Волчьи ягодки. Глава 9 - Все бабы - дуры

Джанга
В среду утром наш завуч Степан Николаевич мне сообщил:
-После третьего урока повезёте 8В класс на выставку «Кубанский умелец», в Выставочный центр по адресу Зиповская 5.У их классной руководительницы ещё четвёртый, пятый и шестой уроки, заменить мне её некем. Она поедет после уроков и сменит вас.
Выставка оказалась интересной, я провела там немало времени, разглядывая экспонаты. Под впечатлением увиденного, накупила кучу сувениров-поделок, от новогодних до пасхальных. Держа увесистый пакет в руках, я ругала себя, за то, что сильно потратилась, а праздники не скоро. «Ничего пусть лежат, зато не будешь бегать накануне по магазинам в поисках приличных подарков», - неожиданно поддержал мой шопоголизм Здравый Смысл.
Я направилась к остановке трамвая, но пройдя несколько метров, вдруг вспомнила, что общежитие Долли, по словам Саныча, находилось в конце Зиповской улицы. Денёк был просто прелесть! После нестерпимого летнего зноя осенняя приятная погода манила на пешие прогулки, и я решила совершить одну такую по Зиповской. Итог моего променада - сильно болели ноги, и я оказалась в большом районе пятиэтажек. Искать здесь бывшую общагу, все равно, что иголку в стоге сена, номер дома ведь неизвестен. Около светофора стояла старушка и торговала семечками. Я направилась к ней.
-Женщина берите, семечки крупные хорошие не пожалеете, недорого прошу, вам сколько, кулёчек, два?- произнесла она, видя, что я достала кошелёк.
-Один, а вы с этого района? Подскажите, мне нужно найти здание бывшего общежития Завода Измерительных Приборов.
- Идите прямо, видите дорожку,- она указала мне направление рукой,- там, в конце её три кирпичные пятиэтажки, все общежития. Есть ещё два в другой стороне, какой номер вам нужен?
-Я не знаю, от завода ЗИП, которое было.
-Там всех вперемешку селили и с ЗИПа и с РИПа и с Газоаппарата. Но скорей всего вам нужен дом, что стоит не прямо, как все, а наискосок к дороге, там зиповцев много раньше жило.
Я поблагодарила старушку, и, щелкая семечки, направилась в указанном направлении.
Общежитие было пустынным, - конечно приличные люди работают днём, а те, кто может себе позволить безделье не живут здесь. Я стучалась уже в седьмую дверь, не рассчитывая на удачу, но дверь открылась в проёме стояла девочка-подросток.
-Вам кого, - спросила она.
-А ты не боишься вот так двери открывать? Вдруг воры?
-Не-а, у нас красть нечего.
-Мне нужен старожил общежития, тот, кто здесь всю жизнь прожил.
Девочка подумала немного, помотала головой:
-Таких нет. Хотя, стойте, спросите Аллу Михайловну, она тут работает давно.
-Она кто?
-Ну не знаю, типа уборщицы-хозяйки. За порядком следит. Второй этаж, обитая дерматином дверь.
Над обитой дерматином дверью висела покарябанная табличка времён застоя: «Комендант». Я постучалась.
-Кто там?
-Я хочу поговорить с Аллой Михайловной. Я ищу одного человека, который жил здесь давно.
Дверь открылась на пороге стояла тощая старушка в косынке и в халате, разглядев меня с головы до ног, она строго спросила:
-Кого? Когда жил?
-С середины девяностых, до примерно двухтысячного. Зовут Вера жила с матерью, потом та умерла. У Веры красивые бирюзовые глаза. Помните её?
-Ага, опять значит ищут. Как звать тебя?- спросила дружелюбно старуха
-Иванова Любовь Михайловна, но можно просто Люба называть.
-Значит мы обе Михайловны. Чего принесла?- с напускной строгостью спросила она, смотря на мой увесистый пакет в руках.
-А что должна была принести? Я принесу обязательно.
-Дуй за вафлями, пряниками, карамельками только чтоб мягкие были, коронки слабые у меня. Да и в аптеке бальзам, какой-нибудь купи, для здоровья. А я пока кипяток поставлю. За чаем и погуторим.
Я долго искала банкомат, потом в супермаркете отстояла огромную очередь, далее в аптеке задержалась, выбирая бальзам из большого ассортимента. Ноги от приятной осенней прогулки по Зиповской улице болели просто ужас. Было немного жарковато в блузке с длинным рукавом, и гольфах, которые пришлось одеть, чтоб скрыть синяки и ссадины. Надеюсь, что мои муки оправдаются, и я узнаю что-нибудь о прошлой жизни Веры.
«А зачем тебе знать её прошлое?»
«Элементарно мой Здравый Смысл - узнав прошлое, я пойму, что действительно ей надо от меня в настоящем. И тайна её паспортов может проясниться.
«Логика слабовата. Может ты прочла адрес в паспорте и испугалась?»
Я вернулась к Алле Михайловне только через час. Она переоделась в красивое платье, волосы уложила в затейливую причёску, на шее появилось коралловое колье. Метаморфоза была поразительной, из бабки она превратилась в интересную женщину. Встретила меня с напускным ворчанием:
-Где шляешься, я чай уже три раза грела. Давно ищейкой работаешь?
-Какой ищейкой? Я в школе работаю педагогом-психологом,- недоуменно возразила я.
-А Верка тебе тогда на кой лад, если ты не ищейка?- спросила она, сервируя стол, потом достала из буфета графинчик, как я догадалась с водочкой, поставила на стол, объясняя, - Будем увеличивать крепость бальзама, лучше действует. Верку, зачем ищешь, спрашиваю?
-Подруга она мне была хорошая. Но давно разбрелись в разные концы. Расскажите, что знаете о ней, как она жила здесь? - попросила я, садясь за стол. Я напряжённо думала, как избежать распития спиртного. Так ничего не придумав, решила, что рюмочка одна другая мне не навредит. Рюмочки были очень маленькими, да и не известно согласилась бы Алла Михайловна на беседу без спиртного.
-Ясно. Пей Любаня чай и слухай, - Я работала здесь комендантом, мне позвонил начальник и приказал Верку и её маму поселить в самой лучшей комнате. Я им выделила двухместную, просторную. Мамаша её что-то там намудрила с хатой, вот они и оказались туточки. Веркина мать, всё время плакала, а Верка наоборот была бодрой и весёлой. Но весёлость её мне кажется, напускной была, чтоб мать поддержать. Мамаша мыла полы в поликлинике, но не шибко она приспособлена была для работы, даже от такой пустячной сильно уставала. Верка работала на ЗИПе. Зарплаты у обеих не очень были, но и траты тоже не большие, здесь, в общаге не пошикуешь особо. Вера вечерами подрабатывала в кооперативе, изготавливала сувениры из природных материалов, плетёнки там разные, ракушки шишки клеила. Руки у неё быстрые на работу очень были. Я как-то зашла к ним, телик посмотреть, мой поломался, а там сериал шёл. И почему их перестали показывать?! Сейчас по телевизору одни детективы наши идут. А раньше, какие красочные сериалы были. Пусть лучше повторят Марианну или Просто Марию там любовь красивая, чем в пятый раз фильм про наших бандитов, как убивают и грабят смотреть. Ты теперешние фильмы про бандитов или крутых смотришь?
-Нет,- честно ответила я,- Больше старые люблю, советские.
-За знакомство, произнесли мы хором и чокнулись бальзамом с водкой, кстати, на вкус это смесь оказалась неплохой.
-А сериал «Моя вторая мама» смотрела?
-Да, но вернёмся к Вере, вы зашли к ним на телевизор, что дальше то было?
-А ничего смотрели как раз этот сериал. Ах да, Вера плела, она даже не глядела на руки, будто они двигались без её участия. У меня подруга незрячая, тут рядом в доме слепых живёт, тоже так же быстро орудует руками. А какие шали Верка вязала, глаз не оторвать, сейчас достану, глянешь, у меня сохранилась одна.
Шаль действительно была красивая, ажурная. Я мечтательно представила такой палантин на своих плечах. Надо сказать Вере, чтоб связала.
«Вот нахалка!»- возмутилась Совесть.
-Умела вязать многое. Рукодельница была искусная. А красавица, какая. Фигурка как у танцовщицы, волосы беленькие волнистые, глазки как море. Вот только кавалеров у Веры не было. Её мамаша шибко переживала из-за этого. Все искала с кем её познакомить, но желающих не было.
-Почему? - спросила я, наблюдая, как баба Аня наполняя рюмки, увеличила дозу водки, а бальзама наоборот уменьшила. «Не потеряй суть беседы от такой смеси»,- проворчал Здравый смысл.
-А кто его знает. Не одна она такая на свете без ухажёра жила. Даром что красивая, скромная была. А мужики-то стерв любят. Другие бабы, на месте Веры полюбовников себе находят, детей от них заводят. Я тоже так сделала и не жалею. Родила правда поздновато - сорок три мне было. Раньше почему-то не заводились дети. А Вера для этого сильно порядочной была. Ни на кого не вешалась, не искала себе мужчину. Не знаю, может и встретила дальше кого. Только ей уже сорок было, когда она уехала. А может у неё судьба такая - девственницей прожить и умереть христовой невестой.
Я захлебнулась чаем и долго откашливалась.
-Кем умереть? – ещё кашляя, хрипло переспросила я.
-Девушкой не тронутой мужчиной - гордо произнесла Алла Михайловна, поднимая рюмку,- Давай выпьем за нас - красивых женщин.
-А как вы такое узнали о Вере? – спросила я, морщась от выпитой дозы.
-Медосмотр в цеху был, гинеколог всех проверял. Тонкая ширма отделяла кресло от очереди из баб, кто-то из цеховых девчат подслушал разговор её с гинекологом. Что-то там у неё не так по-женски было, а посмотреть хорошо врач не мог по такой вот причине. Как анекдот ходила сплетня по заводу: на заводе единственная девственница Верка – сороколетка.
-Она из-за этого уехала? Не выдержала насмешек?
-Нет, конечно, из-за подруги-алкоголички. Всё пыталась из неё человека сделать. Вот увезла её прямо из наркодурки. Та от стыда даже не появилась попрощаться. Вера оформляла все документы, и здесь и на заводе. Напоследок сказала мне: «Поедем на Север, брату меня там. Поживём первое время у него. Может, одумается, пить больше не захочет, замуж её выдам, мужчин на севере полно, женщин меньше». А я ей посоветовала: «Отвези её и возвращайся. Ты сколько лет–то здесь живёшь? Подавай на приватизацию комнаты. Может чего и получится. Я тоже попытаюсь. Какое - никакое, но жилье своё будет. Но решай сама, дай бог, всё будет хорошо, только о себе не забывай. Сама семью заводи, нечего с чужой возиться. Родить успеешь, я же вот родила после сорока, и ничего живая».
-Они вдвоём с подругой уехали? Третью рюмку, которую она мне протянула, была только немного окрашена бальзамом.
-Втроём, у Лерки дочь была.
Я напряглась и застыла, как охотничья собака, делая «стойку» на дичь:
-А её подругу-алкоголичку звали Лера? Расскажите о ней.
-Долгая беседа у нас с тобой Михайловна получается, только мы всё сладкое съели, и чаи погоняли, - Алла Михайловна выразительно посмотрела на меня. Я сделала милое лицо, и предложила:
-Может, сбегать, за хлебом, колбаской, и мы поговорим за бутербродами?
-Где работаешь? Ты говорила, но я что-то запамятовала.
- В школе.
-Зарплата маленькая?
-Ага.
-Мужик содержит?
-Нет у меня никого, кто б содержал. Так бежать мне супермаркет, а Алла Михайловна, или нет?
-Сбегай, только без фанатизма подруга, по средствам. Селёдочку купи, можно хамсу и хлеб. Денег тебе дать?
Я помотала головой. Когда я вернулась, на столе были разложены разнообразные соленья, порезаны огурчики, помидорчики в середине стола на блюде дымилась картошечка обсыпанная луком и щедро политая маслом. Графин стоял, бальзам исчез.
После пятиминутной трапезы я спросила:
-Михайловна, вы здесь живете, как долго?
-Да почитай всю жизнь, около сорока лет, как с мужем развелась, так и въехала сюда, комендантом работала, дочь подняла тоже здесь и сейчас туточки работаю, только уборщицей. Дура, поссорилась с мужем из-за пустяка. Сама придумала ссору, он был такой невнимательный, холодный ко мне, подруга посоветовала закатить скандал, типа встряхнуть его, убедила меня в том, что примирение очень страсть увеличивает. Вот я и собрала вещи, ушла к ней, заявив мужу в дверях: «Не вернусь, пока на коленях прощение не попросишь!» Он, не пришёл мириться, подал на развод, нас развели. Всё не верила, всё ждала его, я думала развод это ерунда, несерьёзно, наказать просто меня хочет, жили ведь хорошо без ссор и скандалов. А он через полгода взял и выписал меня и женился. А я сюда переехала жить и работать, та же подруга устроила, чувство вины отработала. Стояла я в километровой очереди на квартиру, но она двигалась по миллиметру в год, дожить до новоселья шансов не было. Ну, я эту комнатку и приватизировала, обустроила. Часть отделила, сделала кухоньку, душ и туалет. Тесно конечно, нам было с дочуркой, но сейчас, я одна, дочь замуж вышла, просторы мне не нужны. Вот такие пироги. Все бабы - дуры! Я потом только поняла, что надоела я мужику своему, хуже горькой редьки, и не ссорились мы потому, что ему всё равно было, как мы живём. Давай выпьем за дур-баб, ты какая баба?
-Дура, похлещи вас.
-Вот за это уважаю. Давай выпьем и на «ты» перейдём.
Сказано сделано.
-Михайловна, об Лерке, подруги Веры, что можешь рассказать?
-А чего про неё сказать можно? Пьянь и есть пьянь. Погорельцы они были. Власти города временно её с дочкой здесь поселили. Брат у Лерки, тоже алкаш был, он по-пьяному делу и спалил дом. Остался жить во времянке, а сестрица сюда переехала. Времянка плохо отапливалась, а у неё ребёнок. Так вот осенью 1997 года приходит она с бумагой на поселение её и дочери, а у меня ни одной комнаты свободной нет, да какой-там комнаты, койки нет. А поселить надо по бумаге, вариантов нет. Ну, я к Вере, на поклон, та уже одна жила, мать похоронила: «Прими их к себе в комнату пока временно, а я потом их отселю, когда что-то освободится». Вера даже обрадовалась, видно ей совсем в тягость одиночество было. Внесли кровать для девочки. Леркина дочь была худышка, ну прямо прозрачная, про таких, как она всегда в народе говорят: в чем жизнь теплится? Она чуть помладше моей Ленки была. Верка очень привязалась к девочке, подкармливала её, вязала то свитерок, то шапочку, уроки помогала делать. Карина хорошо училась, читала много, тихоней была. А Лерка очень жестокая оказалась, чуть, что не по ней била девочку. Я вот что скажу, не любила она дочку, говорила всем, что родила от крутого, он за границей живёт, когда вернётся, озолотит. Но её крутой не, то чтоб появляться, переводов не слал. А она все одно твердила: «он приедет, заберёт меня отсюда и всё будет как раньше, все соберутся и польются большие деньги». Лерка начала попивать, пьяная становилась злой, колотила дочь. Один раз даже ей сказала: «Папаша твой если не явится в ближайшее время, то ты мне больше не нужна, какой от тебя толк, продам на органы. Я услыхала такое случайно, в тот момент около двери оказалась, налетела на Лерку:
-Ах ты пьянь, чего удумала! Сообщу в школу девчонки, что мать её убить задумала.
Лерка испугалась и начала меня уверять:
-Тёть Ал, это я её просто пугаю, чтоб училась. А то начнёт с ребятами встречаться. Я ей плохо не сделаю, я просто хочу, чтоб она умной была, как её отец.
-Она и так у тебя молодец. Меньше колоти по голове, умнее будет.
Анна Михайловна, наполнила рюмочки:
-За что пьём?
-За будущих мужей, чтоб хорошие были, и с жилплощадью.
-Ну, скажешь тоже! Хотя, у тебя, подруга шанс, наверное, есть, а мне это нереально уже в моих-то годах.
–Нет, наоборот, у вас реальнее, чем у меня. Есть жених для вас. Собак любите? А чистоту?
-Я уборщица, чистоту каждый божий день навожу на трёх работах. И собак люблю, смотри сюда, что есть у меня. Она вытащила коробку из–под кровати. Я заглянула внутрь. Там на меховой подстилке спал чёрный щеночек, ещё сосунок.
-А мать его где?
-Нема, выкинули слепого на помойку. Я подобрала. Кормлю из соски.
-А что дальше-то?
-Ну, надеюсь, выживет, у меня жить будет. А летом на даче будем.
-Я не о щенке, я о Лере. У вас есть дача?!
-Ну да, я ведь всю жизнь копила на кооператив. Но разные дефолты, подорожания там происходили, и квартиры стали стоить запредельно. Вот купила участок с небольшим домиком. Надо съездить, собрать помидоры. Хочешь ко мне на дачу в субботу? Поможешь мне там траву выдрать, я тебя помидорами отблагодарю. Там и продолжим беседу.
-На дачу? С удовольствием.
В трамвае я пыталась логически переварить информацию. Тайна двух паспортов, почти раскрыта. Вера забрала себе паспорт Леры, умудрилась вклеить в него свою фотографию. Но почему и зачем? Я не торопилась делать явный вывод. Или была пьяна, или Вера мне очень нравилась, или я вспомнила, что сама не без греха.
Дома меня встретил недовольный сын:
-Звоню тебе, бес толку, зачем тебе мобила, скажи мне? Тётя Вера ушла в какой-то садик, придёт после одиннадцати. Мастера ободрали стены, не ходи туда там все в извёстке. А ты телефон случайно не потеряла?
-Ой, забыла включить его. Я возила детей на выставку-продажу, там вначале была экскурсия, попросили отключить мобильники.
Сынок пожурил меня немного, потом отчитался:
-Первое - тётя Вера приготовила вкусный обед. Второе - собачьи фотографии, те, что ты отобрала, я отсканировал и по мере возможностей подправил, папка «Старые снимки». Третье - Оля передала мне диск на нем только фото, их много, они в папке «Дивноморское». Что ещё мне надо было сделать?
-Пока все. Сейчас пообедаем.
-Мать, время ужина уже. Я сыт, тётя Вера испекла два пирога с картошкой и с вишней. Вкуснятина, я оставил тебе по куску. И где ты шлёндраешь в последнее время? Вторую работу, наконец, нашла?
-Нет, вот, как раз хожу на собеседования. И сегодня тоже на собеседовании была, - врать так, врать решила я.
-Ага, а там тебе наливают и дают закусить селёдкой, да в таких количествах, что воняет за километр. Жаль, Снежинки сейчас нет, она бы оценила, - смеясь, сказал сын.