Мимо острова Руяна к кладу капитана Дрейка

Виталий Туманов 2
   МИМО ОСТРОВА РУЯНА                Из досье коллекционера
   ********************
   К КЛАДУ КАПИТАНА ДРЕЙКА
   ***********************
   Так часто оставляют в дураках, что стали принимать это состояние за нормальное. Не лезем в политику, боясь испачкаться. Не суёмся в экономику, в ней сам черт ногу сломит, даже признанные знатоки запутались. У пассажиров метро снова стали попадаться книжки. Приключенческие. Наверное многим хочется попасть на экологически чистый необитаемый остров и попытаться из робинзоньего времени более надёжным путём приплыть в цивилизованную эпоху. Но такие благословенные земли остались только в старых романах.
   Что ж, вернёмся на знакомые острова давно прочитанных книг. Причалим не к скалистому "фасаду", а к тихой творческой "кухне" писателя. Это здесь заваривались замысловатые сюжеты. Любопытно, не правда ли?
   Какой, например, остров подразумевал А.С.Пушкин, у которого в "Сказке о царе Салтане" заморские гости проплывали "мимо острова Буяна"? На карте такого названия нет. По всей видимости, остров находится на торговых путях из древней Руси в низовьях рек Вислы, Эльбы, Одера, где до двенадцатого века жили балтийские славяне. В средневековых письменах, до которых Александр Сергеевич был большой охотник, часто упоминается остров Руян, что напротив Одера в Балтийском море. Он славен храмом языческого бога Святовита. Докопался поэт и до трансформированного на русский манер имени - Буян, каковое дали, вероятно, новгородские купцы. А у немцев остров превратился в Рюген.
   Настоящей приманкой для искателей приключений стал "Остров сокровищ" Стивенсона. Он скрупулёзно описал приметы, заинтриговал приложенной к книге картой, на которой крестиками отмечены места захоронения пиратской добычи. О местонахождении таинственной земли знатоки спорят до сих пор. Предполагают, что это расположенный близ Кубы остров Пинос ("Сосновый"), открытый Христофором Колумбом. Сосны на нём действительно растут. За свою историю он именовался и островом Попугаев, и островом Пиратов, и даже островом Сокровищ. Последнее обстоятельство особо и привлекает. Вот только по площади Пинос в 70 раз меньше стивенсоновского. К тому же и островом Сокровищ его стали называть,когда книга была уже издана. Теперь же именуют Хувентуд ("Остров Молодости").
    Может Тобаго? А что? Легендарное пристанище джельтменов удачи. Но слишком расходятся координаты Тобаго с книжным островом. Есть еще лакомый пиратский кусочек В Тихом океане, который по топографии и размерам идентичен описанному в романе - остров Кокос, ныне принадле-
жащий Коста-Рике. Здесь по слухам пиратские клады поистине бесчисленны. Наверное именно на нём зарыто золото и драгоценности знаменитого капитана Дрейка. Ищут остров в Индийском океане. Попадается много похожих на тот, где впечатлительный попугай пирата Сильвера вдохновляюще кричал: "Пиастры! Пиастры! Пиастры!".
   Между тем из автобиографических записок Стивенсона известно, что однажды, играя с пасынком, он забавлял его рассказом о приключениях путешественников на необитаемом острове. Стивенсон нарисовал карту воображаемой земли и произвольно пометил крестиками места пиратских кладов. И уже после написал роман. Авторский рисунок и поныне иллюстирует издания на многих языках, распаляя кладоискателей. Копают на всех подозрительных островах. И, говорят, иногда кое-что находят.
   Заглянем на "кухню" другой знакомой книжки. Даже тот, кто из 250 романов Александра дюма-отца прочитал только "Трёх мушкетёров",знает, что автор был одним из самых плодовитых писателей. Литературный маэстро, прохаживаясь вдоль творческого конвейера борзописцев, задавал сюжеты своим помощникам, диктовал наиболее значительные сцены, "мелочи" те домысливали сами. Рукописи будущих томов росли, как на дрожжах. Еще тепленькие от творческого пыла листы хватал нетерпеливый издатель и тащил в типографию. Самолично по несколько раз, как,например, привередливый в творчестве граф Лев Толстой, Дюма свои книги , конечно, непереписывал. Потому успел сочинить ещё и 25 пьес.
   Едва ли Дюма стал бы таким писучим, не будь он любознательным библиофилом. Могли совершенно незамеченными кануть в Лету мемуары Шарля
де Батц де Кастельмор д Артаньяна, а маститый литератор превратил тощие записки мушкетёра в толстые тома увлекательных приключений, обессмертив тем самым имя гасконца.
   Аналогичная история случилась с "Записками. Из архива парижской полиции" бывшего полицейского Жака Пеше. С протокольной добросовестностью в них рассказано о нежной любви простого сапожника и богатой девушки. Дело дошло до свадьбы. Но коварный соперник, позарившийся на приданое, донёс на труженика шила и дратвы, будто он намеревается свергнуть Наполеона и восстановить власть Бурбонов.Известно, чем нелепей навет, тем  больше доносчику верят."Заговорщика"
бросили в тюрьму. Да повезло несчастному познакомиться с заключенным аббатом, который перед смертью завещал сокамернику солидное состояние.
Выйдя через восемь лет на волю, сапожник с аристократической утонченностью мстит своему обидчику. Знакомо? Ну, конечно, это же Эдмон
Дантес, он же граф Монте-Кристо, неистовый узник, восхищающий читателей романа иноголетним изнурительным подкопом из крепости к свободе.
   Маленький скалстый островок Монтекристо -(по-русски Гора Христа) в Тирренском море (бывшее пристанище пиратов, ныне охранная зона с лежбищем среднеземноморских тюленей) Дюма загодя " присмотрел" для
будущего романа, окрестивгероя книги его именем.
    Если с творческой хваткой Дюма всё ясно, то научное предвидение Джонатана Свифта. Автора необыкновенных приключений Гулливера на фантастических островах, представляет собой еще никем не разгаданную загадку. Про лилипутов и великанов, лапутян и гуингмов при определённой эрудиции можно выдумывать что угодно и сколько угодно. Но как писатель умудрился за 156 лет до открытия учеными спутников марса - Фобоса и Деймоса - узнать о их существовании? Больше того, в трудах Свифта приведены данные о расстояниях до спутников, времени их обращения, оказавшееся удивительно близким к действительности.
   ...А теперь тихонько прикроем "кухонные" двери и вернёмся на своё читательское место, на облюбованные острова. Не требуется большой фантазии, чтобы графически изобразить их на бумаге. Но открыть острова может только Мастер.
            *********************************************