Воспитание

Дмитрий Брехов
Дочь подошла к отцу, который лежал на кровати и читал книгу:
- Пап, можно тебя отвлечь?
- Да доченька – отец закрыл книжку, загнув краешек страницы.
- Я хотела бы с тобой поговорить – в голосе дочери чувствовались нотки смущения.
- Конечно, давай поговорим. Что-то случилось?
- Нет. То есть да. Мне нужен твой совет.
- Давай, помогу, коль смогу – отец приподнялся и сел на кровати.
Дочь подсела к отцу и опустила голову. В воздухе повисла минута молчания. Отец сразу почувствовал, что затянувшаяся пауза только усложнит начало разговора.
- Так о чем ты хотела поговорить?
- Понимаешь пап – начала тихонько дочь – в институте, где я учусь, со мной познакомился один молодой человек. Он старше меня на два курса.
- Ну и хорошо.
- Это еще не все. На нашем курсе тоже есть один молодой человек, который за мной начал ухаживать.
- И чего тут плохого? Отлично.
- Я еще не договорила пап, не перебивай – дочь с укоризной посмотрела на отца -  есть еще один молодой человек, с которым я познакомилась до института.
- И что? Что тебя смущает?
- Меня именно это и смущает. Я не могу им всем одновременно врать.
- В каком смысле?
- Я не могу им одинаково отвечать на их знаки внимания.
- А ты и не отвечай сразу всем. Это глупо, недаром говорят: «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». В твоем случае за тремя – отец улыбнулся.
Дочь поймала эту улыбку и в лицо ей сразу ударила кровь.
- Не смешно. Я пришла к тебе не для того, чтобы ты посмеялся надо мной.
- А я и не смеюсь – отец мгновенно стал серьезен – стараюсь тебе помочь. Мне только нужно понять, что ты хочешь от меня услышать. Какой совет тебе нужен? В чем ты сомневаешься? В чем тебе нужно определиться?
- В этом-то вся  и проблема, что я не могу определиться. Я не знаю, кого выбрать.
- Ну в этом я тебе не помощник, тут сердце тебе подскажет.
- А если я ошибусь?
- В чем?
- Ну, в том человеке, которого я выберу!
- Почему?
- Вдруг это будет не мой суженый.
- Даже не сомневайся. Тот, кого ты выберешь и будет твоим суженым. Женское сердце не ошибается!
- А если я буду с ним несчастлива?
- Почему?
- А вдруг он окажется не способным зарабатывать и обеспечивать семью? Будет выпивать, изменять мне! Вместо того чтобы быть счастливой я буду несчастной!
- Так вот что тебя смущает – отец стал серьезен – тебе хочется быть счастливой? Ты боишься прогадать?
- Да – дочь опустила подбородок от смущения.
- Ну, тогда пойдем на кухню, расскажу тебе про твое счастье.
Отец встал с кровати, одел тапочки и направился на кухню. Дочь последовала за ним. На кухне отец достал с полки три стакана и поставил их на стол. Взяв кувшин, он налил в каждый стакан разное количество воды. В первый стакан плеснул совсем чуть-чуть, во второй немного больше, в третий чуть меньше половины стакана. Потом достал из холодильника грейпфрут и несколько лимонов. Разрезав их пополам, отец стал выжимать сок из фруктов в стаканы. Когда содержимое стаканов сравнялось, отец размешал сок в каждом стакане чайной ложкой. После этого он покрутил стаканы, как это делают наперсточники, чтобы было не понятно, в каком стакане было больше сока, а в каком больше воды. На первый взгляд сок в стаканах не отличался друг от друга.
- Вот твоя ситуация доченька. Три молодых человека, из которых тебе нужно выбрать одного – твоего суженного. Для этого тебе нужно пригубить из каждого стакана, определить тот, который тебе понравится больше всего и выпить этот стакан до дна.
Дочь подошла к столу и недоверчиво посмотрела на отца. Она еще не понимала в чем тут подвох. Ей совсем не нравился эксперимент, так как она совсем не любила лимоны, и уж тем более грейпфруты. Она понимала, что смесь получилась кисло-горькая в каждом стакане. Отхлебнув из каждого стакана по глотку, она поняла, что определить понравившийся не возможно, они все были одинаковы и отвратительны. Отец стоял рядом и улыбался краешком рта. Взяв в руку стакан, который на первый взгляд показался менее горьким, она допила его до конца, морща все свое красивое лицо.
- Ну и гадость!
- Горечь?
- Не то слово. Кислятина!
- Ну вот ты и сделала свой выбор.
- И что это значит?
- А то, что та горечь которую ты почувствовала – это горе, которое ты испытаешь на протяжении всей своей совместной жизни с тем человеком, которого ты выберешь. Поэтому на свадьбах все кричат: «Горько!». Вода, которая была в стакане – это счастье, которое ты совсем не почувствовала, но которая там точно есть. Ты видела это своими глазами. Его может быть больше или меньше, это как повезет, на перед не знает никто. Определить с первого взгляда, сколько счастья выпадет на твою долю, а сколько горя практически не возможно. Все молодые люди, как и стаканы, выглядят одинаково. Более того, счастье перемешано с горем и отделить одно от другого не возможно. Эту горечь ты будешь пить с самого начала, до самого конца. А счастье заключается в том, чтобы допить содержимое стакана до конца и тем самым получить его в полной мере. В этом тебе поможет только терпение.
Отец посмотрел на дочь. В ее глазах не было того понимания, которое хотел вложить отец.
- Спасибо пап. Ты запутал меня еще больше – дочка вышла с кухни с печальным видом.
Отец остался на кухне один и смотрел вслед уходящей дочери. В голове у него крутились различные мысли: «Ты и не должна была ничего сейчас понять. Ты начнешь это понимать, когда начнешь жить семейной жизнью. Когда начнешь пить горе большими глотками и радоваться тому малому счастью, которое обязательно придет к тебе. Ты еще молода и не опытна. Тебе еще многое предстоит испытать. Понимание придет к тебе позже, обязательно придет, и вот тогда ты вспомнишь эти стаканы, вспомнишь эту горечь, вспомнишь мои слова».
Он посмотрел на стаканы с соком, которые стояли на столе. Прошло не так много времени, но вода отстоялась и успела отделиться от сока. В одном стакане воды было меньше половины стакана, во втором чуть меньше. Дочь выпила стакан с соком, в котором воды было совсем чуть-чуть.