Волчьи ягодки. Глава 3 - Здравствуй, школа

Джанга
Первого сентября я шла, на работу с таким планом: после торжественной линейки, сделаю вид, что «завалена» методической работой, а на самом деле просто отсижу положенные присутственные часы, раскладывая пасьянс «паук» на компьютере. На самом деле «бумажной» работы было много, и бездельничать особо некогда, но я решила подарить себе несколько ленивых рабочих дней в начале нового учебного года.
Почему мои планы никогда не осуществляются? Около кабинета меня уже ждал заплаканный ребёнок. Присмотревшись, я с трудом узнала восьмиклассницу Олю. Ничего себе, как быстро растут дети! Уходила на каникулы милая полненькая девочка, с косичками. За три месяца она сильно подросла, похудела, вместо косичек появилась модная стрижка. «Влюбилась»,- почему-то решила я. В минувшем учебном году Оля частенько гостила в моем кабинете. В начальной школе она неплохо училась, в пятом классе постепенно «съехала» на тройки, в шестом появились и двойки. Решался вопрос на педагогическом совете об оставлении Оли на второй год, но потом учителя сжалились, «нарисовали» тройки и перевели в седьмой класс. Тогда-то Оля и попала в поле моего психолого-педагогического зрения, как неуспевающая по школьной программе. Проведя с ней стандартные процедуры тестирования, я выяснила, что по умственному развитию она соответствует возрастной норме, и поэтому вполне может успешно учиться. Может, но не хочет - Оля была равнодушна к оценкам. Ровно год назад точно так же она стояла под моим кабинетом, но не было слез. Была просьба - помочь ей лучше учиться. С тех пор несколько раз в неделю Оля приходила ко мне, и мы занимались развитием познавательных процессов, но чаще решали сложные задачи по математике, или беседовали на различные темы. Оля очень любила животных, много читала о них, поведала мне, что имеет трёх хомяков, кошку и мечтает о породистой собаке, и что мама купит ей щенка, если она станет учиться на четвёрки и пятёрки. Стимул, вера в себя, поддержка взрослого – вот рецепт хорошей успеваемости. И учебный год Оля закончила без троек.
Во время наших встреч, я ей много рассказывала о Джанге - как она у меня появилась, как я её дрессировала, вспоминала разные интересные случаи. Очень понравилась Оле история, о трубе.
 
Около клуба служебного собаководства, была вырыта траншея, рядом лежали трубы приличного диаметра. Перепутав время занятия, мы с Джангой приехали раньше часа на два. Не было ни единой души, ни человеческой, ни собачьей. От скуки я сначала походила по трубе, затем наклонилась, и стала кричать в неё, слушая, как меняется мой голос, потом решила узнать, как он будет звучать внутри. В шестнадцать лет, я была невысокая и худенькая, в трубу залезла легко и, натягивая поводок, заставила собаку следовать за мной. Вначале Джанга поскуливала от страха, но потом быстро успокоилась – хозяйка прокладывает путь первой, можно не бояться. В трубе мы вместе полаяли, и вылезли довольные и весёлые с другого её конца.
В конце занятий хозяин нашего «отличника» добермана Линара с умным видом, и громко, так что б все услышали, сказал мне:
-Твоя овчарка может и не самая глупая, но слушаться тебя она не будет, потому что ты, во-первых, ещё недостаточно взрослая, а во-вторых женского пола.
Дистрофик-студент был старше меня всего на 3 года. Но все закивали в подтверждении его слов, и я обиделась. Хотелось нагрубить дистрофику нецензурными словами, но как воспитанная девочка я сдержалась и просто возразила:
-Джанга недавно у меня, только привыкает, но я для неё уже авторитет, что прикажу, то и сделает, хоть вон в ту трубу залезет.
В разговор вмешался наш инструктор-кинолог:
-Вряд ли. По доброй воле собака одна никогда не зайдёт в неизвестное тесное замкнутое пространство. Это труба немного искривлена, не виден выход. Пёс подчинится приказу войти в неё, если сильно боится хозяина или доверяет ему.
-Давай так чья собака, зайдёт в трубу и вылезет с другой стороны, получит 5 ре. Можно в долг, следующий раз принесёшь, у мамы с папой попросишь, на мороженое - предложил самодовольный хозяин Линара.
Лежащая в моём кармане пятёрка, была выдана родителями с целью, купить колбасу для людей и животных, кроме собаки с нами жил кот.
-У меня есть деньги. Но если я выиграю, ты попросишь прощения за свои слова.
-Какие слова?
-Малолетка и баба!
-Что?! Я так не говорил,- и добавил громко и язвительно, - Дура!
-Ты думал так, а за «дуру» отдельно извинишься.
Мы могли препираться долго (частенько это делали), но нас остановили члены нашей группы, всем хотелось посмотреть на результат. Инструктор поставил условие:
-Для чистоты эксперимента собака, которая пойдёт на испытание второй, не должна видеть, как это сделала первая, собачки часто учатся на действиях своих собратьев.
Я подвела Джангу к трубе, и гордо скомандовала «вперёд». Она ринулась в трубу, и через некоторое время с весёлым лаем появилась с другой стороны. А Линар, заскулил, упёрся всеми четырьмя лапами, и никакие угрозы и уговоры на него не действовали. Конечно, спор был не честен с моей стороны, Джанга-то полезла в трубу во второй раз, но муки совести я не испытывала. Собачники-одногруппники с уважением смотрели на меня - у них питомцы воспитывались со щенячьего возраста, те знали и любили своих хозяев давно, а я с подросшей псиной вожусь только месяц, и она мне уже так доверяет! Все наблюдавшие за нами, тоже решили проверить своих псов на доверие. Почти все собаки отказались знакомиться с трубой изнутри, а некоторые делали вид, что её просто не существует, при этом смотря на своих хозяев как на сумасшедших. «Подвиг» Джанги повторили три собаки из нашей группы. Смело вошёл в трубу кавказец Тай. Сенбернар Мал, сначала поскуливал и упирался, но потом сжалился над маленьким хозяином и довольно бодро преодолел её. Поразили нас колли Сали, и похожий на индийского актёра её хозяин. Он, молча, жестом указал направление, и собака через секунду была внутри, выбежав с другой стороны, она глянула на Олега с обожанием и преданностью и вновь скрылась в трубе.

Общение с Олей было взаимовыгодным, а если честно признаться, хотя бы самой себе, то психотерапия была больше для меня, чем для неё. Ей просто нравилось слушать истории из моей «собачьей» жизни, я же их, рассказывая, вспоминала себя в юности, и как бы ещё раз проживала её. И почему она так быстротечна!?
-Олечка рада тебя видеть, что случилось?
-Представляете, Любовь Михайловна, она обманула! Она отправила меня в лагерь на все лето, обещала, что купим щенка, когда я приеду. А вчера сказала, что мы не можем держать собаку. Тут Оля заплакала, - Я ненавижу её! Она гадкая!
Трудно успокоить человека находящегося на пике эмоций, ещё труднее достучаться до его разума. Я обняла девочку и ждала, пока она перестанет плакать, попыталась выяснить причину. Хотя и так все ясно, типичное поведение почти всех родителей. На детскую просьбу, которую нет возможности выполнить по каким-то, может быть и объективным, причинам, отвечать согласием, но ставить при этом трудные, часто просто не выполнимые условия. Эта схема работает - ребёнок не выполнил условия, и родители ему отказывают, приговаривая торжественно: «Сам виноват!». Есть другой беспроигрышный вариант - оттягивать во времени. «Купим, но не сейчас через год, два….». Вот и мама Оли, наверное, тоже применила эту схему – будет тебе пёсик, только если не будет троек. Отодвинула во времени с условием. Расчёт был, наверное, такой - куда дочке, вечной троечнице (как говорят, про таких наши учителя три пишу - два в уме), потянуть на четыре. Ожидаемый результат - некоторое время позубрит, улучшит успеваемость, но все равно из троек не вылезет. Я подозревала такой исход событий, приглашала её на приём через Олю записками, но, ни разу за весь год она так и не навестила меня. Оля каждый раз говорила, что её мама просит прощения, но подойти пока не может у неё «много неотложной работы».
Девочка пробыла со мной весь мой рабочий день. Когда она успокоилась, то рассказала, что мама подарила ей дорогой мобильник и камеру за её успехи в школе, что провела она все лето у моря, в лагере, в посёлке Дивноморское и наснимала кучу фотографий. Далее она подробно рассказала о новых подругах, потом о мальчиках из их отряда, особенно она, выделяла одного - Илью. Все истории про него сводились к тому, что он «дурак» и вообще не такой как все, и говорить о нем не хочет. А сама только о нем и говорила и говорила.
-Представляете, Любовь Михайловна он мне заявил: «Все в Краснодаре скоро заболеют бешенством и ты тоже, потому что у вас бегают по улицам бешеные собаки-людоеды».
-С чего он взял?
-Газету местную нашёл на пляже, от скуки прочитал, а там была статья о том, что у нас в городе появились собаки-убийцы, уже нескольких покусали, а одного съели. Наврал, наверное, я газету не видела.
Я вздохнула ну, начались рассказы–страшилки, обязательный ритуал подросткового возраста. Я посмотрела на Олю - глаза горят таинственным огнём, голос стал тихим зловещим. Так и быть послушаю, пусть девочка отвлечётся от «невыполнненого обещания». Действительно, что-то подобное я слышала - нашли на берегу Кубани труп рыбака с перегрызенным горлом. Неужели жертв было несколько? Мало верится в существование дворняг - убийц. А почему дворняг? Собачки-маньяки могут быть породистыми и хозными.
-А за день до нашего отъезда, местные ребята наткнулись на окровавленный труп в горах около посёлка. Человека загрыз дикий зверь. Жмурик был ещё тёплый, весь в крови, значит, мальчишки пришли сразу после зверя-убийцы. Жуть! Илья сбегал туда во время тихого часа, хотел посмотреть на мертвеца, но там уже было оцепление и никого не пускали. Он подслушал, как говорили, что тело могли долго не найти, в то место никто не ходит, ни туристы, ни местные жители, потому что там можно натолкнуться на змей. Кстати это место так и называют - змеиное, и природа там не красивая - камни и трава ни грибов, ни ягод нет, пацаны там случайно оказались. Илья говорил, что кровищу на земле издали, было видно.
После её рассказа мне стало не по себе. Я представила, как на меня кидается бешеная собака и у меня затряслись поджилки. Здравствуй новая фобия – бешеные собаки! Оля наоборот, успокоилась и выглядела весёлой.
Я взяла с неё обещание, что она поговорит спокойно с мамой о причине отказа в приобретении щенка, и передать мою просьбу обязательно встретиться со мной, пусть даже в субботу, если у неё нет возможности зайти в школу в будний день.
Прощаясь, Оля произнесла, то, что я боялась услышать больше всего:
-До завтра. Я приду к вам после уроков.
Прощай мои «ленивые» дни, здравствуйте рассказы о трупах, и о «ничего из себя не представляющем» Илье, но тут меня осенило:
- Завтра четверг, а в этот день, я нахожусь не в школе, а в методическом центре. А Совесть прошептала: «Обманывать детей нельзя!»
-Тогда я к вам приду в пятницу,- быстро нашлась Оля.
-В пятницу у нас совещание, или педсовет. Совесть уже кричала: «Фиговый психолог ты не подумала, а вдруг девочка сделает какую-нибудь глупость?»
-Приходи не раньше понедельника и принеси фотографии, я с удовольствием их посмотрю. На всякий случай возьми - я протянула Оле визитку. Совесть вздохнула, но промолчала.