Весёлая минутка

Маргарита Школьниксон-Смишко
Весной в Кэмнитц приехали Передвижники. Узнала я об этом от местного художника-любителя. Он был в восторге. Сначала колебалась, идти ли на выставку, думала, что уже всё  мною много раз видено-перевидено. Помнится, мы в школе даже сочинение писали по картине В. Перова "Тройка". Слава Богу, пошла и познакомилась с неизвестными мне работами знаменитых и даже с новыми для меня художниками. Только день посещения выбрала неудачно: субботу. Перед многими картинами было не протолкнуться. Такого ажиотажа от немцев, честно говоря, я не ожидала.
Самой же большой неожиданностью стали для меня картины двух художниц. "Весёлая минутка" Антонины Леонардовны Ржевской понравилась не только мне. Как вы видите, её даже выбрали для рекламы выставки. Несколько недель спустя в поезде я стала свидетельницей разговора молодых девушек, специально приезжавших в Кэмнитц на эту выставку. Они возбуждённо обсуждали увиденное, были поражены мастерством художников. "Весёлая минутка" всем понравилась, запомнилась им и "Новенькая в школе" Эмилии Яковлевны Шанкс.
Не понимаю я, почему "Весёлую минутку" держали в запасниках "Третьяковки". Если первая женщина-передвижница (Эмилия Яковлевна Шанкс), хотя и родилась в Москве, и прожила в ней более 50 лет, была британской подданной, дочерью английского ювелира, державшего на Кузнецком мосту Английский магазин, то А.Л. Ржевская по её биографии такого к ней отношения и перед большевиками не заслуживала. Она, например, в 20-х годах, т.е. в советское время вместе с другим передвижником - И.А. Касаткиным организовала  в санатории "Захарьино"для ребят, тяжело больных туберкулёзом, художественно- просветительную студию. Ну, да, она была дворянкой, но бедной же и всей своей жизнью показавшей, что она активно разделяла цели Передвижников.
Ещё один штрих к характеристике советского строя. На словах равенство мужчин и женщин, а на деле и талантливых художниц с глаз долой. Такая двуличная политика, зажим талантов не могла хорошо кончиться. Теперь вот возят картины на запад и он им (музеям) помогает существовать.

Картины обеих художниц можно посмотреть в википедии. Слава, слава интернету!!!!