Рецензия на фильм Антон тут рядом

"Люди терпят, люди потерпят, люди летают…"      





(Опубликовано в "Литературной России" - http://litrossia.ru/2012/48/07626.html)



Аутизма в кинематографе хватает. От вызывающего слёзы голливудского «Человека дождя» до его болливудской ученической кальки «Меня зовут Кхан»,  доводящей зрителя до смеха…


Документальный, - формата «полный метр» фильм на тему аутизма в России, - и кино, и -социально необычное явление.


Я не думаю, что Любовь Аркус, приступая к работе над фильмом «Антон тут рядом»,  представляла,  что её ожидает. Она и не отрицала этого  на премьере фильма в доме кино.
На премьере долго, комплиментарно, и довольно нудно о процессе создания распространялся человек, фамилию которого я не запомнил. Своего он добился – зрители устали и режиссёру пришлось ограничиться дежурными: «Спасибо, что пришли» и «Приятного просмотра». А жаль, – фильм «Антон тут рядом», несомненно, - экстраординарное  явление в нашей кинодокументалистике и, - я очень надеюсь/верю,  что уж кинокритики его вниманием не обойдут и  «Белого слона» в этом году он получит...



Перед нами почти пятилетняя история социальной адаптации, вернее, удачная попытка вписать в современное общество, мальчишку-аутиста из Питера, живущего с мамой «на Белградской на улице». Папа с ними не живёт, а мама – забыв обо всём на свете, - и о себе тоже, - ценой собственной жизни поднимает ребёнка самостоятельно, но…



А вот, про все эти «но» и весь, собственно, фильм...



Вначале мальчишка долго привыкает к тёте-режиссёру и камере дяди-оператора, потом у него начинается пубертат, во время которого  и не аутисты ведут себя обычно неадекватно…
Затем у мамы находят онкологическое заболевание, сводящее её в могилу, а в перерывах между этими событиями, рассказ о том, как Антон пытается адаптироваться к людям, которые считают его инвалидом -  и от этих попыток, потрясающе показанных на экране выдающимся оператором современного российского кино Алишером Хамидходжаевым, зритель вдруг понимает, что не Антон инвалид, а большинство людей,  которым по долгу службы положено ему помогать; – по сути и по определению,  – моральные инвалиды, а некоторые  и уроды….




Режиссёр и автор фильма Любовь Аркус не ставит никому из них диагноза «моральное уродство», но в фильме звучит одна её реплика (цитирую по памяти), адресованная медсестре: – «У меня лично к Вам претензий нет. У меня претензии к нашему Правительству». Мне очень хочется подписаться под этой репликой. У меня тоже претензии к нашему Правительству в части касающейся организации помощи семьям воспитывающим детей-аутистов.




Выясняется вдруг, что приютов для аутистов у нас в стране практически нет, а те что попадаются – благотворительная помощь зарубежных неправительственных организаций. Звучит в фильме и страшный монолог о перспективах россиян-аутистов; – либо семья и уход близких, либо «специнтернат для психических» больных, где «психотропы»  превращающие человека в «овощ» и смерть, при условии хорошей генетики, - либо те же «психотропы» «подсаживающие» ему печень и почки и та же смерть без фазы «овощ», при условии,  если с генетикой не очень….



 
Фильм многое в зрителях переворачивает – многие уходят,  не досмотрев до конца. Даже в подготовленной аудитории дома кино многие ушли, некоторые из ушедших были кинодеятели заслуженные и «народные», но я их не осуждаю…


Когда-то, очень давно я учился на врача. На 4 курсе был у нас цикл по детским болезням. Студенты обязаны были курировать больного ребёнка. У меня была девочка 8 лет, на которую пьяная мама нечаянно вылила выварку кипятка. Время было голодное – расцвет «застоя», и в Саратове, где  я учился на военфаке,  кроме консервированного зелёного горошка фирмы «Глобус» и бормотухи «Айгешат», в магазинах ничего не было. Спасали мамины посылки с Украины. Там были конфеты, которыми я делился с девчушкой, успокаивая её после мучительнейших перевязок. Наступил день выписки, приехала мама. Девочка рыдала и умоляла оставить её в больнице…  После этого я твёрдо решил никогда не становиться детским врачом – хотя судьба, подкинув мне службу в закрытых гарнизонах,  заставила и этим заниматься тоже.  Когда я выходил во двор – играющие там дети разбегались, потому что этому дяде приходилось делать им всем уколы…

Это я всё к тому, что нельзя ввязываться в то, чего не можешь духовно, душевно или морально вынести. Любовь Аркус ввязалась, вжилась, - впустила в свою жизнь… Она стала чуть-чуть мамой для Антона,  и это -  убедительнейший опыт блестящей социальной адаптации аутиста  в современное общество людей, которым и до здоровых то дела нет…



 
Я не считаю аутизм болезнью, благодаря фильму «Антон тут рядом»  режиссёра Любови Аркус. Думаю это самое главное, что мне дало это кино....





Всем, кто может понять, принять, помочь, попытаться вникнуть в судьбу «других детей» я очень советую посмотреть фильм режиссёра Аркус «Антон тут рядом».....



 
Это кино очень доброе, светлое, -  и, - в отличие от российской «документалки»  последних лет, - без мата, «расчленёнки» и безысходного финала. Всё у «Антона тут рядом» сложится хорошо – режиссёр, совершив огромный гражданский подвиг, - спасёт его от лап российской «психиатрии» и докажет практически, что аутисты могут и имеют право быть полноценными людьми нашего общества.

 Очень рекомендую прочитать.

Фото автора


P.S.  Страничка фильма в Фейсбуке - https://www.facebook.com/antonfilm


P.P.S.S. Цитата "Каждый 88-й ребенок в США имеет расстройство аутистического спектра (РАС) — гласит статистика, приведенная в 2012 году американской организацией Autism Speaks. С проблемой аутизма сталкиваются не только обычные семьи, но и знаменитости: Сильвестр Сталлоне, Тони Брэкстон, футболист Дэн Марино — родители детей с подобным диагнозом. Они активно занимаются повышением осведомленности людей об аутизме, потому что на собственном опыте знают, что для успешной помощи крайне важна ранняя диагностика и интенсивная коррекция".

РИА Новости
13 июля 2013 гола Антону Харитонову исполнилось 26 лет.

Рано утром, разложив подарки по багажникам, в Малую Вишеру выехали сотрудники фонда «Выход в Петербурге» с семьями, редакция журнала «Сеанс» и Надя Васильева – активная участница съёмок фильма и художник проекта «Аут».
Абсолютно счастливый Антон встретил нас у калитки. Он был очень рад гостям, с удовольствием принимал подарки и поздравления, знакомился с теми, кого ещё не знал, улыбался. Согласился показать дом, а потом повёл всех смотреть речку, в которой любит купаться: " На мост на коричневый пойдем. Хочу купаться там уже. Хорошо, Антон тут рядом."
Нина приготовила праздничный обед, а Антон с папой растопили баню.
Получился настоящий день рождения: с общим застольем в летней беседке, с шутками, тостами и довольным именинником во главе стола.

У Антона всё хорошо: он ездит на велосипеде, качается на качелях, обнимается с собакой, поёт песни, помогает копать грядки, носить воду и привозить дрова.
Он шутит, обижается, озорно показывает язык, смеётся, смотрит в глаза и крепко держит за руку.

Перед отъездом мы настроили в доме интернет.
Теперь у Антона есть страница в контакте: vk.com/antonharitonov
Ведут страницу и отвечают на письма Володя с Ниной.Те письма, что адресованы Антону лично, зачитывают ему вслух.
Пишите!
Антон тут. Рядом


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Олег Владимирович!
Фильм про Антона, конечно же, смотрел. Уже давно. Но вот так бывает, что сразу здесь у Вас не выразил свое отношение. Фильм, безусловно, добрый и светлый, с надеждой...
Все познается на контрасте. Дело в том, что вчера посмотрел художественный фильм "Класс коррекции", завоевавший многочисленные награды на международных и отечественных кинофестивалях (если не ошибаюсь, в сумме в 15 номинациях). Фильм про детей-инвалидов, про их обучение в отдельном классе общеобразовательной школы, про педагогические проблемы, про социализацию, про проблемы общения и взаимоотношений молодых людей, про первую юношескую любовь... Но фильм очень жесткий.
Да, проблемы инвалидов в нашем обществе очень остры, а детей-инвалидов - особенно. Да, квалифицированных педагогов-дефектологов не хватает... Да, пандусов не хватает, а те, что ставят, иногда просто непригодны... На проблемы инвалидов (детей-инвалидов особенно) обязательно надо обращать внимание.
Но мне, как педагогу, сразу бросилось в глаза, как далек фильм от реальности. Во-первых, коррекционных 11 классов, да еще VIII вида, в общеобразовательных школах просто не бывает. Есть специальные коррекционные школы VIII вида, где обучают по 9 класс. Коррекционные классы (но не VIII вида!) в обычных школах были также по 9 класс. Никто и никогда эти классы от других помещений школы решетками не отгораживал! И не бывает так, что все учителя в школе сплошь бездушные (это только в духе Гай-Германики так). И т. д. и т. п...
Все эти, мягко говоря, неточности сразу подрывают доверие к этому фильму, который пытается поднять очень важные проблемы, но средства для этого выбраны совсем необдуманно. Наверное, именно поэтому доперестроечный "как бы детский" фильм "Чучело" (по произведению детского писателя Железнякова про обычных школьников и их взаимную жестокость) и постперестроечный "взрослый" фильм "Страна глухих" (про проблемы инвалидов) при всей своей жесткости вызывают больший отклик в моей зрительской душе. Ну и в их ряду современный документальный фильм "Антон тут рядом" - естественная реальность, да еще, повторюсь, добрая и светлая.
Вот такие мысли...
Всех Вам благ!
Что-то давненько Ваших новых рецензий здесь нет ;) Серьезно - было бы очень интересно узнать Ваше мнение на счет недавних фильмов братьев про почтальона Тряпицына и "солнечный удар", да и про "Левиафана" тоже.
С большим уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   25.02.2015 00:16     Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
По независимым от меня причинам выпал из киношного слоя России на некоторое время, хотя периодически выныривал.
По "Левиафану" сдуру тут высказался - очень уж меня толпа критиков запрудивших Интернет с дружным "осуждамс" задолго до выхода фильма в кинотеатрах насторожила. Я просто не понимаю как человек -вор, - укравший фильм (посмотревший его на пиратском торренте) может рассуждать о вечном и духовном и тем более предъявлять претензии к кому-либо по этим поводам...
Был оплёван, успокоился, понял, что ничего не изменилось со времён "Я Живагу не читал, но суку-Пастернака осуждаю " и уехал за ближний кордон надолго по неотложным делам.
Поэтому и "Солнечный удар" и Тряпицына не глянул.
Но повезло - был на премьере "Двух женщин" Веры Глаголевой по тургеневскому "Месяцу в деревне". Очень понравилось это кино - рекомендую глянуть.
Удачи Вам!!

Олег Татков   14.05.2015 16:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.