Тайна Падения Венценосного Дома

Олег Жиганков
Тайна Падения Венценосного Дома
К 400-летнему Юбилею дома Романовых

Прошло сто лет с тех пор, как династия Романовых торжественно и широко праздновала в 1913 году трехсотлетие своего правления Россией. А еще спустя четыре года наступит столетний юбилей со дня свержения этой династии. Как могла произойти такая трагедия? Где искать ее истоки, истинные причины? Как к ней относиться? Какие уроки извлечь? Чтобы ответить на эти и другие важные вопросы, предлагаем читателям сделать небольшой экскурс в историю дома Романовых, и особенно тщательно еще раз прочитать последние страницы этой драмы.
Династия Романовых не являлась первой правящей династией на Руси - ей предшествовал дом Рюриковичей. Возможно, что первый шаг к Октябрьской революции был сделан еще до прихода к власти дома Романовых, на заре самовластия, когда первый венчанный на русское царство государь Дмитрий был, по всей видимости, умерщвлен своей мачехой, византийской царевной Софьей (Зоей), второй женой Ивана III, деда Ивана IV Грозного. В результате в 1504 году произошел так называемый «династический кризис», когда Российское самодержавие буквально с первого шага споткнулось о тело коронованной особы. Глубина трагедии этого первого коронованного преступления не столько в факте самого убийства (история рода Романовых узнает немало темных преступлений), сколько в том, что убийство это было оправдано и даже восхвалено в глазах народа.

Чтобы оправдать убийство первого венчанного на Российский престол царя духовенство, сотрудничившее с Софьей, обвинило его в еретичестве, обозвав "жидовствующим" - как и многие христиане того времени и царевич, и его мать, и ведущие государственные деятели соблюдали субботний день, как день покоя и отдыха. Церковь санкционировала царе-убийство - якобы для блага Церкви и государства. Тем самым умащалась дорога к кровавой тирании Ивана Грозного, к неисчислимым заговорам внутри царского семейства, часто приводящим к убийствам, и, в конечном итоге, к революции 1917 года. Интересно, что накануне свержения династии Романовых Николай II и Александра предпримут попытку сближения с народом. Парадоксом истории является тот факт, что не худший, но пожалуй, лучший за всю историю правления дома Романовых Государь стал жертвою воспаленного грехом гнева возлюбленного царской семьей народа.

Но давайте кратко просмотрим историю рода Романовых - рода, давшего России череду ярчайших правителей, рода, с историей которого неразрывно связаны взлеты и падения России.

Имя Роман происходит от латинского "романус", то есть римлянин. Впрочем, московский боярин Роман, от которого ведут своё происхождение Романовы, римлянином не был. Он был родом не то из Литвы, не то из Пруссии. Насколько известно, он умер в 1543 году. Благодаря браку Ивана IV Грозного с представительницей рода Романовых Анастасией Романовной Захарьиной род Захарьиных-Романовых стал в XVI веке близким к царскому двору, а после пресечения московской ветви Рюриковичей начал претендовать на престол.
Напомним читателю, что род Рюриковичей склонился к закату после того, как в припадке гнева Иван IV убил своего сына и наследника. В 1613 году внучатый племянник Анастасии Михаил Фёдорович был избран на царский престол. Михаил был болезненным юношей, однако процарствовал тридцать два года, до 1645 года. Михаила Федоровича сменил его сын Алексей, который также правил долго, почти тридцать один год. После Алексея начались трудности с престолонаследием. Алексея сменил в 1676 году его пятнадцатилетний сын Федор, который правил всего шесть лет и умер в 1682 году, после чего на трон взошли его братья Иван V и Петр I. Придя в совершеннолетие Петр захватил власть и "поднял Россию на дыбы", как считают одни, или поднял ее на дыбу, как полагают другие. Пожалуй, ему удалось и то, и другое. И если об успехах насильственных реформ Петра до сих пор идут ожесточенные споры среди историков, то крайняя жестокость царя, собственноручно до смерти замучевшего на дыбе своего сына вряд ли у кого вызывает сомнения.

Начиная с 1725 года, с воцарения вдовы Петра I, российской императрицы Екатерины I, матери императрицы Елизаветы Петровны, в истории России началась новая эпоха, когда в целом судьбу страны вершили военные диктатуры, сажавшие на престол женщин в надежде, что теми будет легче управлять. Это было непростое время для династии Романовых. Судите сами: Петр II умер очень молодым, после всего трех лет у власти, впрочем, как утверждают, естественной смертью. Иван VI правил чуть больше года (его лишили престола в возрасте года и трех месяцев от роду, остаток жизни он провел в заточении и в возрасте двадцати четырех лет был убит). Петр III пробыл царем полгода и был убит. Павел правил четыре года и был убит.

После убийства Павла царем стал его старший сын Александр. Он умер в 1825 году, не оставив наследников, и на Российский престол восшел младший сын Павла - Николай I. С этого времени в престолонаследии наблюдается закон и порядок. Цари живут долго, и нет недостатка в наследниках мужского пола. Россия постоянно расширяется в территориальном отношении, население страны заметным образом возрастает, и развлетляется, и расцветает семейство Романовых. Наряду с этим внешним блеском полным ходом идет моральное разложение высшего общества, в котором и вращалось семейство Романовых. Государственная рыба начинала гнить с головы. Когда в 1894 году после смерти своего отца Александра III на престол взойдет последний русский царь Николай II, Российская Империя будет мощнейшей державой Европы, но одновременно страной исполненной внутренних противоречий и проблем. За решение этих проблем и возьмутся Николай II и его супруга Александра Федоровна - искренняя, добрая, великолепно образованная женщина, всею душей любившая страну, ради которой она оставила свою маленькую родину - Гессенское княжество и Дармштадт.

Но почему же так трагически закончилась история этой династии? Чем так неугодил России Николай "Кровавый" - как оскорбительно звали добрейшего царя пришедшие к власти большевики? Князь Жевахов пишет:

"Что представлял собою государь император? Это был прежде всего богоискатель, человек, вручивший себя безраздельно воле Божией, глубоко верующий христианин высокого духовного настроения, стоявший неизмеримо выше тех, кто окружал его и с которыми государь находился в общении. Только безграничное смирение и трогательная деликатность, о которых единодушно свидетельствовали даже враги, не позволяли государю подчеркивать своих нравственных преимуществ пред другими... Только невежество, духовная слепота или злой умысел могли приписывать государю все то, что впоследствии вылилось в форму злостной клеветы, имевшей своей целью опорочить его, поистине, священное имя."

Арон Самуилович Симанович вспоминал: "Справедливость все-таки требует подтвердить, что при первой встрече он (царь) оставлял глубоко обаятельное впечатление. Он был прост и легко доступен, а в его присутствии совершенно забывался царь. В своей личной жизни он был чрезвычайно мало требователен. Но его характер был противоречив. Он страдал от двух недостатков, которые в конце концов его погубили: слишком слабая воля и непостоянство."
Симанович очень точно заметил уязвимые места последнего русского Государя - слишком слабая воля и непостоянство. Даже в самых важных вопросах. И самым важным вопросом Николай II считал вопрос войны и мира. Свои первые шаги в государственной политике Николай II сделал в сторону мира и разоружения в Европе. По его инициативе была созвана миротворческая конференция в Гааге. Царь всячески противился навязчивым попыткам большой семьи Романовых втянуть Россию в новую пан-Европейскую войну. Царь был убежденным миротворцем, и войны развязывать не желал.

Между тем лиц, заинтересованных в войне, постоянно прибывало. В 1910 году за пропаганду войны активно берется государственная Церковь, грезившая мечтами о присоединении Православных Балкан и захвате родины Православия - Константинополя-Истамбула. Вслед за Церковью подняла свой голос за войну Дума, мечтавшая повысить свой престиж и расширить влияние. К этому голосу присоединились другие голоса: по весьма понятным причинам это были голоса крупных промышленников, спекулянтов, и армейских генералов, засидевшихся без дела. Истерия перекинулась через газеты и в народные массы. Повсюду проходили крестные ходы с молитвами о том, чтобы Бог поднял батюшку-царя на войну. Радзинский пишет о том времени: "В Петербурге идут бесконечные манифестации под лозунгом: "Крест на Святую Софию!" Ожили старые грезы панславизма: Великая федерация православных славян во главе с Россией и столицей в отвоеванном Константинополе - сердце древней Византии, откуда когда-то Русь восприняла христианство... Прекрасный мираж, волшебные мечты..." (Э. Радзинский, Распутин - жизнь и смерть. Москва: Аct, 2007).

Единственным, пожалуй, голосом, кроме голоса супруги, убеждавшим Государя НЕ вступать в войну был голос его друга, крестьянина Григория Ефимовича Распутина. (Тема Г.Е. Распутина - это отдельная большая темы выходящая за рамки непосредственных интересов этой статьи). Когда в 1912 году война казалась неизбежной, вмешательство "зловредного мужика" взяло верх - Царь разорвал подписанный было манифест о всеобщей мобилизации. Комментируя это событие Радзинский констатирует: "Так не состоялась европейская бойня".

И все же пройдет три года, и "слабая воля и непостоянство" Государя толкнут его на роковой шаг. Когда большая Романовская Семья, Церковь, Дума, олигархи и генералы давят, а единственный друг, мужик, находится при смерти от нанесенной ему ножевой раны, Царь не выдерживает и подписывает указ от 31 июля 1914 года о всеобщей мобилизации. Остальное, как говорится, история. Война оказалась роковой для России - на ее крыльях ворвались террор революции и долгая и жестокая братоубийственная война. И одной из первых жертв этих монстров, выпущенных на простор России, будет чистая и добрая Семья Романовых.

Во взлетах и падениях государств и их правителей иногда можно наблюдать удивительные сходства. Мне вспоминается история записанная в Библии, в 3-ей книге Царств 22 глава - история пророка Михея. Он был единственным из своего поколения, кто выступал против войны Израиля с Сирией. Все пророки в угоду царю прочили ему славные победы в затеваемой войне. И лишь Михей, оставаясь верным Богу, говорил, что этой войной царь разрушит и свой дом, и страну. И царь верил ему, но под давлением князей начал войну. Сам царь погиб, а страна оказалась в руках врагов. Как эта эстория напоминает мне о трагедии династии Романовых! Впрочем, даже ошибки этих людей могут нас многому научить.

Хотелось бы пожелать читателям, чтобы к четырехсотлетнему Юбилею правления Дома Романовых доброе имя последнего Государя Российской империи, как и доброе имя его семьи были окончательно восстановлено. Князь Жевахов свидетельствовал об одном из социалистов-революционеров, которому было поручено обследование деятельности царя, после революции. С недоумением и тревогою в голосе, тот сказал члену Чрезвычайной следственной комиссии: "Что мне делать! Я начинаю любить царя".