Знамение гл. 27

Владимир Орлов3
ЗНАМЕНИЕ Гл.27




Стоял декабрь. Хоть на юге зима и приходит гораздо позже и, конечно, не такая суровая, как в средней полосе, но дыхание ее уже ощущалось. Воробьи как-то притихли и нахохлились, стаи голодных ворон жалобно каркали, возмущаясь тем, что нет еды. Люди выдыхали пар, нос стал более влажным, девчонки наконец-то утеплились, хотя нет-нет да и попадалась какая-нибудь длинноногая красавица, не желающая скрывать свое богатство под брюки или джинсы. В трамваях и троллейбусах заметно похолодало, благодаря исключительной заботе начальства этих управлений о том, чтобы зимой было холодно, а летом жарко, иначе это будет Европа, а нам, как известно, до нее далеко. Тарифы на газ заметно возросли, потому что нет у нас в стране газа, приходится его покупать. Это при Советской власти он был и в год надо было заплатить всего пять рублей. Ну, не хватает денег представителям этой организации, надо помочь бедным людям...

- Ох, не учит их ничему история, - раздраженно думал Алексей, - кутаясь носом в теплый шарф. - Когда ж они все насытятся этими деньгами и вспомнят, что есть масса голодных и тех, кто живет за чертой бедности. А ведь ходят в церковь, ставят свечки, чувствуют, что они - православные! А не помнят, небось, что говорил Серафим Саровский: " Если у меня есть две рубахи, то одну отдам тому у кого нет ни одной, мне и одной хватит". Может, не совсем точно, но суть эта. А потом опять начнут валить на Ленина, что его купила Германия и он сделал у нас революцию! Просто смешно! А 9 января 1905 года, господа, забыли? Люди шли с иконами, дети, женщины, старики, а их сабельками и из винтовок...Ай, да, царь-батюшка! Заступничек! Нет, ребятки, сами вы просрали Россию своей неуемной жадностью и бесчеловечным отношением к бедному люду. Не хотите жить скромнее - можете потерять всё. Такое уже случалось в истории много раз...Что-то меня понесло в политику, ну ее на хрен...Это гнилое болото...Люди уже на грани полного уничтожения, а всё движется невозмутимо по тому же самому сценарию...Мир безумен! Или им кто-то управляет неведомый нам?.. Замкнуться в себе и не видеть этого бардака, этой несправедливости...Смириться с тем, что ничего нельзя изменить простому человеку...Он просто - марионетка! Если есть иной мир,- а после ЗНАМЕНИЯ, которое я видел, у меня нет уже сомнения, - то надо сосредоточиться на своей душе, своем внутреннем мире...Жизнь пролетит незаметно, а то, что наработано духом - с тобой и уйдет в иной мир. Вот единственное сокровище, которое надо копить...

Алексей перешел улицу и направился к дому, где жил с Наташей.
- Она, наверно, еще не пришла, - подумал он, - сегодня у нее прослушивание всей программы, а на днях - экзамен.
Открыв дверь, он разделся и прошел на кухню. Включив чайник, наскоро, сделал бутерброд...Перекусив и перекурив, решил посмотреть те стихи, которые отметила вчера Наташа.
- Может, действительно сделать подборку и что-то напечатать? - раздумывал он.
Взяв тетрадь, стал просматривать стихи, отмеченные птичкой:

***

Не вспоминайте прошлый снег...
Хмельные запахи дурмана...
И лед замерзшего фонтана...
Ночных безумств и тайных нег...
Ведь жизнь всегда полна обмана...
Не вспоминайте прошлый снег...

Не увлекайтесь и мечтой:
Она так зыбка и туманна,
И так в сердцах непостоянна,
Как сон предутренней порой...
Она - мираж, но так желанна..
Не увлекайтесь и мечтой...

Не потеряйте чистоты!
И мук святого совершенства!
Души высокого блаженства!
И символ мира - доброты!
Я красоте не дам главенства:
Не потеряйте чистоты!


***

Я странник бытия...
Влачусь по бездорожью...
Судьба, видать, моя:
Найти, всё ж, искру Божью!

Иду, не уставая,
Дорогою познанья!
Моя стезя иная:
Не надо мне признанья!

Мне б только прикоснуться
К священной ризе Тайны!
Тогда лишь мне зажгутся
Огни в мирах бескрайних...

Но время бесконечно
И краток жизни путь...
Вселенная, беспечно,
Дает себя щипнуть...

Но не стоит на месте
Отправившийся в путь!
Жених спешит к невесте
На верность присягнуть!

***
Нас мало, но мы есть!
Кого не тронет лесть!
Чей взгляд блеснет слезой
Над строчкой золотой!

Кто дань отдаст трудам
Безвестного поэта,
Его святым словам,
Осмыслить сможет это.

В грядущие века
Пусть строчки убегут!
Поэты не грустите:
Вас всё-таки прочтут!

Ах, матерь ты, Россия!
Бескрайние поля!
Поэт ведь, как Мессия,
Его казнить нельзя!

Тогда прервется пенье
Словесное души,
А там: погост, забвенье...
И в памяти - гроши...

Лишь Музы остаются
Бессмертными всегда,
Да книги, что прочтутся,
Хоть кем-то, иногда...

Так пусть ложатся строчки
На белый, в клетку, лист:
Души то всходят почки,
Росток их будет чист!

***


Что нас с тобой соединяет?
Разлуке не дает торжествовать?
Вся в искрах света комната сияет...
Один вопрос: вставать или не вставать?

Я на окне отдерну занавеску
И солнце мигом ярко озарит
Твою всю смятую прическу,
Лицо и грудь, и то, что нас манит.

Ловлю мгновение пока ты не проснулась,
Тобой любуюсь, молча, в тишине...
Ах, если бы вся жизнь перевернулась...
Да, если бы,но это всё во сне.

Пурпур вина в стакане золотистом,
Оберток горка от конфет горит,
И вышивает солнце аметистом
На волосах, и запах их пьянит.

Ну, вот и всё...Окончен праздник тела.
Уж за окном щебечет детвора.
Ты, сладко потянувшись до предела,
Открыв глаза, сказала мне: "Пора!"

***

Ты стоишь у окна, чуть дышишь.
За окном в снегу провода.
Позову - ты меня не услышишь,
Что-то треснуло в нас навсегда.

За стеною кричат соседи,
Что-то шумно друг другу твердя,
Нам не нужно их голоса меди,
Наши души кричат:"Так нельзя!"

Но каким-то скрытым рассудком
Я уже понимаю беду...
Вроде, всё ничего, но как будто
Я забыл дверь закрыть на ветру.

И повеял вдруг холод нездешний...
Зябко ежилась ты у окна...
Трудно было сказать, что я лишний,
Ну, да ладно, я понял: пора...

***
Не уходи! Постой! Остановись! Подумай!
Остался только миг, а дальше - пустота!
Останусь я один с своей печальной думой
И чувства отомрут, наступит немота...

И с этой точки жизнь пойдет уже другая:
Без встреч, без ожиданий, без радостных звонков...
И ты, красивая, еще чуть-чуть хмельная
Уйдешь с другим за угол и смолкнет шум шагов...

И где-то зарыдают пароходы...
И где-то им ответят поезда...
Чтобы узнать друг друга тратят годы...
Расстаться чтоб: "Пока" - и навсегда...

Не уходи! Постой! Ведь есть еще мгновенье!
Не сердце, а душа - найдет пускай решенье...

***

Пчела однажды залетела,
Исследовала сотни книг,
Предметы, вещи,- что хотела?
Иль это был познанья миг?

А рядом - ветка абрикосы!
Цветет и запахом манит!
Нет - ей подайте папиросы!
Ну что ж, хоть это нас роднит!

И улетать все не хотела -
Открыто было ведь окно!
Своим жужжаньем надоела...
Но улетела все равно.

Всему у Бога назначенье,
Но любопытство - акт творенья!

***
Поэзия - удел людей немногих.
Не всякий прелесть рифмы разглядит.
Созвучье строк - не разнобой прохожих,
В нем ритм сердечный песню вдруг творит!

И в ней мелькают образы былого,
Любовных чувств томительная вязь,
Родного и чего-то дорогого,
Что высоко и что не тронет грязь.

Она - седая, белая вершина!
Видна! Но подойти к ней нелегко!
Внизу, привычно,тянется долина,
Где суета, всё просто, всё легко...

Но кто познал поэзии вершину -
Не спустится с той высоты в долину!

***

Закончит молодость свой бег,
Оставив дней полет звенящий,
Закончит зрелость свой забег,
В смысл мирозданья уходящий.

Постигнешь ты науку жизни,
Прочтешь десятки, сотни книг,
Узнаешь радости и тризны,
И тяжести земных вериг.

И поседевший, мудрый старец,
Окинув взглядом дней всех строй,
Поймешь - не вскрыл с секретом лАрец:
Не разгадал души настрой.

***

Любовь, девчонка быстрая,
Мелькнула за окном,
Как тучка серебристая
Пропала вечерком.

Ее не жди напрасно -
Назад уж не придет.
Коль потерял - все ясно:
В другой душе живет.

Как птица перелетная:
Она то - здесь, то - там.
Всегда сама нечетная,
Но делит пополам.

И если повстречался
С ней хотя бы раз -
Не зря на свет рождался
И выполнил наказ!

***

За вечером синим -
Прячется мгла.
Пред вечной картиной -
Пустые дела.

Томленья, заботы,
Домашний уют...
Но времени счеты
Баланс подведут:

Зачем ты? И кто ты?
С чем в мир сей пришел?
Разрушил киоты?
Иль веру нашел?

Успел насладиться
Красою земли
И вволю напиться
Слезами любви?

Ловил тихий шорох
Уснувшей листвы?
Узнал гнева порох
И чувство вины?

Ведь жизнь - испытанье!
Здесь всё - пополам!
Из счастья, страданья -
Возводишь ты храм,

В котором душа
Будет в вечность лететь
И уже, не дыша,
На красоты глядеть...

***

Король Италии Умберто
Зашел поесть в один трактир.
Хозяин тоже был Умберто,
Лицом и ростом - тот же сир!

Король немного удивился,
Плеснув чуть доброго вина:
Что в день один с ним он родился,
Что в день один с ним он женился,
Что Малгажата - их жена!

У них обоих - сын Витторио!
Сражались в битвах - бок о бок!
Еще б отец у них был Горио -
Тогда б Бальзак сказал:"Здесь рок!"

Король был сильно озадачен:
Откуда взялся сей двойник?
Обед был щедро им оплачен,
Но в суть он тайны - не проник!

Отведав сна совсем немного,
Всю ночь промучившись от дум,
Он утром снова у порога
И ждет разгадки его ум!

Но, к удивлению Умберто,
Узнал он, что двойник погиб:
Ружье он чистил - выстрел в сердце!
Курок задел? Цевья иль изгиб?

"Да, всё же не совсем похожи
Мы с тем Умберто, видит Бог!
И биографии - не схожи:
Он - уже там, а я - не смог!"

Подумав так, король поднялся,
Не слыша пули подлый свист...
Так с тем Умберто он сравнялся:
Стрелял какой-то анархист!

***

Во Время Пушкина лихое
Жил Юлий Литта, странный граф,
Имел пристрастье он такое:
Мог съесть морожен целый шкаф!

Дом графа был неосвещенный:
Там по ночам гасили свет.
Он на Большой на Миллионной
Каретам даже путал след...

Но время старости пришло,
К тому ж, болезни доконали...
"Да, сударь, вам не повезло."-
Так доктора ему сказали.

И,отсчитав ему часы,
Что жизнь, быть может, и дарует
Они повесили носы -
Любое ж сердце затоскует...

Но граф заметно оживился!
Потребовал вдруг яркий свет!
С последним словом обратился:
"А что - мороженого нет?"

"Да как же, барин, есть, конечно!"
"Ну, так несите побыстрей:
Там есть ли, нет ли - всё не вечно,
Мне десять порций - и скорей!

Придется ль нА небе откушать
И разрешат ли - вот вопрос?.."
И потихоньку граф стал кушать
Всё, что слуга ему принес...

Все десять порций одолел он!
Перекрестившись, прошептал:
"Ну вот, теперь спокоен телом:
Последний бой я все же дал!"

***

Больной О.А.КипрЕнский поднял руку...
Сквозь пальцы посмотрел на свет...
Врач применил свою науку -
И вену вскрыл его ланцет.

Кровь в чашку медленно стекала...
Нависла жутко тишина...
А мысль чего-то всё искала...
Пришли из забытья слова:

"И сердце нежное, всё в пламени и ранах,
Трепещет с полночи до утренней звезды..." -
Он прошептал и вспомнил о забавах,
И тех, с кем он делил судьбы плоды...

"Друзей!!.. - художник крикнул дико!
И резко на постели сел!
И, с искаженным от страданья ликом,
Пустую комнату тоскливо оглядел...

Кровь с чашки вылилась на простынь...
Образовалось темно-красное пятно...
А он смотрел в окно на неба просинь...
Потом упал...Стал с вечностью - одно.

***

Болезнь секунды жизни отбирала...
С.В.Рахманинов боролся с ней, как мог.
"Я слышу музыку!" - вдруг фраза прозвучала!
Но кто б играл - коль композитор слег?

С ним рядом были только двое:
Шаляпин-младший и его жена.
Жизнь покидала тело дорогое...
А впереди - безмолвия стена...

Рахманинов смотрел с тоской на руки...
Сказал:"Прощайте, милые мои..."
Ведь при игре испытывал он муки,
Но все ж играл прелюдии свои!

"Как будто аура моя вдруг отделилась", -
Он, чуть позднее, негромко произнес...
В час ночи сердце его остановилось...
И дух в Россию его на миг унес...

***

СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ГЕНЕРАЛА А.П.ЕРМОЛОВА.

Однажды, в молодости ранней,
Едва начав еще служить,
В Жавтене, захолустье дальнем,
Был случай редкий - не забыть!

Ермолов как-то засиделся.
Была уже глухая ночь.
Дремотой мозг на миг оделся.
Сознание умчалось прочь.

Вдруг он очнулся от дремоты.
Свечи огарок догорал.
Устал он, видно, от работы.
Сквозняк чуть холодом обнял.

Огонь свечи слегка качнулся,
Как будто дверь кто отворил,
На стуле он чуть повернулся -
Какой-то странник подходил!

Седой старик в рубище ветхом...
Откуда взялся - не понять!
С чуть затаенным, может, смехом
Велел: что скажет - записать!

Была в словах такая сила,
Что он ослушаться не мог.
Не понимал, что это было:
Неведом у судьбы порог.

А, оказалось, записал он
Всю биографию свою:
Что станет видным генералом,
Послужит Родине в строю!

Бородино, Наполеон, Кутузов,
Опалы тайные причины,
Друзей пленительные узы
И месяц, год, и день кончины!

Полсотни лет велел молчать.
Взял слово клятвы волевое.
Потом, мол, можешь рассказать...
Ермолов думал:"Что такое?"

Всё написав, он оглянулся,
Но старика и след простыл.
Тогда он к денщикам метнулся:
"Старик седой не выходил?"

Переглянувшись удивленно,
Те отвечали:"Никак нет!"
"Кто ж говорил так затаенно?" -
Подумал - не нашел ответ.

Но лист бумаги сохранился.
Его он, бегло,прочитал.
Еще раз чуду подивился
И в стол бумагу ту убрал.

На удивленье - всё сбывалось!
Всё, что старик тот предсказал!
Фортуна, слава улыбалась
И как потом в немилость впал...

Но годы быстро пролетели.
Прошел молчания обет.
И мысли те вновь одолели.
Разгадки чуть забрезжил свет.

Тот случай часто вспоминая,
И зная:близится тот день,
Когда судьба, мечом играя,
Пересечет от солнца тень -

Он другу все таки открылся:
Просил бумагу ту прочесть
И Берг, конечно, удивился,
Хотя мог выдумкой все счесть.

Последних строчек заключенье,
Все ж, капитан не прочитал:
Ермолов их сокрыл значенье,
Рукой прикрыв судьбы финал.

"Прочтешь их позже, после смерти,-
Ему он медленно сказал, -
Вы мне на слОво уж поверьте:
Старик всю жизнь мне предсказал!"

"Но кто же был тот гость нежданный,
С седою гривою волос?"
"Тот гость был я, - ответ вдруг странный
Ермолов Бергу произнес, -

Когда-то мне двойник явился!
Он был седой, как я теперь!
То дух мой в тело воплотился,
Чтоб приоткрыть мне тайны дверь!"

Двойник был в предсказаньи точен:
Совпал и злополучный день...
А мы считаем: мир наш прочен!
А он - лишь будущего тень...

***

Лишь глаза на секунды закрою -
Ощущаю черный провал!
Уходить тяжело, я не скрою,
Но несется измены обвал!

А за ним будет мертвое небо!
Невозможность шага назад!
И любовь уже будет, как небыль!
И засохнет живительный сад!

Потому - задержусь на мгновенье:
Показалось мне вдруг невзначай?..
Есть еще до ухода - деленье!
Все...Ты сказала:"Прощай."

***

Над миром ночь соединила стрелки.
И время будто умерло на миг.
Застыли стрелки - вечности сиделки.
Секунду мир остался без интриг.

Раз в сутки время тайно исчезает:
Ноль-ноль часов ведь это - пустота!
Но человек того не замечает...
Рожденье, смерть - как суток долгота.

***

Стихи - как молитва!
Как - зов изнутри!
Острейшая бритва!
Совесть души!

Они - единичны!
У них нет родни!
Словами - привычны,
Но духом - одни!

Напрасно пытаться
Найти их исток,
Как с небом обняться,
Души в них росток!

***

Скучные, веселые,
Дождливые, морозные...
Дни бегут счастливые,
Дни бегут серьезные...

Что-то получается,
А что-то все не сходится...
Жизнь уже кончается,
Ответ все не находится...

Любовь давно растаяла,
Как тучка легкокрылая...
Замучила, замаяла
Тоска меня унылая...

Дорога жизни тянется,
Но дни замедлят бег...
Что нам потом достанется?
Ах, бедный человек!..

***

Затуманился день
Вечернею мглой.
Пролетел,
Зашумел
Ветерок надо мной.

Опечалился лик
Белоснежных берез.
Меркнет блик.
Тает миг
Очарованных грез.

Где я? Кто я?
Откуда пришел?
Что я,
Роясь
В знаньях, нашел?

Лишь крупинки алмазов
Духовной мечты...
И горы,
И горы
Словесной руды...

***

НА СМЕРТЬ Н.РУБЦОВА.

В загулах - Есенин!
В стихах - ближе он!
Бродяга и гений!
В Россию влюблен!

Он жил у друзей,
Не имея угла.
В конце жизни всей
Власть квартиру дала.

Был добрым и нищим...
А пил - от тоски...
Жил часто без пищи...
Не делал стишки...

Играл на гармошке:
Есенину - брат!
Пел песни про ножки,
Про ласковый взгляд.

С семьей - не сложилась.
Зато росла дочь!
Другая явилась
В дождливую ночь.

Была поэтессой
Вторая жена,
Но черная месса
В стихах тех видна.

И в них, как и в жизни,
Ярилася злость,
И дело шло к тризне,
Нужна была кость.

И кость появилась!
Волчица напала!
Безумье свершилось:
Поэта не стало!

Как и за что?..
Просто пьяная драка!
А свидетель - никто!
Вот за водку - расплата!

Хоронили с почетом:
Это могут у нас!
Он закончил полетом!
И взлетел на Парнас!

p.s.
Видно, тот самолетик,
Что с балкона пускал,
В кровь вошел, как наркотик:
Взлет и смерть предсказал!*

*(Однажды Николай Рубцов и его друг, шутки ради, загадали желание и решили, каждый, пустить бумажный самолетик с балкона: у друга самолетик полетел низко и далеко, а у Рубцова - резко пошел вверх и камнем упал вниз. Поэт побледнел и сказал, что это плохой знак.)

***

В ночь осеннюю не спится.
Дождик мелкий моросит.
Мысль куда-то все стремится.
Сердце, знай себе - стучит.

И мечтается о вечном.
Еле-еле дышит грудь.
В миге жизни скоротечном
Свой какой-то ищешь путь.

Бесконечные вопросы
Мозг, усталый, задает:
Человек? Его запросы?
Бог какой? Он как живет?

Зло с добром перемешалось.
Ничего не разберешь.
Для чего-то жил, казалось.
Смысла жизни - не поймешь.

И в душе так грустно станет:
Неужели жизнь - обман?
И надежда нас обманет?..
Но приходит сон-дурман...

***

Когда-то в мечтах полудетских,
Не зная потери и слез,
Наполненный помыслов дерзких,
Бродил я средь белых берез.

И жизнь представлялась мне птицей,
Летящей в бескрайнюю даль...
Потянулись года вереницей...
Стала частою гостьей печаль...

Мир предстал обнаженным и скучным,
Сбросив ложь иллюзорных одежд.
Подлость в нем - была делом подручным.
Видел я процветанье невежд.

Но сквозь бури житейских сомнений,
Закаляясь, я шел за судьбой,
Понимая, что шут или гений -
Крест несет свой по жизни земной!

***

Бодрым, пружинистым шагом,
Песней звонкой, меняя мотив,
Ручейком полевым за оврагом -
Проживу, жизни двери открыв...

Но зачем и кому это надо?
Мне? Но я-то при чем?
Не моя в том вина иль отрада,
Что я с бездной столкнулся плечом.

Коли надо прожить - проживу я,
Но цена этой жизни - пятак.
Только смысл напряженно ищу я,
Но выходит - какой-то пустяк.

***

Я проснулся внезапно, со страхом.
На щеке еще стыла слеза.
Жутко стало, что стану я прахом...
За окном бушевала гроза.

Снилось мне, что я брел по кладбищу
Вдоль могил и безмолвных крестов,
И выпрашивал жизни, как нищий,
И отдать всё за жизнь был готов.

Но тянулись кресты да могилы
И не видно им было конца...
И зачем эти люди все жили?
Ради этого злого венца?

И сдавило мне горло удавкой,
От тоски покатилась слеза.
Жизнь казалась фальшивой и жалкой...
За окном бушевала гроза.

***

Душа и тело - как крылья у птицы:
Только вместе полет свой вершат.
Но закончатся дней вереницы
И одну от другой - отлучат.

Тяжело, видно, будет в разлуке?
Да и можно ль подругу забыть?
Тело будет протягивать руки
И сердечко души будет ныть.

Но я верю, что время настанет
И Господь чудо вновь сотворит:
Та же птица вновь крылья расправит!
В то же небо опять полетит!

***

Чужая женщина в окне,
Битком набитого трамвая,
Скользила мимо, как во сне,
О чем-то грустном вспоминая.

Обидел кто-то иль дела
Собрали скорбные морщины?
У всех людей своя судьба,
У всех для грусти есть причины.

Трамвай проехал...Силуэт
В картинках жизни потерялся...
А, может, это был тот след,
Что мной когда-то потерялся?

***

Я во сне шел по ровному полю.
На далекие звезды смотрел.
И душа так томилась в неволе -
Что я б к звездам тотчас улетел!

Будто там - мои древние корни
И мой первый родительский кров!
И душа мне шептала:"Припомни!
Как привольно жилось тебе в нем!"

Вдруг на небе возникла воронка!
Словно маленький смерч в ней возник!
И спустилась ко мне в ней девчонка!
Я дар речи утратил на миг!

Серебристый костюм, дивный голос,
И смеющихся глаз бирюза,
Золотистый каскад ее вОлос
Обвивал гибкий стан, как лоза!

И она протянула мне руку,
Приглашая войти в звездолет!
Я почувствовал радость и муку...
Но проснулся...Не вышел полет.

***

В хороших стихах есть тайна:
Волшебная вязь из слов!
Она может быть случайна,
Иль быть результатом трудов...

Но разом она отсекает
Всю груду ненужных слов!
И мысль высоко взлетает,
Порвав цепь земных оков!

Туда, где вечность разлита!
Где спят, утомившись, века!
Где душа с Единым слита!
Где гармоний духовных - река!

***

Я вспоминаю иногда
Те наши прошлые года,
Когда любовь кружила нас,
Когда был дорог каждый час.

Как забывали мы порой,
Что нам пора уже домой.
И я смотрел в твои глаза,
И думал:"Это - навсегда!"

Тех глаз печальных бирюза!
Капели первая слеза!
Сжимают сердце мне тоской!
Хожу по дому сам не свой!

И память тех счастливых лет,
Как вечной юности обет,
Вновь возрождает встречи те
И я в мечтах лечу к тебе!

Но годы, словно, западня:
И побывал бы - да нельзя!
И стережет их злой палач,
Он не пропустит - плач не плач!

Конечно, годы не вернуть...
Подчас так сложен жизни путь...
Что мы теряем тех порой,
Кто был любимый и родной.

Тех глаз печальных бирюза...
Капели первая слеза...
Сжимают сердце мне тоской...
Хожу по дому сам не свой...

***

Ветер выл одиноко, пугливо,
Снег швыряя на стекла домов.
Ему было, наверно, тоскливо
В пелене ледяных облаков.

Он стучался в окно колким снегом
И погреться, конечно, хотел.
А потом, утомившись набегом,
Он на крыше тихонько сидел.

И мне тоже о чем-то взгрустнулось,
И в груди пробежал холодок,
Что-то тихо в душе встрепенулось,
Я ведь тоже, как он, одинок...

Но вдвоем станет грусть веселее!
Я окно широко распахнул!
И бродяга, от счастья хмелея,
В мою комнату робко шагнул!

Шевельнул чуть страницы у книги,
Посмотрел, что я на ночь читал
И, забросив под койку вериги,
Тихо в кресле моем задремал...

И на улице разом всё стихло...
Снег ложился пушистым ковром...
Грусть-печаль моя быстро затихла:
Веселее нам стало вдвоем!

***

Я видел нищих на полу:
Толь мертвых, толь живых...
Лежали в свалку, как в хлеву,
Лохмотья лишь на них...

Никто из них не шевелился.
И я не слышал, чтоб дышал.
Я у двери остановился
И камешек с земли поднял.

Легонько бросил на кого-то...
Вдруг показалась голова!
И человек сказал мне что-то,
Но я не понял те слова.

И рядом все зашевелились.
Здесь были дети, старики.
А за вторженье - извинились,
За то, что здесь ночлег нашли.

Я согласился их оставить,
Но был, все ж, сильно удивлен:
Кто мог их в мой сарай направить?..
Но вдруг проснулся... - то был сон.

***

В ДЕНЬ ПАСХИ.

Запах спертый маршрутки прокуренной,
Да духов гремучая смесь,
Взгляд соседа, спросонья прищуренный,
Да и сам - не проснувшийся весь.

Утро раннее, первоапрельское,
Уже шарит по небу лучом.
Бесконечное дело житейское
Заставляет покинуть свой дом.

Где уютно устроились книги,
Дожидаясь с работы жильца,
Где случаются времени сдвиги:
Нет эпох, нет границ, нет конца...

А в далеком и теплом Израиле,
Всего двадцать столетий назад,
Наш Спаситель и Бог неприкаянный
Примерял уже смерти наряд...

***

От суеты, от жизни повседневной,
От унижений, громких голосов -
Уйти в приют печали вдохновенной,
Найти забвение за строчками стихов.

И понимать их хрупкую ничтожность,
В сравнении с армадой бытия,
И веровать в святую невозможность,
Что в книгах будет истина твоя!

Пускай не истина, а только размышленья:
Зачем живем? Каким быть должен путь?
И почему так мучают сомненья?
И можно ли в бессмертье заглянуть?

И знать, что все ответы - ненадежны,
И что поэзия - лишь умственная блажь:
Плоды ее для общества - ничтожны,
И минимальный штампуется тираж...

И все же тайною обмана обольститься,
И в бесконечность мысли устремиться!

***

Забыться в книгах и мечтать...
Куда-то вдаль переноситься.
Реальность жизни забывать.
К мирам далеким устремиться.

Забыться в книгах и мечтать...
О жизни новой, невозможной,
Где будет верность процветать,
Где дружба всех не будет ложной.

Забыться в книгах и мечтать...
О той единственной, далекой
И ей любовь свою отдать,
И жить с ней в башне одинокой.

Забыться в книгах и мечтать...
Игрою мыслей наслаждаясь
И мир духовный прославлять
Дли новой жизни возрождаясь.

***

Счастье - проснуться с мечтой о тебе!
Думать о встрече и ласках телесных!
Быть благодарным сварливой судьбе!
Жить ожиданьем мгновений чудесных!

Боли и радости - всё пополам!
Вместе пройти по ухабам глубоким!
Вместе построить духовный наш храм!
Верить в любовь, верить чувствам высоким!

Садом весенним тебе улыбнуться!
Ветром веселым к тебе прикоснуться!
Думать, мечтать и судьбу заклинать,
Только тебя - никому не отдать!

В синий туман твоих глаз окунуться!
С тобою уснуть - и с тобою проснуться!
Где ты, родная? Скорей отзовись:
"Алло, это ты?.. Ну, скорее проснись!!!"

***

Забудешь, нет ли, огорченья,
Но жизнь всегда в своих правах.
Не остановишь продвиженья
И будет счастье на весах.

Хотя оно ведь как песчинка:
Подует ветер - унесет...
Но счастье, горе иль слезинка -
Нас к тайне вечности ведет.

Хотим того иль не желаем,
Но Бог уже завел часы.
Еще немного поплутаем
В предверьи неземной красы.

А нет, так и на том - спасибо!
Что жили, верили, любя,
Оставив метки на изгибах,
По граням вечности скользя...

***

Кого-то жизнь сломала,
Кого-то вознесла.
Душа всегда молчала,
Покорно крест несла.

Творец уже все роли
Давно распределил.
И, может быть, неволей
Свободу ты купил.

Не стоит возмущаться,
Не стоит горевать:
Нам в том - не разобраться!
Нам надо всё принять!

Хромой или безногий,
Богатый иль глупец,
Пройдут судьбы дороги
И примут смерть - венец.

А там уж разберутся:
Кого, зачем, куда...
Нам только бы проснуться
От смерти, господа!

***
В МАРШРУТКЕ.

Ты играешь с телефоном,
Улыбаешься ему.
Я служу всего лишь фоном,
Незаметным никому.

Ты меня не замечаешь
И вся занята игрой,
В виртуальность улетаешь,
Я же - рядом и живой!

Видно, наше биополе
В волнах света не слилось
И по чьей-то, может, воле
В мир фотонов унеслось.

Но в волнах седых эфира
Моя мысль дала сигнал!
Подхватила его лира
И твой взгляд меня поймал!

Удивилась, оценила...
Носик сморщила слегка...
В телефон опять внедрилась...
Значит, просто не судьба!

***

ЗакружАтся как прежде снежинки.
Поплывут в синеве облака.
И в заката сиреневой дымке
Будет также плескаться река.

Будет ветер играть с садами
И печаль свою дождик прольет...
Только всё это будет не с нами,
А за нами кто следом придет.

И еще будут краше невесты!
И носить будут их на руках!
И будут свои еще Бресты,
И радость, и слезы в глазах...

Только тайную жизни загадку,
Вряд ли смогут когда-то понять...
Мы оставим им в книге закладку:
Пусть с того места станут читать.

***

Мне, казалось, за синею далью,
Где рассветы в обнимку плывут,
Я исчезну за призрачной гранью -
Это смертью потом назовут.

Мне, казалось, что ветер просторов
Унесет меня в сказочный край,
Где не будет ни драки, ни споров,
Будет только сиреневый май!

Мне, казалось, что я стану духом!
Буду жить высоко в небесах!
И сам Пушкин там станет мне другом!
И сам Лермонтов будет в гостях!

Мне, казалось, казалось, казалось...
Но я вдруг пробудился от грез:
Это просто мне сладко дремалось,
А я это воспринял всерьез...

Хотя нет, что-то было такое -
Что родилось как раз в этот миг:
Ощущение жизни - другое,
И познанье небесных интриг!

То ли ангелы это напели?
То ли тайна открыла вуаль?
Только мысли мои улетели
И мне было земного - не жаль!

***
НОЧНАЯ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ.

Ночь безмолвная...Комната темная...
Тьма как будто готовит прыжок...
Ярко-красное что-то, огромное,
Заполняет собой потолок...

Вдруг на нем появляется море...
И старик с пышной гривой волос...
В этом диком, нелепом просторе
Видна лодка, в нее кто-то врос...

Человек!..Что он делает в лодке?
Ничего...держит весла, сидит...
А старик, видно, пьян - по походке -
На него беспрерывно глядит...

Черный плащ у него, словно крылья,
Развивается будто живой...
На кровати дрожит от бессилья
Кто-то в белом, от страха седой.

***

Я расстался с моим подсознаньем
На границе чудесного сна.
И лежал, охранял состоянье,
Где реальность иная жила.

За окном проезжали машины.
С крыш стекала ручьями вода.
И ночного виденья картины
Потеряли свои провода.

Но я верил, что где-то далёко
Невозможное может ожить!
И не будет душа одинока!
Важно правильно факты сложить!

***

С каждым днем, отдаляясь во времени,
Я все ближе душою к тебе.
К тем минутам счастливого бремени,
Что жемчужиной стали в судьбе.

И в звонках полусонных трамваев,
И в гудках чуть охрипших машин,
Мне всё чудятся окрики мая,
Наш любовный с тобой карантин!

Может, это и было то счастье,
Где два сердца сжимались в одно!
Только как-то пришло к нам ненастье...
Впрочем, что там - уже все равно.

Ничего не вернуть, не исправить...
Каждый выбрал не тот, может, путь...
Но в любви невозможно заставить:
Лишь в горящих глазах ее суть!

***

"КОЛИДОР"

Ночь казалась тягучей и клейкой...
На кровати поэт умирал...
Рядом с старой и робкой сиделкой...
Он как будто уже не дышал...

Ситуация впрямь была жуткой:
Смерть бродила уж где-то вблизи...
Чтобы как-то взбодриться минуткой,
Свои нервы от стресса спасти,

Та сказала кому-то и громко,
Чтоб он что-то принес ей тотчАс,
Но сказала при этом неловко
"В колидоре", мол, это сейчас.

Арвер* вдруг прекратил умиранье:
Не терпела дефектов душа!
Он, с трудом, возвратился в сознанье
И сказал свою речь, не спеша:

"Вы неправильно слово сказали:
Надо было сказать - КОРИДОР..."
И, уладив дефекта детали,
Устремился в небесный простор...

АРВЕР - Фр.поэт. Славился тем, что не терпел неправильного произношения слов.

***

Я смотрю сквозь глазницу окна.
Вижу крыш поседевших печаль.
То ли я уже высох до дна,
То ли годы прошедшие жаль?

Только сердце сжимает тоска,
Мысли как-то неровно бегут.
Я уже не готов для броска,
Мне приятней покой и уют.

Я люблю корешки моих книг,
Тишину моего кабинета,
Избегаю житейских интриг
И душа моя в вечность одета.

Я, как странник, брожу средь эпох,
Очарованный миром видений...
Я усну на развилке дорог...
И меня подберет добрый гений.

***
СОКРАТ.

Походкой бодрой, деловой,
Сократ держал куда-то путь.
Но вдруг...застыл, не мог шагнуть,
Стоял, в раздумье, сам не свой.

Он вперил взгляд в немую даль,
Чесал затылок, размышлял,
Но где стоял - там и застрял,
Часы текли...их было жаль.

Уж полдень...Сдвигов - никаких...
Пришли обедать все с полей,
Делились возом новостей,
Потом ушли...их смех затих.

Стояла летняя жара...
Стекал ручьями пот с него,
Народ свидетель был всего,
И рассуждал - уйти б пора!

Но вот и день решил поспать...
Вновь ионийцы шли домой,
Встречали дети их гурьбой...
Сократ же продолжал стоять.

Интрига к ночи разрасталась:
А встретит стоя он рассвет?
И чем раздумий был предмет?..
Все это тайной оставалось.

Но ночь философ простоял!
Рассвет его зарей приветил,
Восход лучом своим отметил,
А он как будто солнце ждал!

Лучам его он поклонился,
Прикрыв слегка глаза рукой,
Довольный, видно, сам собой...
И в прежний путь опять пустился.

***

Мне мир явился сумраком бульваров,
Толпою нищих, ищущих жилье,
И серым цветом грязных тротуаров,
Он мне напомнил старое кино.

И я бродил средь зданий отчужденных,
Среди построек, хаоса дворов,
Встречал людей, как будто осужденных,
И слышал гул подземных голосов.

И мне, казалось, город растворился
В какой-то жуткой, мертвой полутьме,
И жизни пульс его остановился,
И души мертвых двигались ко мне.

Мир становился грубым отраженьем,
Обрывком мыслей, непонятных фраз...
И я расстался с этим наважденьем,
Когда проснулся ночью ровно в час...

В окне луна, белесая, сияла.
Весь город спал и видел свои сны.
Реальность душу жизнью оживляла,
Но чувства были все поражены.

***
ВИДЕНИЕ.

День появлялся, как прохожий
И, как прохожий, уходил...
Он был на прошлые похожий,
Лишь цифру месяца сменил...

Я видел будто бы дорогу,
Где дни сплеталися в года
И шли, как люди, тоже к Богу,
И ...пропадали навсегда.

И, словно блохи на собаке,
Метались люди на земле,
Но дни, как злые вурдалаки,
Тела их ели, как желе...

И в этом месиве кровавом
Я был такою же блохой,
И жизнь казалась мне кошмаром,
Какой-то пьесою плохой...

И только слабое свеченье
Огарка разума в ночи
Мне обещало продолженье,
Даря от вечности ключи...

***

Тишина в уютном доме.
Город замер и затих.
Тело нежится в истоме,
Сбросив цепи дел пустых.

Время движется по кругу,
Оживляя циферблат.
Вспомнишь прежнюю подругу...
Вспомнишь тех, кому был рад...

Сон, заботливой рукою,
Смежит веки до утра
И подумаешь, с тоскою:
До чего же жизнь мудра!

И накормит, и напоит,
Даст любви волшебный дар,
Старость тихую устроит...
Смерть забьет последний шар...

***

Прижимаюсь к ночи
Влажною щекой.
Звезд далеких очи
Дарят мне покой.

Грустно. Одиноко.
Жизнь - не разгадать.
Счастье так далеко...
Где его искать?

Временно иль вечно
Все мы здесь живем?
Улетим беспечно?
В землю упадем?

Ночь висит на нитке
Тонкой бытия.
В розовой накидке
Всходит уж заря...

Сменит утро вечер...
Будет новый день...
Тайна давит плечи...
Разогнуться - лень...

***

Я люблю девчонок юных,
Хоть годами и старик!
Я в их талиях безумных -
Видеть молодость привык!

Ничего, что жизнь проходит...
Ничего, что я грущу...
Рядом ТАЛИЯ проходит -
И я глаз не опущу!

Не устану любоваться
Я моделями Творца!
Жаль - нельзя к ним прикасаться:
Не поймут ведь сорванца!

***

Усталость давит плечи,
Не в силах я бежать:
Мне жизнь летит навстречу,
А смерть спешит догнать.

Нет в мире гордых истин...
Свеча-душа во мгле...
А человек завистлив,
Ждет чуда на земле.

Спешат куда-то люди,
Больные с ранних дней,
Молящие о чуде:
Лекарстве от смертей!..

Уснуть и видеть вечность,
И там искать ответ:
Земная жизнь - конечность
Иль в вечности - первый след?

***

Мне казалось когда-то вначале:
Жизнь - бескрайнее море цветов!
Годы пенились счастьем в бокале!
Я был молод, любим и здоров!

Но с годами росло пониманье:
Жить - не значит цветы собирать.
Я узнал боль потерь и страданье.
Научился не брать - отдавать.

Стали чаще бессонными ночи:
Я, в раздумьях, искал жизни цель.
Стали дни мои будто короче
И развеялась юности хмель...

Замаячила старость с нуждою...
Промелькнула и смерть вдалеке...
И не сладить с такою бедою:
Все придем мы туда налегке...

Но вселенская радость рожденья
Пересилила смерти оскал.
Понял я: мы - в начале движенья...
Дальше - вечности темный провал...

***

Сумерки съедали силуэты.
Люди растворялись в тишине.
Тени, как античные атлеты,
В свете фар играли на стене.

Осень уже холодом дохнула.
День довольно сильно похудел.
Скука, молча, руку протянула...
Я ее пожал и с ней присел.

Вечер бодро к ночи направлялся,
Чтобы с ней потом зачать зарю.
Ум вселенским тайнам удивлялся...
Впрочем, не о том я говорю...

Мне хотелось быть к тебе поближе.
Разорвать условностей барьер.
Голова на грудь склонилась ниже...
Вспомнил нашей спальни интерьер.

Мягкие тона цветных обоев,
Мебель, слабый свет от ночника.
Нарушенье "правильных" устоев
Ненасытной лаской мужика...

А потом - короткое прощанье,
Слабое пожатие руки,
Грусть в твоих глазах, как наказанье,
Ощущенье горькое тоски...

Шли года. Я так и не решился
Разорвать порочной связи круг...
Наш роман увял и прекратился.
Ты теперь всего лишь нежный друг...

Сумерки прохладой обнимали.
Жизнь манила тайной бытия.
Мы свою судьбу не разгадали,
Но осталась мне моя семья.

***

В тишину забытья окунуться.
Что-то важное сердцу открыть.
И другим человеком очнуться,
Знать: зачем на земле этой жить.

Я прошел половину дороги.
Я друзей и подруг растерял.
Спотыкался о чьи-то пороги.
Одиночеством тяжко страдал.

А все, кажется, я - лишь вначале.
Мне по жизни - идти и идти...
Мне во сне голоса прошептали:
Кто-то ждет меня там - впереди!

***

Я слышу звуки, вижу лица...
Я с человечеством - одно...
Но есть какая-то граница,
Где "я" и "мы" - отделено...

И там я сразу понимаю,
Что в целом мире я - один!
И никого не повторяю!
И только Бог - мой господин!

И жить тогда совсем нетрудно.
Я четко различаю цель:
Идти к Нему всегда мне нужно!
Пусть даже наша жизнь - бордель.

***

Осень льет дождями серыми.
По утрам седой туман.
Спят года плодами спелыми.
Жизнь - ты сказка иль обман?

Что еще строкой несмелой
Я сумею передать?
Ты всегда была умелой!
Как же мне тебе воздать?

Я дитя твое больное
И зачахну в мокрых днях.
Дай мне небо голубое!
Дай мне правду в небесах!

И тогда я, окрыленный,
Пропою тебе куплет!
И мой стих, освобожденный,
Улетит за сотни лет!

***

Неба безбрежную вечность
Глазом привык отмерять:
На горизонте - конечность,
Но знаю - не дошагать.

Бога неясную сущность
Душой неустанно ищу
И,веря в Его благозвучность,
От диссонансов кричу.

Но вот что попалось в ловушку
И крепко держу я в руках:
Любовь! Дорогую игрушку!
Играют с которой в веках!

Игра эта - жизни подобна!
Игра эта - смерти чело!
Ее передать невозможно,
Но знаю: мне с ней повезло!

***

Часы идут, минуты скачут,
Секунды просто мельтешат,
Но никогда они не плачут,
Учет лишь времени вершат.

Но может где-то есть обитель,
Где время дремлет, как во сне?
Им правит мудрый Повелитель,
Качая вечность на волне...

Года сплетаются в столетья,
Минуты в сутки и часы,
А люди жаждут долголетья,
Бросая душу на весы.

***

Кошмарная вязь сна:
Людей незнакомых круг,
Я падаю - нет дна
И острым ножом испуг.

И сотни чужих лиц,
Но я как бы знаю всех,
А я все лечу вниз
И вижу воочию грех...

А утром от сна лишь тень,
Как будто я был в гостях,
И снова рабочий день...
В каких же я был мирах?

Душа ли дала мне знак?
Иль это психики сбой?
Нас ждет бесконечный мрак?
Иль свет впереди голубой?..


ИЗБРАННЫЕ АФОРИЗМЫ.

***
Жизнь - как плевок в пропасть:
Плюнул - и всё исчезло в бездне.
***
Вера без знаний,что любовь без тела:
Нет полноты ощущения.
***
Люди - как вода:
Посмотришь - она одинаковая,
Глянешь в микроскоп -
и чего там только не увидишь!
***
У признанного мастера даже посредственные вещи воспринимаются,как шедевры.
***
Заводя разговор о Боге - быстрее узнаёшь человека.
***
После долгих лет брака супруги воспринимают друг друга,
как предмет обихода.
***
Мысль,если её не кормить - зачахнет!
***
Часто смешивают понятия Истины и правды.
Истина - это самое совершенное знание,за которым уже больше ничего нет!
А правда - всего лишь противовес лжи.
***Самое главное в женщине - её тайна!
Разрушь её - и от её привлекательности не останется и следа.
***
Главный приз жизни - смерть.
***
Когда человек доволен - он думает,что он счастлив.
***
Счастья нет,есть вера в него.
***
Лучше обратиться к одному,но понимающему,чем пытаться докричаться до всех.
***
Равнодушие к духовной жизни объединяет большинство.Когда изменится эта пропорция - изменится мир.
***
Люди - как плитки на тротуаре,когда они все равны и хорошо подогнаны друг к другу,то всё выглядит красиво,но стоит появиться какой-нибудь глыбе - и она начинает всем мешать.
***
Чтобы мы ни говорили,чтобы ни делали,а солнце всегда будет всходить на Востоке.
***
Счастье - обманчивый блик на поверхности моря житейского.
***

Нравственность - это спираль уходящая вверх и состоящая из слов "можно" и "нельзя",и чем она выше,тем слов "нельзя" - больше.
***
Ум - это пытливый мальчишка,бегающий вокруг отца разума.
***
Почему-то,когда говорят о женских ногах имеют ввиду только длинные и стройные,но чьи же тогда короткие и толстенькие?
***
Вся физическая природа человека говорит ему о том,что никакой загробной жизни быть не может,но вся духовная кричит,что она должна быть!
***
В нашем мире нет логики,а есть лишь неумолимая сила обстоятельств.
***
Время - это то,что с нами;вечность - это то,что без нас.
***
Старый человек,как старая машина:никогда не знаешь,что у ней сломается.
***

Материальное и духовное редко удаётся соединить:либо человек много зарабатывает и не уделяет время духовному,либо много уделяет духовному,но мало зарабатывает.
***
Всё,что сказано положительного о смерти - это только заигрывание перед ней.
***
Жизнь тяжела страданиями,смерть тяжела неизвестностью.
***
У каждого обитателя Земли,начиная от простейших и кончая человеком, - своё представление о мире.
***
Мысль - бессмертна и хранится где-то на полках вечности.
***
Самое ужасное - это понимать,что каждый может в любой момент умереть.
***
Брак - это дом,в котором любовь - фундамент,но,чтобы он был прочным нужны ещё пол,стены,потолок,балки,перекрытия,крыша и т.
***
Когда от нас уходят великие артисты течение времени ощущается более остро.
***
Порой такое ощущение,что погибни всё живое на Земле разом - Вселенная даже этого не заметит.
***
Смысл жизни - искать этот смысл,но каждый увидит его разным.
***
Даже если человек узнает,что есть загробная жизнь и что жизнь на земле - это только часть его бесконечной жизни,целью которой является совершенство - навряд ли,что-то коренным образом изменится и жизнь останется прежней,как остаются прежними убийства,войны и всяческие злодеяния,хотя преступники и знают,что за них сажают в тюрьму и даже казнят.
***

Казалось бы,исполнение любых желаний - это и есть счастье!Но пройдёт какое-то время - и это надоест..
***
Обращение к творчеству - это попытка уйти от материального и реализовать духовное.
***

Время во Вселенной - это бесконечно-огромный магазин с тикающими по-разному часами.
***
Человека сотворил Бог,а человечество - дьявол.
***
Для многих народов женщина ещё осталась просто почвой,в которую время от времени надо бросать семя.
***

Сущность природы и сущность человека практически неизменна,меняются лишь детали.Появись сейчас Христос,его бы не распяли,а просто расстреляли или посадили на электрический стул.
***
Может быть, Бог и дал человеку свободу воли для того,чтобы он почувствовал весь ужас,к которому она может привести.
***
Искусство - как цветы:от них нет реальной пользы,но они украшают нашу жизнь.
***
Один ум - хорошо,а два - лучше...но и тысячи не создадут Пушкина!
***
Что смерть муравья,что смерть человека - природе всё-равно...
***
Жизнь - как хождение по шаткой, узкой досточке через пропасть:кто-то упадёт раньше,кто-то - на середине,кто-то - в конце,но не перейдёт никто.
***
Человек - это копилка,в которую каждый член его рода положил что-нибудь своё: телесное или духовное.
***
Судьба человека - как огромный незнакомый город,где любая улица,на которую он свернёт - будет его судьбой,но все улицы будут разными судьбами.
***
Начало стиха - как неизвестная дорога:не знаешь куда выведет.
***
Юность - взбрыкивающая молодая лошадка необъезженная опытом.
***
Мир начинается и заканчивается внутри нас.
***
Все религии и различные верования возникли как противовес смерти.
***
Силу искусства каждый воспринимает в меру своей образованности в этом вопросе.
***
Поиск Истины - чисто философский вопрос,потому что в христианском мире она давно найдена.Христос сказал:"Я учу Истине и я есть сама Истина."
***
Для человека творческого мысль о том,что он когда-то станет обглоданным скелетом,ещё как-то переносима,но то,что все его произведения также истлеют и сгниют - непереносима.
***
Каждая эпоха определяет высоту истины по себе.
***
Коли не выспался - день для ума потерян.
***

"Возлюби ближнего своего..." - не надо понимать буквально.Если вы на человека обрушите сотни знаков внимания и любви,то в скором времени он скроется в неизвестном направлении.
***
Счастье - это сосуд не имеющий дна.
***
Идеал добра - Бог,идеал зла - дьявол,но между ними находится удобный мостик,по которому люди,гуляя,заходят то к одному,то к другому.
***
Нравственность великих людей стараются приукрасить.
***

Мораль определяется двумя словами:можно и нельзя.
***
У животных своё понятие о человеке.
***
Понятие о Боге,начиная с первого человека и до наших дней,постоянно менялось.
***

Свободомыслие - первый враг государства и церкви.
***
Любовь к размышлению - первый шаг к философии.
***
Жизнь - пир в камере смертников.
***

Невразумительное объяснение причины явления - первый шаг к мистике.
***
Бог создал мир физический,человек создал мир моральный.Ведь даже Христос говорил о моральных заповедях в облике человека.
***
Искать Истину - всё равно,что бродить по пустыне в поисках огромного фонтана воды.
***
Люди в образе стада овец - жалкое зрелище.
***
Пытаясь узнать человека - натыкаешься на самого себя.
***
Время тоже может быть бесплодным,если не подарит человечеству гения.
***
Пока левая рука судьбы даёт жизнь,правая уже в кулаке держит смерть.
***
Вера даёт надежду,знание - убивает её.
***
Для вечности первый вдох и последний выдох - незаметен.
***
Новая мысль - как рождение нового ребёнка:как трудно его вырастить и воспитать,так и трудно её воплотить в произведение искусства.
***
В поединке с прошлым настоящее всегда побеждает своей реальностью.
***
Скрывайся от недругов,но показывайся друзьям.
***
Размышления о жизни - самое пустое дело,по мнению многих обывателей.
***
Есть одно местечко,где можно укрыться от всех бед и напастей,но там темно и сыро.
***
Всё решай сам.
***
Даже такая пустышка природы,как снежинка,может потрясти воображение художника своим совершенством.
***
Счастье - величина непостоянная и обманчиво,как прогноз погоды.
***
Если бы среди прочих была провозглашена заповедь о свободе,то она уничтожила бы все остальные.
***
Совесть должна храниться в барокамере.
***
Поставь в середине белого холста жирную точку - и сотни людей начнут искать в ней "глубокий смысл".
***

Женщина - это цветок,которым надо любоваться в молодости и ухаживать за ним в старости.
***
Любить ближних хорошо в отдалении.
***
Смысл жизни,как и тело,с годами меняется.
***
Не каждый выдержит испытание любовью,потому что она требует самопожертвования,на которое способны немногие.
***
Издевательство над детьми - самое гнусное проявление человеческой подлости.
***
Родившаяся мысль,как и ребёнок,требует ухода,иначе она зачахнет.
***
Без смазки общения мысль ржавеет.
***
Высшая ступень такта - не напоминать о себе.
***

Сочинив четверостишие,не думай,что поэзия - дело пустяковое.
***

С умным выражением лица делается столько глупостей...
***
Последняя стадия падения гробовщика:продал всё,даже свой гроб.
***
Не имей своих суждений,проживёшь без осложнений.
***
Каждый этап нашего возраста - это открытие новой жизни.
***
Рок и судьба похожи,но судьба более женственна.
***

Не стоит козырять правдой:она может оказаться убийственной.
***
Презрение к богатству - это месть творческих людей за своё унижение бедностью.
***
Запоздалая мысль подобна пассажиру опоздавшему на свой рейс.
***
Метафора подобна болиду:оставляет яркий свет,но может упасть не к месту.
***
Судьба ведёт человека по лабиринту жизненных дорог,но перед каждой развилкой она останавливается и даёт ему право выбирать - куда свернуть.
***
Каждый человек это неповторимый узор в мозаике человечества.
***
Бессмертие - это та отдушина куда устремляется ум,чтобы найти хоть какое-нибудь утешение.
***
Сущность человека познаётся в повседневности.

***
Понятия справедливости и несправедливости с течением времени могут меняться местами.
***

Независимо от того:верят ли люди в Бога или нет,они уже все в игре и сидят за столом рулетки,следя за шариком судьбы,который непредсказуем.
***
Мы все - песочные люди,дунет ветер смерти и мы рассыпемся в прах.
***
Сила веры в том,что она не требует доказательств.
***
Позади бесконечность начала...
Впереди бесконечность конца...
И душа бесконечно устала
Объяснять непонятность Творца...
***
Сон - это напоминание о бессмертии души.
***
Стихира - площадка для выгуливания стихов разной породы.
***
Женский парадокс:если мужчина смотрит на женские ноги, то это женщину смущает, если не смотрит, то это ее возмущает.
***
Чтобы родился плод мысли надо сначала оплодотворить её знанием.
***
Гениальная мысль гордо отмахивалась от наседавших со всех сторон мыслишек.
***

Усталая проститутка открыла томик Шопенгауэра и углубилась в чтение...
***

Мысль, упавшая с потолка, разбилась насмерть...
***
Интервью с возрастом:"Что сказать еще могу:я пока еще - могу!"
***
Жизнь проскочит, как мышка, не успеешь и ширинку застегнуть.
***

Жизнь - восхождение каждого на свою вершину, смерть - падение с неё в общую яму.
***
Самое верное зеркало женщины - ее паспорт.
***
Крашенные блондинки способствуют повышению рейтинга натуральных.
***
С каждым годом старости мужчины - женщины выглядят для него всё моложе и привлекательнее.
***
Внутри себя бег времени замедлен.
***
Предел невозможного ограничен временем.
***
Жизнь - это всего лишь эпизод во времени и полное безразличие к нему вечности.
***
Не думай о здоровье - оно и не заболеет.
***
Вечность - самый терпеливый гость.
***
Время - это секундная стрелка на циферблате вечности.
***
Знание и вера должны уравновешивать друг друга.
***
Жизнь - это тяжелый марафонский забег, но до финиша добегут все.
***
Брак оплачивается супружеским долгом.
***
Чужая идея похожа на трансплантацию и может не прижиться.
***
Хочется поспорить - женись.
***
Любовь к нищим как-то не принята у женщин.
***
Желание не умирать - вот правильный подтекст бессмертия.
***
Баня - место дактилоскопии блондинок.
***

Смерть - единственная дверь в бессмертие.
***
Прославляют бедность, но думают о том, как бы разбогатеть.
***
Яркая мысль всегда кажется знакомой.
***
Самое трудное для супругов актеров - найти друг в друге оригинал.
***
Любовь - это одухотворенная чувственность.
***
Бросив все силы на укрепление семейного тыла, можно пробить в нем брешь.
***

Брак - это вынужденная мера пресечения свободы.
***
Человек ищет одиночества среди людей, но тяготится им на пустынном острове.
***
В конце-концов гуманизм победит и будет жить один...без людей.
***
Правда в литературе плохо приживается, зато вымысел всегда востребован.
***
Время - самый незаметный убийца.
***

Космический парадокс:у каждой планеты время свое, следовательно, в Космосе нет единого времени. Однако всё движется точно по расписанию.
***
Врачи пытаются не дать человеку умереть своей смертью и предоставляют свои варианты.
***
Курение поддерживает иллюзию занятости.
***
Минер и хирург не имеют права на ошибку.
***
У каннибалов почему-то мало врагов...
***

Наше знание - маленькая крошка со стола вселенской мудрости.
***
Во все времена зарплата всегда ниже той, которая нужна.
***
Уничтожить зло можно только истребив людей, но это бессмысленно. Значит, зло и добро - это своего рода мужчина и женщина дающие потомство.
***
Убивать - скрытый воинский долг солдата.
***

Истина - это правда о Боге.
***
Мне жизнь летит навстречу, а смерть спешит догнать...
***
Проблема выноса: есть люди выносимые и невыносимые, а стандарт дверей одинаков.
***
Парадокс жизни: все знают, как надо жить, но почему-то не живут.
***
Баланс жизни: если кому-то стало лучше, то значит где-то кому-то стало хуже.
***

Суровый закон жизни: не нравится - уходи.
***
Для молодости горизонт - это бесконечность, для старости - это пропасть.
***
Незаменимых...резиновых женщин нет.
***
Говоря шахматным языком, гамбит(жертва фигуры) - самый верный женский ход.
***

Полное освобождение женщины наступит тогда, когда мужчины начнут рожать.
***
Права у женщины может отобрать только инспектор ГИБДД, и то с трудом.
***
Влияние женщины на мужчину фазовое: к ночи оно увеличивается и ослабевает днем.
***
Отсидев пожизненный срок в теле, душа была разочарована свободой.
***
В поисках души у женщины часто наталкиваешься на более интересные места.
***

Тысячелетия - прекрасные дворники.
***
Истина - как линия горизонта: постоянно удаляется.
***
Настоящий алтарь Бога - в сердце человеческом.
***
Смерть гасит светильник жизни земной, но человек пытается бросить в мрак вечности искру памяти о себе.
***
Вера - это желание изменить правду.
***
Чтобы проверить заповедь "Возлюби ближнего своего..." - надо периодически громко кашлять на концерте классической музыки.
***
Говорить об образе Бога - всё равно, что лепить снежки из воздуха.
***
Как приятно, что в жизни есть исключения из правил.
***
Законы пишутся для людей, но не для тех, кто их пишет.
***
Люди - это другие, но не ты.
***
Красивая девушка за рулем - источник будущих аварий.
***
Подсознательно помня о своей абсолютной свободе в женской утробе, мужчина всю жизнь пытается найти ее в том же самом месте.
***
Сон - это напоминание о бессмертии.
***
Жизнь - всего лишь очередная монетка в копилке бессмертной души.