Подземка Буэнос-Айреса

Сергей Горбатых
               

В начале двадцатого века Аргентина переживала  невиданный за всю свою историю экономический бум. Со всего мира в эту страну ехали иммигранты, в надежде получить бесплатно собственную землю или работу. Буэнос-Айрес, где оседали многие приезжие, рос не по дням, а по часам. Так в 1903 году в этом городе проживали около 900 тысяч человек, а к началу 1913 – уже больше 1500 тысяч.

   Несмотря на очень развитую сеть столичных трамваев, этот вид транспорта,  вместе с большим количеством конных упряжек, не мог справиться с перевозкой огромного количества людей. Буэнос-Айрес остро нуждался в современном общественном транспорте для массовой перевозки пассажиров.

   28 декабря 1909 года Муниципалитет Буэнос-Айреса предоставил концессию на строительство городского метро «Трамвайной Англо-Аргентинской Компании», которая эксплуатировала в то время 80 процентов системы столичных городских трамвайных линий.

   15 сентября 1911 года началось строительство линии «А» столичного метро сообщением Пласа де Майо – Пласа Мисерере, которая должна была связать центр города с крупным пассажирским железнодорожным узлом. Подрядчиком выступила английская компания  Philipp Holzman y Cia.

   К строительству были привлечены 1500 рабочих. Было уложено 31 миллион кирпичей, использованы 108 тысяч бочек цемента ( 170 килограммов каждая),  13 тысяч тонн арматуры.

    Почти всё оборудование пришлось импортировать из Европы: рельсы и металлические балки из Великобритании, электрические кабли – из Германии... Вагоны  фирмы  United Electric были доставлены из Великобритании, а вагоны La Brugeoise привезли из Бельгии.

   Тоннель городского метро находился от поверхности земли на небольшой глубине, всего от 4.85 метров до 7.92 метра.

    Эксплуатация первой линии подземки Буэнос-Айреса была открыта первого декабря 1913 года. Таким образом аргентинская столица стала тринадцатым городом в мире после  Лондона, Афин, Стамбула, Вены, Будапешта, Глазго, Парижа, Бостона, Берлина, Нью-Йорка, Филадельфии, Гамбурга, где стало функционировать метро. Особая гордость аргентинцев заключалась в том, что именно их Буэнос-Айрес стал первым городом в Латинской Америке  имевшим подземку.

   Линия «А» имела девять станций длиной сто метров каждая. Кроме того, стены каждой станции были облицованы плиткой различного цвета. Так например: Пласа де Майо-голубой, Перу-кремовой, Конгрессо –коричневой ... Сделано это было в практических целях. Ведь больше половины жителей Аргентины были неграмотными.

 К  1 апреля 1914 года линия «А» была продлена ещё на три станции: Лория, Кастро Баррос, Рио де Жанейро. 14 июля того же года были построены еще две станции: Акойте и Примера Хунта. 

   Вторая линия - «В» метро Буэнос-Айреса была запущена в эксплуатацию 17 октября 1930 года. В настоящее время она насчитывает 15 станций. Протяженность 10.15 км.

   Третья линия - «С» была открыта 9 ноября 1934 года. Имеет протяжённость всего 4.4 км. Соединяет важнейшие железнодорожные пассажирские узлы Ретиро и Конститусьон.

   Четвёртая линия - «Д» соединила станции Катедраль и Конгрессо де Тукуман. Была открыта 3 июля 1937 года. Имеет 16 станций. Протяжённость линии 10.41 км.

   20 июля 1944 года между станциями  Пласа де Майо и Пласа де лос Виррейес начала функционировать пятая линия - «Е» столичного метро. Её протяжённость 9.6 км. Имеет 15 станций. В среднем в день услугами этой линии пользуются около  120 тыс. пассажиров.

   Движение на первом участке длиной в 2.2 км  шестой линии – «Н» было открыто 18 октября 2007 года. В настоящее время ведётся её активное строительство. В ближайшем будущем она свяжет станции Пласа  Мисерере и Касерос и будет иметь протяженность  около 11 км.

   Метро Буэнос-Айреса очень удобно и практично. Если вы хотите из центра города ( предположим из района Пласы де Майо или Катедраля)  быстро попасть в район Бельграно, то для этого лучше всего спуститься в подземку и сесть на поезд линии «Д». Через двадцать пять минут вы уже будете находиться на станции Конгрессо де Тукуман. А это самый центр аристократического Бельграно. Если же вы возьмёте такси (не говоря уже об автобусе) то вы потеряете, как минимум, один час. Кроме того из такси вы можете выйти с расшатанной нервной системой. Ведь наземное движение в аргентинской столице – только для привычных местных водителей.  Кроме того поездка в метро вам обойдётся всего в 2 песо 50 сентаво ( цены ноября 2012 года). А на такси около 75 песо. Разница в 30 раз!!!

    Эти цифры, конечно же, теоретические. Существует огромная вероятность того, что вы спуститесь в метро, сразу же войдёте в вагон, но прибудете в пункт своего назначения с опозданием в 20, 30, 60 минут... А может быть и больше. Почему? Ведь существует много причин, типичных только для подземки Буэнос-Айреса.

   Причина первая.
   Если одному из пассажиров станет плохо. Сердце, например, заболело. А летом это немудрено. Ведь температура в метро поднимается до 50 градусов! Пассажир падает в обморок. Поезд немедленно останавливают на первой же станции. Вызывают полицейского и агента частной безопасности. Те, в свою очередь, вызывают по телефону машину скорой медицинской помощи. Поезд стоит на станции. Пассажир без памяти лежит в вагоне. Рядом с ним находятся полицейский, агент частной безопасности, дежурный по станции.  Останавливаются все поезда этой линии... Тысячи пассажиров  ждут, когда прибудет карета «Скорой помощи» и врачи спустятся, чтобы забрать несчастного.  Что вам остаётся делать? Ждать вместе с остальными или подниматься наверх и добираться другими видами транспорта. Выбор должны делать вы.

   Причина вторая.
   Поезд останавливается на станции, и хриплый металлический голос громковорящей связи объявляет, что движение на данной линии метро приостанавливается на неопределённое время по решению профсоюза. Всё!!! Никаких больше объяснений! Что вам остаётся делать? Ждать или, проклиная все профсоюзы на свете, выбираться наверх. Только затем, по телевизору, вы узнаёте, что причиной ваших несчастий стал какой-то пассажир, оскорбивший уборщицу или, ещё хуже, кассира метро. В ответ на этот «агрессивный и дискриминативный акт профсоюз линии объявил забастовку и потребовал срочной встречи с начальником полиции или руководством метро».

   Причина третья.
   Поезд останавливается  (как всегда только на станции), и хриплый металлический голос вещает, что «движение на линии приостановлено по техническим причинам». Какие это технические причины? Как правило – это отключение электроэнергии или неисправность одного из вагонов.

   Причина четвёртая.

   Во время сильных дождей потоки воды  с улиц устремляются во входы в станции метро. Тогда мощные водопады извергаюся по ступеням и затапливают станции и тоннели. Естественно, что метро прекращает свою работу.

   Но бывают случаи, когда  метро может вас приятно удивить. Как правило, профсоюз, борясь за права трудящихся подземки, с целью оказания давления на руководителей метро, объявляет о бесплатном проезде для пасажиров в течение целого дня или нескольких часов.

   Что должен знать о метро Буэнос-Айреса иностранный турист, если он желает воспользоваться его услугами?
   Первое.
   Большая часть станций метро имеет раздельные входы и выходы для каждого направления движения. Если вы ошиблись, то придётся подниматься наверх, пересекать улицу и вновь спускаться, чтобы сесть на поезд, следующий в нужном вам направлении.

   Второе.
   Расписание работы столичного метро. С понедельника по субботу с 5 часов утра до половины одиннадцатого ночи. По воскресеньям и праздничным дням метро открывается в восемь утра и закрывается в одиннадцать ночи. В эти дни на линии выходит только половина поездов, поэтому ждать их приходится в два раза дольше.

   Третье.
   В часы пик поездка в подземке Буэнос-Айреса превращается в суровое испытание. Поэтому я бы рекомендовал в это время услугами метро не пользоваться.

   Четвёртое.
   В метро Буэнос-Айреса успешно орудуют банды карманников, поэтому надо предпринять все необходимые меры, чтобы не остаться без документов и ценных вещей.

   Пятое.
    Информационные щиты на некоторых станциях имеют неудачное расположение и закрывают друг друга. Поэтому подземка Буэнос-Айреса не терпит спешки. Если возникли сомнения – то надо остановиться и спокойно разобраться, куда же вам идти.

   Первый раз я воспользовался услугами метро Буэнос-Айреса в августе 1998 года. Я спустился на новую станцию Хурамэнто линии «Д». Мне она сразу понравилась: широкая с очень высокими потолками,   мраморные стены, чистота, галерея с бюстами национальных героев. Было очень мало людей. Поезд современных форм поразил своей бесшумностью и комфортом. По мере приближения к центру столицы, станции становились всё меньше, ниже и уже, а количество пассажиров возрастало.

   Я вышел на конечной станции Катедраль. Гуляя по столичному центру, увидел узкий спуск в подземелье, обнесённый очень красивым кованым  заборчиком. Как оказалось, это был  вход на станцию Пласа де Майо, линии «А» городского метро.

   Я спустился и... очутился в тоннеле, больше похожем на старинный склад, чем на станцию метро. Мощные металлические колонны и балки с огромными заклёпками, потолки с большими пятнами от сырости, скромная затёртая кафельная плитка на стенах и полах, древние электрические светильники... От изучения  этих достопримечательностей меня оторвал оглушительный грохот. На станцию въезжал поезд, состоявший из маленьких низких деревянных вагонов!!!

   Такого я никогда не видел! Ошеломлённый я хотел войти в вагон, но его дверь была закрыта. Я стоял  и ждал, когда же она откроется. Неожиданно меня вежливо попросил отодвинуться  моложавый  дедушка с бородкой.
  - Пожалуйста! – ответил я и пропустил его вперёд.
   Дедушка ловко схватил ручки двери и раздвинул её!
  - Прошу вас, сеньор! – гостеприимно произнёс он.
  - Спасибо! – удивлённо пролепетал я и вошёл в вагон.
  -  Двери должны открывать сами пассажиры! –  дошло до меня.

  Старичок  удобно устроился в дальнем углу маленького вагона и, развернув газету «Кларин», принялся её читать.
 
   Я же принялся с интересом изучать сам вагон.
   
   Здесь всё было сделано из ценных пород дерева: стены, лавки, окна. В помутневшем от времени большом зеркале я увидел тень своего лица. Медные стоп-краны загадочно блестели в приглушёном свете древних светильников... Особенно меня поразили боковые сиденья. Маленькие, овальной формы, они, очевидно, предназначались для служащих, открывавших и закрывавших двери вагонов восемьдесят лет назад. Маленькие окна казались игрушечными.

   В тот памятный для меня день, я проехал на этом необыкновенном поезде от  Пласы де Майо  до станции Карабобо и обратно, не уставая, с восхищением, разглядывать все детали его интерьера.

   Через год в прессе появилось сообщение о том, что в ближайшее время все старые вагоны линии «А» будут заменены на современные. Об этом  продолжают говорить уже четырнадцать лет, а они по-прежнему перевозят пассажиров. Вот только вагоны значительно обветшали. Ведь в ожиданиит того, что их «отправят на пенсию», денег на настоящий ремонт не выделяют. Поэтому вместо дерева ценных пород используют обыкновенную сосну или даже лакированную фанеру.  Но невзирая на этот потрёпанный вид, эти старинные вагоны вызывают неописуемый восторг у всех, кто  их видит в первый раз.

    Всем туристам приезжающим в Буэнос- Айрес  кроме танго, футбола и экскурсии по городу, я рекомендую воспользоваться услугами местного метро. Сначала совершить поездку в современном поезде новой линии «Н», а затем перейти на линию «А».

   Здесь в старом деревянном вагоне, без всякой фантастической машины времени, вы окажитесь в начале двадцатого века и не только увидите, но и почувсвуете связь между прошлым и настоящим.