Нестроения внутри нас

Людмила Либерцева
- Не надо выносить далеко из обители свою обиду – и все управится.
 Господь показал нам образ Своего терпения, страдания, и мы должны подражать Господу, Который терпел и клевету, терпел и поругания, оплевывания, вплоть до распятия.

Господь говорит: возьмите иго на себя, научитесь от Меня, как Я кроток и смирен сердцем. Если мы хотим действительно спасения души, то на какие-то незначительные штрихи нашего ненормального состояния нужно смиряться больше. Больше смирения, больше терпения. - старец Илий

Старец Илий отвечал на вопросы и говорил о монашествующих, но если мы  в миру накручиваем себя, обвиняя всех, кто хоть какое-то отношение имел к нашим неприятностям, если всюду жалуемся и рассказываем о своих обидах в поисках поддержки в осуждении, пишем по внутреннему своему нестроению жалобы на всех, а еще хуже - совершаем что-то в отместку, то такое болезненное состояние обрастает, как снежный ком, новыми неприятностями, ссорами, скандалами, и это не только пагубное для души состояние, но и частая причина начала серьёзных заболеваний, причина надрыва и дисбаланса внутри человека, нарушение энергетики и гормонального фона.

Одна моя приятельница - неплохая поэтесса с большим пристрастием относилась к своим стихам. На обсуждении её стихов она испытывала столь сильное неприятие критики, что совсем перестала участвовать в обсуждениях. Она сохраняла неприязнь и к критикующим, и к советующим что-то изменить, обсуждала их со всеми знакомыми, и была крайне недовольна, если её не поддерживали и не осуждали вместе с нею. Она приходила на мастерскую и сидела молча, слушала, как разбирают стихи. Дома подбирала и составляла собственную книгу. Муж дал ей денег на издание.
Когда она мне показала книгу - это было издание в твердой малахитового цвета обложке тисненое золотом, большого формата с широкими полями, на вощеной бумаге - я удивилась просто. Мне в подарок не досталось в тот вечер её книги.
Понятно, что много она не могла принести на вечер - книги тяжелые. Вечер был другого автора, но она подходила к известным поэтам и дарила свои книги, подписанные ею. Я порадовалась за неё, впервые за долгое время видела улыбку и радостные глаза.

Через некоторое время услышала, что книга неудачна, поскольку туда было собрано всё подряд и даже самые слабые стихи с очевидными недоработками.
На другой день раздался телефонный звонок, голос моей знакомой я даже не сразу узнала. С места в карьер она призывала меня писать стихи о защите экологического состояния планеты! Дескать, раз дано тебе писать, то пиши то, что беспокоит всё человечество! Далее шел монолог об озоновых дырах. Еле дослушав, я сослалась на занятость и повесила трубку. Но тут же она перезвонила и стала поносить всех, кто заметил какие-то нелады в её книге, стала открыто завидовать всем, кто хоть что-то опубликовал в периодике. Если меня не было дома и сынишка сообщал ей об этом, она сердилась и выговаривала ему:
- Ты маленький лжец!
Телефон пришлось отключить.

Мой покой был нарушен надолго. Каждый день она мне жаловалась на кого-то, обвиняла во всех неприятностях и прочее. Мои близкие не могли мне дозвониться. Я сначала пыталась утешать, потом молчать, потом не брать трубку.
А закончилась история её утверждением, что подлодку "Курск" потопила сама Алла Пугачева и неутешительным психиатрическим диагнозом.

Муж отправил несчастную в больницу и подолгу не забирал её домой, ссылаясь на всякие веские причины. Еще задолго до случившегося он постоянно получал от неё упреки в том, что мало образован, что не имеет вкуса, не знает жанров, не понимает в поэзии, плохо готовит и вообще не чета ей! И чуть ли не все вокруг были ущербны хоть в чем-то.
Во истину: кроткий и смиренный не сходит с ума.

Близкая моя подруга, с которою были мы дружны с детства была в нулевые годы сокращена на работе. С вакансиями было очень плохо, и она вынуждена была на своем предприятии пойти на понижение. Место в бухгалтерии крупного авто предприятия пришлось сменить на кондукторское сидение в трясущемся автобусе. Ранние часы работы, обиды на пассажиров и сослуживцев, понижение заработка  создали состояние устойчивого стресса. Она стала неспособна ни о чем говорить, кроме работы. И взрослые дети с большим трудом уговорили её оставить работу вообще.

Но процесс был запущен, пружина начала разворачиваться. Состояние здоровья ухудшалось, стойкая анемия, истощение всех физических сил. И хотя она с удовольствием обшивала всё семейство, но делала это с чувством вины и долга перед всеми, как не имеющая дохода.  Никакие утешения и увещевания не помогали. Когда она уже большую часть дня могла только лежать, её уговорили на обследование. Был обнаружен рак 4 степени с метастазами не операбельный и не излечимый.

Примеров много, а выход трудный и не быстрый: духовная работа над собой. Если чужие успехи огорчают, если чьи-то приобретения вызывают раздражение, если нет со-радости, то стоит задуматься о том,что не бывает хорошей и плохой зависти, любая из них - страсть. И обида - страсть. И месть, и бесконечные подозрения, и желание богатства во что бы то ни стало - проявления страсти. Это нужно признать и начать работать над собой.

И если на нас клевещут, обижают, притесняют - достаточно не ответить тем же, а как говорит старец - потерпеть и всё управится. )

виньетки Алисы Зражевской
книжная серия RUSSICA.