Влиятельная личность

Маргарита Семейкина
                Ученики стоят около кабинета, идет бурное обсуждение. «А давайте не будем говорить, что нам задали учить слова, а то мы не делали это»- громко заявляет большинство. В уголке тихо сидит ученик. Он-то выучил, но вынужден делать так, как считают лидеры. Такими и совершенно иными способами сверстники влияют друг на друга.

                Наташа Березина: « Я знаю историю о молодом человеке, который зависел от компьютерных игр.
Его друг был против, но в итоге оказался под воздействием и  сам крепко подсел на них. В итоге дело доходило до того, что мама забирала провода от  его компьютера»
         «В подростковом возрасте одна из главных потребностей - принадлежность к какой-либо группе. В любой группе, особенно подростковой, существует распределение ролей - например, лидер, рядовые члены группы, "козел отпущения" - то, что может себе позволить лидер группы, не могут позволить другие участники и т.п.,- утверждает Ряплова Елена, психолог и мать четверых детей,-  Попадая в группу, ребята вынуждены играть по ее правилам, так как боятся быть отвергнутыми. В группе есть так называемый "эффект толпы", который проявляется в том, что совершение какого-то действия или поступка происходит спонтанно, под воздействием эмоций, неразумно, и, к сожалению, часто эти поступки имеют вероятность перейти социальные нормы, правила, устои. Высока вероятность совершения преступления под воздействием этого "эффекта толпы". Т.е. моральные принципы одного человека становятся незначительными по сравнению с силой группы»
         Результаты опроса 520 подростков не радуют: 162 человека признались, что сверстники оказывают на них негативное влияние. Неужели нет лекарство против  этого? Спросим нашего эксперта. По его словам, самый главный совет - постараться чаще включать свой разум. Это можно сделать с помощью, задавая себе вопросы, на подобии: "А что я думаю по этому поводу?" "Как я оцениваю эти действия (поступки)?" "Как я бы поступил в данной ситуации?" "Как я считаю, правильно (честно/порядочно/уместно/красиво и прочее) поступает мой товарищ?"
"Что мне дают такие отношения?" "Какие отношения с этим человеком я бы хотел построить?" "Возможно ли именно с этим человеком построить такие отношения?"
          Если речь идет о более серьезном влиянии, с криминальным оттенком (вымогательство, шантаж, запугивание) – нужно постараться найти в себе те черты характера, которые смогут противопоставить себя такому влиянию. Речь идет о смелости, твердости, способности попросить о помощи у других людей.
         На уроке я наблюдала такую сцену: девушка спрашивает у одноклассника: «А если мы все будем бунтовать и не делать задания, как ты поступишь?» А он ответил: «А я все равно буду делать»- вот он, достойный пример, как нужно вести себя, если твое мнение или желание не совпадает с мнением других. Но для этого нужно вырабатывать уверенность в себе. Но похвастаться подобным характером могут не все. Я решила проверить это и сказала старшеклассникам ситуацию,  а они отвечали, как поступят.
- Представьте, что все одноклассники собираются уйти с урока, а вы не хотите. Но, если останетесь, то все будут считать, что вы их подвели.
Ирина Никулина: «Попытаюсь образумить их, отговорить, но если урок мне не очень нравится, я, скорее всего, поддамся уговорам»
Жанна Мельникова «Я бы осталась»
Екатерина Комарова: «Все зависит от того, какой урок и учитель. Сначала я попробую уговорить одноклассников отпроситься. Если не получится, то, наверное, уйду со всеми»
Снежана Чушева: «Если мне надо остаться, то я останусь. Если, в принципе, можно уйти, то так и сделаю»
Юлия Шубенкина: «В принципе, если бы уходили абсолютно все, я бы тоже пошла, но если бы остался хоть один человек, я бы тоже осталась»
Бердинских Аким: «Я бы ушел»
Яна Салова: «Не поддамся стадному чувству, сделаю так , как хочу , они должны так же и уважать мое мнение в этой ситуации , а если нет , то не велика потеря»
   «Не нужно стесняться обращаться за помощью к взрослым, -продолжает Ряплова Елена,- делая это, начините с фразы "Мне нужен твой совет, папа (мама/ классный руководитель/ более старший товарищ и т.п.)", "Не знаю с чего начать, но мне необходимо обсудить важный для меня вопрос", "Мне очень нужно, чтобы Вы меня выслушали и не критиковали, а попробовали помочь", "Мне нужна ваша помощь" и т.п.
           Помните: из любой ситуации можно найти выход! И большинство нормальных взрослых это знают, и знают, как помочь вам найти этот путь»
        Неужели сверстникам теперь нельзя общаться? Неужели мы оказываем друг на друга лишь отрицательное влияние? Оказывается, нет. Результат вышеупомянутого опроса твердит, что 226 подростков оказывались под положительным влиянием. Примеры наших героинь - самое настоящее тому доказательство.
          Ксения Заякина, 10 класс: «В 8м классе я увидела, как пьют мои одноклассницы, а потом осознала, что я единственная некурящая в классе... Я так подумала-подумала и отчетливо поняла, что такой быть не хочу и не буду. Они мне и по сей день служат анти-героями, показывают, какой быть не надо»
                Таня Т.:  «В течение двух лет я встречалась с молодым человеком. Все это время он меня критиковал: постоянно говорил, что во мне что-то не так. Я любила, поэтому слушала и старалась исправиться. Моя внешность кардинально изменилась,  (цвет волос и прическа  стали другие). Ранее я совершенно не признавала каблуки, юбки, платья, блузы, а теперь отношение к данным вещам другое. Еще я начала краситься иначе.
           У меня под влиянием молодого человека изменился и музыкальный вкус.  Кроме этого я научилась подстраиваться под людей: ранее я отстаивала свою точку зрения, а сейчас поняла, что на вкус и цвет товарища нет.
            Данный опыт сделал меня серьезнее, изменил отношение к жизни, любви. Я приобрела выдержку и терпение.
           Несмотря на то, что мне было очень больно, влияние, которое было оказано на меня, было положительное»
         «Обычно я влияю на своих однокурсников,- рассказывает  Белослудцева Оля, студентка 1 курса,- провожу с ними воспитательные беседы. Знаете -помогает!»
         По словам Никифоровой Татьяны, под влиянием подруги у нее изменились вкусы. То, что нравилось одной, теперь нравится обеим. А под влиянием молодого человека у нее изменился взгляд на жизнь.
         Ксения Пономарева: «я повлияла на свою подругу в плане моды:  она заразилась этим от меня, и теперь тоже увлекается различными журналами, показами. А я благодаря ей полюбила книги о Гарри Потере»
          Александра Лещенко: «Все, абсолютно все воздействуют друг на друга. Моя подруга, например, очень любит битлз, классический рок, хард рок, из-за нее я полюбила все эти направления. Я регулярно рассказываю некоторым своим знакомым про чудесные прочитанные мною книги, и они тоже начинают читать. Одноклассник немного изменил мои взгляды на политику, я же в свою очередь изменила его отношение к себе, к женщинам в целом»
         Девушка попросила не называть своего имени. Она рассказала историю о том, что  общается с девушкой 16 лет( она на два года старше ее), которая вела себя ужасно: при знакомых много ругалась, не училась, ссорилась с родителями, заводила нежелательные знакомства. Встречались девушки с ней в одном учебном заведении довольно часто. И  ее собеседница  рассказывала все, что происходило с ней за эти дни, спрашивала совета. Прошло время, и некоторые доводы на нее подействовали, и она впрямь стала чуточку лучше.
         Я знаю ситуацию, - решила поделиться Лера Цветкова,- когда молодой человек был хулиган, но, влюбившись в хорошую девушку, менялся ради нее в лучшую сторону

         По моему мнению, сверстники влияют на нас достаточно сильно, хотя порой мы это даже не замечаем. «С кем поведешься - от того и наберешься»- гласит известная пословица. Действительно, я  на себе не раз замечала подтверждение смысла данного утверждения. Если я в кругу интеллигентных - я стану такой, как они. Если же я окажусь среди хулиганов, то черты характера станут меняться в худшую сторону. Считаю, что самое главное - иметь свою голову на плечах и вовремя оградить себя от «плохого» окружения.
          Да, человек порой попадает под ливень влияния. И в силах этого человека - вовремя достать зонт. Помните, дорога жизни длинная, и, даже если «дождь» всего лишь капает, вы все равно окажетесь сильно вымокшим.