Джанхот

Владимир Чекайда
     Заканчивался сентябрь, а вместе с ним и наша экспедиция на Чёрное море. Оставалось снять поставленные на дно в воде научные приборы, упаковаться и отбыть в Москву,  как 20 сентября к нам примчался запыхавшийся начальник погранзаставы и сообщил, что выход в море закрыт по 29 сентября. Мы в недоумении воззрились на него, и он, чертыхаясь, сообщил, что выход в море закрыт в связи с визитом в Геленджик патриарха Кирилла.
    - А я собирался на выходные порыбачить в море, - с горестью в голосе поведал он.
От нечего делать мы поехали на экскурсию «Геленджик - Джанхот (Дом-музей В. Г. Короленко)          – посёлок Прасковеевка – Скала «Парус», проводимую Геленджикским турагентством «Золотой Овен».
     Дом-музей В.Г.Короленко создан в 1964 г. на базе усадьбы брата писателя И.Г.Короленко, построенной в 1901-1902 гг., одного из образцов усадеб первых русских поселенцев на Черноморском побережье Кавказа XIX - ХХ вв. Ещё одна усадьба - Щербины Ф.А. (1849-1936) - видного российского историка, расположена на противоположной стороне ущелья. Император Николай 2 разрешил продавать в этих местах участки земли с большой скидкой российским интеллигентам. Они оправдали его надежды, построив на свои деньги прекрасные особняки, ставшие центром притяжения российской творческой интеллигенции.
     Дом В. Г. Короленко построен на крутых лесистых горах вдали от моря. Два этажа, 10-15 комнат, из них 4-5 гостевые. Причём каждая гостевая комната имела отдельный вход. Рядом находились выдолбленные в скале кладовые для вина и продуктов. Во дворе усадьбы гора поленьев – дом отапливается печкой. Судя по всему, дрова пилили и кололи смотрительницы. Мужчин среди них не наблюдалось. Красивые дорожки в лесу с видом на море и смотровая площадка над домом. Но вот ходить купаться проблема – вниз - вверх по крутому склону не набегаешься.
    Должен сказать, что писатель и публицист В. Г. Короленко не жаловал царский режим и не раз за свои публикации, выступления и произведения сиживал в кутузке и ссылке в местах не столь отдалённых. Но это не повлияло на решение царского правительства предложить братьям Короленко землю под усадьбу в этих местах, полагая, что привнесение русской культуры на Кавказ перекроет вред, наносимый писателем царизму.
    После Дома-музея мы поехали в урочище Прасковеевская щель, выходящей на берег Черного моря среди отрогов Главного Кавказского хребта.  Кажется, что сама природа уделила этому месту особое внимание, стремясь создать красивый уютный уголок, защищенный от невзгод. Хутор Прасковеевка входит в состав Геленджикской группы курортов Краснодарского края. Этот удивительный уголок Кавказа расположен на берегу Черного моря. На склонах гор растут пицундские сосны и можжевеловые леса, создающие уникальные климатические условия.
     Подъезжая к Прасковеевке, гид объявила:
    - Налево пошла дорога к даче Владимира Владимировича.
    Туда же вела мощная ЛЭП. Въезд на дачу — через железный мост, перекрытый бетонным блоком, шлагбаумом и запрещающими знаками. Мы поехали прямо на пляж, и метров через сто дорога кончилась. Дальше были одни ухабы. Мы въезжали как будто в зону: вдоль небольшой речушки, протекающей по дну Прасковеевской щели, высился глухой забор, доходящий до самого моря. Над забором виднелись решетки с камерами наблюдения и датчиками. Далее в воде тянулся железный трос метров на 40 с буйками, на которых была надпись: «Технически охраняемая зона! Купание запрещено!». За забором виднелись три красивых особняка со спортплощадками и телевизионными антеннами.
     Гид продолжила:
     - Это домики охраны дачи Владимира Владимировича. К самой даче ведёт туннель, и её не видно за мысом.
     С трудом мы выехали к берегу моря и были поражены запустением и развалом, царившим здесь. Существующие здесь недавно домики для отдыхающих, торговые палатки, детские площадки исчезли, остатки былого обустройства являли собой удручающее зрелище. Совсем недавно здесь были базы отдыха «Золотая поляна» и «Парус», туркомплекс «Скала Парус». Справа виднелся скелет недостроенного и брошенного большого здания, напоминавший корпус санатория или дома отдыха. Стоял сентябрь, время бархатного сезона.
Выйдя на пустынный пляж и взглянув налево, мы увидели на заборе табличку:
 
                "ОБЪЕКТ"
   СПЛОШНОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ БЕРЕГОВОЙ ПОЛОСЫ ОБЪЕКТА ПОГРАНИЧНОЙ ЗАСТАВЫ "ПРАСКОВЕЕВКА" С         УСТРОЙСТВОМ БУНЫ ДЛИНОЙ 40м.
   Заказчик:        ДССК УКС-7 Службы ФСБ РФ.
                Директор: Друбич А. А.
                тел: (8622) 53-03-10.
    производитель работ:   Корно С. Н. тел: 8-928-260-57-60.

а взглянув направо, знаменитую скалу «Парус»: уникальный памятник природы - . песчаниковая скала в виде четырёхугольного паруса. До неё было метров 400, и идти надо было по крупной морской гальке, да ещё с несколькими переходами узкими тропинками между громадных скал на крутом берегу.
    Гид продолжала:
    - Немного далее строится летняя резиденция патриарха Кирилла, куда недавно он прибыл.
Времени на осмотр скалы нам было выделено полтора часа и экскурсанты, удручённые нежилым видом недавно популярного курорта, прошлись к скале и обратно.
    Я не пошёл.
    В море виднелись силуэты двух сторожевых кораблей, а вдоль берега моря барражировал катер береговой охраны.
    На обратном пути в Прасковеевку любуемся заходящим солнцем. Хочется верить, что жизнь меняется к лучшему, если простой смертный все-таки может вот так приехать и позагорать на «путинском» пляже. 
    Вернувшись, зашли в один чудом сохранившийся магазинчик, где продавцы играли в нарды. Хмуро взглянув на нас, они продолжали играть, но кто-то из экскурсантов всё-таки что-то у них купил. Я не скажу, что они уж очень обрадовались. Похоже, и этот уголок торговли доживал последние дни.
    В автобусе водитель, желая скрасить тягостное впечатление от увиденного,  включил русские мелодии, и мы возвращались, слушая родные напевы и размышляя о путях господних, неисповедимых.
    
                Конец.