День всех влюбленных

Герман Джулаев
День всех влюбленных
День святого Валентина я встретил необычно – в кругу лесбиянок. Даже не знаю, почему так получилось. Ничего не предвещало. Под вечер я отказался от балета (пропадали два билета, да так, наверное, и пропали, но наша культура и не такое переживала). Отказался я, конечно, не ради неведомых лесбиянок, а ради скучного, но любимого футбола. Я хотел посмотреть Кубок УЕФА. Но позвонила подружка.
- Придешь?
Когда она так говорит, я подсознательно чувствую, что дело добром не кончится. Потому мы и расстались, что я накопил подобный опыт. Поехали в горы – и разругались. Поехали на море – то же самое. Никуда не поехали – разругались тем более. Много примеров.
Но это же в прошлом, говорю я, покупая красное вино. Но и в будущем тоже, говорит мне что-то. Когда я сел в трамвай, она перезвонила сообщить, что мы идем к ее подружке. Приглашены. Когда подъезжал, позвонила, что мы никуда уже не идем, а посидим у нее дома. Когда пришел, она сказала, что нас ждут.
- Так она хочет нас видеть или нет?
- Хочет, но мы же расстались. А вдруг начнем выяснять отношения?
- Выпей-ка вина, да я пойду…
Чувствую, что я закипаю. Она выпила, и ее грустные глаза остались такими же. Она вздохнула:
- Ладно, пошли. Только она не одна, а с подружкой…
- А, нашла, все-таки! Она же не хотела такой любви.
- Ну, а что делать? Мужа нет, мужика нет, ничего нет.
- Так может, они тебя одну звали?
- Нет, нас вместе. Давай шампанского купим, хотя бы простого.
В магазине она выбрала «Абрау-Дюрсо», и у меня осталось каких-то двадцать рублей – я же говорю, что никуда не собирался. Когда она об этом узнала, то расстроилась. Я, впрочем, давно к этому привык – однажды на море она выпила чашечку кофе, которая стоила 180 рублей, зная, что к вечеру денег с собой уже не осталось, а потом меня же и поругала – ты что, не знал, что это дорогое кафе? Не знал. Я до сих пор считаю, что подобная ерунда объемом 50 граммов никак не могла стоить больше полтинника по тем ценам, какую бы лапшу не вешала реклама.
Она не особо интересовалась деньгами. Художница в душе.
Но День Валентина, как ни крути, придуман для встреч. Так что тема получилась простая, как понедельник. Я, презрев балет с футболом, пришел в двухкомнатную квартиру, которую снимали две чисто женских семьи. И у каждой такой пары было по дочке-школьнице. Они платили вскладчину за это удовольствие 10 тысяч без учета коммуналки, и как-то держались, радуясь весне и мелким успехам в школе.
Одна пара сразу спряталась в своей комнатке. Те, которые нас встречали, были типичной парой. Одна высокая и женственная, другая маленькая и не слабее меня, с угрюмым видом. Они только что выясняли отношения, которые давно испортились, сначала между собой, а потом с другою парой. И вторая пара сбежала от всех на свой диван.
Меня попросили вести себя прилично, хотя я всегда веду себя прилично, даже попав в милицию. И потом, почему именно я должен портить девушкам праздник, если я принес им вино и шампанское? 
Вообще, праздник – понятие относительное. Он должен быть не в календаре, а в душе. Вертясь в воздухе, он должен радовать тебя каждым вздохом, как это бывало в детстве на Новый год. Ну, или в дни получки в суровые годы перестройки, когда, выпив немного, хотелось выпить много, и некоторые граждане могли запросто по ошибке выбросить в окно полную бутылку вместо пустой, за что бывали и биты, и прощены…
А что девчонки? Они переругались. Не умеют жить дружно, как добрые соседи. Одна семья, видите ли, приходит из ночного клуба навеселе под утро, и в порывах страсти и вечного выяснения отношений крушит нехитрую мебель, за которую потом строго спрашивают хозяева квартиры. А другая семья тоже приходит из ночного клуба под утро, но они там работают, им хочется спать, и чтобы мебель была целой. Отсюда конфликты, слабое желание идти на компромиссы; в итоге семьи курят на балконе по очереди и даже в ванной и в коридоре стараются не пересекаться. А тут еще чужой. Нет, конечно, как в фильме, я не лопну в разгар беседы, и из меня не полезет слизняк с зубами, требующий пива и плоти.
Но я мог бы прямо с порога сказать – ну, что за проблемы, вашу мать? Ну, представьте, что я тот самый Валентин, которому надо всего лишь прочитать стишок, и он охотно вручит литр вина в подарок. Но я промолчал. В итоге обошлось без стихов. И мы сидим на полу в кухне, решив немножко выпить «за Валю». Дамы и шампанское открыли, и вино по бокалам разлили, и музыку поставили, и торт на дольки разрезали. Я же был подозрительно скромен, даже когда в голову ударил резкий и непонятно кем изготовленный «Черный монарх» (видимо, есть такой африканский супермен). Но продолжал поддерживать беседу, пока девчонки не зашумели, что-то обсуждая, и я перестал быть слышим.
Брют делал свое дело. Какие-то начались обсуждения. Какие-то даже судьбы полезли наружу, из джинсовых одежд. День влюбленных продолжался. В кухню то и дело забегала дочка – ее с утра ждала школа, у нее были вопросы, и мама терпеливо все объясняла. Мама практически не пила, и правильно делала.
Однако по завершении брюта пошел психоанализ. Девчата уже что-то выясняли, к кому-то ревновали, и возникали очень серьезные вопросы.
Она: Ты чё, гонишь? Умнее всех, да?
Она: Да ладно, сядь. Всё путем.
Тут снова вбежала дочка-школьница и попросила сделать потише музыку. Я прислушался с удивлением – оказывается, музыка действительно громко играла. А я вдруг вспомнил, что днем раньше в другую комнату в этом же городе также забегал ребенок со школьными вопросами, и там мама тоже все терпеливо объясняла, но жила она при этом одна, и ни к какой подруге она, несмотря на трудности, на шею не бросилась. Ей это даже в голову не приходило. Она ушла от матери на квартиру, в то время как бывший муж – бывает же! – продолжал жить с тещей, которая ему и готовила, и стирала. У каждого в голове свои тараканы…
Я подмигнул подружке – может, пора до дому, до хаты? Тогда девушки-красавицы посовещались и, уложив дочку спать, нанесли нам немедленный ответный визит. И у нашей общей знакомой мы включили компьютер и посмотрели «Апокалипсис» Мела Гибсона. Любви там немного, но именно ради нее простой индеец бросает вызов судьбе и побеждает.
Конечно, интересно взглянуть, как жили древние индейцы майя. К сожалению, кинопремьера прошла под оживленную девчачью болтовню: подружки сыпали вопросами и догадками, теребили друг друга, и, тыча в компьютер пальцами, то и дело просили быть повнимательнее (весь фильм внизу идут титры на русском, отвлекаться действительно излишне). Так, в этом шуме, наступил конец фильма, а с ним – и окончание католического Дня влюбленных.
Для меня он получился действительно Днем всех влюбленных. Будь в тот вечер Мел Гибсон с нами, он бы снял еще один вариант «Апокалипсиса».
Душещипательную ленту о мире, в котором нет места ни мужчинам, ни футболу, ни балету, и где любовь воспринимается, как бесконечное выяснение не бесконечных отношений…
Герман Джулаев.
Февраль 2007.