Принуждение по консенсусу. Порядок Коалиционный

Владимир Лагутов
Процесс подготовки слушаний по плотинам в Общественной Палате РФ.
Долго коалиция московская с Русгидрой боролась, так обе и уснули на коврике переговоров.
А мы люди не гордые, модем и поправить!


1. КЛИЧ ЗЕЛЕНОГО СВЕТА В РАССЫЛКЕ

• От: Svet Zabelin <svet@biodat.ru>
• Кому: rao@seu.ru
• Тема: [rao]  к слушаниям 22 ноября в Общественной палате
• Дата: 18.11.12 22:53

Друзья!
     В четверг 22 ноября в Общественной палате РФ состоятся слушания по равнинным гидроэлектростанциям. Мы сочли уместным вынести на эти слушания проект Свода
общественно признанных правил и процедур принятия решений по гидроэнергетическому строительству, сформулированного по итогам экспертных дискуссий Тематического сообщества <Белая книга. Плотины и развитие>.
     Приглашаем Вас поддержать нашу инициативу и - в случае необходимости - оперативно внести свою редакционную правку в проект документа.

Координатор Коалиции С.И.Забелин
Координатор проекта <Белая книга. Плотины и развитие А.С.Мартынов т


2. А МЫ И ПОДДЕРЖИМ В ЛЮБОМ ПРИЕМЛЕМОМ ВИДЕ, ТОЛЬКО НЕ В ЭТОМ

проект
Обращение
Коалиции Неправительственных Общественных Организаций к Президенту России, Правительству РФ (Министерству регионального развития, Министерству экономического развития, Министерству энергетики), ОАО «РусГидро», ОАО ТГК-1, ОАО Иркутскэнерго и другим компаниям, эксплуатирующим ГЭС.

Строительство плотин, в том числе плотин гидроэлектростанций, необратимо меняет ландшафт
бассейнов рек, где они строятся, и состояние экосистем, связанных с этими ландшафтами.
УТВЕРЖДЕНИЕ СПОРНОЕ О НЕОБРАТИМОСТИ. МИР ДЕЛАМИ ДОКАЗАЛ ОБРАТНОЕ И УЖЕ ЦЕЛАЯ ОТРАСЛЬ СУЩЕСТВУЕТ - НАПРИМЕР, МИРОВОЙ ФОРУМ "РЕКОНСТРУКТОРЫ РЕК", УЖЕ ПЯТЬ БЫЛО.

Как правило, создание водохранилищ, связанных с плотинами, имеет следствием изменение образа жизни населения территории бассейна перегороженной реки, весьма часто – не в лучшую сторону.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕГДА НЕ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ

Бытует мнение, что все решения о строительстве новых плотин и ГЭС, а также о режимах эксплуатации существующих ГЭС и их каскадов, принимаются в интересах одной группы – собственников ГЭС – в ущерб интересам всех других (например, рыбного хозяйства, водного
транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.).
СОБСТВЕННИКАМИ КРУПНЫХ ГИДРОСООРУЖЕНИЙ, И В ЧАСТНОСТИ, ГЭС ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВО, ТАК КАК ВСЕ РИСКИ НЕСЕТ ОНО. ДАЖЕ ЕСЛИ САМ ЭНЕРГОИСТОЧНИК В ЧАСТНЫХ РУКАХ.

Вследствие этого, а также в соответствии со ст.9, ст.36, ст.58, ст.72 Конституции Российской Федерации, решения о сооружении гидроэлектростанций и других плотин и режимах эксплуатации существующих плотин и ГЭС должны приниматься с учетом интересов всех социальных групп, включая народ Российской Федерации.
ПОЗДРАВЛЯЮ. ДОКАТИЛИСЬ. ТЕПЕРЬ НАРОДЕЦ РФ СТАЛ РАВНЫМ ВОРАМ, БАНКИРАМ, ЛИЦАМ НЕТРАДИЦИОННОЙ СЕКСОРИЕНТАЦИИ И ПРОЧИМ ПАРАЗИТИРУЮЩИМ СЛОЯМ.

Вносим на Ваше рассмотрение проект правил и процедур, необходимых для предотвращения социальных и экономических конфликтов, связанных с функционированием (модернизацией или демонтажем) действующих ГЭС и проектированием и созданием новых.
Основные положения предлагаемого Свода правил прошли экспертное обсуждение в Тематическом сообществе «Белая книга. Плотины и развитие».
ЭТО СЕКТА КАКАЯ? И ЧЬИХ БУДЕТ, НЕУЖЕЛИ РУСГИДРЫ ИНТЕРЕСЫ ВСУЕ ВПИХИВАЕТЕ?


Предложения для обсуждения
Свод общественно признанных правил и процедур принятия решений по гидроэнергетическому строительству в России в 21 веке и постоянно действующих механизмов ведения диалога сторон, затронутых созданием-эксплуатацией ГЭС и водохранилищ.
ПРОШУ ПОИМЕННО ВНЕСТИ В ЗАЛ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ.
ЕСТЬ ЛИ ТАМ ХОТЬ ОДИН СПЕЦИАЛИСТ, В ЧЕМ ЕСТЬ БОЛЬШИЕ СОМНЕНИЯ. ИЛИ КОТОРЫЕ НЕ ПОДУМАВШИ...

Постулаты к Своду.
1. Решения о порядке (режимах) эксплуатации существующих гидротехнических сооружений и о
строительстве новых объектов принимаются по итогам обсуждения и согласования интересов всех сторон, уже затронутых или потенциально затрагиваемых существующими или планируемыми гидротехническими сооружениями.
ТРЕБУЕТСЯ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ СТОРОН, А ТО ПОКА КАК РЯБЧИК С КОНИНОЙ. А ОТСЮДА И ВЫТЕЧЕТ ЭТОТ ПУНКТ В ПРАВИЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ

2. Обсуждение режимов действующих гидротехнических сооружений и проектов создания новых осуществляется с целью максимально полного выявления выгод и ущербов, возникающих в связи со строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений, для выработки и реализации мер и механизмов максимально полного учета интересов всех сторон.
ДЛЯ КОГО ВЫГОДЫ И УЩЕРБЫ- ПЕРЕЧИСЛИТЕ. КАК И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭТОГО СЧАСТЬЯ ИЗ ЧИСЛА СОПРИЧАСТНЫХ

3. Выгоды и ущербы могут иметь (гео)политическое и экономическое выражение, а также затрагивать не основанные на влиянии или доходах социальные, культурные (в т.ч. религиозные) и эстетические потребности. Источником выгод и ущербов выступают изменения в базовых свойствах общих природных ресурсов, вносимые гидротехническими сооружениями и режимами их эксплуатации.
НЕНАКАЗУЕМО И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО, НО ЖЕЛАТЕЛЬНО БЛИЖЕ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

4. Сторонами, интересы которых являются предметом процесса согласования,  выступают все жители бассейна реки, хозяйствующие субъекты, деятельность которых основана на использовании воды и природных ресурсов речных долин (или их производных в виде
электроэнергии), а также органы власти и местного самоуправления регионов, на территории которых находится измененная (изменяемая) гидростроительством река.
А ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ СТОРОН УЖЕ ТРЕБУЕТСЯ СООТНОШЕНИЕ ИХ ДОЛИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ, ЧТОБЫ ДАЛЕЕ НЕ БЫЛО РАЗНОГЛАСИЙ ПО ПОВОДУ УНИЧТОЖЕНИЯ ЭКОСИСТЕМ ЗАБЫЛИ О ГЛАВНОМ, О ПРАВЕ НА ЖИЗНЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ ВИДОВ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В ЭКОСИСТЕАХ

5. Достижение результатов диалога и принятие согласованных решений о режимах эксплуатации ресурсов рек, их изменениях, а также в сопряженных изменениях в отношениях сторон, возможно при соблюдении следующих условий:
- участие (прямое или представительное) всех субъектов, использующих или способных использовать ресурсы бассейна данной реки;
ВОПРОС О ПРАВЕ ЖИВОГО В КАЧЕСТВЕ ПРАВОСУБЬЕКТА? ИЛИ УЖЕ ОТДАЛИ НА ЗАКЛАНИЕ ИРОДЫ   

- наличие квалифицированных экспертных заключений о составе, объемах и распределении между участниками диалога выгод-ущербов (в т.ч. не имеющих политического и экономического выражения);
ЧТО ТАКОЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ЭКСПЕРТЫ? ЭТО ТЕ, КОТОРЫЕ ВСЕ УНИЧТОЖЕНИЕ БЛАГОСЛОВИЛИ? ИЛИ ТЕ КТО ПРЕДУПРЕЖДАЛ? ПРОСИМ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ БЕГАТЬ С ПАЛКАМИ ЗА АКАДЕМИКАМИ И ХЛЕБА ПРОСИТЬ ИЛИ НА МЯСО ПУСКАТЬ ИХ.

- заблаговременность обсуждения долгосрочных и среднесрочных параметров природопользования и социально-экономического развития в бассейне реки;
ОЧЕНЬ ХОРОШО ПРОСМАТРИВАЕТСЯ НА ПРИМЕРЕ ДИСКУССИИ О ДЛИНЕ ВЕРЕВКИ ДЛЯ ПОВЕШЕННЫХ. НАПРИМЕР ПО ПОВОДУ ПОДНЯТИЯ УРОВНЯ ЧЕБОКСАРСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА НА ВОЛГЕ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА БАГАЕВСКОГО ГИДРОУЗЛА НА ДОНУ.

- публичность обсуждения источников и вариантов компенсации тем сторонам, у которых ущербы преобладают над выгодами;
ЭТО ВООБЩЕ НЕ ДОВОД. АМЕРИКАНЦЫ РАСПЛАТИЛИСЬ С ИНДЕЙЦАМИ ЗА МАНХЕТТЕН ПАРОЙ БУТЫЛОК СПИРТНОГО. НУ И ЧТО, ПОМОГЛО ОНО ИНДЕЙЦАМ

- предпочтительность использования для компенсаций ущерба ресурсов тех сторон, которые получают выгоды от создания и эксплуатации гидротехнических сооружений.
БЕЗ ЧЕТКИХ КРИТЕРИЕВ ЭТО ВООБЩЕ ВОПРОС ИЗ УРОВНЯ ПОМОЩИ БАНКИРОВ БЕДНЫМ ИЛИ БОРЬБЫ С КЛИМАТОМ.


6. Методология принятия решений о создании или ликвидации плотин (отказе от их создания или ликвидации), а также о режиме использования регулируемого водотока, должна учитывать следующие особенности:
- необратимость изменения режима водотока, а также природных и социальных условий развития в бассейне реки;
А ЧЕГО ЕЕ УЧИТЫВАТЬ, НЕОБРАТИМОСТЬ И ЕСТЬ НЕОБРАТИМОСТЬ

- значительные различия в сроках достижения выгод (получения политических дивидендов и финансовой прибыли) и сроках действия ущербов природному и социальному развитию в бассейне измененной реки;
КАКАЯ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫГОДА ОТ РАСПРОДАЖИ РОДИНЫ, РОДИТЕЛЕЙ, ЧЕГО-ТО ВЫ ЯВНО НЕ ОТ ЗЕЛЕНОГО МИРА ВООБЩЕ

- пропорциональность масштабов гидротехнического сооружения и оказываемых им воздействий и масштабов согласовательного процесса, в т.ч. статуса (общероссийский, региональный или местный) и численности вовлеченных в него представителей сторон;
А ПОЧЕМУ НЕ ВСЕМИРНЫЙ? ЛЮБАЯ ВЕЛИКАЯ РЕКА ЕСТЬ КАМЕНЬ В УСТРОЙСТВЕ МИРА ЗЕМНОГО. И НЕ СТЫДНО ВОТ ТАК ТОРГОВАТЬ И ДОГОВАРИВАТЬСЯ

- значительные различия в возможностях определения, измерения и изложения сути своих интересов у разных групп участников диалога.
СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО РАЗГОВОР ИДЕТ НЕ О СУТИ, А О ФОРМЕ РАСПРОДАЖИ ЖИВОГО МИРА: ВАМ КАК, С МУЗЫКОЙ ОФОРМИТЬ КУПЧУЮ, ИЛИ С ТАНЦАМИ?


Предлагаемые процедуры.
1. Выявление заинтересованных сторон.
2. Определение представителей сторон.
3. Качественная и количественная оценка выгод и ущербов каждой из сторон.
4. Сопоставление выгод и ущербов сторон и согласование по источникам и объемам удовлетворяющих стороны компенсаций.
5. Фиксация договоренностей.
6. Слежение за выполнением договоренностей.
7. Принуждение к выполнению договоренностей.
САМОЕ ПИКАНТНОЕ В ПОЛЮБОВНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ, ЭТО ПРИНУЖДЕНИЕ К ИСПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ И ОПЛАЧЕННЫХ УСЛУГ. ГДЕ-ТО МЫ ЭТО ВСЕ УЖЕ ВИДЕЛИ.

Особенности процедур для новых проектов.
Оценка выгод и ущербов предваряет принятие решения о технологическом проектировании конкретной плотины (в том числе ГЭС).
ЭТО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОММЕРЦИИ ВСЕ СПРАВЕДЛИВО СКАЗАНО

Результаты оценки общедоступны.
ЭТО УЖЕ УЧЕТ ВАРИАНТНОСТИ ДЛЯ МОШЕННИКОВ

В согласовательном процессе о допустимости строительства той или иной плотины (ГЭС) обязательно участвуют представители соответствующего органа федеральной (для рек 1 класса) или региональной (для притоков рек 1 класса и рек 2 и ниже классов)
исполнительной власти. 
ПОНЯТНО, ГРАМОТНЫХ ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ, КТО ВСЕ КЛАССЫ ОКОНЧИЛ И ИМЕЕТ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. А НЕГРАМОТНЫХ ВООБЩЕ ЧЕГО СПРАШИВАТЬ. ДЛЯ ЗЕЛЕНЫХ ВООБЩЕ ПРОТИВЕН ДУХ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ, НЕ ОТ МИРА ЖИВОГО, НО МЕРТВОГО.

Особенности процедур обсуждения функционировании (включая демонтаж) уже существующих гидросооружений.
ПРИЯТНО, ЧТО ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ РАЗУМНОЕ СЛОВО О ДЕМОНТАЖЕ. ЗНАЧИТ, ЧТО-ТО ТАМ ОТ ЗЕЛЕНОГО ЕЩЕ КОПОШИТСЯ

В целях определения оптимального режима использования ресурсов реки и речной долины на территории каждого бассейна, в котором зафиксированы конфликты сторон, заинтересованных в разных вариантах гидрорежима регулируемой реки, инициируется создание площадки для
организации постоянно действующего согласовательного процесса.
А С КАКОГО БУДУНА ВЫПЛЫЛА ТЕРРИТОРИЯ БАССЕЙНА? ОНА ДОЛЖНА БЫЛА БЫ ВЫПЛЫТЬ СРАЗУ С ПЕРВОЙ СТРОЧКИ ЛЮБОГО ОПУСА ЛЮБОЙ КОАЛИЦИИ, ИМЕЮЩЕЙ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ЗЕЛЕНОМУ КАСАЕМО РЕК

В отличие от существующих бассейновых советов площадка формируется в соответствии с настоящим сводом правил и процедурами. При необходимости периодического (ежесезонного) согласования интересов участники диалога организуют его ДО срока заседаний бассейновых советов, на которых предполагается принятие официальных решений государственных органов, осенью (до 30 ноября) года, предшествующего году реализации режимов эксплуатации ГТС.
ВЫ ЕЩЕ НАЗОВИТЕ ИХ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫМИ СОВЕТАМИ ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ДУРОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА.

Договоренности участников процесса, если они достигаются, оформляются  консенсусом.   
А КАК ЖЕ ПРИНУЖДЕНИЕ? ТОЖЕ ПО КОНСЕНСУСУ!