Сознание и реальность

Лариса Миронова
Сейчас вся пропаганда направлена на то, чтобы, с одной стороны, напугать обывателя - постоянными сообщениями о катастрофах и авариях, смертях, трансляциями с бесконечных прощаний и похорон, с другой стороны, успокоить сообщениями о том, что всё идёт путём, вот только надо усилить работу по воспитанию и всё такое, тогда и сам ИГИЛ не будет страшен.
    Но ИГИЛ сейчас играет ту же роль, что и гитлеровская Германия в 30-е гг. 20 в. Тогда тоже убеждали советских лидеров, что фашизм в Германии на руку СССР, потому что Гитлер против буржуазной Европы и за новый миропорядок. И убедили. А Запад и вовсе почти добровольно (кроме юга Франции и маленькой Бельгии, которая хотела совершить исход из страны, но была разбомблена буквально на выходе фашистами) припал к сапогу Гитлера.
    Сейчас точно так же убеждают обывателя в том, что ИГИЛ против США, значит это на руку России. Чем всё кончилось в 20 веке, мы помним, так что - будет ждать, когда противостояние Запад-Восток сменится противостоянием Север-ЮГ, о чем я писала ещё в
90-х гг. 20 века. Надо уже понять, что в мире субъектами истории являются не отдельные государства или их союзы, а системный глобализм, который для большинства людей всё ещё пустая абстракция. А это не так: щупальцы глобальной системы глубоко вошли в тело каждого государства, в его практику и пропаганду. Не видеть этого сейчас просто невозможно, разве только совсем слепой этого не видит.
   И этот слепой внушает нашим гражданам, что главная опасность - от идеологии "колбасы" со стороны Запада, но Запад уже давно не предлагает колбасу, он требует затягивать пояса и снижать социальные расходы и дефицит бюджета. Для чего? Для того, чтобы удушить европейское племя мягкими методами - голодом. С другой стороны, усиливается экономический прессинг - в результате одни ещё более богатеют, а другие - нищают. На этом фоне ИГИЛ очень на руку глобализму - нищие не будут бунтовать в системе власти, где за непослушание вмиг могут отрезать голову.
  Итак, ИГИЛ работает, в конечном итоге, на глобализм, и этот поворот на ЮГ был ясен, мне лично, ещё 25-30 лет назад. И никакими новыми медресе эту проблему не решить - волна накатит и смоет всё. Азия уже не раз приходила в Европу и опустошала её - для того, что расчистить поле для новой модерации, а потом азиатов изгоняли из Европы, загоняя опять в нищету, а в Европе строили очередной "новый европейский порядок".
Если мы и дальше будем закрывать глаза на обветшание евро-цивилизационных приманок, и не начнём работать над созданием иной, альтернативной системы, то глобализм, в конце концов, посадит миру на шею некую вариацию ИГИЛа. Африка и Ближний Восток очень вдохновились этой идеей. И у нас находятся твердолобые умники, которые считают, что это тоже будет - ПУТЁМ.
Пока Российские власти действуют (условно, конечно) только в режиме ответа на вызовы, да и то с большим запозданием, а смотреть надо в будущее, далеко вперед. Тогда все эти либеральные ноу-хау с ИГИЛом, хунтой в Киеве и др. в глобальной политике будут видны отчетливее.
1.

Вопрос о сознании, его первичности, встаёт всякий раз, когда возникает ощущение, что все во всём окончательно запутались. Мы видим, что происходит сегодня, но далеко не все могут отделить софистику от здравомыслия. Последний яркий пример манипуляции массовым сознанием: с ноября 2012 г. начались тотальные разоблачения под лозунгом: "Долой коррупцию!" в министерстве обороны, минсельхозе, а также были сделаны намеки, что скоро и до других ведомств доберутся. Нашлось много людей, которые приняли всю эту шумную возню за начало решительного боя с коррупционерами. НО как-то быстро всё свелось к третьеразрядным фигурам, в основном, женщинам, А ведь хищения в только в министерстве обороны составили около 28 млрд.руб. Серд.кова, отстраненного министра, приглашали несколько раз в качестве свидетеля, но он вел себя по-барски, или отказывался приезжать, или отказывался говорить, при этом тесно общаясь с главной подозреваемой. Интрига сохранялась. В начале января 2013 г. в пространство общей мысли СМИ решительно вбросили провокативный материал о дворнике-нелегале, который в ответ на летящий в него снежок, бросил в лицо шалуну лопату и сломал ему челюсть. Тот факт, что подростки систематически доставали тихого, безответного дворника, умалчивалось. Также с 3 января общественное мнение будировали пропажей жены Кабанова, активиста белоленточного движения. С 7 января, когда Кабанов рассеял версию о том, что его жену похитили  агенты ФСБ, и заявил, что уже почти наверняка знает, к кому ушла Ирина, и потому прекращает поиски, оставляя этот её поступок на её же совести. Именно с этого дня сотрудники КП, где работала Ирина, наводят полицию на машину, в которой якобы хранится труп в мешке. Машина принадлежит знакомой Ирины и Алексея Кабановых, и в ней действительно находят пакет с несколькими кусками человеческого тела. Без экспертизы Алексея Кабанова объявляют убийцей нелегалки. И всё это  накануне марша подлецов, на который 13  января вышли вместе с полицией, дружинниками и зеваками около 10 тыс. чел. Однако гос. СМИ показывая репортаж с митинга, сознательно "путали" кадры  парижского 300-тыс. шествия и 10-тыс. марша в Москве., благо символика была похожая - бело-красно-синяя. Только французы и примкнувшие к ним бельгийцы протестовали против усыновления детей однополыми семьями, а марш подлецов был в защиту усыновления российских детей американцами, где эти дети систематически терпят издевательства и даже гибнут. Но это большой бизнес, и у него много лоббистов, тела убитых детей продают по частям - препарируют даже роговицу глаза, это приносить более 500 тыс. долл. с одного тела. Самое поразительное, что после этой малочисленной акции, на которую можно было просто не обратить внимание, власти заявили о списках, в которых значится более 100 тыс. подписей в защиту американского усыновления, и на этом основании было решено заново пересмотреть этот закон. Помимо этой акции, абсурдной с точки зрения нормальной логики, в СМИ произошли перемены такого характера, как будто либералы (их представляют белоленточники) победили безоговорочно по всей стране: с телевидения исчезли все передачи, в которых присутствовал хотя бы малейший намек на здравый смысл (ток-шоу Соловьева, Урганта, ранее Гордона, Шевчука и др.), остался только Сванидзе, который единственно теперь может рассказывать народу, как это было... Коррупционные скандалы после марша подлецов прекратились сами собой, как только отпала необходимость будоражить массы и гнать их на улицы. Это означает, что т.н. оппозиция и формальная власть отлично между собой договорились. Чем дольше будет оставаться у власти Путин и его команда, тем глубже погрузится страна в болото либерального разорения. Белоленточная оппозиция никогда не получит власти, да она ей и не нужна, ибо власть это ответственность - а им нужны бонусы и никакой ответственности, что они и получают. Путин, однако, делает всё, что от него требует глобальная система и что идет во вред нашей стране, но он искусно имитирует ратный ( рабский ) труд "на галерах" во имя России, да и риторика при этом остается псевдопатриотической, и множество людей в это верит, твердя бессмысленное "Путину альтернативы нет"... В то же время есть иные, более разумные и перспективные пути, которыми может идти страна, это очевидно всякому, кто ещё не утратил способность самостоятельно думать. Однако в искусственно создаваемом вакууме общественной мысли это не до всех пока ещё доходит.
    Давайте же возьмём свои головы в руки, пока они не совсем ещё потеряны, и подумаем над тем, что же такое сознание и почему им так легко манипулировать с помощью СМИ.
***


Что первично - язык или сознание?
Ответ кажется очевидным, но это, в нашем случае, всё же не так.

Странный вопрос - с чего начинается история языка? Она начинается с клятвы. Клятва это боевой клич, рожденный в пространстве эмоций. А посему она не имеет никакого отношения к мышлению, т.е. к сознанию, потому что мысли не совместимы с аффектом. Первое Слово эмоционально расцветило мир, эмоциональное отделение признака от наличной ситуации произвело его в знак... Зачем нужны клятвы? С помощью клятв превозносят одних и порочат других, и всё это рядом, иногда даже обратимо... В Габоне в старину бытовал такой странный обычай избрания короля, что можно только удивляться, до чего умны были люди в древности. Особенно в Африке, а ведь многие и по сей день считают африканцев чем-то вроде полу-обезьян...

( По поводу африканцев, Сенегала, к примеру, можно сказать, что именно они, африканцы, решили бросить вызов погрязшему в своих ошибках и грехах умирающему западному миру - они  начали строить своё светлое будущее не с экономики, а с морали: африканские страны самые молодые в мире - люди от 14 до 21 составляют четверть населения. И вот такие молодые нации принимают волевое решение начать с себя, т.е. с самовоспитания: молодежь добровольно отказывается от полигамии, считая эту модель семьи навязанной религией - т.к. мужчин часто убивали во время войн, и те, кто оставался в живых, должны были брать на иждивение столько женщин, сколько он может прокормить. Сейчас Сенегал не воюет, и поэтому не видит веских причин для  многоженства. Кроме того, молодые люди сами, без каких-либо предписаний - со стороны власти или обычая, стремятся к тому, чтобы вступать в брак в состоянии девственности - жених и невеста до брака не должны иметь сексуального опыта. Супружестве измены осуждаются, но если это случается, никому не придет в голову этим хвастаться. Развод есть, но только если так будет лучше для той и другой стороны. В наш век такая общественная мораль кажется навязанной извне, чем-то странным, почти невероятным, но молодой Сенегал твердо решил создать здоровую как физически, так и морально нацию, а всё остальное приложится, и так считают многие, ибо семья - первичная и самая важная ячейка общества. Как видим, мудростью африканцев бог не обидел, раз они в 21 веке самостоятельно нашли выход из тупика, в то время как западный мир, а вслед за ним, увы, и азиатский, продолжает упорствовать в своих заблуждениях.))

Итак, процедура выборов в Габоне была такова: все претенденты проходили испытание, на наш взгляд, просто дикие. Кандидата в короли начинали публично всячески оскорблять, бить, даже пинали ногами. Если он всё это издевательство терпеливо сносил, не просил пощады и называл своих мучителей "люди добрые", а себя - "я жалкий раб", то утомленные истязаниями "люди добрые" отпускали наконец свою жертву и помогали встать на ноги, а сами падали ниц перед тем, кого только что топтали в прямом и переносном смысле. С этого момента их головы будут склоняться в присутствии этого человека всегда... Пока он будет их королем. ( А не так ли "люди добрые" поступили с Иисусом Христом? И не то же ли самое делают они с гениями, которых человечеству время от времени посылает Судьба? Так что габонцы лишь заострили и утилизировали этот общий для всего человечества принцип.

В чем же двоякий смысл этого дикого символического действа? Он очевиден: в инверсии низа и верха, в разделении на "мы" и "они". Унижая будущего короля, будущие верноподданные показывают нижнюю грань существования, ту черту, за которой заканчиваются "мы" и начинаются "они", отверженные, чужие... А вот покорное поклонение будущему королю, выдержавшему всё издевательства без единой жалобы, показывает верхнюю границу социума. Теперь уже Он - свет, а "мы" - тьма, не такие, как Он, просто глина у Его ног...

И между этими двумя уровнями - полоса отчуждения, зона риска. Когда это осознано и продемонстрировано, Он объявляет их, покорных и самоуничижающихся, "своими" и возвышает их до себя. И тогда покорный народ искренне приносит Ему клятву верности: отныне никто не имеет права ослушаться своего короля... Но как у нас, в цивилизованном мире избирают главу власти, Первую персону? Выбирают часто по принципу - он мне нравится, он такой, как я. И с бухты-барахты начинают превозносить мало кому знакомого доселе человека, обычного и среднего по всем параметрам. И он, в свою очередь, не возвышает до своего уровня подданный ему народ, т.е. не приносит клятву уважения народу, радения о его благе, а начинает точно так же собирать вокруг себя случайных людей, по принципу давнего знакомства или родства,  таких же невзрачных и ничем не отличившихся - и все они оказываются на верхнем уровне социума, строго говоря, волею случая, или, говоря попросту - по недоразумению. А далее с неизбежностью происходит то, что обычно и происходит: народ, только что возвеличивший некую посредственность до своего повелителя, прозревает и понимает свою ошибку, после чего картина меняется на противоположную - вознесенного с бухты-барахты "короля" и его свиту проклинают и даже требуют отдать под суд, как воров и жуликов и вообще не оправдавших народного доверия. В свою очередь, "король" и его свита, легковерно воспринявшие своё новое положение (из грязи да в князи) как заслуженное и навеки данное, совсем не желают терпеть унижение и сносить оскорбления от народа, которым они уже привыкли помыкать, и, не желая менять свой привычно-порочный образ жизни, они начинают измышлять всё новые и новые репрессии против тех, кем они были призваны руководить, но - не справляются с этим делом категорически. Ситуация становится тупиковой.
***

Французского философа и писателя Сартра ( это было в 1964 году) спросили, что он имел в виду, когда сказал (устами героя драмы "За запертой дверью"), - "Ад - это другие"? Сартр ответил, явно намекая на классовые антагонизмы: "Другие люди всегда ад, поскольку вы с рождения заброшены в ситуацию, которой должны подчиняться...Если вы родом из деревни, социальный порядок принуждает вас ехать в город и становиться рабочим. где вас ждут станки, и им нужны такие парни, чтобы они заработали...Такова ваша судьба - быть работником... такова судьба всех, кого капитализм выгнал из деревни. Отныне завод есть функция вашего бытия.  Это работа на износ, она полностью вас подчиняет. Ваша небольшая заработная плата классифицирует вас под определенный образ жизни, жестко заданный стандарт. И всё это не выбрано вами свободно, а навязано извне, другими людьми. Ад - подходящее описание существования подобного рода.  Или возьмем ребенка, который родился в Алжире в 1930-35 гг. Он от рождения осужден на мучения и смерть, которые стали его судьбой. И это тоже ад."

Но если отвлечься от Сартра и посмотреть пристально на наши дни, то его ад станет почти раем для многих людей, лишенных возможности даже такой работы. Теперь заводов в Европе осталось совсем мало, они все переехали в Азию, туда, где дешевая рабочая сила, а другие виды работ в городе заняты гастарбайтерами, выходцами из того же Алжира, к примеру, и уделом многих людей становится бедность, нищета. Бедным может стать любой, даже миллионер, если его разорит конкурент или рейдеры, эти бандиты в законе (ибо правовое государство это позволяет, коль скоро его интересует лишь правильность ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ", а то, что они  подделка, мало кого интересует) захватят его бизнес. Но и у работающих сегодня положение не лучше - средний заработок сейчас в Европе около 500 эвро в месяц, и это том, что за комнату надо платить около 300 евро. На жизнь остается всего 200. И это в большом городе! А если болезнь? у бедных ведь нет страховки, которая покрывает дорогостоящее лечение. Отсюда волны самоубийств. Постоянная жизнь без перспективы, элементарное выживание  - это само по себе сильнейший стресс, который выдержать могут далеко не все. На бедных, кроме всего прочего, обрушиваются мошеннники и обманщики, ведь у бедного нет денег на адвокатов и суды. У них отбирают последнее, и жаловаться в отсутствие денег некому. И потому мошенники, жирующие за счет бедных, катаются, ка сыры в масле... Но ситуация ставится нетерпимой, если к несчастью бедному человеку случится оступиться, хотя бы даже слегка нарушить в чем-то закон: вся мощь правового государства обрушится на беззащитного бедняка, двери тюрьмы для него всегда приоткрыты.
***

  В отличие от прошлого, которое есть В СЕБЕ, НАСТОЯЩЕЕ ВСЕГДА есть ДЛЯ-СЕБЯ. И оно всегда в противостоянии к будущему, которого ещё нет. Но это всегда бесконечно малый момент. И как тут быть, когда мы хотим исследовать человеческую реальность с новой точки зрения, нам никак не разминуться с неразлучной парочкой "Бытие и Ничто". Каково значение Настоящего? Главное, что мы в нем присутствуем, здесь и сейчас.  На перекличке обычно отвечают: Здесь! Есть! Это присутствие  и есть Бытие-в-себе. Отсутствующий полагается в Прошлом. Он был, но сейчас его здесь нет. Значит, Настоящее всегда противопоставлено Прошлому.

  Язык нас постоянно программирует на бытийность - мы каждый день десятки раз повторяем: я был, я есть, я буду. Но жизнь наша жестко запрограммирована на быт, банальное выживание. Это приводит к непрерывному стрессу. Смысл слов, однако, появляется не случайно, он предшествует появлению самого слова. Но если менять произношение слов по произволу, ориентируясь на безграмотных, изменяется и смысл слов, это тоже вносит путаницу в сознание. Реформы языка, упраздняющие его сохранность, убивают язык. Но это никто не запрещает, потому что много богатых людей в последние время появились из самых необразованных и мало воспитанных слоев. Именно в угоду этому скороспелому нуворишеству и уродуют язык, не отдавая себе отчета, каковы будут последствия.. 

****
Образ и восприятие

     Мерло-Понти в середине 20 века создана рефлексивная философия (противостояние неокантианству), где трансцендентальность (чья задача - выявление и описание всеобщих и необходимых форм сознания), изначально трактовалась как субъективность, а не как разум, синтезирующий по неким правилам всё многообразие ощущений, или чувственных качеств, но как живое тело, психосоматичское "Я", воспринимающее мир, самим этим фактом образующее и осмысливающее его в ОБРАЗАХ. Это прояснение всеобщих форм восприятия и, вместе с этим, ЛОГОСА ЭСТЕТИЧЕСКОГО МИРА с помощью феноменологических процедур и есть феноменология восприятия Мерло-Понти.
    Одновременно он трактует язык не как систему знаков с заданными правилами их употребления, предварительно разделив его на "язык сказанный" и "язык говорящий", живой, творческий, проясняющий разницу между там, чтот имеется в виду, и что уже получило ясное обозначение, подчеркивая первичность и подлингость жживой разговорной речи. История языка для него всегда незавершенный процесс, смысл которого в расширении и обретеиии истинного смысла. Логика истории, если и обнаруживается, всегда у него логика роst faktum.
   Так налагаются и взаимодействую три сферы - мир, язык, история - и в этом наложении обнаруживаетмя диалектикапонятий субъективного и объективного, смысла и бессмыслицы, логики и случайности, за это свойство его теория и получила название "философии обращающихся понятий" или деиалектической феноменологии духа. Его "Око и духа" описывает воспритие мира в состоянии зарождения. Дух здесь обнаруживает свою телесность, погружаясь в плоть мира и воплощенного в живом теле, т.о., одухотворенном им, духом. Так воспринимаемое и воспринимающее уникально соединяются. И тогда вновь возникает всё та же парадоксальная задача: увидеть увиденное, понять смысл смыслообразования и представить сам процесс представления, чтобы ощутить всё видимое. Так снимается ложное прежнее, бывшее и появляется новое, пребывавшее ранее незамеченным, но вплетенное в самые корни бытия, в неосязаемый остаток чувственных ощущений.
     Научное мышление, сведенное к практике создания набора технических приемов и процедур фиксации, отступило, дав место перемещению мышления в изначальное "есть", на почву чувственного восприятия, вне какой бы то ни было информационной машины, где заранее прописаны все программы. Но что же есть то самое фундаментальное, за что художник и отдает всего себя, всю свою духо-телесность, чтобы преобразовать мир в доступном ему творческом акте?
     Тело, и не как бы, ведет учет видимого мира, оно причастно этому миру. Видимый мир и мир моторных проектов это части одного целого, Бытия, но загадка зримости так и осталась загадкой, в первую очередь, для самих художников.
     Зрение это зеркало вселенной, но есть ещё и коварная игра светотени, которая позволяет увидеть вещи и пространство. Сама же по себе она не имеет никакого другого смысла. Но сокровенный вопрос художника так и остался без ответа...
     Однако это вопрос к самому видению, которое знает всё и не произведено нами. Зато производится в нас. Глаза это кусочек мозга, выведенный на поверхность нашего тела, потому они и названы зеркалом нашей души. Но, так же, как и роль поэта (Дидро, "Письмо к зрячим..") писать под диктовку того, что в нем мыслится, так и роль художника проецировать в мир то, что в нем видится, ибо то, что называется творческим вдохновением, это, своего рода, непрерывное (воз)рождение.
     Настоящее искусство учит видеть степень невидимости невидимого в видимом, сочетая в неустойчивом сочетании все формы невидимости.

***

    Однако когда оно впервые возникло - настоящее искусство? Что первично - яйцо или курица? Считается, что рисунки из эпохи палеолита (каменного века) это первые проблески зарождающегося сознания у дикарей. Но так ли это? Углубленный анализ однако показывает, что не так всё просто с этими дикарями. Во-первых, это искусство не было вызвано к жизни религиозными представлениями; оно отображало вполне развитое материалистическое мировоззрение. И только много позже оно осложнилось идеями ирреального характера. Доминанта изображения - животное и женщина. Почему животное? принято считать, что это происходит по той причине, что животное для человека это главное и решающее средство существования. Женщина же это образ социально подчиненной материальной функции. Схематически это как бы закодированная фигура. Мужчин палеолит изображает крайне редко. Осознание родового единства происходит исключительно через женский образ. Охота осмысляется как основной вид хозяйственной деятельности. Но если выйти за рамки традиционных эволюционных представлений, то образы животных можно трактовать и другим способом - это соседи человека по бытию, родственники его...
    Искусство палеолита содержит также и обобщенный образ человека - без указания пола, хотя пропорции тела больше в пользу маскулинского образа. Но это может быть и спортивного сложения женщина. Материал антропоморфизма с большой наглядностью свидетельствует не только о длительном и неуклонном процессе выделения человека из природы, но и более глубоком понимании мира живой природы. Искусство палеолита малых форм широко распространено в приморской зоне Евразии, также от западного побережья Европы до центральной Сибири. Оно едино в линии эволюции от реализма к схематизму, но вдруг резко обрывается на рубеже плейстоцена и голоцена и в последующие эпохи уже не имеет продолжения.
   Географически выделяются три региона:
   Северо-Западная Европа с центром во Франции плюс Англия, Бельгия, Испания, Португалия, особая зона Италии и Центрально-Европейский регион - Германия, Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Польша.
   Восточная Европа представлена центром на Русской равнине, в неё также входит Молдова, Украина и вся европейская часть России (включая Беларусь).
   Сибирско-Байкальский регион принадлежит к особому палеолитическому миру, существенно отличающемуся от европейской зоны.
   Однако в этих трех выделенных зонах палеолита есть также свои различия: многочисленные артефакты вообще не имеют никакой точной привязки, они кажутся привнесенными извне. Кроме того, не всегда ясно, что вообще они изображают. Т.о., какой-то неясный пока культурный срез обнаружен внутри палеолита, но никак не индентифицирован. Возможно, это остаточное искусство неандертальцев.
   Ранний этан Палеолита - Ориньяк - это очень сложное историческое явление: первое культурное единство верхнего палеолита создал уже Homo sapiens. Откуда пришел Ориньяк? Принято считать, что это миграция с Ближнего Востока. Но это только предположение.
   На территории России на стоянке Костенки 14 в слое, который датируется 34-32 тыс. лет назад или до нашей эры, отрыли древнее фигуративное изображение - скульптурную голову человека из бивня мамонта, это  есть первое известное обработанное изображение человека в археологии, очень разнообразного и сложного в смысловом отношении содержания.
   Исключительно обильное искусство Мадлена представлено в различных материалах, техниках. Первичный материал - бивень мамонта, зубы животных, кости, рога оленя...
   Образ человека в фигуративном палеолитическом искусстве занимает второе место, уступая первое место образу зверя. В образе человека выделяется женщина и женское начало. В Ориньяке преобладает условная схема изображения женского, а в позднейшие эпохи во всей приледниковой зоне широко распространен реалистический образ женщины. В эпоху Мадлен на территории Франции появляется реалистический образ в гравюре. Особую группу составляют изображения антропозооморфных существ в малых формах, а в настенном искусстве их очень много.
   Искусство палеолита ярко отображает хаос и гармонию. Художники на эту тему глубоко и усиленно размышляли. Известно, что ни одно животное не сделало ни одного орудия другого или хотя бы для своего полового партнера, в отличие от человека. Чаще они брали орудия из окружающей среды в готовом виде, далее обрабатывали их зубами, ногтями, руками и своими химическими веществами. И вот что ещё характерно для палеолитического искусства: повсеместно с начала начал четко прослеживается культ предков - "отцы велели"...
      Монументальное искусство палеолита, как и искусство малых форм, особенно раннее верхнепалеолитическое, очень трудно для объяснения - откуда оно взялось? Мадленская пещерная живопись это уже почти готовый импрессионизм или экспрессионизм, т.е. наше современное продвинутое искусство, а это значит, что творцы этого искусства понимали личность человека в нашем современном смысле. Но это явление имело место в отдельных группах палеолитического социума. Духовно развитая личность в целом никак не обусловлена палеолитической природной средой или уровнем социума. И здесь, в этом срезе, различия куда больше, чем на уровне материальной культуры, поэтому мы не может сказать - более богатые были  более развиты духовно и личностно. Такой корреляции вообще не наблюдается. Высокое духовное развитие отдельных групп людей палеолита объясняется какими-то другими причинами. Возможно, примерно так же, как это происходит и в наше время.
     Верхний Палеолит в истории человечество совершенно особое явление, не соответствующее нашим привычным представлениям о первобытном обществе, представление о нём, полученное благодаря данным этнографии, фольклора, лингвистики ярко говорит о нём, как о социуме, не имеющем аналогов среди других известных археологам социумов. А значит, более 200 тыс. лет назад человеческое общество исполнило свою лебединую песнь и с тех пор только и делает, что деградирует - от развитой и духовно богатой личности к стадному усредненному существу.

   ***

Вопрос о первичности языка или сознания неизбежно приводит к вопросу о неандертальцах и том, кто же придумал язык, если он первичен по отношению к сознанию, что уже бесспорно для любого и каждого, кто серьёзно углубился в проблему. Продолжать считать неандертальцев промежуточным звеном между хопо сапиенс и дикарями-полуобезьянами только лишь по причине отсутствия у них речевого аппарата на уровне современных открытий палеолингвистики и палеоархеологии просто неприлично. Неандертальцы, конечно же, были высшим звеном по отношению к хомо сапиенс, ибо процесс мышления с помощью речи, или с участием речи, что более точно, это более поздняя форма мышления. Ему предшествовали интуиция и телепатия, как более совершенные способы обмена мыслями и передачи мыслей на расстояние.
   Да, неандертальцы не имели речевого аппарата, следовательно, не владели речью, схожей с речью хомо сапиенс, но у них были музыкальные инструменты (арфа и др., было также утонченное изобразительное искусство, кроме того, они, конечно же, пели. Всё это свидетельство наличия развитого ассоциативного сознания. Кто же такие хомо сапиен по отношению к ним? Тут систематизированных данных меньше, можно сказать, их вообще нет в достаточном для научной теории количестве. Но вполне достаточно, чтобы выдвигать вполне обоснованные гипотезы.
   Итак, мы можем предположить, что: 1). это клоны, которых неандертальцы вывели для тяжелого и нетворческого труда; 2). это инвалиды, от рождения страдающие ДЦП, в силу чего их мозговой аппарат недоразвит. Обе гипотезы разные настолько, что даже обсуждать это не хочется, (если первая характеризует неандертальцев как особей крайне несимпатичных, близких по духу к современным либералам, ради сохранения своего господствующего положения в обществе пропагандирующих рабский труд неграмотных иммигрантов, то вторая, напротив, говорит о них, как о существах несомненно бескорыстных и глубоко гуманных). Однако, несмотря на такие глубинные различия, обе версии дают одинаковый результат на выходе.
   Теперь второе допущение. Пусть в какой-то момент неандертальцы поняли, что этим "неумным" существам надо дать способ разумного общения, который, в каком-то смысле, заменит им отсутствующие высокие мыслительные способности, присущие им самим, и тогда они смогут жить более полноценно и работать гораздо продуктивнее. Так неандертальцами был создан язык - в смысле речь, и это говорит в пользу всё-таки клонирования, т.е. сознательного выращивания организма с речевым аппаратом. Или, если речь идет об инвалидах детства, об операции, которая создает такой орган искусственно, что впоследствии закрепляется эволюцией на хомо сапиенс как врожденное средство.
   Мысль о том, что хомо сапиенс получен операбельным путем из неандертальца, также имеет место, хотя бы в качестве самой невообразимой гипотезы: ведь некоторые органы человека имеют двойную функцию: ртом едят, но и говорят, и т.д. Природа бы не стала так экономить, если бы изначально планировала такого человека, как хомо сапиенс. Однако, получив речь, хомо сапиенс скоро охамел, пожелав, как старуха из сказки о рыбаке и рыбке, быть владычицей морскою, и... уничтожил неандертальцев, что было несложно, т.к. последние не были агрессивны, кроме того, никак не ожидали такой черной неблагодарности. Мифология многих народов, начиная с шумеров, содержит варианты мифа о глиняном человеке, которого создал Бог из глины себе на радость и научил всему, что сам умел. Сначала глиняный человек простодушно радовался и почитал Бога за отца родного, но потом, возможно, по совету своей подруги, тоже глиняной, убил Бога, чтобы самому стать владыкой мира.
   Так или иначе, такое объяснение возникновения человеческого языка подтверждается не только современной наукой, но и здравым смыслом, а также мифологией мира.
***
 
   Что такое общество вообще? Это условно-нормативная связь формы и содержания. Общество вырабатывает свой этикет, но ему подчиняются только идеальные герои, злодеи - никогда. Они, как и звери, подчиняются только этикету ситуации, ибо общество это не сумма свободных личностей (или индивидов), а сумма тех  связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом. В Средние века склонность в этикету проникла из общественной жизни в искусство и стала одной из форм идеологического принуждения. Вся культура и искусство могут быть истолкованы, как деятельность по организации  пространства. Это может быть пространство наших жизненных отношений, тогда соответствующая ему деятельность называется техникой. Это может быть пространство общей или индивидуальной мысли, мысленная модель действительности, а сама действительность, его
организующая, называется наукой и философией. Третий разряд случаев - это комбинации первого и второго.  Это пространство наглядного, оно не допускает жизненного вмешательства, в отличие от первого и второго случаев. Это и есть искусство,  лежащее между наукой и техникой.
   Почему так важно организовать пространство? Потому что организация пространства, вмещающего среды и вещи, есть организация действительности. Жилище в эпоху палеолита четко делилось на зоны: 1. очаговая, 2. зона отдыха, 3. две рабочих площадки (по обработке дерева и др), 4. первая зона переработки мяса, 5. вторая зона переработки мяса (здесь имелось множество ножей, специализированных для разных функций, из камня халцедона. В пятой зоне обнаружены также шлифовальные стамески из вулканических пород, , долото для работы с деревом, топоры, тесла...
   В эпоху палеолита на Русской равнине имеет место усложненное собирательство как форма хозяйствования. Для обработки собранного материала применялись песты, терочники и плиты-основания. Сложная техника прослеживается на Русской равнине до Молдовы от конца эпохи верхнего палеолита до среднего палеолита, истоки этой усиленной формы восходят к начальной поре эпохи среднего палеолита, когда появилось жилище и домашнее хозяйство, т.е. ранее чем 46 тыс лет назад за пределами Русской равнины, на самой же равнине - заведомо много раньше, это данные радиоуглеродного метода.
  Каменные индустрии верхнего палеолита (пласты на глубине 12 метров залегания) дают также очень интересный результат - по сравнению с верхними горизонтами происходит резкое снижение доли скребков разной формы (шиповидные, зубчатые, многогранные и комбинированные орудия...) выделяются целые специализированные наборы. В традиции было создание многофункциональных комбинированных орудий. Во всех горизонтах верхнего палеолита уже прослеживается тенденция первичного расщепления на производство пластин, как ведущего типа скола-заготовки для изготовления специализированного орудия. На раскопах Дагестана обнаружены в слое меньше 1 метра аналогичные изделия из кремня и кварцита, однако форма наборов та же.
    Западно-Сибирская равнина верхнего неоплейстоцена это места максимального оледенения. Но были значительные территории среди общих льдов, вообще свободные от оледенения. Там существовали подпрудные водоёмы, вокруг которых обнаружены следы существования животных и человека, что вступает в резкое противоречие с данными традиционной археологии.  Из этого следует, что Западно-Сибирская равнина была заселена людьми и животными и вела активную жизнь на протяжении всего ледникового периода, о чем также говорят найденные там погребения - с головой, повернутой на ЮВ (25%), на СЗ (25%, т.е. в сторону восхода или захода солнца. Остальные погребения неопределенны по разным причинам. Солнце это прототип покойного - оно каждый день встает и(рождается) и уходит за горизонт в царство мертвых (умирает. Такая символика. Почему так важны погребения? Они являются центром, где через символические средства закодирована сложная информация, направленная на устранение Хаоса, внесенного смертью, на восстановление прав жизненного ритма.
    Пространственные параметры выступают через биполярные оппозиции;
вертикаль:
-  центр-периферия
-  верх-низ
-  юг-север
-  восток-запад
горизонталь:
-  правый-левый
- перед-зад.
   
    Дублирование в погребальном обряде центра есть основной способ освоения человеком пространства и представлений о времени. Обряд захоронения также говорит о вере в воскресение человека в загробной жизни. Это, т.о., способ обессмертить себя. В представлении палеолита время обратимо, что объяснялось его измеряемой цикличностью. Завершая цикл жизни, человек знал, что он непременно вернется в будущем. Будущее мыслилось как повторение прошлого. Соединение пространства-времени в погребении способствовало будущему возрождению умершего - как появлению новой жизни. Пространство и время, в силу их универсальности, являются основными категориями человеческого сознания.
   Смерть, как преддверие нового рождения, ощущается как момент вторжения мифического начала в обыденный микрокосм, когда на время утверждается хаос. Погребения это часть символизированного пространства-времени. Сакрализация пространства-времени предполагает определение точки начала отсчета. Центр это не столько топографическая точка, сколько семантическая позиция, гора например. Центр это место, где соединяются пространство и время, где и происходит рождение. Через обряд происходит творение нового мира и утверждение гармонии, как победы жизни над смертью.

   О времени мы говорим на языке пространства или состояния: перед глазами, за домом, после войны, на склоне лет или в расцвете лет, близкое будущее, далекое прошлое, безумные годы...
   Пространство это локус, в котором разворачивается жизнь человека, оно - вместилище жизни.
   Время это сама жизнь, но её течение уподобляется движению предмета в пространстве. Время идёт, настигает, просится, мчится, надвигается, тянется, ползет... Эта неразделенность пространства-времени, неполного и незавершенного одно без другого, и породили понятие хронотопа "пространство-время" как совокупной характеристики, первоначально относившейся к литературному тексту. Хронотопное время сгущается и становится формой пространства, и, т.о., оно откладывается его новым четвертым измерением. Пространство же, наоборот, не откладывается, а заражается внутренними интенсивными свойствами времени: это т.н. темпоризация пространства; оно втягивается в его движение, становясь мифом, сюжетом, т.е. текстом в широком смысле этого понятия.
    Общим для пространства-времени является антропоцентризм их восприятия, что и отражено в языке. Пространство человек измерял своим телом: это пядь, локоть, устье, хребет, подножье, голова, нос... или своими действиями: в 2-х шагах, обхват, отрезок пути, пять минут ходьбы. Т.о., человек сотрудничает с пространством, обживает его. Тот же антропоцентризм и в отношении с временем: в индо-европейских языках время восходит к глаголу вертеть (коло-ворот=соло-ворот, солнце-ворот, время это то, что приводит жизнь во вращение. В сознании перволюдей-творцов языка эти категории выступают не как нейтральные координаты, а в качестве могущественных таинственных сил, управляющих всеми вещами, жизнью людей и богов. Поэтому они эмоционально и ценностно насыщены. Время, как и пространство, бывает злое и доброе (лихие времена, проктятое место). В языке и культуре существуют целые области абсолютного сгущения мотивов пространства-времени, где оно всецело доминирует (народный календарь, Книга Времен, топонимика в языке, обряды встречи и проводов времен года...)

   Когда человек умирает, его внутреннее время - время восприятия - останавливается навсегда, пространство его воображения становится качественно иным - там теперь всегда будет царить вечность. Он навсегда останется с тем моральным капиталом, который накопил в своей душе за всю свою жизнь, ибо недвижимость и деньги воображение уже не содержит по причине полной их бесполезности в мире духовного. Это и есть бессребреное персональное бессмертие. Деньги там не нужны совсем. Там царят чистые отношения.

  ***

   Интересный вопрос: НАСКОЛЬКО ТОЧНО БИБЛЕЙСКОЕ ВРЕМЯ и ВРЕМЯ ТОРЫ?

   В древне-иудейской традиции не было постоянного календаря, он появился лишь в 4-м веке нашей эры. А тот, что был в действии до того, представлял собой настолько сложную систему исчисления времени, что имелся лишь у священников: число месяцев в году менялось - 12 или 13, число дней тоже не было постоянным - 29 или 30. Начало года должно было приходиться на определенный день недели, поэтому первый день Нового Года тоже всякий раз назначали частным порядком. По этой причине в разных иудейских общинах по причине человеческого фактора или утери календаря вообще могло быть разное летоисчисление. Поэтому так трудно синхронизировать или сверить с данными других источников сведения о событиях в жизни древних иудеев. Тора и Библия дают разный результат. Так что всякая привязка к некому времени скорее качественна, чем количественна. Иными словами, сказать наверняка, когда это было, никто не может.

***



***
Сегодня сделала ещё одного бесплатного Нобеля, но никто мне его не даст, конечно:
 Черные дыры в центре это материализация времени, прожитого галактикой.
Но это вопрос больше философский, чем научный, астрофизический.
Черные дыры не меняют структуру информации, они её попросту уничтожают.
так думали до изобретения теории струн.
Черная дыра это могила галактики, пожираемой постепенно во времени.
Парадокс живого и мертвого таков:
Неподвижность это жизнь в черной дыре с точки зрения внешнего наблюдателя.
Но внутри черной дыры поглощенный объект, в том числе, время.
Черная дыра это ультравысокоскоростная камера, которая создаёт для наблюдателя иллюзию объема на горизонте событий, т.е. на двумерной проекции трехмерного объёма - это голограмма на горизонте событий.
Голографическая картинка нашей реальности выглядит иначе, но несёт ту же самую информацию. Она целиком сохраняется на границах Вселенной.
НА ДВУМЕРНОЙ ГОЛОГРАММЕ.
Вот где реально находится то, что Вернадский назвал НООСФЕРОЙ.
Это Бог??!!
Всезнающий и всемогущий.

***

Всем известна метафора - БОРЬБА СВЕТА И ТЬМЫ.
Но это всего лишь метафора, потому что во вселенной свет и тьма не ведут между собой никаких усобиц: свет это основа жизни, а тьма это правитель вселенной. Вселенская тьма состоит из темной энергии и темной материи, которые находятся в постоянном и неразрывном противоборстве. Тёмная энергия стремится разьять вселенную на части, а темная материя - сцепить эти части намертво. (Как перевести эту космологическую картинку в человеческое бытие, сообразите сами.)Однако без света силы тьмы также бессильны - какой смысл разрывать или связывать мертвое? Так что свет всё-таки более важен.

***

Структура фразы - о чем она говорит?
Это не просто набор существительных, вызывающих образы вещей. В предложении, чаще всего, может быть разнообразные части речи, роль которых в установке между образами всякого рода отношений и оттенков. Но каждое существительное, конечно, моментально вызывает некий конкретный образ. Но совсем другое дело, когда это же существительное, в зависимости от занимаемого места и терминов, которыми оно окружено, получает совсем иное толкование. Однако представим себе такой язык, который состоит только из имен существительных, призванных вызывать образы вещей. Тогда бы мы увидели, что люди, успешно пользующиеся таким языком, гораздо глубже и умнее, нас самих, потому что всё, что нам объясняет наш богатый и могучий, и они вынуждены домысливать каждый раз сами. Неандертальцы, как считают, не имели речи вообще, потому что у них не было развитого речевого аппарата. Но они пели и играли на музыкальным инструментах, а музыка богаче любого языка. к т ому же, она непрерывна, в отличие от речи, состоящей из слов, где каждое слово отделено от другого смысловой паузой, т.е. пустотой. Это кажется странным, но это факт: чем примитивнее язык, и чем меньше в нем специальных терминов, тем больше места для проявления ума, чтобы самостоятельно восстановить все отношения, в которые втянута вещь, чей образ воспроизводит имя существительное с помощью окружающих его слов. А если ум не развит, то смысл так и останется не понятым. Т.е. развитый язык заменяет ум, и человек, от рождения не очень смекалистый или не получивший богытых знаний о мире, всё равно может стать вполне рассудительным человеком, если он владеет богатым и могучим языком. Т.о., мы будем всё более и более отступать от гипотезы, что интуиция это выдумка - наоборот, это самый простой способ постижения истины без размышлений. И дается он только на вершине развития, духовного и умственного. А функция речи - метить редкими вехами этапы большого пути, именно поэтому художественное слово богаче и ближе к истине, чем обычная речь, даже перегруженная терминами и определениями, потому ч то художесмтвенный образ более поно отражает сущность.  Это по сути дела уже вещи, а мысль - это движение идей. А что такое образ-воспоминание и в каком соотношении он находится к первообразу? Тутт тоже нас ждет открытие: воспоминание имеет тенденцию превращаться в восприятие, т.е. подлинное событие;
факт реальности если хотите. Сам образ, сведеннвый к чистому воспоминанию, остался бы бездейственным, будучи виртуальным, воспоминание может быть актуализировано только благодаря его восприятию.  Бессильное само по себе, оно заимствует силу и жизнь у неличного ощущения, в котором и материализуется. Но воспоминание всегда связано с некой ассоциацией, т.о. оббъединяются два разнонаправленных процесса - и два вида влияния образуют в точке соприкосновения определенное узнаваемое восприятие. Но воспоминания всегда хранятся в определенном порядке и взаимосвязи. Порядок и сосуществование одновременных ощущений сразу располагаются по разным участкам поверхности мозга, так образуется своего рода клавиатура, на котрой внешний предмет мгновенно  исполнит свой и только свой аккорд в тысячу нот. Вызывая тем самым в определенном порядке и в один момент  огромное множество элементиарных ощущений. Т.е. те центры, где рождаются эти ощущения, могут быть приведены в действие с двух сторон - спереди и сзади, т.е получая впечатление от органов чувств (от реальных предметов) и через опосредованное влияние виртуальных предметов ( образов воспоминаний ), всегда симметричных внешним предметам. Они никогда не могут быть ичстым воспоминанием/, ни с чем не связанным и возникшим вдруг непонятно почему. Это почему всегда должньо присутствовать вовне. Т.О. воспоминание это новое восприятие мира на базе базе бывших ощущений, и чем чаще оно актуализируется, тем точнее оно бывает, его точность даже превосходит первочное ощущение. Иными словами, купаясь в наших воспоминаниях, мы может переживать реальность гораздо острее, чем тогда, когда она непосредственно воспринималась. (Именно по этой причине люди и ведут дневники, пишут мемуары...)

****

Время.
Оно никогда не бывает последним.
Кто-то так думает.
Но это неверно.
Категорически!

Доказательство:

Время не может закончиться.
Кто-то ведь должен
Засвидетельствовать
Этот факт

***

После школы я поступила на физфак МГУ - чтобы узнать, когда всё началось и как всё это работает, диплом сделала по космологии, но так и не нашла исчерпывающего ответа на этот каверзный вопрос. Потом ещё многому научилась, познакомившись с десятком других специальностей, но ответ нашла лишь обратившись к философии, науке о главном. Она, если точно, не наука, а нечто среднее между наукой и искусством, а если ещё точнее, она где-то над ними, если учесть, что из философии вышли вообще все науки.


  (пишу пока)