Ох ты сад, ты мой сад. Часть 4

Лада Пихта
     Строительство  дома  продолжалось  довольно  долго,  ведь  деревья  надо  было  превращать  в  брёвна  самим.  За  несколько  дней  муж  с  нанятым  парнем  сделали  сруб.  Приобрели  паклю  и  начали  поднимать  дом.  Крышу  возвести  спешили,  чтоб  дожди  не  успели  навредить  дому.    Всем  особенно  нравилась  мансарда:  там  и  площадь  побольше,  и  потолок  повыше.  Дети  любили  спать  только  там.

      На  первом  этаже  соорудили  две  лежанки  из  досок:  не  хотелось  тащить  в  сад  скрипучее  железное  старьё. Хотелось,  конечно,  чтоб  в  доме  было  уютно,  поэтому  бревенчатые  стены  муж  обстругал  так,  что  они  стали  гладкими  и  блестящими.  Лаком  решили  не  покрывать,  а  к  вагонке  у  нас  доступа  не  было. Некоторые  садоводы  обтягивали  стены  какой-нибудь  тканью,  обклеивали  обоями.  От  такого  варианта  я  решительно  отказалась,  правда,  мансарду  пришлось  обклеить  обоями,  так  как  она  сооружена  из  досок  и  фанеры.

       Сейчас  в  продаже  обилие  стройматериалов,  и  многие  обивают  стены  вагонкой,  крыши  кроют  металлочерепицей,  снаружи  дома  обшивают  сайдингом.  Получаются  симпатичные  домики.  Когда  въезжаешь  в  сад,  любуешься  разноцветьем  крыш. 

       Огород  сажали,  как  все:  смородину,  малину,  облепиху,  ягоды,  различные  овощи,    немного  картошки,  чеснок,  лук, шиповник,  редис, травы.  Очень  жаль,  но нам  не  удавалось  сохранить  посаженные  яблоньки -  то  вымерзали  за  зиму,  то  зайцы  съедали.  И  мы  решили,  пусть  будет  огород.  А  теперь  почти  у  всех  есть  яблони, а  у  нас  нет.  Наверно,  мы  не  были  настойчивы,  а  зря.  Но  благодаря  вниманию  соседей  мы  без  яблок  в  яблочные  годы  не  бываем.

       Когда  мы  приобрели  машину,  мало  у  кого  из  наших  садоводов  они  были.  Подъезжаем,  бывало,  к  автобусной  остановке,  и  муж  начинает  смотреть  по сторонам,  не  идёт  ли  кто  из  знакомых  садоводов,  чтоб  предложить  им  доехать  с  нами.  Несколько  лет  картинка  эта  была  обычной  для  нас  с  мужем:  мы  сидим  впереди,  а  сзади  -  три  друга  мужа.  В  пятницу  вечером  выезжали  в  сад,  по  дороге  забирая  ребят.  В  воскресенье  вечером – обратно. Вспомнишь  поэта: «Да,  были  люди  в  наше  время…».

      Сколько  раз  в  последние  годы  я  шла  от  автобусной  остановки,  как  говорится,  через  силу,  и  только  пару – тройку  раз  останавливалась  рядом пустая  машина,  даже  в  грязную  погоду. Неловко  было  влезать  в  чистенький  салон,  но  водитель  с  улыбкой  настаивал.  Есть  ещё  люди,  которым  приятно  делать  людям  приятное!

        Дорога   к  нашему  саду  идёт  вдоль  множества  садов,  и  после  дождей  ходить  по  ней  не  просто.  Много  раз  обещалось  асфальтирование  части  дороги,  чего  до  сих  пор  нет.  Всё-таки  нам  повезло:  сразу  от  автобусной  остановки  проложили   асфальтовую  дорогу  в  соседнюю  умирающую  деревню,  где  как  грибы  растут  коттеджи  высоких  чинов. По  этой  дороге, с километр  примерно,  мы  с  удовольствием  топаем,  потом  сворачиваем  на  свою  родимую.

      Возвращаемся  в  социализм… Отдохнувшие  едем домой.  После  ливневого  дождя.  опять  разлилась  Юрмашка  и  затопила  огромную  поляну, а  заодно  и  участок  дороги. Люди  в  растерянности  стоят  перед  большой  лужей,  есть  несколько  автомобилей.  Пешие  идут  вброд  босиком,  всё  равно  вода  зальёт  сапоги.  Муж  разулся  и  медленно  прошёлся  по  дороге.  Потом  вернулся,  велел  мне  и  сыну  отправляться  на  другой  берег,  а  сам,  когда  мы  переправились,  сел  в  машину  и  на  сумасшедшей  скорости  преодолел  лужу.  Его  примеру  последовали  и  другие  водители,  правда,  одному  не  повезло.

     Один  год,  как  всегда,  в  начале  июня,  мы  высадили  рассаду  помидор  в  грунт.   Прошло  немного  времени,   и  мне  пришлось  отправиться  в  командировку   в  район  Башкирии.   Накануне  резко  похолодало,  я  накинула  на  грядку  укрывной  материал  и  с  тяжёлым  сердцем  уехала.  Сотрудники  там  ни  о  чём  другом  говорить  не  могли,  кроме  как  о  налетевшем  страшном  заморозке.

     По  возвращении  домой  обнаружила,  что  саженцы  мои  вобщем-то  не  пострадали,  а  только  по  краям  кое-какие  листочки,   чему  я  была  несказанно  рада,  так  как  у  многих  помидоры  почернели  и  пришлось  высаживать  заново.  Сохранились  все  до  одного  корня  без  повреждений  только  у  одной  женщины,  которая  посадила  всего  десять  штук  и  укрыла  их  колпачками  из  газет!  Вот  было  смеху!  Самая  ленивая  оказалась  самой  мудрой!

     Друзья,  уже  отказавшиеся  от  садов  своих,  видя,  как  непросто  мне  теперь  заниматься  садом,  докучают  мне  советами  продать  сад,  «Неужели,-  спрашивают,-  ты  так  любишь  землю?».  А я  ни  разу  не  задумывалась,  люблю  ли  я  её.  Просто  люблю  природу.  Когда  подхожу  к  своему  участку,  радость  захлёстывает,  душа  поёт, дышать  легче  становится,  так  бы  и  глотала  этот  здоровый  ароматный  воздух,  зелень  эта  бесконечная  успокаивает,  и  все  заботы  и  горести  куда-то  проваливаются…И  приятно  видеть  давнишних   друзей,  знакомых,  чувствовать  их  хорошее  ко  мне  отношение,  слышать  их  приветствия.  Когда  приезжаю  в  загазованный  город,  стремлюсь  поскорей  завершить  дела,  ради  которых  покидаю  сад.  Но  при  том  на  селе  жить  не  хочу,  это  очень  трудно! 

     Последнее  время  стала  поменьше  сажать  овощей,  и  этого-то  многим  родственникам  достаётся.  Компенсирую  цветами,  тем  более,  что  я  заметила,  они  меня  любят  тоже  и  даже  шутят  со  мной.  Бывает,  посадишь  весной  астры,  да  так  и  не  дождёшься,  когда  они  взойдут  на  посаженном  месте.  Зато  где-то  на  тропинке  поблизости  вырастут  незаметно,  превратятся  в  красавиц,  будто  посмеиваются  надо  мной!  Породистые  астры  удаются  мне  не  всегда,  хоть  я  и  не  сдаюсь.

     Под  окном  у  меня  растут  розы,  розовая  и  жёлтая,  правда,  не  крупные,  но  зато  морозы  им  нипочём,  и  мне  с  ними  забот  мало.  Сажала  и  крупные,  но  они  вымерзали  (температура  в  наших  садах  всегда  ниже  на  3-4  градуса,  чем  в  городе).  Хотя  в  одном  из  наших  садов  ежегодно  растёт  крупная  бордовая  роза!  Наверно,  это  стоит  особых  забот! 

      Обязательно  высеваю  «маттиолу» - ночную  фиалку.  Сколько  лет  саду,  столько  раз  я   сажала  эти  невзрачные  крошечные  сиреневатые  цветочки,  которые  оживают  вечером  и  разносят  свой  тонкий  благородный  аромат  поблизости,  словно  французские  духи  разбрызгали.  Но  одного  пакетика  семян  маловато,  лучше  3-4.

     Смородина   начинает  цвести  рано,  а  в  это  время  как  раз  случаются  заморозки. И  всегда  мысленно  торопишь  её:  «Побыстрее  отцветай,  чтоб  остаться  с  ягодками!». 

     Последние  два  года  сажаю  цинии.  Раньше   казались  они  мне  какими-то  неживыми,  то  ли  цвета  были  невзрачными,  то  ли  проигрывали  они  рядом  с  другими,  красавцами.  Но  теперь  сажаю  их  вдоль  тропинки  и  любуюсь  их  яркостью  и  удивительным  многообразием  оттенков. 
     Разноцветным  василькам  улыбаюсь  неизменно – так  я  их  люблю.  У  папы  васильки  были  любимыми  цветами,  и  у  меня  тоже.  Раньше  васильки  были  одного  цвета – голубые,  теперь  продаются  семена  васильков  фиолетовых,  сиреневых,  розовых,  бледно-розовых и голубых  в  одном  «флаконе».

     Роскошные  пионы – безусловное  украшение  каждого  сада,   особенно  розовые! А  если  ещё  присутствуют  разноцветные,  то  лучше  и  не  бывает.  В  прошлом  году  старые  кусты  разделила,  и  получилась  большая  грядка.  Розовые – нежные  и  душистые,  красные -  как  яркие  огни,  но  самые  благородные – белые,  они  завораживают  своей  аристократической  красотой,  и  относишься  к  ним  с  неким  трепетом.

      Нарциссы  - самые  первые  весенние  цветы.  Они  так  рвутся  к  солнышку,  что  только  снег  сойдёт,  земля  чуть- чуть  прогреется, а они  уже  распахивают  свои  любопытные  глазищи,  будто  говорят: «А вот и мы! Здравствуйте!». 

     Последние  годы  летом  стоит  жара,  это  вызывает  засуху  и  более  глубинные  изменения  в  природе,  даже  сорняки  другие  растут.  Комаров  почти  не  стало – это замечательно.  Но  в  наши  сады  стало  прилетать  много  агрессивных  дроздов.  Они  клюют  клубнику,  даже  не  давая  ей  окончательно  созреть.

     Растёт  у  меня  большая  ирга.  Её  ягоды  я  очень  люблю,  как  и  мои  друзья,  которые,  проходя  мимо  неё,  с  удовольствием  ею  угощаются.  Плоды  ирги  необыкновенные:  не  кислые,  не  очень  сладкие,  какие-то  освежающие. Так  вот  нынче  ни  одной  ягодки  не  удалось  съесть -  их,  ещё  недозревших,   все  до  одной  склевали  дрозды,  пока  на  два  дня  я  отлучилась  в  город.  А  ещё  друзья!  Бандиты,  а  не  друзья!  Целой  тучей  налетают!   Это  происходит  только  в  последние  годы.  Как  это  объяснить? 

     В  прошлом  году  всё  откладывала  сбор  черноплодной  рябины.  Наметила  это  дело  на  завтра.  А  дрозды  будто  посмеялись: «отдыхай!» и  обклевали  весь  куст.

     Весной  и  в  начале  лета  соловьи  распевали  свои  песни.  Слушаешь,  бывало,  замирая,  как  они  дают  концерт,  показывая  все  свои  таланты.  У  нас  был  «свой»  соловей,  который  «баловался»,  напевая,  будто  проговаривая  «девять, девять,  тяв, тяв, тяв!» - такой  речитатив  услышал  в  песне  соловья  мой  покойный  муж.
Нынче  я  заметила,  что  наш  соловушка  не  пел  вовсе,  а  другой  соловей  пел  совсем  недолго.

     В  1996  году  привезла  я  саженцы  хвойных  из  самотлорских  болот,  где  была  в  командировке.  Две  ёлочки  посадила  на  могиле  мужа.  Не  сразу  прижились  они  на  другой  земле.  Потом  вдруг  одна  начала  стремительно  тянуться  к  небу  и  превратилась  в  высокую  красавицу,  а  вторая  чуть  подросла  и  остановилась. Друзья  мужа  говорили  мне: «Зачем  две-то  посадила?  Нельзя».  А  я  и  не  знаю,  можно  или  нет,  не  задумывалась.

     На  своём  участке  посадила   два  кедра.  Они  стоят  возле  тропинки,  теперь  уже,  как  два  великана - друга,  с  ними  здороваюсь  каждый  раз  «за  руку»,  приезжая  в  сад,  и  прошу  сторожить  мой  домик,  уезжая.  Как-то  старые  друзья  пригласили  меня  в  гости.  Рассказала  им  о  кедрах.  При  прощании  хозяин  и  говорит: «Кедры  береги,  они  главное  достояние  в  твоём  саду».  Услышав  от  меня  этот  отзыв  о  моих  кедрах,  сосед  по  саду  сказал: «Главное  достояние  твоего  сада  это  ты».  Нескромно  так  о  себе… Но  больно  уж  красиво  выразился… Может,  для  красного  словца…

    20 ноября 2012 года.