - Вы слишком малы для этого.

                Он принялся дразнить их и обижать всячески, и скоро татарчата ужасно разозлились. А казак ухмыльнулся и пошел себе дальше. Когда к детям вернулся отец, обиженные татарчата рассказали ему о том, как их дразнил Голопупенко.
 
                - Этот казак сказал, что не боится нас! – сказал старший из мальчиков.

                - Это мы еще посмотрим! – промолвил отец и собрал десяток удальцов из татарского стана.
 
                - Наш лютый враг – казак Голопупенко идет сейчас вдоль ручья, - сказал он им, - и скоро будет пытаться перейти на тот берег у брода. Мы на лошадях переправимся здесь, а ему придется у брода прыгать с камня на камень три раза. На четвертый, когда он окажется на другом берегу, налетайте все сразу и вяжите его! А уж потом мы поучим на нем наших детей стрельбе из лука!
 
                Татары переправились на другой берег, тихонько разошлись и попрятались в кустах. Вскоре показался Голопупенко. Приблизившись к стремнине, он трижды заглядывал в широкий поток и трижды собирался прыгнуть, но что-то удерживало его.
 
                - Честное слово, - воскликнул казак, - если бы на том берегу стояла красивая дивчина, я бы прыгнул!
 
                Но на четвертый раз он все-таки прыгнул. И сделал вид, что закачался на камне, стараясь удержать равновесие. Татары, увидев это, выскочили из засады и бросились в ручей, стремясь добраться до Голопупенки. Но сильное течение сбивало их с ног, кружило, било о валуны.

                - Э-э, хлопцы-бусурммены! – закричал им Голопупенко. – Да вы сами себя только и можете испугать! Я пошел, а вы сушитесь, злодеи, да ушибы залечивайте!

                Выбравшись на берег, казак почувствовал голод и пошел к большому озеру.

                Здесь Голопупенко заметил длинную песчаную косу, которая выдавалась далеко в воду, и множество птиц на ней. Потирая руки в предвкушении обильной трапезы, Голопупенко решил попировать. У него был с собой лук и стрелы в колчане. Зайдя в кусты, он повесил свою дорожную суму на дерево, приготовил лук и стал медленно приближаться к косе.

                Он подбил одну утку, затем вторую и скоро число птиц сильно сократилось.
 
                Но тут из кустов выскочил какой-то бродяга, распугав всех уток, и стал быстро-быстро запихивать убитых птиц в свой мешок. Набив мешок добычей, он стремглав кинулся убегать.

                «Да это, никак Чепинога – базарный воришка!» - подумал Голопупенко и бросился вдогон.

                Бродяга оказался плохим бегуном…  Скоро казак догнал его и, крепко ухватив за шиворот, сказал:
 
                - Я узнал тебя, Чепинога! Убивать тебя я не буду, воришка, но отныне у тебя всегда будут красные глаза, и ты станешь посмешищем для всех в округе! - И тут он так наподдал вору ногой по заднему месту, что тот отлетел далеко в озеро.
 
                Вот почему, панове, у воришки Чепиноги красные глаза, и до сих пор его узнают на всех базарах по глазам и тут же прячут от него то, что можно украсть.
 
                Но скоро Чепиноге представился случай отомстить Голопупенке… И вот, браты, что из этого получилося. Как-то раз казаку повезло на охоте. Он убил огромного медведя неподалеку от зимовника и решил устроить большой пир. Голопупенко развел огонь и стал жарить мясо на месте, поскольку дотащить столь большую тушу до куреня ему было не под силу. Наконец, все было готово. И Голопупенко решил влезть на большое дерево, чтобы  его увидели казаки из зимовника, и знаками позвать их к трапезе. Он взобрался на одно из деревьев, но в том месте, где была щель между ветками, он застрял ногою.
 
                Вот тут-то и явился первый «гость» - Чепинога собственной персоной! Да не один, а с двумя такими же как сам воришками – Бурулей, здоровенным бугаем,и Выдряком.  Увидев медвежью тушу на углях и застрявшего в ветках Голопупенка, Чепинога радостно закричал остальным:
 
                - Скорее сюда! Угощайтесь все! Голопупенко попался в капкан и не сможет нам помешать.

                Толстяк Буруля выбирал себе самые жирные куски и весь перемазался. Так же вел себя и Выдряк, и оттого у них обоих осталось много жира на одежде, а усы слиплись от сала. Чепиногу же они не допускали к туше, бросая ему свои объедки.

                - А не будет ли столь любезен пан Чепинога подать охотнику невеличкий шматочек сала, им же самим добытого? Ибо сильно изголодался я, бессильно на дереве сидючи! – подал тут голос Голопупенко.

                - Отчего ж не подать? – злорадно ухмыльнулся вор. – Подам, пожалуй!

                Чепинога подошел к дереву, на коем прочно застрял казак, и бросил тому шмат медвежьего сала. Голопупенко смазал жиром сапог, и, смазанный, тот легко вышел из западни. Но до поры Голопупенко не стал покидать дерево…
   
                Насытившись и громко взрыгивая, воры начали потешаться друг над дружкою, тыкая пальцами в измазанные жиром одежды.
 
                - А что, паны воришки, - отозвался вдруг с дерева казак, – как же вы в таком срамном виде на люди-то покажетесь?! Ить смекнут сразу же казаки, что вы обворовали кого-то, коль у вас зипуны в сале, а штаны столь жирные, что у хорошей хозяйки сковорода! Побьют вас казаки! Как есть, побьют!

                - И что же нам делать? – почесал свою здоровенную репу Выдряк. -  Ты нас научи, казак, а мы за то тебя с дерева сдернем!

                - А вона, глядите! – Голопупенко указал рукою. – Куча муравьиная. Вы в нее лягте, а муравьишки быстро с вас жир-то соберут!

                Недолго думая, воры рухнули в муравьиную кучу. И уже через пару минут начали усиленно ерзать и чесаться, ибо сотни муравьев дружно ринулись воришкам под одежды, причиняя нестерпимый зуд.

                Зачуяв стелющийся по земле запах сала, сюда же набежала изрядная толпа крыс и мышей лесных, чтобы тоже принять участие в пиршестве. Крысы стали вгрызаться в тела, измазанные жиром, и воры не выдержали. Громко возопив, они бросились вон от кучи так, что только пятки засверкали.

                Голопупенко спокойно спустился с дерева.  Он оглядел место пиршества и обнаружил, что, хотя изголодавшиеся воры изрядно объели тушу, все ж казакам на угощение останется. Подкрепившись медвежатиной, он вновь влез на дерево и, завидев казачат, бегавших на окраине куреня, громко закричал, замахал руками. Вскоре пришли казаки из зимовника и, поблагодарив Голопупенка за угощение, унесли тушу.
 
                А казак побрел куда-то по своим неотложным делам…

                Так вот, не правду ли скажу вам, панове, что жизнь у Голопупенки была весьма замечательной?! Сказывают, что он прожил сто лет на Запорогах. А еще говорят, что он покинул привычные места и, захватив с собой свою бабку Наталию, отплыл на остров Байда. Где-то там, могло быть, он живет и сейчас.
 
                Сказывают еще, что прошло не так уж много времени и пятеро казаков пожелали отправиться на поиски Голопупенки, чтобы попросить у него исполнения своих желаний. Ибо знали все, что Голопупенко был знатным характерником и умел чаклувать. Но то, панове, уже совсем другая гиштория, и о ней я вам поведаю в другой раз…


Характерник – казак, наделенный сверхъестественными способностями. Воин Света («Ха» -путь, «Ра» - солнце, свет (старославянск.)

Чаклун (чаклувать) – знахарь, колдун.