О чувстве собственности. Размышления

Валерий Заикин
                Создатель, исходя из одному Ему известных соображений, проектируя Человека, дал ему, среди прочих качеств, движущую силу в виде приобретения собственности… Понятие «Мое!» присуще даже малому ребенку! Огляните не предвзято свое жилье!
 Вы обнаружите огромное количество не нужных вам для жизни вещей! Но под силу ли вам с этой собственностью расстаться? Просто так, бескорыстно, только чтобы расширить свое жизненное пространство, а порой, избавиться от хлама? Думаю, без определенных душевных усилий, вам, вряд ли, это удастся! Ну, а если вы, к тому же, коллекционер!!!!
    Однажды мне довелось познакомиться с одним таким коллекционером…
   
    В  1959м, возвратился я в Симферополь свежеиспеченным специалистом после окончания Одесского политеха, и стал вопрос о работе… Отец моего закадычного друга, главный инженер Симферопольских электросетей,  пришел на помощь. «Подойди завтра утречком ко мне в кабинет, побеседуем!»
   А разговор у нас состоялся такой: им нужен дежурный диспетчер, он уже переговорил с директором, но директор имеет свой особый взгляд на персонал, и я должен произвести на него впечатление. « Чтобы он ни спросил, говори, что ты с этой темой знаком, выкручивайся!»
  Вошел я со своим заявлением в директорский кабинет, сидит за столом сурового вида мужик, в синем милицейском кителе, долго вертел мой диплом, изучал вкладыш с экзаменационными оценками, ну, там у меня только две были «четверки», остальное все на отлично… Стал задавать вопросы, что я там лепил, уже не помню, но видимо, впопад…
Нашел он предмет, по которому была одна из «четверок», «Электроника».Здесь у меня сплошная дыра была, как я умудрился на «четверку» вылезти, не знаю, наверное, умело шпаргалками пользовался… «А что по электронике проходили?» - спрашивает директор.
«Да радио схемы разные!» - говорю, - « Электронные лампы, катод –анод…»
  «А детекторный приемник в детстве собирал?»  А надо сказать, я только эту схему и собирал, у всех нас во дворе такое увлечение было!
  «Конечно!» - говорю.
   И тут он просто преобразился! Вскочил, замахал руками- « И я собирал!»,-воскликнул, и начал рассказывать, как и где добывали детали, какой восторг был, когда из коробки вдруг возникала музыка, и выражение лица стало у него какое-то детское, наивное…
   Пожелал он мне успеха, заявление подписал, и расстались мы, довольные друг другом.
   Позже я узнал о нем подробности: бывший НКВДшник, человек из органов, был он «брошен» на восстановление городского хозяйства, хотя в энергетике не разбирался, но считалось в те годы послевоенные, что администратору этого и не надо… Ходил он по двору сетевого района  в  одном и том же кителе и в галифе, с неизменно расстегнутой кобурой на поясе, откуда выглядывал именной пистолет. Всем давал какие-то указания, но никогда не проверял их исполнения, персонал к этому привык, и делал свое дело, на эти указания наплевав… Через недолгое время после моего устройства его отправили в отставку, его заменил отец моего друга, опытный знаток своего дела, и Компаниец (такова была фамилия директора) надолго исчез из поля моего зрения…
  Однажды, спустя годы, я столкнулся с ним лицом к лицу во время «маевки» в лесу, куда по традиции выехала на шашлыки вся наша контора. Шла бурная попойка, я отошел в сторону, и вдруг увидел не просеке знакомую фигуру в кителе и галифе. Компаниец шел, устремив взгляд к земле, я решил, что он грибы высматривает, но  - нет! - оказалось: пустые бутылки. Меня он не заметил, или не узнал, а у меня желания общаться с ним не было…
Вернувшись к костру, я поделился своими наблюдениями с сослуживцем, который был его соседом по ведомственному дому.
 «Да знаем мы эту его страсть!» - пожал плечами мой визави. – «Он мотается по всем, таким как это, «местам отдыха», на своем задрипанном «Запорожце» полные багажники бутылок привозит! Живет один, ни родни, никого, куда он деньги девает? Столько лет в одном мундире только его и вижу!»
  Меня это слегка покоробило: не к лицу бывшему руководителю таким низменным делом заниматься! Но дело хозяйское…
  Так вот… Однажды, уже заканчивая  дежурство, я получил звонок из милиции. По свидетельству соседей, есть подозрение, что бывший директор Района симферопольских электросетей Компаниец скончался в своей квартире, нужен представитель района для свидетельства… Я согласился, и выехал к нашим ведомственным домам на «аварийке»…
Когда вскрыли квартиру, я был потрясен!
  Квартира представляла собой совершенно запустевшее жилище, практически без мебели, кухонный кривобокий стол, кровать с голой панцирной сеткой, пару табуреток. Вдоль одной из стен стояли стеллажи,  как в библиотеках, где на полках  лежало невообразимое количество стрелкового оружия самого разнообразного типа и калибра: пистолеты, револьверы, наганы, маузеры, да и масса всего другого самых разных марок и времен!
А на ковре не противоположной стене расположилось холодное оружие, некоторые образцы, – по внешнему виду, - очень дорогие, с золотыми ножнами, потрясающей насечкой, целый музей!
  Я представил, сколько все это добро стоит, и сколько пустых бутылок нужно было собрать за жизнь, чтобы иметь возможность составить такую коллекцию!
  И вспомнил монолог Скупого рыцаря из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, над которым некогда работал при приеме в Народный театр. Конечно, там Барон собирал деньги, но страсть, им владеющая, не имела предметного выражения, за этим стояло внутреннее ощущение огромного богатства, которым тот обладал, и
                « …С меня довольно сего сознанья!» - произносил Барон.
  Глядя на свои сундуки, запрятанные в подземелье, Скупой рыцарь ощущал бешеный восторг, некое эротическое чувство:
                «Я царствую!.. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Я царствую...»

                Вообразить мощь этого чувства, которому подчинена была вся жизнь моего героя, я не был в состоянии. Это доступно только Александру Сергеевичу! Но он – гений!
                *                *                *