Волчьи ягодки. Глава 6 - Три причины

Джанга
Рабочий день закончился, перед уходом я зашла в учительскую и изучила информационный стенд. На стенде ничего нового не появилось, оглядев учительскую, я задержала взгляд на телефоне. В руках у меня был еженедельник, в который вчера хозяйка Курта записала телефон инструктора-кинолога.
«Зачем тебе нужен старик? Чем он тебе поможет?», - попытался меня отговорить от очередной глупости Здравый Смысл.
Конечно, он прав, и наше телефонное общение будет таким: «Помните меня? Нет?! Ну как же вы так можете! Прошло совсем ничего - три десятка лет, у вас, что старческий склероз?» Пока мои мысли издевались надо мной, на том конце провода мне ответили:
-Слушаю вас.
-Я говорю с Игорем Николаевичем, инструктором-кинологом?
-Да, но если вы по поводу дрессировки, то я этим уже не занимаюсь, но могу порекомендовать опытных кинологов.
-Нет, я хотела бы с вами поговорить о другом. В восьмидесятом году я занималась у вас в группе. К сожалению, все фотографии моей собаки были потеряны, и я пытаюсь разыскать, восстановить хоть что-то. Может, вы сможете подсказать, как мне найти тех, кто ходил в группу, вместе со мной. Вдруг у них что-то сохранилось? Существует ли архив клуба служебного собаководства?
-Зачем вам архив? Я сам как архив. Посмотрите для начала мои фотографии. Какой породы была ваша собака и как её кличка?
-Чёрная длинношерстная немецкая овчарка, Джанга. Когда к вам удобнее подъехать?
-Приезжай прямо сейчас,- он почему-то перешёл на «ты». Продиктовал адрес и даже код замка на подъезде. Телевизор он, что ли не смотрит!? Как можно быть таким доверчивым! Купив в универсаме вафельный тортик, я поехала в гости к инструктору. Через час я, стояла у нужной квартиры и звонила.
Открылась дверь и мой рот тоже - вместо дряхлого старика я увидела пожилого статного спортивно-сложенного мужчину. Не помню, каким он был тридцать лет назад, но сейчас он выглядит лучше некоторых моих ровесников.
-Это я вам звонила - выдавила я, когда пришла в себя. Мужчина, а назвать его стариком я даже мысленно не смогла, кивнул и сказал:
-Проходи, если не трудно сними обувку, и надень тапочки, там, в обувнице, их много, выбирай любые. После работы? Чайку попьём сейчас.
Он пошёл на кухню, а я в комнату. В ней царили чистота и порядок. Полированная стенка прошлого столетия блестела как зеркало, в паркет также можно было смотреться. Книги на книжной полке, стояли строго по росту, и по теме, я не удержалась и провела пальцем по ним, полки были без стёкол, а книги сильно пылятся, но мой палец остался разочарованным – ни намёка на пыль.
-Чистота - издержка одинокой старости,- услышала я за спиной,- Пока наведу порядок и день прошёл. Игорь Николаевич начал сервировать стол, на столе появились пряники, конфеты, два сорта варенья в хрустальных вазочках. Я скромно выложила рядом свой тортик.
-О, хорошо, я люблю все вафельное, - он так это сказал, что я поверила, а не приняла за акт вежливости. На столе появились бутерброды и бутылочка вина.
-Мне бы посмотреть фотографии,- произнесла я точно таким же тоном, каким спрашивал о халатике роковую женщину Семён Семёнович из «Бриллиантовой руки».
-Любушка, фотографии не убегут, у меня все по годам в папках разложено. Там не только те, что ты делала, есть много фотографий с выставок, есть и ты и Джанга. Чуть позже посмотрим. А сейчас по маленькой за встречу.
-Вы узнали меня, помните моё имя! – я была приятно удивлена.
Игорь Николаевич, рассмеялся:
-Склероз – первая примета старости. Помню все, что было давно. Но с трудом вспоминаю, куда положил с вечера ключи, если их нет на месте. Стараюсь класть всё на свои места, если бы не это, многое бы так и не находил. Тебя я помню по трём причинам. Давай сначала почаёвничаем, поговорим, потом посмотрим фотографии.
-А я и без старческого склероза вечно ищу утром ключи, сначала от квартиры, потом от кабинета. Вечером мне кажется, что я их положила на тумбочку, но утром они загадочным образом с неё исчезают.
Незаметно в меня поместились две чашки чая, три рюмки очень вкусного вина, настроение улучшилось, самоконтроль ослаб и я не стесняясь, спросила:
-А почему вы живете один?
-Овдовел пять лет назад, а дети уехали. Сын в Волгограде, а дочь аж во Владивостоке.
-А ещё раз жениться? – поинтересовалась я, а Совесть ехидненько прошептала: «Что на себя будешь намекать?»
-Куда мне старику, вот дети зовут к себе внуков нянчить, да и Тигр все время твердит: «Станет трудно жить одному, переедешь к нам».
Тигр, какой Тигр? Неужели! Необычное имя что-то зацепило в глубинах памяти:
-Тай? Мент с кавказской овчаркой?
-Да, не забывает меня старика, навещает. Он собачником так и остался, много у него сменилась за это время кавказцев. После Тая, был Тайфун, потом Алтай, Тайсон, Тайра. Всегда их называл Таями. Но у последнего кличка Балу. Младший сын Тигра Руслан назвал его в честь учителя Маугли. Пёс тёмно-рыжий, почти бурый, а на груди белая полоса. Этот окрас и круглые обрезанные уши делает его очень похожим на медведя.
-У Тигра сыновья? Значит, он остался жить в Краснодаре, а я помню, как он все твердил: «Окончу институт, вернусь домой». Не любил и свою работу, «в милиции я временно, дядя настоял». Кажется, он жил у дяди и тёти.
-Да, все верно, и Тай на самом деле был не его псом, а двоюродного брата. Но они так привязались друг к другу, что когда Тигр женился и ушёл от дяди, тот ему отдал собаку. Он остался здесь жить, мало того, остался работать в органах, дослужился до полковника. Много бандитов отправил за решётку. Его прозвали, Саблезубый Тигр. Женился он, кажется осенью 84, было трудно ему - работал и учился одновременно и сын сразу родился. К ним переехала жить бабушка жены, помогала с детьми.
-А жена его кто?
-Наджат, красавица, похожа на Нефертити, окончила биофак университета, долго работала в школе. Училась в аспирантуре, защитила диссертацию и не одну, сейчас преподаёт в вузе. При всем этом она родила трёх сыновей. Старший уехал, живёт отдельно, средний учится в медицинском университете, а младшему, только пятнадцать, исполнилось, он юное дарование – талантливый скрипач. Ну что по маленькой? – и, не обращая внимания на мои протесты, налил мне, со словами, - Вино хорошее, дорогое коллекционное мне его Карлсон принёс. Ему все дарят и дарят. А он старается не пить. У него гены алкоголизма, считает, что если даже просто по ложке продегустирует всё что дарят - сопьётся за месяц. Все свои спиртные подарки раздаёт, что б быть подальше от соблазна.
-Карлсон тоже вас навещает!? Он как живёт? Как выглядит?
-Остался таким же весёлым мальчишкой и располнел сильнее. Жена молодая, дочери около десяти. Собачник, но вместо сенбернаров заводит мастиффов. Его пёс выглядит как собака Баскервилей. Кстати они с Тигром остались друзьями на всю жизнь. Когда Карлсон учился в ветеринарном техникуме, а учился он где-то в Ростовской области, его Мал жил у Тигра. С ним в основном возилась Надя: гуляла, ухаживала, а вычесать шерсть у такой громадины о-го-го, сколько времени надо. Сейчас Карл работает хирургом, в краевой больнице. Десять лет назад, Тигра тяжело ранили, он делал ему операцию, спас от смерти.
-Я, конечно, понимаю, что в стране нехватка врачей, но не до такой степени, что бы из ветеринаров делать человеческих хирургов! - пьяно возмутилась я.
Игорь Николаевич рассмеялся:
-Нет, конечно, он ещё медицинский закончил.
-Игорь Николаевич, а по каким трём причинам вы меня вспомнили?
Ну, во-первых из-за фотографий. Некоторые неповторимы и уникальны – у тебя был талант. Сейчас принесу, посмотрим. Присаживайся на диван.
Вино ударило в голову, и что бы дойти до дивана потребовались усилия. Игорь Николаевич наоборот бодренько подскочил, взял с полки толстую папку. На папке было написано «1980-85 год»
Вот здесь вы все - он протянул мне папку и сел рядом. Первая фотография вызвала у меня ностальгическое чувство - на ней была я и моя овчарка.
-Не помню, кто это снимал, - удивлённо произнесла я.
-Я фотографировал, правда, фотограф был не очень, и фотоаппарат был простеньким, но кое-что получалось. Выберешь себе карточки, а копии сделать сейчас не проблема.
-Ага, у меня сын все сделает на компьютере, это для него не сложно.
-Вот это фотография долго висела в клубе и все время мне напоминала о тебе. Умела ты выхватывать момент, талант и есть талант.
Да смешная получилась фотография, но талант ни при чём, случайность. Я вставила плёнку в фотоаппарат, сделала два пробных кадра, не смотря в объектив, первые кадры часто получались подсвеченные, и я старалась их щелкать без внимания, и вот запечатлела неповторимый сюжет. Собачки наши нашли, какую-то огромную ветку, наверное, только - что упавшую с дерева, были на ней свежие листья и затеяли игру: «ну-ка отними». Поочерёдно, то Тай её волок в зубах, а Джанга и Сали бегали за ним, то веткой завладевала Сали и старалась убежать с ней от двух собак. Настал момент, когда победила дружба - все три собаки схватили ветку. На их пути появился, флегматичный Мал, который даже не заметил, что на него несутся псы и в их зубах дерево. Тигр и Олег смотрели на них и не могли сдержать смех. Олег громко крикнул: «Барьер» и все три собаки не выпуская ветку, перепрыгнули, через сонного Мала. В этот момент я и щёлкнула затвором два раза, не смотря в объектив. Фотография вышла на редкость удивительной. Три собаки – три ярких пятна - белоснежный Тай, чёрная Джанга, и ярко рыжая Сали застыли в прыжке, а ветка задела по морде изумлённого сенбернара под ними. Очень хорошо, что она сохранилась, выцвела, конечно, но мой Саня подправит краски на компьютере.
-А вот эта висит у Тигра на стене и у Карла тоже, они её увеличили. Я взяла в руки карточку - на ней улыбались четыре лица: взрослые Олега, Никиты, Тигра и детское – Карла. - Помнится Виталик, хозяин добермана тулился сюда пятым, но ты его послала подальше.
- Меньше надо было ссориться со мной. Он вечно лип к нам, но с ним никто не хотел общаться. Почему?
- Он бил своего пса. Кто-то из вас заметил. Да я сразу понял, что собака его боится, подходя к нему, Линар всегда наклонял голову. Однажды доберман не выдержал такого обращения и сильно покусал его. Виталий только, только похоронил своих родителей, и вот такое с Линаром случилось. Пришёл домой, собака кинулась на него, хорошо порвала. Он звал на помощь, услышали соседи, вызвали скорую и милицию. Милиция выбила дверь – у добермана кровь на морде и он кинулся на них, его застрелили на месте. Виталик обезображенным от укусов остался. Жаль его, но все равно какой-то жестокий был парень. Он придумывал всем обидные прозвища. Это он назвал Карла Карлсоном. Я впервые дни, когда вас не всех знал, делал переклички, называл имя хозяина и собаки. Выкрикнул Карл и Мал здесь? А он с ядовитой интонацией: «Карлсон и Малыш - больше на них похоже». Все засмеялись. Я вижу, Тигр начал разворачиваться с угрожающим видом к студенту. Чувствую, врежет ему, а это крайне опасно рядом с собаками, и уже собрался бежать, чтоб стать между ними. Тут Карл как начал звонко и заразительно смеяться - у мальчишки оказался очень покладистый весёлый характер, кстати, и его пёс тоже был чересчур, ласковым и добрым. Стал смеяться, приговаривая, что они были Карлом и Малом, а теперь будут Карлсоном и Малышом. За его характер ребята и приняли его в свою взрослую компанию.
Фотографии неплохо сохранились, каждая была подписана на обороте - дата, кто изображён, при каких обстоятельствах, вставлена в отдельный файл. Аккуратность, педантичность. Эти черты характера всегда вызывали у меня уважение – их я лишена была начисто.
-Пересматривая фотографии, общаясь, с Таем и Карлсоном, вы не забыли нашу группу и меня - это первая причина. А вторая?- меня раздирало любопытство.
Игорь Николаевич долго не решался начать разговор, потом махнул рукой:
-Времени много утекло можно всё рассказать. Я был уверен, что ты войдёшь в нашу семью. Олег мне не чужой, племенник, он сын моей сестры по отцу. Долгое время я считал себя единственным ребёнком и не подозревал, что у папы до нас была семья. Он развёлся с женщиной, у них была дочь. Я об этом узнал, когда мне было уже шестнадцать. К нам домой пришла девушка. Отец её увидел, ахнул и увёл из дома. Мать устроила скандал, кричала, что я не должен ничего знать, но позже они решили мне всё рассказать. Я очень обрадовался, что у меня есть сестра. Звали её Женей. Она никогда не приходила к нам, ничего не просила. Отец не говорил причину развода, но надо понимать, что в те времена развод был редкостью. Позже я узнал, что мать Евгении – Антонина Ивановна сама его выгнала. У неё был очень тяжёлый характер. Сестра тогда пришла к отцу поделиться радостью: её как лучшую студентку, наградили комсомольской путёвкой на фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Шёл 1957 год. Из Москвы Женя вернулась беременной. Когда все об этом узнали, делать аборт было уже поздно. На вопрос кто отец - говорила только что он иностранец. Сестру сначала выгнали из комсомола, потом из института. Антонина Ивановна ей приказала, родишь - отдашь в детский дом. Родился Олег и естественно Женя, ни о каком детском доме слышать не хотела. Растить Олега помогали мои родители, втайне от её матери. Я тоже помогал в меру своих возможностей - сидел с ним, гулял. Все было бы ничего, но мальчика сильно невзлюбила Антонина Ивановна. Он был смуглым, как позже выяснилось, его отец был то ли из Индии, то ли из Пакистана, а может из какого-нибудь Бангладеша, правду так она не сказала. Так вот его родная бабушка называла его макакой и жестоко била по малейшему поводу. Олега, дразнили в школе, с ним почти никто не дружил. Мать всё делала для него, но приходила после работы уставшая, и Олег, видя это, не хотел её расстраивать и молчал о своих обидах. От всего этого он рос очень замкнутым, много читал, но я видел, что ему очень одиноко. Жили они в частном доме в посёлке Пашковском. Когда Олегу было десять лет, Евгения принесла домой щенка дворняжки, для охраны двора. Наверное, от одиночества Олег сильно привязался к этой дворняге. Когда мать была на работе, он не заходил в дом, а сидел в сарае со своим Шариком в обнимку. Шарик прожил восемь лет и, как бы это не звучало жестоко, его смерть он переживал сильнее, чем смерть бабушки. Олег и работу себе выбрал такую же одинокую - жить в лесу и оберегать зверей. Учился в Москве, жил, у родственников моей жены. Специально уехал, думал, без него мать собой займётся, замуж выйдет. И маленький, и взрослый Олег всегда был как бы в раковине. Маму свою он благотворил и сильно любил. Всё мне говорил, что из-за него она осталась одинокой, не вышла замуж. Хотя моё мнение, что скорее из-за Антонины Ивановны. Потом у Жени нашли серьёзное заболевание, работать она больше не могла, Олег вернулся домой, после распределения. От службы в армии его освободили, не помню из-за чего, то ли из-за болезни Жени, то ли у него чего нашли, и я ему тогда подарил щенка колли - Сали. Выбрал породу не случайно, колли очень необыкновенные собаки, они добрые общительные. Мой расчёт оказался верен, Сали вытащила его из одиночества. В группе собачников он начал общаться, подружился с ребятами, влюбился в тебя. Вы были бы хорошей парой. Подожди я тебе сейчас кое- что покажу,- Игорь Николаевич, встал, взял с полки бархатный альбом, раскрыл его, но не дал мне в руки. Просто показывал некоторые семейные фотографии и комментировал:
- Вот Олег на ёлке в детском садике в костюме волка, вот он уже студент техникума, вот его мать – Женя, ну, это я. А эта моя супруга. Я учился в Москве, и как-то с приятелем поехал на птичий рынок, тот увлекался аквариумными рыбками. Зашли с ним поглядеть и на собак - кошек. Там я увидел её. Она продавала пятнистого щенка, а рядом с ней стоял взрослый красавец дог-арлекин. Я влюбился с первого взгляда и в обеих сразу. Привёз их сюда, увлёкся собаководством.
Какое-то время я рассматривала чужие лица, чужую жизнь. Наконец он протянул мне фотографию, от которой у меня защемило сердце.
-Вот снял вас украдкой, думал, на вашей свадьбе вам продемонстрирую. Я её назвал «рождение любви».
Фотография была сделана в самый мой счастливый день, как я наивно тогда думала. Что-то вспыхнуло тогда между нами. Эту вспышку я приняла ошибочно за его любовь. Мы бы даже поцеловались, если бы нам не помешал Линар. Он подошёл и все испортил. Олег мне шепнул: «встретимся через субботу здесь, без собак я буду ждать тебя». Но больше я его не видела.
-Была весна 1984 года, вы дали классное представление на выставке. Джанга и Сали, синхронно выполняли все ваши команды. А в заключении, они продемонстрировали цирковые номера. Вот посмотри, я снял, как они прыгали через скакалку. После выставки я повёл свою Кайру погулять вдоль Кубани. Вижу вы, плескаетесь, дурачитесь в воде, как дети. Я вас сфотографировал потихоньку и пошёл дальше, чтоб не мешать. Олег здесь такой счастливый и не подозревает, что скоро произойдёт этот ужас. Если бы не несчастье с Женей, может и обернулось бы всё по-другому для вас.
-Какой ужас? Какое несчастье? – я непонимающе смотрела на инструктора.
-Так ты ничего не знала? Олег ничего тебе не рассказал? Он же должен был позвонить, или заехать, всё объяснить. Я даже раздобыл ему твой адрес и телефон, он значился в клубе. Он приезжал, звонил?
Я отрицательно покачала головой. Олег хотел ко мне приехать поговорить?! И я узнаю это спустя двадцать семь лет! Спустя жизнь – я узнаю, что у нас был шанс!?
- Ничего не понимаю. Я думал, это ты его отшила.
-Расскажите, что тогда произошло,- попросила я, уже догадываясь, что, мама утаила от меня его звонок. А Олег решил, что он мне не нужен.
-Женю убили. Какие-то маньяки, или секта сатанистов. Убили ножом, порезали на куски. Давай выпьем, помянём её. Водочку сейчас принесу. Столько лет прошло, а сердце до сих пор заходит болью.
Водка обожгла горло. Игорь Николаевич молчал.
-Нашли, кто это сделал? Расскажите всё, мне это важно знать, даже после стольких лет.
-Произошло это вскоре после той выставки. Олег пришёл после второй смены, но, ни Жени, ни собаки не было дома. Сначала, он решил, что они задержались на прогулке, хоть и свой дом, но с Сали гуляли каждый день, то на пустыре, то на Карсуне около камышей. Потом он позвонил мне, спросил, не у нас ли они находятся. Побежал в милицию. Их нашли. Большего зверства Краснодар ещё не знал. Женщину не просто убили, её расчленили. У неё вырезали многие органы. Маньяки забрали их с собой. Милиция по следам вычислила, что их было несколько, около пяти.
-А Сали? - проговорила я потрясённая.
-Получила десять ножевых ранений. Но колли успела кого-то сильно укусить, так сказали криминалисты. Милиция оповестила все медицинские пункты, но никто с укусом за помощью не обратился. Никого так и не нашли. Тигр был в группе, которая расследовала это дело. Искали хорошо, долго, но тщетно. По Краснодару позже прокатилась волна жестоких преступлений, бандиты грабили, и не оставляли в живых свидетелей. Все силы милиция бросила на поиски этой банды, а дело об убийстве Жени пошло в архив. Тигр поклялся, что не прекратит поиски до последнего и уйдёт из милиции, только тогда, когда найдёт этих зверей. Смерть сестры так и осталась загадкой. Олег, как я тогда думал, получил отворот-поворот от тебя, решил вернуться в те края, где работал после техникума. Пришёл попрощаться со мной: «Меня в Краснодаре ничего не держит, а поймают убийц, Тай известит». Свой дом подарил Тигру и Наджат. Он приезжал летом девяностого. Сидел тут, точно также рассматривал альбомы, потом резко вскочил и убежал, я надеялся, что к тебе, но видимо ошибся.
«Не плачь», - приказала Совесть. А Здравый смысл прокричал:
«Вспомни, что он говорил о Саблезубом!»
- Игорь Николаевич, почему Тигра прозвали Саблезубым?
-Не знаю, за хватку, наверное. Если Тигр уверен, что перед ним преступник – от него не скрыться. И мы друзья тоже его так иногда называем. Ну, ещё рюмашку?
-Ещё одну и я домой не доеду, уже ноги плохо держат.
-Такси вызовем, и не спорь, я оплачу.
-Попросите Тигра, пусть позвонит мне. Я оставлю вам свою визитку. Только обязательно пусть позвонит.
-Хорошо. А третья причина тебя интересует? Года два назад меня спрашивали, не знаю ли я твой новый адрес? И Игорь Николаевич достал фото из папки и протянул его мне, - Вот он искал тебя.
Я тупо смотрела на карточку и ничего не понимала. Здравый Смысл кричал, но я была пьяна. Надо всё проанализировать на трезвую голову.
Чтоб сын не допытывался у меня, где я была и с кем пила, выпалила, как только вошла в комнату:
- Игорь Николаевич, рассказывал мне о причинах. Их много, но на самом деле важна только одна.
-Опять старых песен наслушалась. И с кем интересно ты пила? Кто такой этот Игорь Николаевич? Познакомилась с кем-то? Наконец-то.
-Не мечтай, просто старый знакомый, ему семьдесят.