Утилизационное поведение

Гадаев Алексей Вениаминович
Многие психологи считают, что ужасный случай с Д.Виноградовым – это импульсный ответ на внешние стимулы (стимулы окружающей среды) и неспособность больного противостоять побуждениям к действиям окружающими их предметами, находящимися в зоне досягаемости. Происходит это за счёт подавления волевого поведения полевым, то есть у "русского Брейвика" наблюдалось утилизационное поведение.



Полевое поведение - это импульсный ответ на внешние стимулы (стимулы окружающей среды). Если у человека наблюдается неспособность противостоять побуждениям к действиям окружающими их предметами, находящимися в зоне досягаемости то поведение становится утилизационным. Происходит это за счёт подавления волевого поведения полевым.

Полевое поведение — понятие, введёное Куртом Левином для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, т.е. на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов). Полевое поведение наблюдается, например, у детей раннего возраста (Википедия).
Уже в детском возрасте полевое поведение становится смысловым поведением.
"Ребенок, усвоив понятия "палка", "орудие" и их предназначение, одним этим выходит за рамки полевого поведения. Зрительное поле для него не истина в последней инстанции. Через представление, через слово и его значение он выходит в смысловое поле, а затем, по мере роста личностных структур, в личностно значимое поле и, соответственно, ролевое поведение.
[Коффка: Сила и слабость гештальт-теории психического развития". Зарубежная психология: классические труды, S. 8304 (vgl. Коффка: Основы психического развития, S. 282)]


Одним из фундаментальных вопросов, сформулированных К. Левиным, было предположение о том, что наличие потребности влияет на осуществление намерения. Поведение возможно только тогда, когда у человека есть в нем потребность.


По Левину, поведение понималось как результат взаимодействия внутренних (квазипотребностей, намерений, целей) и внешних (феноменального поля и валентных объектов) условий. Для человека типичным является волевое поведение, т.е. действия, вызванные собственными интересами и намерениями. Но иногда поведение становится "полевым", тогда действия человека управляются не смыслом, а силами поля: предметы провоцируют его на действия с ними (например, в колокольчик хочется позвонить, карандашом порисовать, газету полистать и т.д.). Полевое поведение обусловлено обстоятельствами, условиями ситуации и состоянием человека, который в данный момент снижает ценность своих собственных потребностей.


Утилизационное поведение — термин введённый французским неврологом Франсуа Лермитом для обозначения феномена, проявляющемуся у пациентов с болезнью лобных долей головного мозга. Проявляется в неспособности больных противостоять побуждениям к действиям окружающими их предметами, находящимися в зоне досягаемости. Происходит это за счёт подавления волевого поведения полевым.

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.

Ананьев писал, что : "Классификация высказываний о поведении разделяет их на три основные группы:
а) организованное, спланированное, системное, устойчивое и волевое поведение,
б) средняя устойчивость при отсутствии самодеятельного плана поведения и системности поступков,
в) неустойчивость, эффективность поведения.
[Ананьев Б. Г.: Том II. , S. 1001]

Если у человека конфликтное строение личности, то как считает Л.И. Божович: «При описании всех сложных внутренних процессов, характеризующих психическую жизнь людей с конфликтным строением личности. Укажу только, что далеко не всегда защитная реакция заключается в том, что мотивы, противоречащие сознанию, вытесняются полностью. Часто борьба между разнонаправленными тенденциями носит открытый характер. В этих случаях человек начинает сознательно взвешивать все "за" и "против", на основании чего, согласно общепринятому мнению, и осуществляется волевое поведение. Однако наши исследования показывают, что в этих случаях, как правило, внутренняя аффективная тенденция либо импульсивному действию, либо заставляет сознание идти у себя на поводу. Человек, не осознавая своей пристрастности, подбирает аргументы в пользу непосредственно желаемого, прибегая при этом к различным, приемам "нейтрализации совести" (Божович, Славина, Ендовицкая, 1976)...