The Beatles. There s A Place. Из книги Ian McDonal

Андрей Зотов 2
[5] There’s A Place (McCartney - Lennon)

Lennon: вокал, ритм-гитара, гармоника
McCartney: вокал, бас-гитара
Harrison: вокальная гармония, соло-гитара
Starr: барабаны
Записано: 11 февраля 1963 года в студии Abbey Road 2
Продьюсер: George Martin. Инженер записи: Norman Smith
Дата выхода в Великобритании: 22 марта 1963 года (LP: Please Please Me)
Дата выхода в США: 22 июля 1963 года (LP: Introducing The Beatles )


         Ничто не демонстрирует прыть, с которой Битлз превращаются в поэтов-песенников, чем этот волнующий образец того периода, который стоит первым на очереди для дебютного альбома Please Please Me, записанный Битлз от начала до конца за десять часов. Слова названия, позаимствованные у композиции Леонарда Бернштейна «There’s A Place For Us», являются декларацией независимости молодого человека, как утверждение  самодостаточности и неповиновения, которые в такт музыки, вызывающей гордость и остроту чувств, знаменуют хоть и незначительный, но этап в рождении новой молодежной культуры. В апреле 1964 года, когда песня занимает второе место в чарте синглов в США (1) она своей силой неизбежности чувств просто ошеломляет американских тинэйджеров, привыкших к коммерческой безвкусице пляжных кинолент и подростковой музыки.

        Часть напора в «There’s A Place» возможно пришла из оригинальной задумки Леннона озвучить в этой песне то, что он называл обобщенно  « Черный звук в стиле Мотаун (Motown)», хотя немного из того звука проникает в окончательный вариант песни. (Предположительно, он имел в виду The Isley Brothers, подписавших как раз в то время контракт с лейблом Wand. См.также [9f].) Записанная за тринадцать дублей, песня довольна сыра и исполнена с шероховатостями. Двух-голосная гармония в квартах и квинтах, обнажает, кроме всего прочего, сильно простуженный голос Леннона; однако голос его, как и голос Маккартни полон неподдельной страсти, что вкупе с неистовым натиском, с которым играет группа, передает невероятное ощущение срочности. Леннон поет вторым голосом, выходя на первый план лишь в первой и третьей строчке перехода, и снова отступая на второй план (на октаву ниже) в унисон Маккартни.

  Учитывая смягчающий эффект компрессии звука и обычную практику студий тех времен занижать низкие частоты так, чтобы игла проигрывателей местного производства не прыгала от чрезмерного баса – данная композиция является истинной репродукцией концертного выступления Битлз: усиленные микрофонами голоса и ряд гитарных усилителей сразу за исполнителями, неразделенные перегородкой. Неумолимость боя часов, отсчитывающих минуты студийного времени, невозможность выполнения группой плотного распорядка, полное отсутствие времени на подчистку трэка: и все же - неподражаемая сияминутность творческого прорыва есть неоценимое достоинство этой песни. Голоса дрожат, микрофоны трещат, барабаны сбиваются, глотки рвутся: 1 минута и 47 секунд сущего экстаза.


(1) Выпущена как В-сторона  [9f] «Twist And Shout»  на лейбле Tollie
(2) В своей книге Miles (op.cit. p.95) относит написание песни к совместным усилиям Леннона и Маккартни, с явным уклоном в пользу Маккартни, которому принадлежала идея песни, так как именно у него была пластинка West Side Story, на которой была записана «There’s A Place For Us».