Старуха и война

Мария Бобылькова
- Ах вы, ироды! Нехристи!
 
По непролазной грязи деревенской дороги, потрясая клюкой,  спешила к покосившейся часовне восьмидесятилетняя  старуха, окружённая детьми. Сама старуха и дети, менее всего напоминали живых людей; серые, заострившиеся лица, впалые глаза и беззубые рты. Детские острые худые коленки торчали  сквозь  латанные - перелатанные  грязные, от дорожной грязи, чулки. Видавшее виды пальтишко, перепоясанное пеньковой верёвкой - на мальчике,  и мужской твидовый пиджак - на девочке. Большого  размера пиджак лишь только своей длиной имитировал пальто. Непомерные рукава  закатаны. Хрупкая фигура перехвачена крест- накрест, завязанным на спине шерстяным, поеденным молью и временем, платком. Оба ребёнка обуты в солдатские ботинки.  И от того, что сами по себе ботинки  были огромны и тяжелы, их  с большим усилием приходилось вытаскивать  из  засасывающей грязи дороги.  Что бы,  не рухнуть в раскисшую мешанину  под ногами, дети вцепились в подол старухиной юбки, покачивались от усталости и тяжело дышали.

Старуха  же,  остановившись  перед дверью часовни, так же задыхалась, хрипло выдыхая осенний холодный воздух,  и пыталась разогнуть свою согбенную годами спину. Закостенелое тело не слушалось её; она могла лишь вытягивать и поворачивать голову из стороны в сторону,  ища своими выцветшими глазами невидимых ей  врагов. Губы её шевелились безостановочно и беззвучно.  Наконец,  она распрямилась и выплюнула яростно,  - Ироды! Нехристи!

Старуха  подняла свою клюку и стала хлестать ею наотмашь перед собой, надеясь достать до хребтины тех двоих, что   пытались  сбить амбарный замок с двери часовни.  Молоденький конопатый солдатик, ещё совсем мальчишка, направил было вперёд свой автомат, но затем залился краской, отшатнулся и вжался в бревенчатую серую стену покосившегося, вросшего в землю строения. Второй - штатский, наоборот, заскрежетал, заводил желваками. Отмахиваясь от старушечьей клюки своим портфелем,  заорал на всю деревню, - Ополоумела, старая сука! Война! Фронту нужны средства.

- Это,  не я!  Это,  вы все обезумели! Не дам! Сыновей уже отдала! Внуков не отдам! Землю не отдам!  Не дам Бога из дома выносить!