Памяти Бориса Стругацкого

Господин Икс
Александр Генис
 
Я знаю наизусть каждую строчку, которую написали братья Стругацкие просто потому, что читаю их сколько себя помню. Но перед вечностью предстанет не любимый всеми «Понедельник начинается в субботу», не актуальная «Трудно быть богом», не азартные книги «Полдня», а самая загадочная книга в их каноне: «Улитка на склоне».

Гений  «Улитки» – в фальшивой симметрии. Чередуя главы, авторы переносят нас со Станции в Лес  – и обратно. Но одна часть отличается от другой также разительно, как описанная в них действительность. Параллельны тут не сюжетные линии, а герои: один, Перец, стремится попасть в Лес, другой, Кандид, – из него выбраться. Плохо и там, и тут, но по-разному.

Два мира несовместимы друг с другом. Тот, что на Станции, нам легче узнать, ибо им управляет абсурд замкнутой на себе бюрократической  утопии. Ослепленная своим могуществом, она растет себе на погибель, ибо пользуется ложным расчетом. Символ Станции – испорченный калькулятор, который никто не собирается чинить.

– 12 на 10, – сказал Ким. – Умножить.
– 1007, – механически продиктовал  Перец, а потом спохватился и сказал: – Слушай, он ведь врет.
– Знаю, знаю, – нетерпеливо сказал Ким.
 
 «Станция» напоминает о Кафке. «Лес» написан свихнувшимся  «деревенщиком».  Речитатив заговаривающийся прозы опутывает Кандида словесными лианами.  Речь на дрожжах,  изобильная, как все в Лесу, заливает  бессмыслицей остатки распустившегося на природе разума. Если первая часть – кошмар  Просвещения, то вторая – утрированный Руссо.

Лес, однако, не выбирает между «городом» и «деревней». Лес снимает это противоречие, исправляя ошибку эволюции, отвернувшейся от самой себя ради металлических чучел.  Цель Леса – болото, оружие – «разрыхление и одержание», столица  –  Озеро.  Эта  живородящая дыра природы служит  не храмом, а мастерской  для той амазонки, которую встречает наконец прозревший  Кандид: 
 
«Она вышла из лесной чащи, белая, холодная, уверенная, и вступила в воду, в знакомую воду, вошла в озеро, как я вхожу в библиотеку».
 
Этой влажной, топкой утопией управляют женщины, упразднившие мужчин.  Непорочные девы развернули вектор прогресса, заменив патриархальный техницизм  биологией матриархата. Мужская цивилизация заменяет природу машиной и живую  среду мертвым камнем:
 
«Когда выйдет приказ, – провозгласил Доморощинер, –  мы за два месяца превратим там все в бетонированную площадку, сухую и ровную».
 
Экспансия – мужской путь. Мы творим вне себя,  ибо нам не дано, как женщинам, творить из себя.  Мужская цивилизация  плодит мертвую технику, которая искореняет поддерживающую нас жизнь.  Но в Лесу вечная война мужчин и женщин закончилась полной победой последних и безоговорочной капитуляцией первых:
 
«Они идут и гниют на ходу, и даже не замечают, что не идут, а топчутся на месте».
 
А мы, лишившись смысла и назначения, оказались  тупиковой  ветвью цивилизации,  которая творит себе подобных из железа, как мужчины, а не из плоти, как женщины.
 
 «Вы там, – говорит одна из Подруг, –  впали в распутство  с вашими мертвыми вещами на ваших Белых скалах. Вы вырождаетесь».
 
Различие между механической и биологической эволюцией определяет не история, а пол, не культура, а природа. (Много лет спустя я понял, как это может выглядеть, когда услышал про овцу Долли). Мужчины строят,   женщины рожают –  они и есть будущее. В Лесу это  очевидно, а на Станции об этом еще не знают, но уже догадываются:

;; ;;«Изобилие красок, изобилие запахов. Изобилие жизни. И все чужое. Чем-то знакомое, кое в чем похожее, но по-настоящему чужое. Наверное, труднее всего примириться с тем, что оно чужое и знакомое одновременно. С тем, что оно производное от нашего мира, плоть от плоти нашей, но порвавшее с нами и не желающее нас знать. Наверное, так мог бы думать питекантроп о нас, о своих потомках, – с горечью и со страхом».
 
В этом видении Леса – ключ к «Улитке». Лес и Станция – две фазы одной реальности, они противостоят друг другу как будущее и прошлое.  Разделяющая их пропасть – разрыв в преемственности. Фантастика обещала его заполнить своими домыслами. Стругацкие показали, почему это невозможно. Будущее не продолжает, а отменяет настоящее. У будущего нельзя выиграть. И непонятно, как жить, зная об этом.

Парадокс, который Лес поставил перед Кандидом, неразрешим.  В других, более оптимистических версиях грядущего, Стругацкие придумали профессию прогрессора.  Но попав вместо прошлого в будущее, прогрессор становится регрессором. Поэтому герой «Улитки»  – последний самурай, защищающий идеалы не только безнадежные, но вредные, в том числе –  экологически.  Встав на сторону обреченных аборигенов Леса, Кандид возглавил партию «питекантропов», чем вернул «Улитку» к стандартной притче Контакта.  Но она исчерпывает сюжет, а не книгу.

«Улитка на склоне» описывает частный случай универсальной проблемы.  Контакт между прошлым и будущем питает внутренний конфликт между тем, кем мы были, тем, кем стали, но, главное, тем, кем будем.  Встречаясь с палеолитом  детства, мы не можем найти ему места в настоящем, точно также,  как нам некуда себя деть в том будущем, где нас нет. Об этом всегда писал Бродский:
 
 Так солдаты в траншее поверх бруствера
 Смотрят туда, где их больше нет.
Радио Свобода © 2012 RFE/RL, Inc. | Все права защищены.