Математические конструкции в мифологии V

Никита Ломоносов
V

Приведем наиболее простой пример, наглядно представляющем помощь, которую математические формулы оказывают при толковании мифологических символов. Подобные формулы представляют искусственно созданную образную аналогию, можно сказать более отчетливый образ реальности, приходящий на помощь запутанным философским и метафизическим умозаключениям.   

Представим образ круга (окружности), который часто используется при толковании Божественной сущности, триединства Бога, известной Троицы. Так, согласно упомянутому Николаю Кузанскому, максимальный круг может быть представлен фигурой Бога. Центр, диаметр и окружность в таком круге тождественны.

Далее снова воспользуемся цитатой немецкого ученого:

«Ты видишь, что простой и неделимый максимум целиком залегает внутри всего как бесконечный центр, что он извне всего охватывает все как бесконечная окружность и что он все пронизывает как бесконечный диаметр. Он начало всего как центр, конец всего как окружность, середина всего как диаметр. Он действующая причина как центр, формальная причина как диаметр, целевая причина как окружность. Он дарует бытие как центр, правит как диаметр, хранит как окружность, — и многое в том же роде».

Данная геометрическая схема показывает наблюдателю следующую картину, связывающую Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа. Вероятно, центр символизирует Бога-Отца как единство самого круга, фигура Бога-Сына представлена единством замыкающей круг окружность, а Бог-Святой Дух может быть вычислен в виде связи Отца и Сына.

Похожая конструкция, автором которой является Кеплер, имеет следующий вид.

Кеплер пишет:

«Образ Триединого Бога — это сферическая поверхность; другими словами, Бог-Отец находится в центре, Бог-Сын — на наружной поверхности, а Бог-Дух Святой — в равенстве отношений между точкой и поверхностью».

Насколько упомянутые конструкции продвигают мысль вперед, здесь мы обсуждать не беремся.

По вопросу значения математических формул в научной философии немецкий философ Г. Рейхенбах писал следующее:
 
 «Посредством понятийного мышления мы можем перейти от созерцания к преобразованному созерцанию. Человеческий разум обладает способностью, так сказать, «перехитрить» визуальные образы с помощью абстрактных понятий и после этого продуцировать новые образы».

Именно в новых образах, навеянных созданными конструкциями, мы надеемся обрести нужные намеки на последующие поиски к познанию реальности.

В случае, когда вставшую в тупик мысль отягощают глубоко скрытые эмоциональные мотивы, посредством полученных отношений между выстроенными символами известных представлений и новыми выводами искусственно выстроенных конструкций, разум, отдавшийся мышлению в математическом ключе, способен продвинуться вперед в познании.

                Продолжение следует ...