Человек в квадрате

Макс Чернышин
 
      Жил был человек. И его миропонимание было ограничено квадратом. Где-то существовали четыре линии, за которые нельзя было выйти. Были, как полагается и четыре угла. В один прекрасный день человек решил обойти границы своего квадрата, а чтобы наверняка знать, что обошёл его целиком он считал углы: раз угол, идёт дальше – два угол, три четыре…
      Но человек почему-то не остановился и шёл дальше. Пять, шесть, семь – продолжал считать он. На цифре 7 он остановился и пошёл к центру фигуры. Человеку почему-то хотелось жить не в квадрате, а в семиугольнике. Он сидел где то в центре и в своём воображении рисовал себя сидящего внутри семиугольника, чуть неровного, неправильного. И вот он мысленно смотрит себе в глаза и почти верит, что у фигуры, внутри которой он живёт углов действительно семь. Так он и заснул…
      Наступил новый день. Человек проснулся. Вместе с ним проснулся и его квадрат. Из небытия он ворвался чёткими жирными линиями на белом фоне. Человек подошёл к углу квадрата, - он был прямым, ровным. Линии чётко пересекались. Человек взял в руку неизвестно откуда появившийся уголёк и провёл диагонали. Он очень старался и они получились ровненькие. Так внутри квадрата образовались четыре правильных треугольника. Теперь появился выбор: в каком из четырёх треугольников находится. Человек походил-побродил и понял, что треугольники все одинаковые. Он обернул ладонь рукавом и стал стирать линии, начерченные угольком на белом полу. Затем он соединил противоположные углы квадрата вновь, но уже неправильными, кривыми линиями. Через какое-то время он понял, что у всех четырёх таких разных треугольных фигур есть одна равная и прямая сторона – одна из сторон квадрата в котором он жил.
      Через некоторое время можно было увидеть, как Человек стоит уже внутри семиугольника, нарисованного им внутри квадрата. Но существовавшая всегда квадратная реальность была теперь лишь искусственно разбита на две области: семиугольник – мечта, ставшая реальностью и другая, оставшаяся за пределами нарисованного семиугольника, но внутри квадрата, изменить форму которого никак не удавалось. Этой областью Человеку пришлось пожертвовать, отнять её у себя, чтобы жить в семиугольнике, о котором он так мечтал. За целый день человек устал и вновь заснул в своём семиугольнике, который был не очень-то правильным.
      На следующий день Человек, проснувшись, задумался: «И зачем мне сдался этот семиугольник, с его меньшей площадью?» В этот момент семиугольник сам собой исчез с белого поля.
      «Неужели только этим квадратом всё начинается и заканчивается?» - подумал житель квадрата, - «Как бы я хотел иметь большую площадь…»
      Человек пошёл к границе своего квадрата, к одной из линий, чётко образовывавших его стороны. В следующий момент он сделал то, чего ещё никогда в жизни не делал. Он медленно поднял ногу и переступил через линию. Но квадратная реальность немедленно ответила ему. Не успел он ещё твёрдо поставить ногу за пределы своего квадрата, как белое поле, на котором только что был только один квадрат стало клетчатым. Каждая клетка была равна по площади квадрату в котором жил Человек. Переступив границу, он так и не смог освободиться от квадрата. Клетчатое поле было бесконечным. Но теперь уже вопрос об обладании площадью стал бессмысленным – она была бесконечной, но стало всё равно где находиться.
      «Вот если бы мой квадрат остался, а клеток не было бы, - было бы не всё равно. Я бы мог уйти так далеко, чтобы никогда не видеть своего квадрата!» - думал Человек. Но на клетчатом поле сделать этого было нельзя. Человек пошёл, а потом побежал «вперёд» в надежде, что где-то дальше картина изменится. Но клетчатое поле было неумолимо бесконечно. Наконец он устал и заснул в одной из клеток.
      Если бы мы увидели как заснул человек, то заметили бы, как исчезли клетки, потом квадрат с которого всё началось, затем исчезло и само белое поле. Человек во сне парил в пространстве, обладающем волшебным свойством: в нём могло появиться или исчезнуть всё что угодно в тот самый момент, когда Человеку что-нибудь снилось. И всё это могло бы быть таким, каким было во сне… Но спящему во сне виделось только одно – одинокий квадрат на белом поле.