Монастырь Нилова Пустынь. В начале возрождения

Олег Слюсарь
   Когда, в очередной раз, я уезжал отдохнуть и покататься на лыжах вместе с другом на озере Селигер, моя супруга попросила меня обязательно побывать в монастыре Нилова Пустынь.
   Я раньше много рассказывал ей об этом монастыре, а также о церквях, расположенных по берегу озера.
Большинство из них было сильно разрушено. Многие годы местные жители использовали церкви под разные хозяйственные цели или просто разрушали стены, используя их кирпичи для других построек.

   Монастырь Нилова Пустынь расположен на одном из островов озера, недалеко от города Осташков. В начале девяностых годов прошлого столетия в монастыре появился молодой человек. Одевался он по церковному. Чисто, аккуратно во все черное. Не помню как он назвался нам и кем он был, но между собой мы звали его "монахом".
   Он вел хозяйство. Колол дрова, готовил еду... Внутри Собора стало теплее, уютнее. Стали появляться верующие из соседних деревень и Осташкова. Зимой они добирались до монастыря по ледовому "зимнику", а летом - на лодках.
В ограде монастыря тогда зияли огромные проломы, в которые мы свободно вкатывались на лыжах. Во внутреннем пространстве монастыря стояли келейные корпуса с разбитыми окнами. Из дверей тянуло холодом и запустением.
   Рассказывали, что во времена гонения на церковь, в них была тюрьма. Там были замучено много священнослужителей. Были расстреляны польские пленные офицеры и священники.

   И вот , собирая меня в дорогу, супруга сказала, что скоро "Родительское" и я обязательно должен посетить монастырь. Я даю тебе записку с нашими родителями - помянуть их в Храме монастыря. Одела на меня крестик и, глядя мне в глаза, сказала: "Помни, что ты крещеный и мы - православные."

   Надо сказать, что я был воспитан атеистом. Умом не понимал и не воспринимал религиозных чудес, хотя душой чувствовал, что религия нужна людям. Это я ясно видел по  близким мне людям. Веруя, они были как-то спокойнее, добрее. Выше душой! И я понимал супругу, которая старалась приблизить меня к церкви.

   На отдыхе, в один из дней, мы с другом приехали на лыжах в монастырь. Во дворе монастыря мы увидели нашего знакомого "монаха". Он занимался по хозяйству. Поздоровались. И я рассказал ему просьбу жены. " Проходите в церковь. Дверь открыта. Я сейчас подойду." - сказал он.

   Внутри церкви было уютно, тепло, чисто. Алтарь светился. Мы остановились у входа, немного робея. Подошел он, наш "монах" и сказал, что берет наши записки ( мой друг тоже написал такую же записку на своих родителей ). "Родительское" - завтра. Службу будет вести батюшка из Осташкова и помянет ваших родителей" - добавил он.

   Потом спросил:" Вы православные?" На что мы утвердительно разом ответили.  "Перекреститесь". Мы перекрестились. И тут он сказал, что мой друг перекрестился неправильно. Слева - направо. Так крестятся католики.
" А крестики носите?"- продолжил он.
Я с гордостью показал свой крестик. Это был маленький, алюминиевый крестик. Я еще подумал тогда, глядя на красивый крест на груди "монаха", что лучше бы я свой не показывал. Но к моему удивлению, как будто читая мои мысли, "монах" меня похвалил, сказав, что все правильно. Вы достойны пока именно такого креста.

    При выходе из церкви мы пожертвовали имеющиеся у нас деньги на восстановление Храма.
Выйдя из церкви,  еще постояли, обсуждая тему религии, нужности религии для людей. Полюбовались Собором. Поспорили о возможности полного восстановления этих красот.
    У меня снова выплыли в памяти слова Лермонтова:
" Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог!"
    Так разговаривая, мы подошли к воротам. Столпы ворот были выщерблены, с трещинами. Встав на лыжи и немного отъехав, я оглянулся - попрощаться.
    И здесь случилось неожиданное! Я явственно увидел на одном из столпов ворот человеческий силуэт ( скорее всего нарисованный образ святого ). Мой друг тоже подтвердил, что ясно видит образ. Мы вернулись к воротам. Образ исчез. Отъехали и вновь увидели его.
    " Не смогли стереть, уничтожить и не смогут" - сказал мой друг. А я подумал:
"Возродится  монастырь обязательно, также как возникает, несмотря ни на что, образ на столпе ворот".
    Теперь у нас не было никаких сомнений по этому поводу.