Случайная встреча

Ольга Эрман
                Не сотвори себе кумира...

  Странные штуки устраивает жизнь, а мы говорим - судьба...Глядишь, сегодня ты "на коне",  а завтра -   уже под ним. И время летит стремительно. Совершенно не знаешь,   что будет "еще" сегодня и что "уже" - завтра. И будет ли "завтра"?
  В конце восьмидесятых годов прошлого столетия  однажды  позвонила  Нина и попросила  провезти экскурсию  в ближайший город. Нина организовала сообщество друзей:  клуб по интересам. С этими людьми  решила изучать  Псковский край. Я в то время работала  в библиотеке и имела  небольшой  опыт по  проведению экскурсий.  Приходилось ездить в Пушкинские Горы,  в Каунас, Петрозаводск, Кижи, в музей-усадьбу "Ал.Алтаев".  Нина права: надо изучать  Псковщину, а то живем на  замечательной земле и ничего не знаем. Часто убеждалась в этом. Спросишь, как пройти на такую-то улицу, а псковитяне в замешательстве, не знают...В последние годы они, вернувшиеся из отпуска, увлеченно  рассказывают  о поездках по Европе, Америке, Кубе, Италии, Индии, Китаю, а о Пскове, увы, рассказать ничего не могут. Как-то у памятника Ленину  я ждала подругу и пожилая дама  с внуком мимо проходили:
 - Димочка, а чей это памятник? - спросила бабушка у внука. Меня потрясло, когда услышала ответ мальчика лет восьми:
 - Бабуля, это - вождь краснокожих. Это - Ле-е-е-е-нин!  Ты не знаешь?!
     ...Нину похвалила за идею, сама принялась за дело. Компьютеров тогда не было. В областной библиотеке в свободное от работы время искала материал для экскурсии, но мало  что нашла. В газетах находила  статьи  о трудовых подвигах  передовиков  сельского хозяйства. Более - ничего. В личной библиотеке  обнаружила книгу "Достопримечательности Псковской области". Поэт Владимир Половников  подарил стихи, очень пригодились. Все, что знал о соседнем городе, рассказал. С Половниковым Володей    дружила, он меня поддерживал, помогал в трудные минуты советом.  Лиха беда начало! Написала экскурсию, приукрасила стихами, кажется, получилось. Поехали...
        Нина сказала, что в соседнем  городе нас встретит работник музея  - экскурсовод. Этот вариант  очень устроил.  В городе была  проездом   и проводить экскурсию в незнакомой местности очень страшно. Где все достопримечательности найду? Конечно, я отчаянная, но не настолько же...Пока ехали,  все рассказала что знала, подготовила путешественников к дальнейшему восприятию  последующего материала. Водитель привез на главную площадь и  мы ждали экскурсовода.
        Через  десять минут ожидания  подошел какой-то  усатый дяденька. Приняли за человека, который хочет с нами  путешествовать и в попутчики напроситься. В те годы плохо выдавали зарплату и  случалось так, что люди, которым надо было куда-то ехать, обращались за помощью.   Не было денег на рейсовый транспорт.  При наличии свободных мест водители туристических автобусов с согласия  пассажиров помогали  таким путешественникам. Но человек  объяснил,  что является работником музея, назвался...Сказанные им  слова никто не расслышал...Мужчина этот  показался каким-то брошенным, неухоженным, одетым так-сяк, словом, не приглянулся.  Стоптанные  коричневые летние ботинки.  Брюки,  требующие  утюга. Рубашка  в клеточку не первой свежести, куцая  черная курточка. Цветовая  гамма  никак не сочеталась. Черные волосы с проседью давно напрашивались на стрижку. Котомки еще за плечами не хватало для полного облика бродяги! Он сильно курил,  потому что  весь  табачным дымом пропах...  Терпеть не могу курильщиков! Слова "проглатывал",  произносил себе в усы. На всех смотрел   как-то отрешенно,  без эмоций.
     Экскурсовод  напомнил  директора школы, в которой училась. Был тот учитель военным в отставке,  вел уроки географии  скучно, тихим  голосом, который усыплял  сразу.  Каждому ученику, прежде чем  попасть в школу, приходилось преодолевать  немало километров.  Транспорта  по доставке  школьников  в помине не было. Сейчас подобное  представить невозможно, но в 50-80-ые годы прошлого столетия на Псковщине было так.  География - самый любимый  предмет, потому что в дневнике красовались пятерки  с волнистым хвостиком вверху и подкреплялись такой же  красивой подписью:А.Антипов. Географию, конечно же, никто не знал.  Сдавать экзамены по этому предмету  не требовалось и все были довольны...
      Тем временем, экскурсовод из города N. показал в крепости храм  шестнадцатого века, а затем  пригласил  снова  пройти в автобус и водителю сказал,  куда  проехать далее по маршруту.  Экскурсовод как зашел в автобус, так и остался стоять у дверей.  Предложение присесть на место гида отверг.  Рассказ о городе был настолько интересным, что я, как говориться, "уши развесила". Великолепное знание материала,  внутреннее  спокойствие и скрытая мужская сила поражали...Уже запах табака не раздражал, небрежность в одежде не обсуждалась.  "Встречают по одежке, провожают по уму". Смотрела на него, ловила каждое слово, боялась пропустить, запоминала... Мужчина закончил экскурсию, довезли его до центральной площади: где утром встретились...  Попрощался. В  восторге  наговорили массу добрых слов и пожеланий... И не увидели, куда пошел...исчез, испарился. Был - и нету! Только  остался слабый запах  табака...
       Мы ехали домой, многие задремали, мне же не спалось. Перед глазами  стоял образ экскурсовода.  Не проходил. По прошествии времени я часто его вспоминала. Остался в памяти безымянный, неухоженный, загадочный, таинственный мужчина из города N, великолепно  знающий историю своего города.
       Постепенно экскурсии с коллективом, созданным Ниной, наладились.  С удовольствием посещали районные центры,  изучали родной  край. В Печорах экскурсовод Виктор  великолепно рассказал о монастыре и я невольно сравнила его  с тем, первым гидом,  который "сидел занозой" и из памяти не уходил. Внешне они очень разные: тот гид рослый, крупный мужчина, а  Виктор -  мал ростом, худ, на нем отличный костюм,  безукоризненная рубашка, галстук...Одно объединяло: потрясающее  знание истории, влюбленность  в работу, азарт.
      Настали лихие девяностые годы:  думы тяжкие о хлебе насущном.  Прекратили платить зарплату, заводы и предприятия закрывались, горожане бросали  квартиры, уезжали в деревню, заводили скотину, чтобы выжить...Казалось бы, не до экскурсий. Но мы ездили! Эти поездки удивительным образом  спасали от чего-то страшного и неизведанного. Шутка ли?! Огромная страна разваливалась на кусочки...
      Несколько  знакомых  покончили жизнь самоубийством, нечем кормить детей, не выдерживали нервы, впереди просвета не видно... Многие коллективы бастовали, шахтеры сидели на рельсах. Полная неразбериха и жуть. А многие кинулись пропивать все, что когда-то заработали своим трудом,  умирали от всяких  горючих средств: пили тормозную жидкость, стеклоочиститель, спирт "Рояль",  прочую гадость. В городе появились "синенькие". Так  прозвали людей, у которых посинела кожа  -  следствие  тяжелого  отравления.
      Тот тяжелый период в стране  когда-либо начнут изучать и анализировать внуки-историки. И когда-нибудь  сосчитают количество потерь. Придут в ужас...То время осталось в сердце  как самое  тяжелое и до сих пор не пойму, как  выцарапалась с детьми,  которых  надо было кормить, одевать, отправлять в школу и ограждать  от той информации по телевизору, от которой  стыла кровь в жилах. Необъявленная война  прошлась  по душам и судьбам каждого россиянина.  Не все выжили в той войне, городское кладбище  резко расширилось по территории...
       Мою семью беда не проскочила... Получила  тяжелую травму.  Клиническая смерть. Девять часов хирург районной больницы  выцарапывала  из когтей смерти.  Но впереди - послеоперационный период. Это самый тяжелый процесс.  Удачно сделать операцию - полдела, важно  человека "вытащить"  после.  Я умирала:  сознание приходило-уходило, бродила  по какому-то полю. Там  тепло, спокойно и нет  тревог. Какие-то  невиданные, неземные краски, все мило, приятно  телу и глазу. Кто-то попадался на пути: люди-тени, в черных,  белых  и длинных одеждах непонятного покроя...Похожи на березки  в роще. Ходишь от одной березки  к другой, восхищаешься красотой дерева, гладишь по стволу... на душе покой, тишина...Так  и я слонялась  по  тем холмам и полям среди непонятных и безмолвных,  безликих людей. Роза Алиевна - моя спасительница  и заведующая хирургическим отделением районной больницы зачастила в реанимацию...Умерли за сутки  четыре человека. Осталась одна... Последним тяжело  скончался  Генералов  -  дедок из деревни Погорелка: сын из него выколачивал  пенсию на выпивку, бил отца по животу. Разрыв кишечника, перитонит - заражение крови... Его фамилия осталась в памяти, Роза Алиевна говорила:
- Держись, Генералов,  тебе нельзя сдаваться, фамилия обязывает!
А меня  "выцарапала" тем, что в реанимацию впустила посетителя. Полгода назад я летчика  в прямом смысле слова поставила на ноги. У него  разболелись колени, да так, что не мог ходить. Хотели комиссовать из армии. Я вылечила.  Летчик пришел навестить, узнав о том, что  попала в больницу. Роза Алиевна, чтобы как-то  "вытряхнуть"  из  тяжелого послеоперационного состояния,  рискнула  капитана проводить  в реанимацию. И я удивилась его появлению, среагировала, в тот момент это было спасением, возвратом в "этот свет", ибо одной ногой или обеими, была "там".
      Время бежит и не пропала, остались фотографии  на память о той худышке, которую спасли добрые люди.  Жизнь продолжается! Пошла учиться в Академию туризма. Нина и меня  завлекла поездками по родному краю. Захотелось большего: стать гидом. Знала, что будет трудно, но как иначе? Что-то надо менять, нельзя стоять на месте, иначе в "болото" попадешь.
     Наступила пора   экзаменов, а потом - защиты.  И на выбор: сколько сможем  написать экскурсий и защитить - столько получим   разрешений на их проведение. Во время  учебы  подружились, сплотились в дружный коллектив  количеством пять человек: Тема, Лена, Лара, Марина и я. Педагоги нашу "пятерку"  заприметили, ибо  не пропускали занятий,  вместе готовились к экзаменам, помогали в учебе  друг другу и вместе отдыхали. Решили, что писать экскурсии и защищать будем тоже  вместе, иначе  огромный объем материала по истории и краеведению  не осилим поодиночке. И началось...До утра просиживали в офисе у Лены  (офис  располагался  рядом с Академией),  придумывали и печатали  экскурсии по близлежащим городам. Писали о Изборске, Печорах, Пскове. Но город N. тревожил,  не забыла я его, помнила замечательного экскурсовода. Вот бы его найти! Он бы помог! Вот только как?! Как найти человека, которого не знаешь по имени?  Мы переворошили массу книг, интернет "трещал". Ведрами пили чай и писали, писали, писали экскурсии.  А еще надо учить! Когда?! Вопрос стоял ребром, ибо времени на подготовку очень мало.  В четыре часа утра Лена на машине нас развозила по домам, два часа на сон, потом - работа.  После работы собирались  на лекции в Академии, затем  -  снова в офис. В бешеном темпе еще умудрилась написать экскурсию о музее-усадьбе "Ал.Алтаев". И в январский морозный солнечный день отправились в усадьбу...
       День этот не забудется! Городские жители соскучились по природе, визжали от восторга, валялись в снегу как дети малые, любовались зимним лесом. Никто из них   не был в этом музее, а потому поездка получилась. Открыла для сокурсников  еще одну достопримечательность Псковской области - помещичью усадьбу, которая ни разу не подвергалась реставрации.  Секрет прост: я родилась там  и  потому мне  каждый кустик  знаком... Мои друзья вырвались из городских офисов  и на   обратной дороге еще несколько раз останавливались у родников, сосен, с веток деревьев  стряхивали иней, валялись снова  в снегу, фотографировались. Я смотрела на их счастливые лица, а сама думала о том мужчине из города N...
       Подруга Надя, дорогой моему сердцу человек,  работала в картинной галерее. У нее "На Бастионной" я -  частый гость. С годами научилась узнавать произведения местных художников, радовалась  их успехам. Некоторые картины появились  в доме, со временем познакомилась с художниками  лично.
       А однажды я пришла в гости к знакомым и увидела на стене несколько картин неизвестного художника. Очень понравились: светлые, теплые, живые. Я спросила, конечно:
  -  Кто  автор?
  -  ... ..., - ответила Галя.
     Имя художника неизвестно, решила сразу позвонить Наде и все расспросить о нем. Но  дальнейшие слова повергли меня в шок! Потому что знакомые  назвали его должность.  Ушам своим поверить не могла! Художник  работает директором музея города N.! Это то, что мне совершенно необходимо! Мне дали номер  телефона...Ура, ура, ура! И Надюшке звонить не надо, чудо случилось! Еще одну экскурсию напишем и защитим! Мечта сбывается! Главное - вовремя!  Дело-то все в том, что о городе N. по-прежнему в интернете материала мало, интересную  экскурсию написать невозможно. Именно поэтому очень хотелось все  узнать  от первого лица  -   директора музея. Но как позвонить?! "Здрассьте, я ваша тетя?" Почему-то  дрожали колени,  непонятное волнение, робость обуяли...Что такое?
    Вечером в Академии  педагог  спросил у нас:
- У кого  есть номер  мобильного  телефона  директора музея города N.?  Не могу до него дозвониться по служебному телефону. Мы должны провезти  для вас экскурсию в  монастырь и заодно посетить музей, нужна договоренность-заявка от нас.
- Телефон есть у меня и я постараюсь дозвониться, -  сказала я.
-  Очень хорошо,  позвоните тогда от  имени Академии. Попросите, чтобы  приняли без оплаты, если это возможно.
       Таким образом отступать уже  некуда и я позвонила, робея:
 - Здравствуйте! Меня зовут Ольгой, я из Пскова.  Отличный день четверг, потому что следом идет пятница, а потом  -  выходной, долгожданный  день суббота, но об этом  надо думать в среду. Сегодня среда, а приедем мы к вам в музей  в субботу  -  студенты Академии туризма, примите нас, пожалуйста, бесплатно. А еще я хотела бы увидеть  Вас и хочу попросить помощи в написании экскурсии о  городе, для того, чтобы ее защитить. 
-  Здравствуйте! У меня  в субботу выходной день, но как будете подъезжать, то телефон  знаете, я приду в музей. Сколько человек приедет?
 - Большое спасибо! Нас будет  сорок два человека вместе с педагогом.
 - Хорошо, вас примут без оплаты, я дам распоряжение. До встречи!
 - До  свидания!
     Кто бы видел из друзей  меня в эту минуту! Я шла по городу, скакала на одной ножке от радости и вертелась юлой! Прохожие обходили стороной, вертели пальцем у виска!
     Утром в субботу  собрались на центральной площади.  Подошел автобус,  все уселись...поехали... Позвонила. Директор музея отозвался, сказал, что в музей сейчас  придет.
      В музее всей  толпой рассматривали экспонаты, слушали экскурсовода. Директора не было, запаздывал. Его  не знала лично и потому ждать незнакомца не было смысла. Опоздал, не встретил, не судьба. Я  уже в мыслях перебирала разные  варианты  последующих звонков, так как  экскурсию написать очень хотелось. С сокурсницей Наташей увлеклась экспонатами,  читали паспорта экспонатов, восхищались экспозицией.
      Через какое-то время  подошел седой мужчина, поприветствовал, и я поняла, что это  - директор музея. Как он вычислил меня из толпы, то  неведомо до сих пор.  Вначале  на него глянуть не могла. Я маленького  роста, вверх смотреть на человека  неудобно, а передо мной стоял высокий мужчина. Он пригласил  в кабинет. И  предложил снять шубу: в кабинете было тепло. Расстегнула застежки на  шубе, мужчина ее  снял с  плеч, повесил на вешалку.
     - Я здесь не был несколько дней и не знаю, что в кабинете имеется к чаю. Сейчас  попьем чай, а потом  приступим к делу.  Присаживайтесь. 
   Хозяин кабинета тем временем достал чашки, пачку кускового сахара, включил чайник...  Я осмелилась  на него посмотреть...Это был шок!!! В кабинете находился   очень усталый, грустный  человек  с серым лицом. В его глазах поселилась боль, какое-то страшное горе, которое  обрушилось в одночасье. И очень тяжело нести этот груз... А еще узнала  в нем того, незабытого экскурсовода... На миг дышать перестала...
     -  Я только что похоронил друга,- донеслось до моего сознания, -  он погиб в автокатастрофе. Без него очень плохо. Сейчас должен восстановить здание под новый музей и друг на этой стройке был прорабом,  правой  рукой. По первому  образованию я строитель и теперь придется работать за двоих.
 - Примите мои соболезнования. Мне известно это состояние, когда теряешь близких.- сказала я. 
    ...Хотелось взять  в ладони его седую  голову, прижать к груди, пожалеть. Так делают матери, если сыну или дочери плохо. Я испугалась  внутреннего порыва души.  По коже бегали мурашки. Знобило.  Чай вскипел. Хозяин кабинета щедро налил до самых краев крепкий напиток. Держала обеими руками горячую чашку, но согреться не могла. Уже не знобило, а  трясло. Чтобы отвлечь каким-то образом  мужчину от  печальных мыслей и самой   восстановиться, попросила  о помощи.  Тут же собрал всю имеющуюся  литературу, которая была в музее. В Пскове  такие издания не встречались. При всей занятости, не отказал в помощи и пообещал найти время для встречи.  Пообещал познакомиться с  материалом,  которого не было в  печати. На том и договорились. Я была  в автобусе,  когда вышел из музея директор  чуть  сгорбившись,  направился к магазину. Черная куртка не застегнута на молнию. Остановился, закурил, выпустил кольца  голубого дыма. Память зафиксировала этот кадр. Накрепко...
      Время сдачи экскурсий не терпело отлагательств и звонить  директору музея  каждый раз - мука, ибо он очень занятой человек.  Мало того,  прекрасно понимала,  что  при его занятости встречи с  студенткой из Пскова  совсем неуместны, да и с какой радости он обязан кому-то помогать?! Своих хлопот полон рот! Но помнила заповедь: "Ищите и обрящете". 
     Позвонила,  договорилась о встрече. Вот только передвигаться мобильно  не могла. В 2003-ем году 3 февраля  разбилась на машине: пьяный  водитель на  бешеной скорости  за рулем  лесовоза из-за поворота выскочил по  встречной полосе. По машине проехал утюг...Я ехала на похороны отца. До сих пор понять не могу, как жива осталась  с детьми. Машина - груда железа, а мы все живы и  не ранены...Просто  чудо! С тех пор и мыслей не держу о приобретении  нового автомобиля. Не прошел страх и  никак не могу скрежет  железа  забыть. Попросила дочь совершить поездку до города N. У нее приличный  водительский  стаж. А перед поездкой  стали происходить невероятные вещи: снова появился озноб, какое-то необъяснимое волнение, ночь  не спала.
      День поездки выдался необыкновенным - Пасха! Великий, православный праздник! Осознав это, собрала  гостинцы на весь коллектив, прихватила ноутбук. Сожалею до сих пор, что забыла диктофон. Дочь, потрясающая хозяйка,взяла гостинцев не менее  меня.
    Стол в музее ломился от  яств.  Коллектив, несомненно, гостеприимен, как и сам директор: "Каков  поп, таков и приход".  С перерывами на чаепитие и процесс курения,  хозяин кабинета  диктовал материал, а я печатала...Как бы не так! По непонятной причине печатать  почему-то не могла...Буквы скакали, пальцы задеревенели, не чувствовала их...Прежде подобного состояния  испытать не доводилось.
      А хозяин кабинета беседовал с дочкой, почему-то рассказал  ей многое из личной жизни. Рассказал, как из маленького филиала музей  превратился  в Государственное учреждение культуры, изменился  статус. Понятно,  что за этим стоит: огромный труд коллектива и личный вклад  директора. Тем временем, материал с горем пополам записала. Поблагодарила, простились с коллективом,  хозяин кабинета пошел провожать. В ту минуту что со мной было? Кто знает, если сама на этот вопрос ответить не могу. Но вселился какой-то  бесенок, я выпалила:
  - Сегодня Пасха, все христосуются, жду, а меня не целуете...- Мужчина  рассмеялся, приобнял, притянул к себе и прикоснулся к щеке...Как здорово! Я притихла, потому что это было  волшебно! Не знала, что  в нем столько мужской силы, темперамента, скрытой нежности, человеческого тепла! Отступила, засмущалась, боялась его нежность  расплескать...Села притихшая, в машину, помахала рукой через стекло автомобиля, прощаясь...
  - Мама, признавайся, к этому мужчине у тебя  особое чувство?
  - Дочка, тут что-то не так.  Пока не могу объяснить, но  такое второй раз  случилось.
  - Вот как? А кто  удосужился  быть первым?
  - Семен Степанович Гейченко...Точно так   волновалась при нем. Очень его любила, он был моим кумиром и жаль, что так коротка человеческая жизнь. Этот мужчина очень похож на него.  Я чувствую его каждой клеточкой. Он - увлеченный человек. Очень влюблен в работу, трудоголик. Знает, что хочет. Это  созидатель. Таких  теперь поискать надо и не найдешь. Этот мужчина - редкость.
  -  И очень одинок.
  - Я бы так не сказала. Да и с чего ты взяла?! Вокруг него соратники, друзья и главная любовь - музей. День заполнен до отказа. Он женат на музее, таким людям семья может быть  помехой.   
  - Мама,  но живут же творческие люди вместе, много таких пар. Например, Немоляева с Лазаревым. Таких примеров очень много. 
  - Знаешь, дочь, хуже, если  когда живут  вместе два человека и нет среди них понимания. Они   терпеть друг друга не могут. Так что  зачем тратить себя на глупость?
  - Да, мама, так подумаешь и понимаешь, что жизнь очень сложна и никто не может сказать, кому и как суждено встретиться или не встретиться...Кто-то встречает любимую женщину, а кто-то - музей.
      Когда приехала домой, уселась писать экскурсию. На следующий день материал сдала в Академию педагогу-рецензенту. Та через день позвонила и пригласила на собеседование. Спросила о том, где  взяла такой исторический материал, откуда "выкопала", ибо она с ним не знакома и нигде  не встречала в печатном виде. Назвала имя директора музея: это был пароль к успеху.  Его имя - авторитет. Новую экскурсию  наша веселая и дружная компания приплюсовала в список защищенных. После всех трудов, сдачи экзаменов, защиты, получили документы, отплясали выпускной...
    Через день звонок из  Администрации города поверг в шок. На Певческий праздник, столетие которого отмечаем в этом году(2011 г.) в Пскове, приезжают творческие коллективы из всех районов области и гости из других городов. Моя задача: встретить певческий коллектив из города Черняховска Калининградской области, разместить в гостинице, показать город, провезти  экскурсии в Псково-Печерский монастырь и в Изборск. А после праздника проводить и посадить в поезд. Да...Опомниться не успела, как "погрузили" в  только что приобретенную профессию. Страшно-то как! Отступать нельзя...   
    Встретила, разместила, накормила, город показала. Все  пять дней была с ними и уезжая, заслуженный хоровой  коллектив города Черняховска в заключительном концерте поблагодарил за работу и исполнил со сцены три  песни для меня. Трогательно...Так началась моя новая жизнь.
    Прошло время, разрабатываю новые маршруты, полностью посвятила себя учебе. Приобретаю опыт...Но что такое?! Все чаще и чаще о директоре музея города N. без каких-либо усилий с моей стороны,  стала поступать информация. Более всего от тех друзей, с которыми давно знакома! Кто-то из них с ним учился, кто-то работал, а кто-то был  соседом по квартире...Случилось так, что те люди, которые меня окружают, давно знакомы с директором музея и почему-то только теперь стали о нем рассказывать. Их об этом не просила.
   Заглянула к приятельнице, пока та готовила чай, рассматривала ее студенческий альбом.  Увидела еще молодым мужчину из города N. Спросила у приятельницы о нем и вот что услышала:
  - Ах, этот? Безинициативный, скользский, как уж. Ничем не интересовался, не привлекательный, этот фрукт мужского пола  старался быть в тени. Амеба какая-то...
    И это говорила сокурсница,  староста курса! Я крайне удивилась и спросила, когда она видела  сокурсника в последнее время и что знает о нем? Оказалось, что  с тех пор, как получили дипломы, не встречались...Но это же долгие  годы пролетели!  Не стала говорить о том, кем стал сокурсник. Решила, что  приглашу ее на экскурсию в музей, созданный им, "безинициативным"...
      В очередной раз повела экскурсию в город N. и в музее встретила директора. Увидеть его - праздник! Заболел, но на работе, много дел. Температура. Простудился. И что?! Приехала домой, почувствовала недомогание. Жена сына посмотрела и спросила,  не заболела ли? Померила температуру и ужаснулась:  39,6...После уколов врача "скорой помощи" температура  не снизилась, доктор  уехал в недоумении. Надо сказать, что  организм мой  так устроен, что не дает температуру и  простудные заболевания или иные воспалительные процессы проходят  без нее.  Ни один врач не выдавал больничный  в период эпидемии гриппа, потому что отсутствовала температура. Приходилось  болезнь переносить "на ногах". В студенческие годы "сачкануть" не удавалось по этой причине. С неизменной цифирью на градуснике   39,6 провалялась месяц в постели. А душа витала там, в другом городе...Как он там?  Поправился или нет? Номер телефона есть, почему бы  не позвонить?   
      В  одиннадцать часов вечера   позвонил сам. В этот день у коллектива праздник - годовщина смены статуса музея. Из маленького филиала  музей стал Государственным  учреждением  культуры Псковской области. Я поздравила и ответила на вопросы, которые интересовали его. Уснула сразу после того, как только пожелал спокойной ночи. Спала, как убитая. Проснувшись, поняла, что абсолютно здорова. Он позвонил - я поправилась! Что это было? Сон? Мираж? Звонил  все-таки или нет? Первое апреля - День смеха...Неужели все-таки звонил?!
      Пока болела - размышляла. Разбиралась  с чувствами. Перечитала массу книг, писем знаменитостей. Никак понять не могла, что  в этом мужчине  есть такое, что привлекает, какие-то силы неведомые, необъяснимые, заставляют  думать о нем с той секунды, как только наступит утро? Засыпаю с его именем...просыпаюсь - снова он. Главное - это не  любовь к мужчине, а что-то совсем другое, ребус какой-то.  Ответы нашла в письмах Маргариты Владимировны Ямщиковой к  Николаю Яковлевичу Берковскому. Романтизмом и лирикой веет от той переписки, культурой человеческих связей. Все встало на свои места. Та случайная встреча совершенно не случайна. Пришло то время, когда сама судьба привела  к этому человеку для того, чтобы я вступила в новый виток жизни. Когда-то был у меня   кумир, я обожала его,  очень любила. Он был талантливым музейщиком, высоко нравственным, честным и очень добрым. Семен Степанович Гейченко... Хранитель Пушкиногорья...  Его не стало и образовалась  пустота. А теперь это место занял мужчина из города N.
    Талантливый человек талантлив во всем. Я как-то не успела приметить очень существенный момент: когда музей   стал родным домом? Познакомилась поближе с коллективом, нравиться    общаться. С удовольствием привожу экскурсантов и друзей. Постепенно знакомлюсь с самим создателем музея. Он талантливо пишет пейзажи, натюрморты маслом...Нет-нет, он может написать все, что пожелает, но пейзажи  божественно хороши с белыми облаками и лазурно-голубым небом... Как-то его друг сказал так: "Он всю жизнь пишет палки, вот только от палок глаз не оторвать, потому что они цветут!" Да, действительно, деревья на его картинах живые, хочется потрогать руками.  В музее каждый экспонат  прошел через руки директора-реставратора. И через его сердце. С музыкальными инструментами он дружит: играет на гитаре, гармошке...
    Творческих планов -  громадье. Я желаю ему только здоровья и долголетия, чтобы многое удалось  осуществить. Полагаю, что псковские читатели догадались, о ком написала, и в каком городе есть замечательные музеи, созданные увлеченным человеком, до мозга костей талантливым музейщиком. Я  счастлива тем, что знакома с ним, что могу позвонить в любой момент дня и ночи, поговорить, обсудить проблему, получить совет "старшего брата", пошутить, пожурить за то, что не бережет себя...Случайная встреча с не случайным  человеком, который открыл мне другой мир. Мир познания и красоты.