А касаки тем временем возобновили охранную службу в степи. Смена нарочных производились один раз в седьмицу, и служивые возвращались домой с дальнего кордона к вечеру. Родные встречали их на улице; жена или младшая сестра брали в руки поводья уздечки, открывали калитку и вводили коня во двор. Так повелось и делалось из уважения к касаку, вернувшегося со службы или с поля.
Десятника Андрея Псюка удивило, что его молодая жена не встретила и не открыла калитку.
У ворот своего дома он остановил коня, накинул поводья на кол плетня загородки и вошёл во двор, не снимая портупеи, прошёл в избу. Спустя некоторое время из избы раздался бабий крик, через каменный забор, ограждавший двор перескочил солдат Рябинин без рубахи в одних исподниках и кинулся в солдатский лагерь. Вслед за ним хозяин дома вытащил за косы свою жену в одной нижней рубахе и кинул на землю. Женщина лежала некоторое время без движения, потом вскочила и кинулась к воротам. Хозяин, поняв, что жена хочет убежать к соседям искать защиты, а не просить у него прощения, взбесился. Он кинулся вдогонку, вынимая на ходу саблю из ножен .Жена уже открыла калитку, когда страшный удар тренированной руки наискость от плеча к позвоночнику разрубил её тело почти пополам . Женщина без крика повалилась замертво .
На шум собрались соседи и с ужасом смотрели на сгустки крови на земле, но ни тени сочувствие к погибшей не было прописано на их лицах. О безалаберной жизни покойной знала вся станица, а потому и не осуждали поступок мужа.
Андрея разоружили ,связали руки, чтобы не натворил с горяча ещё бед. Вскоре пришёл атахан, распорядился убрать тело в избу, а десятника посадить в станичный амбар под замок и охрану сторожа.
-Василь Савелич- обратился атахан к сотнику Солодовникову. –Родных и детей у неё нет, так уж распорядись насчёт похорон и гроба. Да и платок чёрный на ворота привязать не забудьте – покойник всё же в доме.
Сотник кивнул головой и зло сплюнул:
-Её бы курву, лихоманку кособрюхую, надобно по нашенски казнить - завязать в мешок да в воду, а не хоронить на могилках.
-Нет, она не самоубиенная и крещёная по православному, а потому хоронить надобно по обычаю –вступился за покойницу прибежавший на шум ротный протопоп Антип и поправил большой оловянный крест на животе,
-Поп щепоточный видно уже и сам там бывал, потому и заступничает-засмеялся кто-то в толпе.
-А то нет! У жеребячьего сословья завсегда рыло в перьях! – подтвердил касак.
Ротный поп Антип, Антипка Мартинианин в миру, уже успел прославиться в станице и крепости своими пьянками, приставаниями к прихожанкам, не раз был проклят касачками за свои выходки, а потому на насмешки не обращал внимания.
-А почему вы так жестоки к ней? Не столь уж и большой грех сотворила эта женщина. Ну, подумаешь - переспала с солдатом!!. Сами понимаете, солдаты тоже живые люди, хлеб едят! – спросил капитан у атамана.
-У нас так нельзя, как у вас принято. Касак своей супружнице должон верить. Вот до свадьбы девка может гулять с кем хочет, а после свадьбы - нет. Ежели блудить станут бабы, касаки друг друга порубят. А нам это ни к чему! –пояснил атаман.
-Для гуляк хватает вдов и одиноких баб. Замужние –нет. А то не жизнь будет, а собачья свадьба. Каждый должон своих детей кормить. Так мир устроен! –вступил в разговор Солодовников.
-Ну, положим, мир устроен гораздо сложнее, чем вы думаете – не сдавался капитан. - По вашему выходит –казаку гулять можно, а бабам- нет. Забунтоваться могут. Одну зарубили, завтра другая тоже самое сделает. Жизнь саблей не остановишь!
-Может быть! – согласился с ним атахан. –А всё же не две будут блудить, а одна только. Паршивая овца половину отары сгубить может, а две - более. Касак в подле приплод не принесёт, а баба куда денетца? Потому и греха не позволяем.Так от дедов наших повелось, и не нам менять обычаи этот . Жизнь убрала,чо было плохо для касаков . Живём кучно, всё на глазах у шабров происходит, а потому чистыми должны быть друг перед другом как и перед богом.
-Но, может быть, помирились бы? Что в семье не бывает!
-Нет уж! Ежели уродилось сучье племя, его только могила исправит! –не уступал своё атахан.- Коли баба один раз по****ила, она на том не остановитца. Да и сделал Андрей по праву, штобы другим курвам неповадно было. За блуд замужних баб у нас не милуют.
-Странный вы народ, касаки! И вера ваша, вроде православная, а не такая как у нас, и попов вы не больно-то жалуете, и церкви у вас нет, а молебный дом какой-то, однако и туда вы ходите редко.
-Вера наша крестьянская, а разница в ней та, чо мы стараемся не грешить, а вы грешить, да каятца. Только, чо толку в том, ежели на дню сто раз грешить угораздит. Самый большой грех для нас – лень матушка. В ней беды все человеческие. И боги наши не в иконах и списках греческих, а в душе каждого верующего и святые –воины да покровители касачьи и прародительница атаханов наших, Святая Мать Мария и сыны её, атаханы, што в делах ратных преуспевали. И поклоняемся мы не идолам чужестранным, а кресту животворящему, потому и зовёмся крестьянами. А попов недолюбливаем, так это потому, чо они такие же грешные, как и все. К тому вам на вид протопоп Антип. Намедни удумал собаку крестить в православие щепоточное. К тому видать и все щепоточники из собачьего племени. Мы в Господня нашего верим и ему молимся, а не попам.
-У кацапов ведь как: - греши, да кайся; воруй –не попадайся.Пей- не валяйся! Оттово и татей у них хоть пруд пруди! – добавил Солодовников.
-Вон поп то ваш от щепотников сказывал по пьяни, чо святая книга рымская, жида-ми стряпанная, вся из пакостей да блуда списана. Как мать с сыном блудит, да мужик на мужика лезит От того приплода не жди! - поддержал сотника Шкуратов и сплюнул.
-То библяя ихняя, а жиды без горилки и блуда жить не могут – подтвердил Солодовников.-У попов рымских запрет на женидьбу, потому они и жопят друг друга. С голодухи, знать, бесятца!
Касаки засмеялись.
-Тем же безделием и бары да помещики ваши маютца. Старик Падуров в московии бывал, так сказывал-там ежели барин какую видную бабёнку увидит, так сразу скулить станет аки пёс-недомерок на собачьей свадьбе-и хочетца и не достанет. А ево бабу тем временем другой пособит. Знать, не зря их кулугуры рогатыми прозвали.- продолжил своё Шкуратов со смехом.
-Помогают, стал быть, друг дружке? Как у нас помочь собирают тизяк мять, так у кацапов на баб! – поддержал его Солодовников.
-Ага, помогают! Девка ищо грудями не обрастёт, а они её торопяца приспособить к паскудному делу. Оттого и бабы у них к тридцати годам уже затасканые да замызганные. Им рожать пора пришла, а в них уже ничово нету. Всю ****уны вытрясли! – согласился Шкуратов.
-Тут тёлку раньше времени к бугаю не водишь, а они детей не жалеют.
-Целными днями посиди-ка без дела, так поневоли дурь в башку мочой ударит! –засмеялся и Афонасий.-Оттого они и превратили святое дело в потешку, а бабы ихние не детей родят, а уродов умом, да телом.
-Оно так! - согласидся Уланов.-Коли за такое дело со злом взялся, зло и народится. Он с любопытством смотрел на этих людей и старался понять их быт и уклад. А где, как не в откровенных разговорах это можно сделать?
-Знать не все кацапы умом тронуты, коли Вы с нами согласны - засмеялся атахан, стараясь сменить разговор.
-Атаман, я давно наблюдаю за вами, и мне кажется, что вы не просто казак. Вы и одеваетесь по - другому, и разговор у вас не простой. Вы где - нибудь учились?
-Да! Я в молодости бывал и в Царьграде, Иркутске, Багдаде. Только ни мулла, ни поп из меня не получился.Пришлось вернуться станицей править. Вот мой младший брат Пётр, так он к наукам горазд. Он и сейчас в Царицыне живёт –ответил атаман.
-А что вы будете делать теперь с тем казаком-мужем? - спросил капитан.
-А ни чо! То ево было дело, как неверную бабу казнить. По - нашему обычаю в том его вины нету. Пошлю завтра на дальний кардон, штобы пыл прошёл, а потом, как Гиик станет, отправлю к войсковому на службу. Коли семью не завёл- пускай в войсковых будет - ответил атаман и помолчав добавил:--А солдату своему скажите, штобы поберёгся. Не ровен час - зарубят его. У Псюка пять братьев и все отчаянные. Касаки обид не прощают! - Немного подумал и добавил:- Да и шаровары ево пускай заберут. Казённое же добро, а с голым задом по станице бегать срамно. Ишо вот чо сказать хотел –избы, да амбары у нас на запоры не закрывают, а потому, раз уж так пришлось жить нам шабрами, блудить не надобно. Бабы жалуютца на солдат - куры да гуси пропадать стали. У нас тово отродясь не было.Мы народ такой, что ежели попросить - последнюю рубаху отдадим, а красть не смей, зарубят. Я это так, к случаю сказал, а Вам про то думать следует.
-Да уж так видно! А солдата того прикажу в профосы определить. Тогда его ни одна баба за версту к себе не подпустит. Он у нас из конфирмованных. Родители его мелкие помещики и за непослушание сына для воспитания отдали в солдаты. Подлец он отменный, каких свет мало видывал, хоть и из мелкопоместных дворян - пояснил капитан про блудливого солдата Рябинина.
-А порохвост, это кто? – спросил Афонасий, услышав незнакомое слово.
-А те, кто за солдатами отхожие места чистят. Злотари по- нашему, а в нынешней армии их профосами называют на немецкий манер. А насчёт кражей - не думай, плохого не сделаем. У нас, брат, муштра все желания на пакости отбивает.
-Ну-ну, поживём-увидим! – кивнул головой атахан.