Педагогическая ошибка

Алекс Мильштейн
В четырех-пяти летнем возрасте Андрей бредил бабой Ягой и Змеем-Горынычем – до одури смотрел мультфильмы, требовал читать сказки. Но этого было мало – просил еще рассказывать про них истории. Я напрягал воображение, но придумать что-то оригинальное не получалось – по сути дела пересказывал сказки. Новая струя влилась неожиданно.

– А ты видел в лесу избушку бабы Яги, когда ходил за грибами? – спросил как-то Андрей.

– Нет, но Иван Павлович, кажется, видел, – осторожно ответил я, переводя стрелку на друга. Тактически это было грамотно: просьбами рассказать историю сын мог уморить, а при таком раскладе появлялся стоп-кран – дескать, давай отложим разговор, надо у Ивана Павловича уточнить подробности. Андрей слышал про Ивана Павловича, но вряд ли  помнил – жизнь пошла такая, что последнее время мы с другом больше перезванивались, чем встречались.

– Пап, ты спрашивал у дяди Вани, про избушку? – бросился на шею Андрей, когда я вернулся с работы. Вдохновение в этот вечер решило составить мне компанию, и я ответил:
– Да, дядя Ваня сказал, что видел избушку!
– Расскажи! – взмолился сын.

После ужина мы устроились на диване, и я принялся рассказывать, как дядя Ваня повстречал в лесу избушку, зашел в нее, там жила баба Яга, он познакомился с ней…   Андрей  изредка возбужденно перебивал: «А где была метла?», «А что делали гуси-лебеди?», «А топилась ли печка?». Я отвечал и продолжал фантазировать: дядя Ваня подружился с бабой Ягой, они вместе поужинали, потом Яга проводила его до опушки леса…

–  А что они ели на ужин?
–  Как что? Грибы, ягоды… Да,  мальца еще одного съели!
–  Мальца? – переспросил Андрей.
–  Угу – гуси-лебеди принесли, баба Яга из него суп сварила.
–  И понравился дяде Вани суп?
–  Понравился! Очень вкусный, говорит, суп!

Андрей недоверчиво посмотрел на меня, но ничего не сказал и скоро уснул.

Так оно и пошло – всю  зиму я рассказывал про дядю Ваню, бабу Ягу и Змея Горыныча. Само собой  получилось, что истории имели, если так можно выразиться, воспитательно-запугивающую направленность. Одиозная троица объединилась на почве выявления и отбраковки непослушных мальцов – тех, кто балуется, капризничает, не хочет сам одеваться, не убирает игрушки и т.д. и т.п. Их воровали из дома или детского сада, приносили в избушку Яги или пещеру Горыныча, мыли в трех водах, варили из них суп и с аппетитом съедали. Дядя Ваня и Яга, прикинувшаяся обычной старушкой, расхаживали по дворам, скверикам, лужайкам, где с мамами и бабушками гуляли дети, присматривались, как они себя ведут, и составляли список непослушных. Интрига держалась на нюансах: то Горыныч по ошибке утащит хорошего мальца, то Яга сломает зуб и обратится к стоматологу, то малец сбежит в последний момент…

Наступила весна – мы с Андреем стали больше гулять. Однажды у озера встречаем Ивана Павловича  –  он выбрался  по последнему льду на рыбалку. Обрадовались, обнялись – как-никак с лета, наверное, не виделись.

– Вот, Андрюша, знакомься, дядя Ваня! – говорю я сыну.

Андрей до этого уже немного насторожился, а как услышал имя «дядя Ваня», заорал благим матом и, как черт от ладана, бросился бежать. Я-то мгновенно сообразил, в чем дело, а Иван Павлович вытаращил глаза – что с ним?

– Ладно, Вано, созвонимся! – наскоро пожал я руку Ивану Павловичу и помчался за Андреем. Не сразу догнал его и тем более – не сразу успокоил. А пока успокаивал, понял, что допустил педагогическую ошибку – но Иван Павлович, к счастью, о ней не догадался!