Коррупция как неотъемлемая часть российской эконом

Иван Солнцев
Исторически сложилось так, что явление коррупции следует рука об руку с хозяйственной и политической деятельностью каждой страны мира. Степень воздействия коррумпированной среды на общую экономическую среду государства определяется массой факторов, среди которых наиболее важные места занимают характер политического режима, степень жесткости или же, наоборот, компромиссности законодательства, а также национальный менталитет. Собственно, применительно к ситуации с Россией (Российской империей, СССР, Российской Федерацией) не вести речь о коррупции, обсуждая тот или иной вопрос распределения ресурсов бюджета, госзаказа, да даже взаимоотношений гражданина и власти, будет просто глупо. Зависимость российской экономической сферы от деятельности коррумпированных чиновников – мздоимцев, и их «клиентов» - мздодателей – безусловно подтверждается многими историческими фактами.  На сегодняшний день базовой причиной распространения и развития коррупции можно считать не столько принцип политического устройства, или принцип управления хозяйством, сколько именно отношение к явлению, закоренелое, сложившееся в сознании широких масс.
Но для того, чтобы выяснить, почему и каким образом сложилась такая ситуация, необходимо уточнить, что вообще подразумевается под понятием коррупции. Итак, корру;пция (от лат. corrumpere — «растлевать»)  — обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Таким образом, в схеме коррупционной сделки могут присутствовать две базовые стороны – получатель взятки (личной выгоды) и своего рода адресант – собственно, получатель услуг получателя взятки. Также возможна схема, в которой единолично присваиваются те или иные средства и/или прерогативы одному чиновнику (в первой схеме получателю взятки) исключительно в его личных интересах. В первом случае выгода чиновника (будем называть его акцептором взятки) инициирована и плавно перетекает в выгоду лица (частного лица, представителя организации, частного предпринимателя, группы лиц – донора взятки), передающего взятку. Выгодой донора могут быть всевозможные выигранные тендеры, преимущества в ведении бизнеса на той или иной территории, либо освобождение от той или иной ответственности, должной наступить согласно требованиям закона (уголовная, административная и т.д.).
В абсолютном большинстве случаев,  преимущество, полученное донором, негативно сказывается на жизнедеятельности какой-либо группы лиц (возможно, значительной по величине), или одного частного лица. Собственно, в этом и состоит главный негативный аспект коррупции – получая взятку и закрывая глаза на незаконные действия донора, акцептор автоматически становится соучастником того или иного преступления, покрывая его и позволяя незаконной деятельности процветать под сенью отчетов о благополучном состоянии подведомственного сектора.
Второй тип коррупционной деятельности несколько проще – должностное лицо в данном случае реализует свои интересы, интересы родных и близких (в просторечье это так называемый «блат»), друзей, соседей и так далее – как правило, опять же, в урон определенным группам лиц, организациям, государству в целом.
Явление коррупции, как было сказано выше, не является бичом одной, двух или нескольких стран цивилизованного мира – это универсальное явление, и многое зависит от того, насколько радикальными мерами производится борьба с ним, насколько силен отпор правительственных структур волне коррупции, способной превратить государство из правовой структуры в олигархию и, в конце концов, крупномасштабную преступную организацию. Ключами к возникновению этой волны являются индивидуальная деятельность коррупционеров и высокая степень попустительства власти.
Безусловно, говорить о полном искоренении коррупции в государственной системе развитой страны – примерно также безнадежно, как предполагать, что интересы людей во всем мире перестанут пересекаться в негативном ключе, и конфликтность сойдет к нулю (модель «мир во всем мире»). К суждению о том, что коррупции может не быть вообще наиболее близка утопическая философия коммунистов – краеугольным камнем идеи коммунизма являлось создание унитарного, всемирного государства единой идеологии, где единые ценности и единые стандарты обращения и социальной ротации сделают людей равными и исключат эгоистический подход к реализации начинаний. След коммунистической эпохи остался глубоко в современных экономике, политике и социальной психологии, а, между тем, коррумпированность чиновников эпохи СССР является энциклопедическим примером развития коррупции в тоталитарных структурах. Для постижения явлении коррупции и разработки методов борьбы с ней (необходимой для стабилизации экономического курса государства и реализации социальных программ и программ повсеместного роста благополучия населения) важно понимать, что крайние политические режимы порождают крайние формы коррупции, и ни в одной политической структуре не может быть идеально чистого на руку чиновничества.
Наиболее вескими аргументами сторонников тоталитаризма является, например, «железная рука» - мощь силовых структур в подчинении руководителя страны и его авторитет, якобы не позволяющие развиваться коррупционным схемам, построенным на эгоистических мотивациях чиновничества. Однако в данном случае коррупция начинает произрастать с самого верха, с верхушки власти, где получившие исключительные прерогативы помощники лидера страны (вождя, фюрера, каудильо и т.д.) начинают не только реализовывать свои интересы, но и помогать реализовывать их своим приближенным (опять же, «блат»), далее чиновники рангом ниже, понемногу осознавая реальные возможности местного произвола, начинают подключать как «блат», так и взяточничество, и коррупционная система растет, как на дрожжах. В случае с демократическими режимами, ситуация ещё проще – гибкость демократического законодательства, как правило, позволяет прикрывать практически любые незаконные сделки множеством способов, порождаемых совершенствующимся медленно и при наличии соответствующих на то поводов (прецедентов) законодательством. Развитию коррупции в России, кстати, в наибольшей степени послужил тот факт, что действительно демократического режима в Российской Федерации практически не существовало и не существует по сей день. Правовая система всегда была украшена огромными прорехами, а произвол авторитарной власти был налицо не только во времена монархии и тоталитаризма, и большая часть демократических принципов реализуется наполовину. Яркий и свежий тому пример -  усиление цензуры в области СМИ и мультимедиа, мотивируемое благими принципами, в последние годы и способное в своих масштабах быть названо цензурой, однако не получающее официального статуса из-за противоречия с текстом конституции. Другой пример – свежие поправки в закон «О полиции», позволяющие на субъективный взгляд сотрудника правоохранительного органа применять любые средства поражения против потенциально опасного лица. И так далее. В конечном итоге, следует признать, что коррупция имела, имеет и будет иметь возможности для развития и распространения вплоть до тех пор, пока меры пресечения явления не будут радикально усилены посредством введения и обязательной, беспрекословной реализации мощного антикоррупционного законодательства. При каждом российском политическом режиме – монархии, диктатуре, тоталитаризме, демократии – возможности для реализации коррупционных сделок, а также личных интересов посредством прерогатив и служебных полномочий чиновников были неисчерпаемы. Поэтому борьба с коррупцией не подразумевает коренное изменение политического режима, как того желают современные представители непарламентской оппозиции – они видят в качестве панацеи устранение лидером режима дня сегодняшнего и установку некоего национального демократического (варианты существуют разные) правительства, в которое волшебным образом войдут исключительно кристально чистые люди, не имеющие личных мотиваций и не способные к произволу ради собственных интересов. Борьба с коррупцией – есть ультимативное, постоянное регулирование жизнедеятельности чиновничьего аппарата посредством оперативного усиления законодательства и доброкачественного правоприменения. Психологический фактор в деле подавления коррупционной активности – как правило, решающий. С увеличением риска для карьеры, жизни, благополучия акцептора коррупционной сделки, либо просто нерадивого чиновника-эгоиста, увеличивается цена сделки, и она становится все более заоблачной, следовательно, падает спрос на сделку. Во все времена традиционным для российских чиновников являлось получать дорогое обеспечение, высокую заработную плату и при этом не сильно беспокоиться о нереализованности государственных планов. Исключение составлял только период тоталитаризма – но исключение было лишь в плане работы по планам, с риском оказаться не при делах при малейшем отступление от установки «вождя». На сегодняшний день зачастую можно услышать суждение о том, что если чиновнику достойно платить, то взятки он брать не будет – но верным это суждение никак назвать нельзя – заработные платы чиновников всегда стоят нижней планкой на верхах средней планки заработных план по стране. На обеспечение чиновника Администрации Санкт-Петербурга уходит около 12 миллионов рублей в год, тогда как средний заработок гражданина России стоит в рамках около полумиллиона в год. Тем не менее, деятельность чиновничьего аппарата эффективней не становится, случаев поимок с поличным (пожалуй, единственный действительно эффективный способ борьбы с взяточничеством, в то же время, действующий только в отношении «мелких сошек» чиновничьего аппарата) как государственных деятелей в штатском, так и сотрудников правоохранительных органов (ГИБДД, полиция, ФСБ) меньше не становится – мало того, после кукольной реформы МВД по переименованию милиции в полицию число случаев правонарушений (а, следовательно, и случаев коррупции, поскольку нарушение закона со стороны блюстителя закона – есть факт злоупотребления должностными полномочиями) со стороны сотрудников правоохранительных органов увеличилось. Правда, надо сказать, что у рядовых участковых и патрульных зарплаты по факту поднялись не сильно, либо не поднялись, тогда как высокие ранги офицеров немного озолотились. Таким образом, можно сделать вывод, что денежная мотивация чиновников слабо связана с сутью их коррупционной деятельности. Чиновнику, получающему в виде денег и довольствия несколько миллионов в год, покажется вполне неплохой прибавкой взятка в несколько миллионов – а именно такие ставки имеют место быть в сфере строительства, особенно дорожного. Прибыли доноров всегда заранее просчитаны, следовательно, каждый чиновник, от которого зависит получение этих прибылей, должен быть оценен, исходя из их объема. Что более интересно – по словам известного отечественного режиссера, при попытке открыть в регионах несколько кинотеатров, он столкнулся с тем, что чиновники, ответственные за выдачу соответствующих разрешений, напрямую, без обиняков требуют «откаты» (взятки), без которых процесс остановится. Для приема детей в детский сад местные чиновники зачастую требуют у родителей взятки – такие случаи даже попали в виде видеозаписей бесед с чиновниками в СМИ (Интернет, разумеется). Сотрудники ГИБДД зачастую обыгрывают дорожную обстановку таким образом, чтобы поставить водителя перед выбором – лишение прав, либо значительная по сумме взятка. Тут, правда, стоит отметить, что в последнее время наблюдается тенденция по укреплению директив, на основании которых действуют сотрудники ДПС, однако низкие темпы принятия, казалось бы, очевидных законопроектов, суть которых накрепко связана с уже действующим КоАП, поражают.

Итак, коррупция засела в жизни российского государства. И на сегодняшний день трудно сказать - болезнь это общества и правительства, или всего лишь национальная черта. Второе звучит возмутительно – безусловно, считать склонность к преступной деятельности чертой целой нации, тем более – проживающей в гражданском, правовом обществе – значит громко называть всю нацию ворами и мошенниками. Однако стоит ли обижаться русскому человеку на такое заявление? Как и было сказано выше, авторитарная власть по ходу истории позволяла чиновничеству пировать за счет взяток всегда. «Гоголевские» чиновники царской России, сталинские приближенные, российские сотрудники ДПС– все делали свой вклад в построение коррупционных схем, и эта преемственность поколений породила особую черту национального менталитета, которую подпитывал, в наибольшей степени, авторитарный характер власти, подразумевавший беспрекословное ей подчинение. Коррупция сама по себе является порождением человеческой порочности, склонности решать личные проблемы и загребать в свой карман кратчайшим путем, пусть и за счет средств, здоровья, жизней других людей – именно поэтому её невозможно искоренить всецело – каждый обладающий хотя бы небольшой властью чиновник будет иметь соблазн получить взятку, дав взамен разрешение на строительство подрядчику, выигрыш в тендере компании, паспорт без регистрации обратно нелегальному иммигранту. И чем ниже ответственность согласно статьи действующего закона, тем выше будет соблазн безболезненно обогатиться. Суждение в форме «если им верху можно, почему нам нельзя» порождает другое суждение – «рыба гниет с головы». Таким образом, коррупционерами – донорами и акцепторами -  становятся люди из разных кругов общества – нелегальные иммигранты, ведущие сомнительную деятельность в стране; профессиональные угонщики автомобилей; полицейские, за определенные суммы покрывающие их всех; дорожные полицейские,  «прощающие» смертельно опасное нарушение пьяному донору и выдающие водительские права после «проплаты» (присутствует во ВСЕХ автошколах и во ВСЕХ отделениях ГИБДД, но не искореняется вовсе – число идиотов на дороге полнится), чиновники, «распиливающие» бюджетные деньги между собой и подставным подрядчиком; продавцы санитарных книжек, дипломов, справок и их покупатели, обманывающие работодателей, государство, покупателей, которых они могут чем-нибудь заразить и так далее. И коррупция, растущая из частной сферы навстречу сфере государственной, в любом случае получит взаимное притяжение – в любом политическом режиме и при любой власти.
Вопрос в другом – хочет ли общество избавиться от коррупции? Хочет ли обыватель не платить взятку за ничем не обеспеченный, живущий за счет родителей садик, лишь бы пристроить ребенка? Хочет ли он давать взятку инспектору ДПС, лишь бы не платить повышенный штраф или не лишиться драгоценных (тоже купленных, всего-навсего за 15 тысяч рублей в Санкт-Петербурге) водительских прав? Хочет ли он, чтобы не вырубали заповедные леса, на месте которых одобрена через «откат» стройка коттеджа для респектабельного бизнесмена? Хочет ли он, чтобы из фондов и бюджетов социальных программ деньги уходили нуждающимся и беспомощным пенсионерам, инвалидам, больным детям, матерям-одиночкам, а не на новый Ferrari для сына депутата? И ответ на эти вопросы невозможно дать однозначно – произвол чиновников и частной сферы вместе с ними безусловно будоражит массы, вызывает волны протеста (скромные и, преимущественно, в Интернете, правда), однако на практике большая часть обывателей плюнет на принцип и оплатит свой интерес в неподотчетной форме чиновнику, либо проигнорирует известный факт коррупции – «как бы чего не вышло». Пожалуй, в этом ключе нейтральность и боязнь каких-либо качественных перемен, свойственную обществу, достаточно неплохо описывает комментарий журналистки известной газеты к видеороликам социальной рекламы, содержащим мощные, ультимативные посылы негативной формы в отношении наркотиков и алкоголя. В данных записях журналистке видится слишком много негатива. «А мы ведь НЕ ТАК ПЛОХО ЖИВЕМ, чтобы только ужасами отвращать ребенка от наркотиков, пьянства, разгульной жизни. "Ничем не проймешь", - самый простой аргумент, и может быть, это самый простой способ. Сложнее показать и приучить к хорошему. Так может быть, шок - это не по нашему? Я стерла ролики, и поняла, - не хочу учить через ужасы. Я хочу - через небо и деревья в снегу». Таким образом, безусловно, человек, написавший это, против негативных привычек, поскольку так положено (правда, факт, что какие-то из этих привычек свойственны этой журналистке, почти налицо), но реальная борьба с внедрением в психику детей негативного отношения к алкоголю, табаку и прочим наркотикам – есть некое зло, от которого, по мнению данного субъекта, следует абстрагироваться и дождаться, судя по всему, момента, когда ребенок сам начнет принимать эти наркотики – тогда уже пора будет приниматься за дело. Однако и тогда ничего не поменяется – ребенок вырастет, и все это станет его личным выбором. Ровно та же ситуация и с коррупцией – покупку водительского удостоверения считают мелочью, пустяком, но из-за людей, неспособных и необученные вождению автомобиля гибнут на дорогах ни в чем не повинные люди. Тем не менее, любой ученик автошколы рано или поздно слышит от инструктора – опытного водителя, обязанного понимать, чего это стоит -  предложение «проплатить» экзамены и сумму взятки. С одной стороны, общество готовы искоренить коррупцию – и есть общественные организации, занимающиеся этим на практике. С другой – большинство населения все равно смотрит на данный процесс со скепсисом и потворствует понемногу коррупционной деятельности. И процесс искоренения (не полного, но эффективного) коррупции невозможен без перемен в национальном сознании, без усиления законов и демонстрации прецедентов законной расправы с коррупционерами, своими эгоистическими интересами разрушавшими жизни и благополучие других лиц.
Возвращаясь к теме якобы недостаточной оплаты работы чиновников, следует упомянуть о том,  сколько ярко демонстрируют они сами свою занятость.
 «На экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент России Дмитрий Медведев неожиданно для всех поблагодарил разработчиков из студии Rovio за создание игры Angry Birds. По словам президента, теперь у российских чиновников есть как минимум одно очень важное дело на работе. Реакция разработчиков не заставила себя ждать. <…> появились сообщения о том, что Rovio собирается активно продвигать онлайн-версию игры в России и ищет партнеров (и не согласна меньше чем на Яндекс или Mail.ru Group)»
Не говоря уже о видеозаписях демонстративного безделья на заседании Государственной Думы, а также голосования за целые фракции единичных депутатов, присутствующих на заседаниях. Стоит ли упоминать вновь, какое обеспечение предусмотрено чиновникам этого уровня и сколь часто их родственники с прошествием незначительного времени благополучной политической деятельности становятся успешными бизнесменами и владельцами объектов роскоши. Объяснить это как случайность тоже можно, но это будет слишком наивно.
Не лишним будет упомняуть, что, в соответствии с принципом «рыба гниет с головы», близкие, знакомые, друзья – как угодно – сегодняшних лидеров государства также весьма быстро и эффективно растут в социальном и финансовом плане. Факты, подтверждающие эти неслучайные взаимосвязи (президентство В.В Путина и синхронный рост бизнеса его хороших друзей), доступны широким массам пользователей сети Интернет, а также изложены во вполне официально продаваемых на прилавках магазинов изданиях и имеют достаточно мало шансов быть клеветой – объекты информации такого типа достаточно быстро разоблачаются в наше время.
Собственно, говорить о неадекватности политической обстановке решений о незаконном строительстве со стороны среднего звена чиновников будет довольно опрометчиво, если учесть следующую информацию:
«Активисты "Экологической вахты" по Северному Кавказу сумели проникнуть на территорию объекта, расположенного к северу от села Дивноморское. В результате проведенной экологической инспекции "зеленые" обнаружили там незаконное строительство, принадлежащее Московской патриархии Русской православной церкви.
По словам краснодарского эколога Дмитрия Шевченко, не менее 10 га уникального леса, где растет охраняемая законом пицундская сосна, огорожено 3-метровым забором. Пробравшись внутрь, экологи обнаружили "странное, пафосное строение - не то особняк, не то храм - венчает это четырехугольное здание куполок с крестом. Совершенно какой-то невообразимый гибрид дворца и храма". Из храма-особняка вышел человек и "на ломаном русском" попросил экологов покинуть эту частную территорию.<…>
Как сообщает активист "Экологической вахты" по Северному Кавказу Андрей Рудомахи, факт нахождения VIP-объекта на территории Гослесфонда был подтвержден официальным ответом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю "Экологической вахте". Но официальное ведомство не предприняло никаких мер по приостановке строительства объекта.
"Это наряду с такими объектами, как дача Путина на Прасковеевке, как планируемая государственная дача на Утрише, - это объект, в отношении которого государственная контрольная схема не действует. Он фактически выведен из-под контроля", - комментирует Рудомахи.
Бороться с незаконным строительством на природоохранной территории, когда в роли заказчиков объекта выступают влиятельные кремлевские структуры, всегда сложно, но не безнадежно - считает директор по программам "Гринпис России" Иван Блоков. По его мнению, это может занять несколько лет и завершиться обращением в Европейский суд по правам человека. По мнению эколога, в связи с приближающимися выборами власть сейчас будет осторожнее "с принятием таких волюнтаристских решений и закрыванием глаз на уничтожение природы".
Таким образом, наблюдая произвол со стороны «влиятельных кремлевских структур», легко понять, почему развивается коррупция на уровнях ниже – вышеописанный принцип распространения коррупции в авторитарной структуре здесь применим совершенно точно.

Итак, результаты распространения коррупции сверху донизу налицо любому обывателю, способному выйти в Интернет и сравнить информацию о тех или иных событиях в разных источниках (что немаловажно, поскольку от дезинформации в наш век никто не застрахован).
Вкратце можно упомянуть следующие факты.
Покупка теоретических и практических экзаменов в ГИБДД Санкт-Петербурга вместе с решением аналогичной проблемы в автошколе обойдется примерно в 30-35 тысяч рублей.
Покупка официальной санитарной книжки без прохождения каких-либо анализов обойдется в 2500-3000 рублей, фальшивку можно приобрести от 500 рублей.
Строительство дорог поражает титаническими цифрами оборотов – особенно с учетом явного финансового голода пенсионеров и инвалидов:
«Специалисты подсчитали, что строительство одного километра четырехполосной дороги в Китае обходится в $2,9 млн, в Бразилии – в $3,6 млн, в России – в $12,9 млн. Но это в среднем. Чем ближе к столице, тем больше цена. Так, на участке автодороги Москва – Санкт-Петербург стоимость составляет $134 млн за 1 км, для Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга – $142 млн за 1 км, для четвертого кольца Москвы – около $400 млн за 1 км)»
Нарушение ПДД, грозящее лишением водительского удостоверения, инспектор в хорошем настроении милой девушке может забыть и простить всего-навсего за 1000 рублей.
Так можно продолжать довольно долго, но прайс-лист «услуг» коррумпированных структур легко доступен обывателю, впрочем, прайс-лист на нелегальные наркотики доступен всего немного меньше.
Что касается совместного «распила» бюджетных финансов, то и тому есть обилие примеров:
«Администрация подмосковного города Апрелевка в сентябре этого года заказа ремонт дорог и иные работы по благоустройству. На участие в аукционе было подано 5 заявок от компаний-претендентов, но только одна из них получила доступ, заявки 4-х компаний были отклонены. Сейчас контракт, судя по данным с официального сайта, заключен, и в скором времени будут перечислены деньги. Но перечислены они будут "за воздух", потому что работы уже были выполнены ранее, о чем заказчик не мог не знать.  <…> Фотографии делались в начале сентября этого года (в момент, когда торги еще не были закончены, а контракт не заключен). На них прекрасно виден ровный, свежеположенный асфальт. И так по всем объектам, указанным в Техзадании этого аукциона. Получается, что работы сейчас подрядчикам вообще выполнять не надо. А просто сидеть и ждать, когда формальный срок исполнения контракта подойдет, чтобы списать деньги.

Та же Администрация г. Апрелевки по той же самой схеме "работала" и на другом объекте: дороге Центральной:  Дорогу на указанном участке фактически ремонтировали один раз, а заказывали дважды в составе двух разных аукционов с разницей в один год: летом 2011 г. -   То есть еще 2 года все дорожные работы на данном участке должны были выполняться подрядчиком бесплатно в рамках гарантийных обязательств. Но "бесплатно" чиновников не устраивает: как же бесплатно, если можно освоить бюджет?

И в 2011, и в 2012 году на торгах победила одна и та же фирма - ООО "СамСтрой". Причем в 2012 году на заключение контракта претендовали аж 9 фирм и опять допустили только это ООО, всем остальным отказали в допуске. Вот такая незамысловатая схема распила. Тянущая на срок лишения свободы до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей (ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса - мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).»
Кстати, данная цитата взята как раз из интернет-ресурса, заполняемого одним из представителей общественной организации, занимающейся посильной борьбой с прецедентами коррупции. Борьба на уровне обычных правоохранительных структур, как правило, носит достаточно предубежденный характер, и личности, не интересующие правоохранителей, либо уже «оплатившие» их спокойствие, попадают под действие Уголовного Кодекса весьма редко. Что касается операций провокационного  типа по проведению «контрольной сделки», то зачастую и такие операции проходят совершенно комично и безрезультатно:
«Председатель правления компании «Москонверспром» Валерий Морозов направил главе МВД Рашиду Нургалиеву письмо с просьбой вернуть 15 млн руб., которые он в 2009 году по настоянию оперативников передал в виде взятки заместителю начальника главного управления капитального строительства управления делами президента (УПД) Владимиру Лещевскому.
«Москонверспром» выиграл тендеры на строительство ряда объектов в Сочи, в том числе для управделами президента. Согласно заявлению Морозова, Лещевский, курировавший строительство, потребовал от него откат в размере 180 млн руб. (12% от суммы контракта). Бизнесмен платить не пожелал и обратился в департамент экономической безопасности МВД с заявлением о вымогательстве со стороны УПД.
Для того чтобы собрать доказательства виновности Лещевского, милиционеры предложили Морозову передать чиновнику первый транш вымогаемой им взятки (15 млн руб.). Бизнесмен попросил выделить для поимки коррупционера средства МВД, однако в ответ ему заявили, что «это займет слишком много времени». Поэтому Морозов согласился предоставить для проведения оперативного эксперимента собственные деньги.
Оперативники не стали брать Лещевского при получении денег. По их словам, арестовать чиновника им не позволил следователь. В итоге 15 млн руб. Морозова остались у Лещевского, и милиционеры до сих пор не возвратили деньги бизнесмену. Более того, как выяснила впоследствии Генпрокуратура, доказательства передачи денег (видео и аудиозаписи) милиционеры уничтожили. Дело в отношении Лещевского следственный комитет возбудил лишь в августе 2010 года.
«Получается так, что ответственные сотрудники МВД, принявшие решение об использовании в оперативных мероприятиях моих собственных средств, заставили меня заплатить 15 млн руб. Лещевскому, чего я делать не хотел, а затем обеспечили сокрытие факта этой передачи», - пишет Морозов Нургалиеву.
Бизнесмен просит, чтобы министр Нургалиев вернул ему 15 млн руб. «из фондов МВД». Если ему откажут, собирается обратиться в суд, пишет «Коммерсантъ».

Таким образом, борьба с таким распространенным и всеобъемлющим явлением как коррупция, в особенности – применительно к России – есть постоянный, непрерывный процесс, требующий контроля и контроля контролирующих его. Соблазн реализовать собственный интерес путем совершения или прикрытия незаконной сделки велик у любого обладателя власти. Примеры выше – есть лишь малая, мизерная доля тех фактов, распространенность которых и не позволяет развиваться многим отраслям хозяйства и общественной жизни страны. Коррупция будет ступором адекватного, цивилизованного развития страны и будет порочить её в глазах стран-соседей вплоть до тех пор, пока меры противодействия коррупционному произволу не станут универсальными и предельно жесткими в рамках конституционных принципов. Важно помнить, что человек, преступивший черту и взявший деньги за сокрытие преступления – преступник не в меньшей, а в большей степени, чем исполнитель противозаконного акта, поскольку именно его голос был решающим в решении вопросов – уничтожать или сохранять, украсть или отправить нуждающимся, убить или оставить в живых.



Источники цитат в сети Интернет:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция
2. http://ru-an.info/news_content_print.php?id=1503
3. http://readers.lenta.ru/articles/2011/06/22/birds/
4. 5. http://www.kp.ru/daily/24601.4/772891/?cp=0
6. http://devo4ka-e.livejournal.com/28644.html
7.