24. В. И. Агошков. Орловское Поочье. Шлях Свинак-3

Василий Иванович Агошков
24.В.И.Агошков. Орловское Поочье.


Шлях Свинак,

часть-3.

СВИНЫЕ ШЛЯХИ ОРЛОВЩИНЫ. Учительница русского языка и литературы Кромской средней школы Любовь Никола-евна Костякова, родившаяся в бывшей, уже исчезнувшей, тургеневской деревне Холодово, поведала мне, что Свиной шлях в их местности шёл мимо села Апальково и деревни Холодово на Карачев. Это новый для нас Свиной большак.

Но есть и другие дороги с таким же именем. Директор Кромского автопредприя-тия Василий Андреевич Тюрин сказал о том, что рядом с его родной д.Гостомль тоже находится Свиной шлях, идущий на с. Ломовец, города: Железногорск, Дмитриев-Льговский Курской области. Хрущёвское асфальтовое ответвление от трассы Москва-Харьков – на Дмитриев-Льговский Курской области и далее на Калиновку – начинается сейчас севернее с.Тросны (4 км) и тянется в сторону г.Железногорска Курской области.

А ранее в Киев молиться Богу наши предки ходили пешком, и сворачивали они направо примерно в том месте, где находится указатель «КСП им. Лескова», т.е. не доходя примерно 1 км до посёлка Шоссе Гостомльского сельского поселения.

Далее. В 1744 году царица Елизавета Петровна на богомолье в Киев ехала на лошадях по Свиной дороге через Кромы, Дмитровск, Севск. Была с нею и юная, 15-летняя Екатерина II.

Мать руководителя земельного отдела Кромского района Владимира Александровича Агейкина, проживающая в дер. Пузеево, называет свою Свиную дорогу – от села Красниково Кромского района в сторону пгт. Кромы.
Многие кромчане знают и о том, что железнодорожная ветка Орёл-Железногорск проложена по Свиному шляху.

Мало того, урицкий краевед А.Лукьянчиков писал в 1993 году в местной газете «Новая жизнь» о том, что Большак от Хотынца в сторону г.Орла тоже зовут Свиным. Автор привёл леген-ду, согласно которой «одна свинья убежала от помещика в Орёл, а затем вернулась домой», а посему, мол, дорогу и назвали Сви-ной. Всё это, конечно же, наивные попытки объяснить происхо-ждение странного, на первый взгляд, названия. Есть Свиные до-роги и в Тульской, и в Калужской областях.
 
 
ВСЕ ДОРОГИ – СВИНЫЕ! Вначале я был в некотором недоумении: почему на Орловщине так много шляхов с одним и тем же именем – Свиной?! В Ливенском районе мы видели село Свиное (Свиная Дубрава). Свиные пути были на территории Троснянского и Кромского районов, тянулись к городу Орлу. Главный Свиной шлях пролегал от Севска и Рыльска через Бол-дыж-Дмитровск на Карачев-Хотынец-Болхов. Но потом я понял одно: все дороги Орловщины с какого-то времени стали назы-ваться – Свиными!
 
 
ТАТАРЫ НА ОРЛОВЩИНЕ. Крымские татары не только нападали на наш край, но и основывали здесь свои населённые пункты. Сейчас в Малоархангельском районе есть посёлок Бахматские Выселки. А севернее населённого пункта Долгий Бугор Сосковского района находим урочище и лог Бахмач. А если ещё и вспомнить Кирово городище того же, Сосковского района, то можно сделать такой вывод: и Бахматские Выселки, и лог Бах-мач, и Кирово городище лежат на древнем пути из Брянска и Карачева в сторону Дикого-Дивного Поля.

Причём, эта дорога делила в своё время Черниговское и Новгород-Северское княжества, а потом Великое княжество Литовское и так называемые «буферные» Верховские, или Верхнеокские княжества, ле-жавшие по течению Верхней Оки.
Орловские краеведы привыкли к тому, что существуют некоторые татарские населённые пункты в юго-восточных районах Орловщины – Ливенском, Должанском. Мы же говорим о том, что и монголо-татары Золотой Орды, и крымские татары на определённом этапе истории хозяйничали и на территории, занимаемой сейчас западными районами области – Кромском, Сосковском, Шаблыкинском и др.
 
К слову: Г.М. Пясецкий назвал Пахнутцеву дорогу, но, соотнеся её имя с посёлком Бахматские Выселки и логом Бахмач, сделаем вывод о том, что Пахнутцева дорога есть несколько переиначенный Бахматцев, или Бахмут(д)цев шлях. И шёл он не только к Мценску, но и к Карачеву. А если иметь в виду, что русские и финны переделывают звук «М» в «Б», то тогда шлях станет Махмудцев, т.е. Магмудцев...

Это заставляет нас вспомнить населённые пункты ДО+ Магощь, До+ Маха=Домага? И тогда Свиной, Могучий шлях есть Магутый = Магмутый путь! Деревня Моговка, река Мог Шаблы-кинского района должны писаться с «а»: Маговка, Маг. Была русская языческая богиня Мокошь=Макошь. Учёный Б.А. Ры-баков перевёл это слово, как Мать Коша. Кош=кошевой ата-ман=кош-товаться=кошёлка. Мы же видим в Могучем= Махмудцевом шляхе плодородное начало, применимое не только к полю и урожаю, а и к людям, МУДрецам. 
 
 
РЕКА КРОМА – КРОМКА И ГРАНИЦА. Вначале Москву и Золотую Орду, а затем и Крым, как правопреемника Орды, раз-деляла Ока, причём севернее г.Тулы. Потом стала кромкой- гра-ницей и река Крома.

В средние века, во время нападения крымских татар, ведомых своими героями, вождями- полубогами Гиреями, ставших на русской почве Киреями (а потому и Кирово городище, т.е. городище Гирея-Героя), р.Крома стала границей между Крымским ханством и Московским государст-вом. Всё, что лежало от р.Кромы на север, принадлежало Моск-ве, а всё, что на юг, как бы падало в тартарары, в пропасть.

Некоторые учёные и производят слово татары от «тартарары». Крымские татары не только уводили полон в Бахчисарай (Сарай – значит «царский дворец, палаты), свою столицу, но и поселялись на границе с Московским государством.
 
см. 4.

(С) В.И. Агошков.