Три кастрюли

Роскошная Людмила Львовна
      

           - Мама, свари сегодня борщ. Он у тебя такой вкусный, получается - попросила дочь.
           Я взяла новую кастрюлю, положила туда говяжью грудинку и, поставив варить бульон, стала чистить овощи.

            В детстве я ненавидела борщ. Какие хитрости только не придумывала, чтобы не есть его. Иногда специально пересаливала, иногда выпивала только юшку, а гущу отдавала собакам во дворе. А иногда просто забывала съесть, загулявшись с подружками, за что получала хороший нагоняй от мамы.

            Вначале почистила свеклу, нарезала тонкой соломкой, положила в сковороду с разогретым подсолнечным маслом, немного посыпала сахаром, побрызгав уксусом. Добавила немного бульона, накрыла крышкой и оставила тушить до готовности.

            С мамой мы жили очень бедно. Она получала сорок рублей зарплаты. Сейчас мне понятно, как это было мало. Отец жил в Сочи, вел разгульную, сытую жизнь. Помню, как мама плакала, держа в руке квитанцию на получения алиментов.  Мне было ее очень жаль, я стояла рядом и гладила её руку. Очень хорошо помню сумму в квитанции семь рублей двадцать копеек.
          Теперь мне понятно, почему главным блюдом у нас был постный борщ. Иногда по праздникам у нас было тушеное мясо, порезанное малюсенькими кусочками с картофельным пюре.

          Бульон закипел. Слила его. Промыла мясо, и, наполнив кастрюлю холодной водой, поставила опять на плиту. Положила туда морковь, лук и стебель сельдерея, сделала огонь посильнее. Когда мясо приготовилось, вынула его на тарелку. Нарезала соломкой лук, морковь, белый корень и болгарский перец. Половину этих овощей отправила в бульон вместе с картофелем, нарезанным крупным кубиком, от этого бульон будет вкуснее. Кинула лаврушку. А вторую половину овощей припустила в  сковороде на смальце. Вылила в зажарку пол литра домашнего томата. Накрыла крышкой.

           Сегодня готовить борщ было вдвойне приятно, потому что дочь купила дорогую кастрюлю фирмы «Тефаль».
           Помешивая овощи, вспомнила счастливые лица мамы и крестной Полины, когда по случаю, они где-то достали две эмалированные кастрюли для борща, ядовито-зеленого цвета. Сейчас многим этого не понять. В магазинах можно купить практически всё. А тогда, в начале пятидесятых, купить такую посуду было настоящей удачей. И вот уже вечером борщ был сварен и обе кастрюли были поставлены в маленьком коридоре у входной двери. В те времена сохранить приготовленную еду было тоже проблемой, холодильники были большой роскошью, а погребов в многоэтажках не было.

           Ну, что, пора шинковать капусту. Люблю, чтобы капуста была нарезана очень тонко, борщ получается красивым. Небольшая горка капусты уже красовалась на столе. Взяв щепотку, закинула в рот, до чего сочная нынче уродилась. Вообще хорошая капуста — залог вкусного борща. Жаль, что многие хозяйки не понимают этого. Проверила зажарку на готовность. Вот, теперь нормально, она уменьшилась вдвое. Сейчас положу её в кастрюлю вместе с капустой, доведу до кипения, и только потом добавлю тушеную свеклу.

           Борщ из детства, сваренный в новой кастрюле я не забуду никогда.
           С утра мама напомнила мне, что наша кастрюля стоит крайняя от двери, и ушла на работу. Были каникулы, поэтому с утра я сбегала в магазин и притащила бидончик молока. Молоко я очень любила. С утра выпивала целую чашку с теплым, серым хлебом и была сыта до обеда. Днем наливала молоко в тарелку, крошила туда хлеб, и с удовольствием съедала нехитрый супчик. И конечно забывала о борще.
 
            Вечером мама позвала меня домой пораньше. Увидев ее суровый взгляд, я поняла, будет взбучка.
- Ты ела сегодня борщ? - хмуро спросила мама.
- Да! - не моргнув глазом, соврала я.
- Ты говоришь мне правду?
- Да! - подтвердила я, опустив глаза.
- Из какой кастрюли ты наливала? - спросила мама.
 Я указала на нашу кастрюлю, которая стояла ближе к двери. Она открыла крышку, кастрюля была наполнена до краев. Мама открыла кастрюлю соседки, она была неполной.
Все стало понятно. Она схватила с вешалки ремень и  стала больно хлестать меня по ногам ремнем. В таких случаях я садилась на маленькую скамеечку, стоящую в коридоре возле нашей двери и натягивала платье себе на колени — это смягчало удары ремня. А она все хлестала меня, приговаривая: - Говори правду! Ты перепутала кастрюли?
 Я ревела, закрыв лицо руками. Вдруг в голове мелькнула мысль, если сознаюсь, меня пожалеют и перестанут бить. Решив воспользоваться уловкой, выпалила:
- Да! Наверно перепутала.
Ой, зря я это сделала, потому, как удары посыпались еще чаще.
- За, что? - ревела я?
- За ложь!- кричала мама. - Почему ты сразу мне не сказала. Ты съела соседский борщ, потому что он с мясом?
Обезумев от боли и несправедливости,  я крикнула в сердцах:
- Да потому, что я не ела их проклятый борщ!

 Мама остолбенела и растерялась. Ей стало жалко мои худые руки и торчавшие коленки, покрасневшие от ударов ремня. Она присела на корточки, с жалостью обняла меня.
- Не сердись! - проговорила она почти шепотом.
- Крестная Полина пожаловалась, что ты перепутала кастрюли и поела их борща.

 Потом мы долго сидели, обнявшись на кровати.
Скрипнула дверь, в проеме появилась крестная.
- Представляешь Катя, мой Коля приходил на обед домой и поел борща. Ты уж прости, так нехорошо получилось!

 До сих пор я помню детскую обиду и заплаканные глаза мамы.

Ну, вот и борщ почти готов, сейчас добавлю специи и немного чеснока с зеленью и порезанное мясо.

За обедом, подперев голову рукой, с удовольствием наблюдала, как дочь с зятем уплетают борщ.
И подумала:
- Неужели крестной было жалко тарелки борща для меня.

Вчера у моей крестной был День рождения. Ей исполнилось 85 лет. Конечно, я ее поздравила. Последние года два она хочет со мной увидеться. Но все, как-то не получается, то зворовье подводит, то обстоятельства мешают, работа опять же и внуки много времени занимают.
Но мне кажется, что-то еще останавливает меня?

Вчера вечером перед сном я вспомнила, как послала её дочери, свои рассказы, которые касались того периода моего детства. И вот именно этот эпизод про борщ, крестная так и не смогла вспомнить.
А я до сих пор помню, как болели от ремня мои ноги, так, что было больно ходить.

И что удивительно. Очень часто бывает так, когда взрослые ругаются – они потом не общаются с детьми обидчиков.
Вот причем здесь дети?

Еще вспомнила, что мама была с крестной в ссоре, а ей срочно дали путевку в санаторий( у нее были  проблемы с кишечником- голодное детство, весеннее обострение.)
Отказаться было нельзя, бесплатные путевки приходилось ждать долго. А, меня девать было некуда. Мама договорилась с другой соседкой по площадке, чтобы она приглядывала за мной и кормила. Я заканчивала тогда первый класс.
Всё было нормально. Только я очень боялась оставаться одна, когда соседка укладывала меня спать, она выключала свет, уходила, и я оставалась в темной комнате совсем одна. Было страшно.
А если вечерами в квартире не было никого, я включала по всей квартире свет, окрывала двери в кухню, ванную, туалет, в коридоре – забивалась в угол комнаты между батареями и читала книги. Книги часто спасали меня от одиночества и страха.
А теперь помогают мне писать рассказы.