Теперь очередная сентенция:
«Антинародный царский режим» не додумался репрессировать семьи попавших в плен, а «угнетенные народы» не спешили переходить на сторону врага целыми армиями. Пленные не записывались в легионы, чтобы с оружием в руках воевать против собственной страны...»
Это, к слову, одна из излюбленных тем и резунистов всех мастей.
Начнём с того, КАК НА САМОМ ДЕЛЕ относились военные руководители царской России к тем, кто не желал воевать, добровольно СДАВАЛСЯ в плен и агитировал за это.
Вот какое письмо генерал Н.Н. Янушкевич, начальник штаба верховного главнокомандующего, написал военному министру Российской империи генералу А.А. Поливанову:
«Получаются сведения, что в деревнях при участии левых партий уже отпускают новобранцев (призыв 15 мая) с советами: не драться до крови, а сдаваться, чтобы живыми остаться. Если будет 2-3 недельное обучение с винтовкой на 3-4 человека, да еще такое внушение, то ничего сделать с войскам и будет невозможно.
Уже были одобрены Его Величеством две меры: 1) лишение семейств лиц добровольно сдавшихся пайка, 2) по окончании войны высылка этих пленных в Сибирь для ее колонизации. Было бы крайне желательно внушить населению, что эти две меры будут проведены неукоснительно и что наделы перейдут к безземельным, честно исполнявшим свой долг. Вопрос кармана (земли) довлеет надо всеми. Авторитетнее Думы, в смысле осуждения добровольной сдачи и подтверждения необходимости возмездия, нет никого.
Не желая обращаться по этому вопросу к Родзянко в обход правительства, Великий князь поручил мне просить Вас, не найдете ли возможным использовать Ваш авторитет в сфере членов Думы, чтобы добиться соответствующего решения, хотя бы мимоходом, в речи Родзянко или лидера центра, что очевидно, те нижние чины, которые добровольно сдаются, забывая долг перед Родиной, ни в коем случае не могут рассчитывать на одинаковое к ним отношение, и что меры воздействия, в виде лишения пайка и переселения их всех, после мира, в пустынные места Сибири, вполне справедливы. Глубоко убежден, что это произведет огромный эффект».
Обратите внимание на следующее: ЛИЧНО «Его Величеством» были ОДОБРЕНЫ такие меры, как:
1) лишение семейств лиц добровольно сдавшихся пайка,
2) по окончании войны высылка этих пленных в Сибирь для ее колонизации.
(А те, кто плохо знают собственную историю – сочиняют мифы, про добренького батюшку-царя, который-де «не додумался репрессировать семьи попавших в плен». Ещё как додумался! В Сибирь выселять таких планировали, после победы и ПАЙКА их семьи лишали).
Янушкевич был озабочен лишь тем, что ЭТИ МЕРЫ ПЛОХО ДОВОДИЛИСЬ до основной МАССЫ населения: «Было бы крайне желательно внушить населению, что эти две меры будут проведены неукоснительно и что наделы перейдут к безземельным, честно исполнявшим свой долг.
Посмотрите, какое СТРОГОЕ и НЕВИДАННОЕ РАНЕЕ наказание предлагалось ДЛЯ СЕМЕЙ добровольно сдавшихся в плен: ОТЪЁМ у них ВСЕЙ собственности, И ЗЕМЛИ, с последующей высылкой в Сибирь после окончания войны.
А отнятую (у СЕМЕЙ добровольно сдавшихся в плен) землю предлагалось ПОДЕЛИТЬ среди тех, кто добросовестно воевал (после победы, естественно).
Вот такие стимулы приходилось искать высшим военным руководителям России для подъёма боеспособности собственного войска.
Это письмо предельно откровенно обозначает и другие НАСТОЯШИЕ проблемы, волновавшие царских полководцев:
- Настроения в русской деревне: «не драться до крови, а сдаться, чтобы живыми остаться».
Такие настроения в деревнях было совершенно невозможным даже недавно, в годы в крайне непопулярной и неудачной, русско-японской войны;
- Поразительно, что для двух ключевых должностных лиц: начальника штаба верховного главнокомандующего русской армии и военного министра империи в годы страшной войны не было никого авторитетнее Думы.
(Царь даже не упоминается в качестве действующего лица);
Теперь о том, ПОЧЕМУ русские пленные в годы Первой мировой войны «не записывались в легионы, чтобы с оружием в руках воевать против собственной страны...»
Главной причиной было то, что кайзеровская Германия И НЕ ЗАНИМАЛАСЬ организацией ТАКОЙ работы среди русских военнопленных.
(Как и не пытались немцы вербовать аналогичные легионы из пленных французов, англичан или американцев).
И не до того было, да и В ТЕ ВРЕМЕНА это в Германии ещё считалось неприличным и недопустимым.
НО это вовсе не значит, что таких «легионов» добровольцев-предателей иных национальностей в годы Первой мировой не существовало вовсе:
Финские ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ батальоны активно воевали на стороне германского рейхсвера против русских войск (на Рижском фронте).
Были многочисленные ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ польские легионы, воевавшие против нас в составе войск Германии и Австро-Венгрии.
А вот Австро-Венгерская империя, напротив, активно (и достаточно успешно) занималась вербовкой украинских военнопленных и формированием из них целых дивизий.
Сейчас много информации об этом.
Желающие могут поинтересоваться и узнать, «откуда есть пошло» войско украинских националистов и кто организовывал, обучал и кормил будущих «сичевых стрельцов Симона Петлюры». У «нэзалэжной Украины» сейчас, даже есть какой-то праздник, по случаю первого успешного боя этих украинских дивизий с русскими войсками в годы Первой мировой.
Так что, очень многие пленные Российской империи, к сожалению, ТОГДА тоже записывались в добровольческие легионы и воевали против собственной страны.
И уж если брать «преданья старины седой», то можно вспомнить, что в годы «нашествия Наполеона» коллаборационизм ТОЖЕ нередко имел место (а кое-где и процветал):
Например, в Литве был даже сформирован корпус «для борьбы с русскими оккупантами»: около 20 000 бойцов в составе15 эскадронов, 18 батальонов и 1 арт. Роты.(Е. Понасенков, «Правда о войне 1812 года» М., 2004, с. 141)
И вот как реагировали в тогдашней Литве на известия о бородинском бое:
«Уже враг наш разбит в генеральном сражении под Можайском, столица его взята и расторгнуты оковы Польского народа …», - так восторженно сообщала литовская пресса об итогах сражения под Бородино («Kurjer Litewski». 1812, № 7).
Наполеона иначе как «Великим» или «избавителем народов» там и не называли (№ 85 и др.).
Литву величали, естественно, «Отечеством» (№ 84 и др.). Была и своя «народная гвардия» (№ 86 и др.).
А польские мусульмане-татары даже создали один эскадрон татарской кавалерии (см. воззвание его командира Мустафы-Мурзы Ахматовича в «Kurjer Litewski». 1812, № 86).
23 сентября в Литве повсеместно проходили торжества по случаю взятия Москвы (№ 78), а 3 декабря - в честь годовщины коронации Наполеона 2 декабря 1804 года (№ 98).
В Польше и Литве проводились пожертвования на военные нужды Великой армии (№ 54). Школьники и женщины также рвались в бой (№ 58, 68).
В 1812 году в Литве пышно праздновали 22 июля - именины императрицы Марии Луизы, 15 августа - день рождения Наполеона (№ 67 – 78).»
К сожалению, далеко не все представители священства РПЦ тогда занимали патриотическую позицию. Наиболее известным случаем был переход на сторону Наполеона архиепископа могилёвского Варлаама и вверенного ему духовенства.
После освобождения Могилевской губернии деятельность ее духовенства,по повелению царя, расследовала государственная комиссия, во главе с архиепископом Феофилактом.
Архиепископ Феофилакт установил, что «большая часть духовенства Могилевской епархии присягнула на верность императору Наполеону, а архиепископ Варлаам, секретарь консистории и члены ее не только сами учинили присягу, но настаивали дубликатами и трипликатами что бы все прочие последовали их примеру. Наверное можно сказать, что 2/3 духовенства Могилевской епархии учинило такую присягу, а могилевское градское духовенство все без исключения».
Причем архиепископ Варлаам сотрудничал с французами активно и инициативно.
По указанию могилевской городской полиции 3 и 13 августа были отпразднованы дни рождения Наполеона и его жены, Марии-Луизы. В эти дни церкви в Могилеве были иллюминированы. Варлаам провел богослужения в Иосифском соборе и велел священнику этого собора Максиму Пиючевскому прочитать в честь Наполеона две проповеди, автором которых был сам Варлаам. 22 июля Могилевская духовная консистория распространила по епархии присланные из временной Комиссии бумаги с призывом к крестьянам повиноваться своим помещикам и выполнять требования французской армии, а 9 сентября предписала священнослужителям подавать французского мэру еженедельные ведомости о родившихся, умерших и сочетавшихся браком. А когда Варлаам получил донос о том, что священник могилевской Воскресенской церкви Андрей Добровольский 22 июля во время молебна упоминал Александра I, архиепископ повелел «учинить строжайшее изыскание».
По свидетельству очевидца К.К. Арнольди (Русская старина, том 8, 1873): «15.08.1812, в день именин Наполеона, в Могилеве было большое торжество в кафедральной католической церкви; во всю церковь, чрез двор ее и вдоль площади, стояло в две шеренги войско. В этот же день все жители были вынуждены присягнуть на подданство Наполеону».
Причем вместе с могилёвском духовенством, Наполеону присягнули многие жители православного вероисповедания, включая некоего генерала Хоментовского(!)
12 января 1813г. архиепископ Варлаам написал свои показания, в которых отмечал, что он14 июля, вместе с духовенством, членами временной комиссии, членами консистории, секретарем ее и чиновниками, а также со всем народом и на ту пору посетившим его, исповедания нашего, генерал-майором Хоментовским, принял присягу, совершал литургию и молебен, поминая императора Наполеона.
К сожалению, подобные явления происходили не только в Литве и Могилёвской губернии.
Доктор исторических наук профессор Н.А. Троицкий в своей монографии « 1812 . Великий год России» пишет:
"Архиепископ Витебский и Могилевский Варлаам повелел тогда всей епархии величать «впредь... в благодарственных ко всевышнему молебствиях вместо императора Александра французского императора и италийского короля великого Наполеона»(1). Могилевская епархия не была исключением. В Смоленске духовные отцы города встречали Наполеона с крестом в знак покорности, в Минске епископ служил торжественную обедню в честь завоевателя, а в Подолии и на Волыни священнослужители раздавали своим прихожанам листки с текстом «Отче наш», где «вместо имени бога было вставлено имя императора французов»(2). Такое отступничество тысяч пастырей от «веры, царя и отечества» рождало, по отзывам современников, «недоверчивость к законному правительству и к армии российской, заставляло слабых людей думать, что Россия пропала»(3).
(1. Акты, документы и материалы для политической и бытовой истории 1812 г. / Под ред. Военского Т.3. СПб., 1912. С.236.
2. Там же. С.170.
3. Там же. Т.1. С.361; Т.3
Можно приводить и другие примеры коллаборационизма как в годы наполеоновского нашествия, так и во время Первой мировой войны. Да, пожалуй – достаточно.
Важно подчеркнуть другое: предатели, изменники, шкурники и трусы, к великому сожалению, встречались у нас ВО ВСЕ времена. Были такие среди всех сословий, не исключая, увы, и священническое.
Утверждать, что такие подлецы появились только в советское время – явная и откровенная брехня.
На фото: русские пулемётчики
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/11/22/498