Три инверсии. Гипотеза

Валерий Иванович Лебедев
Несколько предварительных слов
Иногда нужно выходить на улицы.
Город почти не меняется, не меняет свое лицо, зачем городу лицо, это же не человек? Он все тот же, если не считать несколько новых штрихов. Но это именно штрихи, отдельные вставные кусочки.
Зато на его улицах много лиц, настоящих лиц.
Старых и новых.
Очередь лиц, вот очередное лицо. Бросается, выделяется из потока. Выделить можно любое лицо. Это выделяется само. Огромный нос. Острый, треугольный, все лицо сходится к этому носу, в этот нос. Почему нос такой большой, может быть, само лицо слишком маленькое. Ниже, чуть ниже должна быть линейка рта. Провал? Разрез? Все-таки, скорее разрез. А еще ниже, уходящий угол подбородка, лицо сходится, сходит на «нет». А все вместе? Что-то очень некрасивое, грубоватое, даже грубое. Да, что говорить, отталкивающее.
Но чем отталкивает?
Ощущение, отчетливое, некоторого напряжения, и даже мучения, нелегко приходится. Трудно идти, тяжелая поступь, тяжелое дыхание, судя по мимике. Но разве это мимика? Пробежало что-то судорожное, просто мгновенная судорога. Какое-то очевидное неприятие, чужое, чуждое.
Что-то злое, даже враждебное, во взгляде.
Взгляд просто бросили. Брошен, как стрела, хорошо, что не камень. Не подходи. Окаменевшее лицо кажется уродливым, почему? Потому что слишком большой нос, слишком длинный разрез рта? Но все это не мешает улыбаться, волноваться, играть. Просто это лицо изуродовано страстью, нуждой, тревогой. Это неожиданное столкновение взглядов вызвало, вывело тревогу на поверхность лица. Лик – Личина – Лицо.

Исходное предположение
Снова возвращаемся к природе человека, ее нет без страстей.

Как всегда, если долго посвящать себя проблеме человеческой сущности, рано или поздно приходишь (= выходишь на?) к дилемме. Дилемма, к которой я пришел, может быть выражена посредством оппозиции:
способности – потребности.
Как наиболее точно и кратко выразить сущность человека, с помощью способностей или посредством потребностей. Где закрыта его суть, суть его природы, в хаосе потребностей или в гармонии способностей? Есть ли такое место, где можно закрыть, зарыть, хотя бы скрыть, свою суть. Но зачем? – человеку скрывать свою суть, в самом деле, зачем? Ведь это же Человек, зачем ему скрывать свое человеческое, неужели такое скрывание тоже входит в сущность человека? Для начала (то есть снова нужно обернуться к началу) можно собрать в воображаемом «центре» несколько существенных моментов. Это следующие моменты:

; Вначале была Потребность: "Потребность – Единица". Потребность, связанная с Единицей. Или Единица, представленная Потребностью. Единица = один, отдельно взятый человек, единицей его назвал поэт. Для человека характерна именно такая Потребность, которая делает его Единицей. Это не значит, что Масса обходится без такой потребности, ведь она сложена из Единиц. Просто иногда Единицы складываются, чтобы обрести кратчайший путь к своей Потребности. В действительности, прибегая к складыванию, они обманывают сами себя. Ибо наверху снова останется Единица. Иначе говоря, они сами становятся средством удовлетворения Потребности для Единицы.

; Реализация такой Потребности дает Единице то, что принято называть Выгодой. И наша Единица выигрывает сразу, вполне определенно, весомо, хотя и не без грубостей. Выигрывает, прежде всего, в нормальных человеческих заботах. Но она же получает возможность прорывов, всякий прорыв = возможность получения большего результата. Выгода = повседневная определенность (= я сыт), дополняется возможностью прорыва к получению чего-то сверх обычной сытости.

; Единица, как существо представленное Потребностью и получающее Выгоду, не может обходиться, не может существовать без Крайностей. Обычный пример, Закоренелые преступники + Праведники. Потому что Крайности – это берега, стены, пределы, внутри которых мы только и сможем обрести нормальную жизнь. Без крайностей нам не понять, что есть нормальная жизнь. Это значит, кто-то должен исполнять роль пределов, стен, образцов. Слева – справа, сверху – снизу.

Все изложенное здесь, это конечно, гипотеза.
Но это такая гипотеза, которую можно доказывать, можно доказывать ее продуктивность. В начале ее – Потребность. Это такая потребность, которая ведет отдельного Человека. А другие люди? Да, другие люди нужны ему для удовлетворения этой потребности, как средство!! Именно потому, наша Единица стремится прочих людей превратить в средство, что она есть цель сама себе. Сама для себя, она не есть средство, а есть именно цель. И именно поэтому ей нужен Другой, он станет ее средством на пути к цели, к самой себе.