Родос. Ностальгия по настоящему

Олеся Шимановская
В Греции 2 000 островов, 227 из них обитаемы, но туристические тропы протоптаны лишь на несколько из них: Крит, Родос, Корфу, в последние годы нам явились Кос и Закинф.
Крит в силу размеров, многообразия природных богатств и присутствия Минойской цивилизации вряд ли кто-нибудь сможет назвать исследованным вдоль и поперек. В Ретимно хочется возвращаться каждый год, как в родной город, а еще больше хочется пожить в нем подольше, ну хотя бы все лето, как у бабушки на даче...
На Родосе я была с вывихнутым голеностопом, что, разумеется, крайне ограничивало освоение нового пространства.  Из воспоминаний четырехлетней давности осталась лишь морская прогулка в Линдос – вдоль непрезентабельных и невысоких берегов, покрытых жалкими колючками и невыносимой жарой, которая не оставила нам ни единого шанса насладиться красотами древней столицы острова. К святилищу Афины стоит приближаться на рассвете или закате в полном одиночестве и покое, тогда, возможно, можно ощутить ее дух, который все еще витает над древними развалинами. И все-таки наслаждение прекрасными пейзажами и любым искусством относится к десерту, если тебе жарко, холодно или голодно, искусство отдыхает.
Или, скорее, когда мы сыты и нам комфортно, а то и скучно, то можно обратиться к развлечениям - путешествиям, постараться понять древних архитекторов и философов, уйти из своей привычной жизни и реальности. Это можно сделать и, не выходя из дома – с помощью книги или фильма, но реальное перемещение всегда интересней!
 Кос остался в памяти визитной карточкой Греции, там я была в первый раз и никогда и нигде больше я не прикасалась к настоящей, нетуристической жизни греков. Может быть, потому что стоял ноябрь и был «не сезон», потому что все двери острова нам открывал местный Онассис, да просто потому, что Зевсу так было угодно! Если над  Дикеос–самой высокой горой на острове собирались тучи, мы падали в таверну, а часа через три, как и обещал наш местный Онассис, вновь светило солнце… Может, потому, что нас не просто возили на экскурсию в винодельню, а ее хозяин – старый друг хозяина вместе с женой, привезенной с Мальты, сажали нас за стол вместе со своими детьми и рассказывали о своей жизни и о вине тоже… Может, потому что Георгий – представитель принимающей греческой турфирмы танцевал старинный греческий танец так, что местные греки вынесли ему ящик шампанского и засыпали белоснежными салфетками, в ноябре они заменяют лепестки цветов, но от этого не становятся менее значимыми…Или, может быть, потому, что ночная жизнь Коса открывалась нам не в клубе для туристов, где создается атмосфера любого ночного европейского клуба, а в настоящем греческом месте, где мы слушали бузуки, живую греческую музыку и песни и узнали, что греческая молодежь с большим удовольствием танцует под народные мелодии и более того – знает сотни национальных танцев, среди которых есть мужские, женские и смешанные. С трудом себе представляю московский ночной клуб, где подростки всю ночь танцуют русские народные…
Корфу – моя любовь, самый зеленый, оливковый и ежевичный…Где в Кери за 100 евро нас катал сам капитан на своем корабле по своему морскому царству. Он бросал якорь в любом понравившемся нам месте и был так немногословен и сдержан, что мне показалось, что он приплыл ко мне из старых сказок – именно такой, каким и должен быть настоящий капитан. Казалось, что красивее черепашьего острова Марафониси не может быть ничего, даже, несмотря на то, что сами черепахи уже уплыли, но нас ждала Глифада – пожалуй, самый немноголюдный и самый красивый залив на острове. Вообще, Греция так богата, что все разговоры о ее мнимой бедности кажутся мне полнейшей глупостью или просто заговором. А еще точнее – конфликтом роботов с душой самой природы. Это просто разные планеты и им не нужно пересекаться. Евросоюз как солнечная система, можно быть вместе и называться одним именем, а можно просто лететь рядом и быть Венерой, Юпитером или Землей. Так вот Греция – просто Греция, и я люблю ее не за что-то, а просто потому, что она есть. И создал ее Бог или Боги, а не Евросоюз.

Теперь – о душе. Когда попадаешь прямо из любимого московского метро с небольшой пересадкой в ШЕРЕМЕТЬЕВО на море, хочется никогда домой больше не возвращаться.  Наш выбор выпал на Родос также случайно, как мог выпасть на любой другой остров. Еще вчера мы летели на Кос, но судьба всегда все расставляет по своим местам. Кос будет в следующий раз. Определенно ответить на вопрос, какой остров мне нравится больше всего, я не могу. На Корфу я хочу вернуться в ресторанчик на берегу, где меня обнимет хозяйка Яна и расскажет о том, какая тяжелая была зима, когда сын приедет им помогать, куда поступила дочка и накормит так, как меня в детстве кормила бабушка, когда я еще была Богиней. Не едой – амброзией, задав всего два вопроса – первый был задан всего один раз – Вам меню или меня? И второй – рыба или мясо?
На Крите я хочу вернуться в пиццерию для дальнобойщиков в Кавросе, где Костас делает лучшую в Греции пиццу, Италию обижать не будем. Костас до ужаса похож на одноглазого героя фильма «Богач, бедняк», который работал в пекарне и всю жизнь мечтал положить мышьяк в булочку…Посмотреть, как выросла его очаровательная дочь Элла-Элла-Элла-Мануэла и еще раз удивиться матушке-природе – ну как у таких немолодых и некрасивых родителей могут рождаться такие принцессы?
А на Закинфе наше любимое место - Порто Зорро…В прошлом сентябре мы осваивали юг острова, и в середине дня голод застал нас в дороге, а вокруг – сиеста, когда в пятый раз мы услышали, что таверна откроется только в 6 вечера, я почему-то перешла на русский и в сердцах пробормотала что-то вроде «Блин, какой кошмар!», на что услышала родную речь: «Господи, да Вы наши, тогда садитесь, сейчас я Вас накормлю, только что свининку зажарила!» Так мы познакомились с Мариной из Красноярска, уехавшей в лихие девяностые в теплую заморскую страну к греческому принцу. Наверное, подружки до сих пор ей завидуют. Ее руки были покрыты ожогами, готовить на весь ресторан приходится с раннего утра, да еще за тремя сыновьями приглядывать – та же доля, разве что климат сменила, от перемены мест сумма не меняется. А еще нас там ждет подросший кот Софокл с огромными ушами, который был уже тогда  очень мудр, но с голодухи орал, как простой смертный.
Родосские креветки с острова Сими

Итак, все-таки Родос! Единственное гастрономическое воспоминание – рыбная таверна на берегу в Калифее и неведомые на других островах и в других сезонах креветки с острова Сими! Вы когда-нибудь ели креветки, которые не надо чистить? То есть, таких мелких, новорожденных креветок, панцирь которых еще не стал твердым, и его можно есть вместе с нежным мясом? В чесночном соусе? Тогда  - на Родос! На Сими можно сплавать на денек.
Радости начались еще в Москве, когда нам подтвердили вожделенный отель 2* София в древнейшей на острове туристической Мекке – поселке Фалираки. Почему 2? Потому что больше и не нужно, здесь есть кухня, большая двуспальная кровать и чудесный балкон с видом на море. Говорят, еще и завтрак включен, но мы сегодня спали. В час ночи накануне вылета, я тупо изучала те несколько скудных фотографий, которые представляли миру наш будущий дом на ближайшие десять дней. Кусок балкона, маленькая площадь с фонтаном и близко-близко море! Через 18 часов я стояла на том самом балконе. Визуализация – великая вещь!
 И, конечно, бегом на море. Ведь оно совсем рядом – ручное, теплое, долгожданное! У входа на пляж рыцарь – настоящий дядька-Черномор из старой детской книжки – благородная седая борода, длинные пепельные волосы и голубые добрый глаза, глубокие как море. Он восседает на троне из губок, теперь он напоминает мне Нептуна, только трезубца не хватает.
-Вы откуда? – строго говорит он и, услышав не привычное Britain, а ласкающее слух любого грека –Russia, Нептун становится добрым и словоохотливым, он рассказывает нам о губках, про которые я знаю все. С Коса мы плавали на Калимнос, как только мне удается вставить это волшебное словечко – пароль, как оказалось, старик замолкает, его глаза смотрят на меня совсем по-другому, его туристическая песня обрывается на полуслове.
- Я сам с Калимноса, - говорит он, его речь становится в три раза медленней, он показывает на фотографию – в водолазном костюме и лет на двадцать моложе, - я Вам расскажу про самые лучшие губки в мире, как их надо выбирать.  Вот эти – лучшие – самые темные, невзрачные, а не эти – обработанные – похожие на головки светло-коричневого сахара.
Я знаю, - думаю я, я все знаю, я помню, я писала об этом, меня поразили и запали в душу рассказы об этих удивительных людях, которые погружались на глубину за этими губками, которые теперь лежат в любом магазинчике на любом острове и стали своеобразной визитной карточкой всей Греции. Спрос на губки был очень велик во всем мире, и островитяне были сказочно богаты. Но платили за это страшную цену. Ловцы привязывали к себе камни, и многие тонули или умирали от кессонной болезни. Изобретение водолазного костюма увеличило количество добываемых губок, но не избавило отважных ныряльщиков от преждевременной смерти. Переселенцы с этих островов основали временное поселение в Тарпон Спрингс, во Флориде, и теперь добывают губки в Мексиканском заливе.
Мой Нептун обещает нам скидку. А мне хочется обнять его и говорить с ним всю ночь про его жизнь, семью и  про Калимнос – родину губок, которыми мылись еще римские императоры. Этот народ не сломить. И бедность для них – не порок.
Мое тело, измученное сначала бесконечной зимой, потом московской жарой погружается в нирвану. Ручное, ласковое, как щенок, лижущий ноги, море обнимает меня и принимает в себя. Невесомость. Гомеостаз. Я в утробе матери-земли. И снова не хочу рождаться – покидать ее чрево. Вечер, а Гелиос шпарит и домой не собирается. В автобусе градусник показывал сорок. Волосы высыхают почти мгновенно. Даже после захода солнца дует горячий ветер, тетушка, пришедшая собирать деньги за кусочек тени, обещает, что жара спадет через пару дней. Но мне кажется, что я этого просто не замечу.
Нам хочется всего и сразу. Ведь мы не ели по-человечески месяцев десять! Выбор правильной таверны – дело непростое, всегда есть шанс ошибиться и попасть в туристическую столовку. Впрочем, как показывает опыт, в таком месте, как Фалираки, все места туристические, но везде на удивление гарантированно вкусно! Видимо, конкуренция.
Еще в автобусе мы осмотрели все гостиницы  - Фелиримос – самый дешевый вариант. Возглавлявший список бесценных отелей типа – Вы платите только за перелет, - как я и предполагала, в попе мира, море блеснуло где-то за километр – пятнадцать минут, как написано на tophotels заботливыми и скрупулезными земляками.
И вдруг пейзаж за окном автобуса стал удивительно знакомым, что-то неуловимое, как во сне, де жа вю – я здесь уже была. Я знаю эту улицу, и этот барчик, и магазин с глупым названием по-русски что-то типа: «Лучшая норка на острове». Это Калифея. Да, память не подвела, именно здесь я ковыляла в 2008, раненая, как гадкий утенок. Правда, ловила завистливые взгляды, когда муж на руках нес меня в море…Но сам остров так и остался для меня запароленным. В этот раз я войду, однозначно. Пароль: Калимнос. Нас пропустили. И начались чудеса.
Чудо номер 2.
Моя большая греческая свадьба по-Шотландски.
Итак, мы выбираем таверну, чуть не упали в одну, прямо у отеля – Dimitrа, там во льду серебрились рыбки. Хороший знак. Но что-то влекло меня дальше, по голубым дощатым дорожкам вдоль пляжа, к маленькой белоснежно-голубой часовенке. У входа стоял импозантный мужчина с усами, серьгой в ухе, черной плиссированной юбке с еле угадывающейся клеткой, на самом важном месте висела игривая, почти дамская сумочка, даже скорее, клатч с тремя несерьезными бляшками, на юбке красовался маленький ножичек, а из черного шерстяного гольфика торчал такой же ножичек, типа кинжал более серьезных размеров. Греки-зазывалы у входа в рестораны в национальной одежде – не новость. Но зазывать нас никто не стал. Да и на грека он был не очень-то похож. Таверна оказалась последней в заливе (проверено – последняя – всегда самая лучшая), мы отдались судьбе и поплыли. Нас ждал единственный столик на двоих прямо у моря, без отрыва от еды можно было спокойно прицениваться и выбирать водную экскурсию. Конечно, на Сими. Воспоминания о девственных креветках не давали нам покоя ни на одном острове. Но их нигде не было.
И тут я оглянулась. За нашей спиной гуляла самая настоящая большая греческая свадьба, неужели шотландская греческая свадьба? Таких джигитов в юбках было еще, по меньшей мере, человек десять. Подружки невесты были в одинаковых платьях цвета морской волны, все, как одна с прической «Плюнь мне в ухо». Маленькие мальчики были уменьшенной копией своих пап, девочки – мам. Невеста сверкала наколкой на плече, и все время бегала курить, максимально элегантно задрав платье. Греческий ди-джей развлекал публику хитами прошлого века, Мимо носились очумевшие официанты, предупреждая, что сегодня быстро не получится, а мы отвечали, что это как раз то, что нам нужно. Первый повстречавшийся нам шотландец в юбке оказался женихом и был, пожалуй, самым колоритным персонажем из всех. Белокурая невеста хрипела прокуренным голосом, который никак не соответствовал ее ангельскому виду. Подружки невесты боролись с тяжелыми длинными юбками, которые мешали им не только танцевать, но и просто передвигаться. Особенно отважные ковыляли на высоченных каблуках, остальные мудрые счастливицы демонстрировали пляжные варианты обуви, и хотя бы не рисковали упасть.
В довершение всех сюрпризов, когда мы, очумевшие от невероятный перемещений из адова горнила, попали в настоящий рай земной, как официант  - молодой и симпатичный парень перешел на прекрасный русский.
С выбором блюд проблем у нас давно не возникает, проблема только одна, хочется всего и сразу, мудрый Янин совет мясо или рыба не прошел.
- Креветки с Сими? Конечно, есть! В чесночном соусе? Без проблем!
Мпифтеки? Будут! Шримс-саганаки? Греческий салат?
Мы гуляли вместе со свадьбой и удивлялись, как можно было попасть в Грецию и Шотландию одновременно…
Уже в Москве я прочитала, что по цветам килта (Шотландской юбки) можно узнать не только происхождение, но и общественное положение человека. Если в килте только один цвет — это слуга,  два — фермер, три — офицер, пять — военачальник, шесть — поэт, семь — вождь. Кажется, мы гуляли на свадьбе слуг или фермеров.

Прелестные картинки

- Зачем загорать в лифчике, а купаться идти без? – удивляется мой муж, - Причем,  прикрываясь руками?
 В этот момент к стыдливой русалке подходит ее принц – в майке и шортах, они стоят по пояс в воде и смотрятся довольно странно – ни туда и ни сюда. После долгих и настоятельных уговоров русалка, обреченно опустив руки, бредет на берег. Жара плавит мозг.
- Илья, сейчас же прекрати, - говорит папа разбуянившемуся малолетнему сыну, – а то сейчас же уедем отсюда!
- Илья, не слушай папу. Это амбивалентный посыл. Куда он денется с подводной лодки? Да еще в такую жару. Единственное комфортное состояние – лежать на свежекупленном матрасе в дарящем прохладу море. Думали, что нашли панацею, как Асклепий или Гиппократ, но неминуемая расплата настигла нас к вечеру, мы заметно подгорели, особенно те интимные места, которые я решила оголить на приличном расстоянии от смертных и предоставить обзор лишь самому Гелиосу, и которых не коснулся волшебный защитный крем – завоевание человечества.
Охлаждающего запала хватает минут на 5, даже, если лежать под зонтиком, выкупленном на весь день за 8 евро – кризис заставляет повышать цены. И кондиционер в сутки стоит 8 евро, деньги можно делать на всем, даже на жаре. Скоро вход в море станет платным…да и в салаты стали класть все меньше лука, иногда белый, а иногда вообще никакой… Однажды нам вместо огурцов добавили редис, но самое неприятное – это когда весь объем создает даже не салат, а невкусная капуста. На Родосе оказалось столько видов греческих салатов, сколько островов в Греции!
Две грузные дамы бальзаковского возраста ведут неспешную беседу, панамки, как поплавки, прикрывают единственную часть тела, доступную солнцу – голову. А там, как пирожки во фритюре, кувыркаются бесценные мысли.
- Я так берегла последние 30 евро, - говорит та, что потолще, - ничего себе не покупала, - мне сказали, что у меня такая страховка – что бы ни случилось, платишь 30 евро, а потом все бесплатно.
И тут же, без перехода:
 - А наши девчонки себе столько барахла понакупили, все по-дешевке, по 10 евро. А зачем? У нас в Челябинске на китайском рынке все то же самое и в ту же цену!
Вторая дама с более осознанным взглядом и формами переводит разговор на волнующую  продовольственную тему:
- Вы вот, Агнесса Петровна, недавно в Испании были. Так что ж там, пошла ли уже черешня и клубника?
- А как же, Анна Петровна, конечно, там и черешня, и клубника… и бананы с ананасами – все уже созрело!
На второй день внутриутробного отдыха как-то уже стало потягивать в общественную жизнь, надо зайти в соседний бар под оригинальным названием « Эспуми» - видимо, сокращенное от Эспумизан. Придется рискнуть здоровьем. Зато потом все девять дней мы будем подключаться к заветному вай-фаю аутоматично прямо у нумерах. Если Вам недостает комфорта, Вы можете добыть его сами. Как Прометей, а печень или желудок Вам вылечат.
Сегодня встали по будильнику, чтобы посетить завтрак – в 9 утра в ресторанчике под нами в 40 градусной жаре плавился йогурт, только меду все было нипочем. Колбаса выглядела грустно, казалось, она лежала и поджаривалась на медленном огне естественной температуры. Теперь понятно, как в пустыне жарят яичницу. Порадовало печенье, удивительно устойчивое к высоким температурам, и кекс держался молодцом. Из вареных яиц так и норовили выскочить птенцы. Остальное распадалось на атомы. Особенно неприглядно выглядели атомы сливочного масла в мини-упаковках. И без лабораторного анализа было видно, что если снова эту жидкость заморозить, то в масло она уже никогда не превратиться. На одни продукты градусы влияют положительно, ускоряя естественные процессы, а на другие – отрицательно. Я смотрела на сонных товарищей по несчастью, питающихся рядом, и вспомнила сакраментальную фразу, произнесенную лет 15 назад в Турции, где жара была еще более нечеловеческой: «А почему все делают вид, что ничего не случилось?» Больше на завтрак мы не вставали.
Тут стоит заметить, что наш отель с позволения сказать, находился в самом конце самой шумной улицы на острове. Что-то такое я читала в отзывах, но не придала этому особого значения. Напротив нас расположился круглосуточный «Макдональдс» - рассадник ненасытных урок, мистический притон из фильма «От заката до рассвета». Думаю, там было не хуже. Или не лучше.
Как-то вечером мы решили почувствовать себя настоящими англичанами и прогуляться по безумной улице. Свободная от предрассудков евросоюзная молодежь бурлила, как горная река, компании вливались одна в другую, перетасовывались, как карты на игорном столе, и заруливали в недвусмысленные ночные заведения. Девушки-зазывалы стрип-баров в …вернее, почти без всего  намекали на интерсное продолжение вечера, одна из них, видимо, купившись на мой не по возрасту пионерский вид, жарко зашептала мне на ухо, что-то типа: «Не хочешь немногопокошмариться?» Спасибо, не хочу, более того, даже никогда не хотела. Скучное у нас поколение.

Розовый рассвет, голубой закат.

Обедали в раскаленный полуденный час в таверне Деметра, вкусно, гарантированно, сытно (в Москве ведь 2 раза в день в ресторан не ходим), поэтому чувство голода как-то притупляется в принципе. Опять же жара, но силы организму нужны для борьбы со стихией, поэтому, не успеешь получить в руки волшебное меню, кстати, часто даже на русском, как сразу просыпается волчий аппетит, выберешь, бывало, греческий салат – это обязательный элемент, must have, как говориться в модных журналах, саганаки – жареный сыр, из той же оперы, мпифтеки – в английском варианте меню - это бесподобная котлетка из говядины, кучи приправ, но без хлеба называется омерзительнейшим словом гамбургер, ну и от жадности берешь еще-что-нибудь – цукини-котлетки, meat bolls какие-нибудь – кажется, из того же теста сделаны, что и мпифтеки, только поменьше и покруглее. Съедаешь салат напополам с другом сердца, половину саганаки и понимаешь, что желудок-то у котенка меньше наперстка, а на самом деле ничего еще и не начиналось, так легкий низкий старт.
 И вот где-то в тот самый срединный роковой момент вдруг в поле моего зрения появляются белые плавки и движутся в сторону мест общественного пользования, как-то свежепринесенный мпифтек застревает в горле, потому что все знают, что в ресторане даже на пляже в трусах не едят. Едят! И не подавятся! Отслеживаю, куда же в какую компанию вернутся белые трусы. А возвращаются они и присоединяются к миленькой такой компании себе подобных. Наконец, перевожу взгляд повыше и вижу, что дружный квартет поднимается и взглядам изумленных зрителей открывается вся цветовая гамма плавок, как в отделе нижнего белья – желтый, белый, голубой – выбирай себе любой! Двое бледнолицых как раз себе уже выбрали по желтому, тайцев выдают глаза и цвет кожи, который явно не требует дополнительного загара. 2 сладкие парочки, сверкая на солнце исподним, бодро удаляются под перекрестными взглядами потрясенных посетителей. Да, надо было ресторан как-то по-другому называть, Деметра – богиня плодородия, мать-земля, можно сказать, тут явно не при чем. Хотя, если покопаться в пыльной истории, греческим богам ничто человеческое было не чуждо! Читаю: «Мужа у Деметры не было. В пору молодости и веселья она вне брака родила от своего брата Зевса Персефону и могучего Иакха». И что теперь с людей спрашивать?

Вечер – лучшее время суток. Томящая, плавящая мозг и тело жара медленно, очень медленно отползает. Даже заход солнца не дарит долгожданной прохлады, паломничество в море не прекращается, а только усиливается, погружение в теплую спасительную воду дарит кратковременно облегчение, воздух уже не кажется таким тяжелым и плотным, мир приобретает привычные краски, мысли – возвращаются на свои места, просыпаются человеческие чувства и желания, на месте которых с раннего утра было только одно – погрузиться во что-то прохладное – море, душ, кондиционер – все равно. На сегодня битва с жарой окончена. Мы живы, значит, мы победили.
С возвращением желаний обретается аппетит, мы превращаемся в мазохистов, растягивая предвкушение удовольствия – бредем по шумным улочкам Фалирак, забредаем в магазинчики. Покупаем керамические тарелки, магнитики на холодильник, греческие масла для души, живота и тела. Умасливаем свою свинку желаний, которая на жаре совсем захирела – стала сереть и сохнуть, поджала хвостик и очень жалобно подскуливала. Она сразу принимает важный вид, поднимает свой пятачок, водит им из стороны в сторону и готова съесть практически все, даже взглядом. Она хочет коврик для ванной, новые босоножки, красный сарафан, купальник с трусиками-стрингами (а слабо в таких завтра поужинать???), греческий кофе, клубничный мохито, мороженое… И, даже не может отказать себе в удовольствии под кодовым названием Magic fish» - такого Вы еще не видели! Прямо на улице сидят люди, ноги которых погружены в аквариумы с маленькими рыбками.
- Фиш спа, - поясняет очаровательная девушка, явно уже не раз подвергшаяся этой процедуре. И протягивает флаер, в котором на всех языках, включая русский, – большая редкость, согласитесь, - написано:
«Рыбный пилинг лечения что это такое?

 (Грамматика и пунктуация неизвестного греческого автора сохранены в первозданном варианте).
«Новый метод натурального педикюра берет свое начало в Азия и широко практикуется на всем Дальнем Востоке».
 Боже! Как мы отстали от жизни! Дальний Восток давно тащится, причем, широко, а Москва опять где-то в ….неведении.
«Во время этой уникальной процедуры Ваши ноги массируют рыбки Гарра Руфа. Процедура может быть как индивидуальной, так и групповой».
Ну и денек сегодня выдался! Наверное, после посещения парочки стрип-баров можно и с рыбками.  Ну и дальше про фантастические ощущения…
 «Больно ли это», - вопрошает брошюра красными буквами, - ответ – нет!
 «У рыбок нет зубов и они «работают» очень деликатно, посасывая и пощипывая Ваши ступни».
Наконец-то изобрели вечный двигатель, мечта миллионов сбылась! Все на Родос! Умру, но попробую! Только, чур, без групповых заездов!
Однако, fish-удовольствие откладывается на неопределенный срок, моя свинка недовольно вертит своим пружинистым хвостиком и вынуждена отползти на второй план, в нашей компании есть еще одно действующее лицо – мужнина свинка. Она крупнее моей, и жара ей нипочем, она отрубается в любом месте и устраивает себе сиесту, и ест больше и жирнее. Да и вообще меньше парится по всяким пустякам, поэтому  и выглядит гораздо розовее и здоровее моей. Она лениво следит за покупками дешевых сувениров – не ее коленкор, на самом деле она лишь делает вид, что ее все это совершенно не интересует, а сама выглядывает из-за плеча, чтобы впиться в одну, но такую большую вещь, которая одним махом сразу перечеркнет все наши сокровища. Вот и сейчас - раз -  и она уже в салоне по прокату машин, впилась зубами в нечто кастрированное, в какое-то корыто, в которое она и одна вряд ли влезет - в Smart – если кто не в курсе – это настоящая бешеная табуретка с автоматической коробкой. Это конец. Конец отдыху, конец матриархату, конец свободе воли. Это как красные башмачки из сказки Андерсена – понесет нас это корыто, куда глаза глядят, только держись! И даже передачи сама переключать будет! Настоящая ступа бабы-Яги!!!! Эта розовая жирдяйка уже залезла внутрь, крутит ручечки, включает фары и кондиционер, и даже похрюкивает от удовольствия!
Айн момент и на сцену выплывает Василис, как тут же выясняется, знаменитый греческий  кондитер с высшим образованием, полученным в Москве, и, по совместительству, отец бешеной табуретки. Дела государственной важности постоянно отвлекают его от любимого дела – продажи собственной дочери, вернее, сдаче ее в аренду.
- Ребята, ну вы что, - кричит он в мобильник, как кричали раньше в огромную тяжелую трубку, обычно покоящуюся на рогатках старинного телефона, - какой навигатор? У нас тут ни хрена не ловит! И дорога на острове одна, куда не поедешь, все равно в Родос приедешь!» Одесса-мама!
Наконец, он весь в нашем распоряжении и тарабанит скороговоркой привычную жвачку для Руссо туристо: « Скидочку сделаем, если что поцарапаешь, - только мне скажи, и все, full insurance, если, конечно, днище не отвалится где-нибудь на проселочной дороге или пьяным тебя не засекут, нет, поддатым - пожалуйста, а если выйти не сможешь – тогда попадешь конкретно, если чего надо - мощи из любого монастыря вынесут по звонку, шубы со скидкой 40%, масло – мед – всякая фигня, все есть. Все – ко мне. Я вам не тургид какой-нибудь, не надеру».
Живыми не уйдем, это ясно.
- С завтрашнего дня оформим, заберешь сегодня, вопросы есть?
- Никак нет, товарищ генерал!
- А сколько «Фокус» стоит, - пищит мужнина свинка, глаза у нее разбегаются, жиром еще не заплыли, она старается сохранить здравый смысл, несмотря ни на что. Компьютерная свинка, совсем не такая как у нас, в любой ситуации анализирует и выбирает наилучший вариант. Возможные варианты ответа: Да, нет, пошел на фиг – настоящий встроенный Терминатор.
- «Фокус»? – оживляется Василис, - бери «Фокус»,  а хочешь мою? (Порш Кайен), недорого отдам. Кажется, он и трусы готов снять, если это кто-то купит.
Слава Богу – Кайен – для нас дорого, тогда он креативит на ходу и предлагает ракировку:
- А хочешь 3 дня «Смарт» и 4 дня «Фокус»?
- Хочу, - кричит моя свинка, это для нас единственная возможность сократить неотвратимость клаустрофобических путешествий  вдвое и не погибнуть в бешеной табуретке. Почему-то на память приходит фильм «Адвокат дьявола»…
Берем и бежим!!!!!!
То есть, грузим всю нашу животноводческую ферму в это 1\4 автомобиля и катим наконец-то ужинать!!!!



В подарок за прохождение опасного участка игры мы были награждены выходом на следующий уровень. Еще вчера нами была замечена укромная таверна в глухой темной местности. Прямо туда мы и направили наши маленькие колесики. Свинки вжались в сиденья и практически прижались друг к другу, с одной стороны, потому что было очень тесно, а с другой – потому что папа (еще одна кличка моего мужа) осваивал основы вождения летающих табуреток, как всегда, прямо в процессе движения по шоссе. При этом, он озвучивал все, что приходило ему в голову, перемежая свои обрывочные и моментально меняющиеся мысли крепкими словечками. Свинки были все-таки дамами и густо краснели, потрясываясь от страха и подпрыгивая на ухабах. К счастью, у табуретки были фонарики, и они освещали наш нелегкий путь к вожделенному месту чревоугодия. Как же хорошо жилось греческим Богам, не было никаких заповедей, люди и Боги были очень похожи, (любой миф древней Греции – как история болезни из психушки) и трудно было сказать, кто жил правильнее. А потом вместо всех появился один, да такой отличник, что все мы из богоподобных разом превратились в грешников.
Не к ночи будет помянуто, огромное (ну, по местным меркам) Чертово колесо было погружено во тьму, дорога к морю освещалась только нашими маленькими фарами, практически на ощупь мы припарковались и пошли на тусклый огонь, виднеющийся в глубине таверны. Навстречу мне вышел старик и на мой почти немой вопрос, открыты ли они, очень зло сказал, что только если попить, потому что поесть они и сами с утра не могут – нет электричества. Забегая вперед, скажу, что явление это - не редкость, и все чаще обращаются греки к великому дару Прометея, как и тысячи лет назад. Потому что Бог электричества пал жертвой великого Кризиса, который его победил.
Поэтому мы развернулись и рванули в самый дальний закоулок залива, где вдалеке виднелись многообещающие огни. И, правда, Бог Кризис был избирателен и лишал электричества то одну, то другую часть царства Фалираки.
Нам хотелось открыть еще какую-нибудь прекрасную таверну, потому что повторяться – неправильно. Мы шли в полутьме по знакомым голубым дощечкам,  красота окружала нас со всех сторон – смутные, но грандиозные очертания гор, тонущие в последнем вздохе уходящего дня, море, утоляющее жажду разгоряченных, страждущих тел, доступное и непостижимое, яркие огни Содома и Гоморры, миллионы мелодий – греческих и интернациональных, несущихся отовсюду под аккомпанемент шепота волн, облизывающих остывающий песок, яркие пятна ровных рядов зонтиков, уснувших до утра…Мы шли и шли, нам хотелось найти что-то уникальное, самые вкусные таверны всегда находятся в самом конце, на краю залива, куда не заходят случайные туристы, а едят только те, кто когда-то открыл это тихое, уединенное место и поселился прямо здесь же. Случается, что над рестораном есть пара комнат или даже маленький отельчик. Обстановка здесь совсем другая, нет белых скатертей, уличных зазывал, никакой конкуренции, они знают себе цену и ни с кем не соревнуются, да и  Евросоюз отсюда также далек, как Олимп. Они пережили персов, арабов, сарацин, генуэзцев, рыцарей-Иоаннитов, турок, итальянцев и немцев, а гром современных Богов для них, что комариный писк. Гром с Европейсого Олимпа, добираясь сюда, превращается в еле уловимый шорох, который можно спутать с шелестом сосен и магнолий.
Именно в такое место мы и попали. Нас встретил молодой полноватый парень, уточняя, на каком языке принести меню (видимо, все-таки и сюда добралась цивилизация), и услышав про Russi, явно приободрился: «Ага, я – болельщик «Олимпиакоса», Вы помните, как мы Ваш «ЦСКА» уделали?
- Конечно, - вежливо подтвердили мы, - причем, неоднократно!
Надеюсь, ЦСКА нас простит, а вообще, мы за «Барселону» болеем.
После выяснения футбольных пристрастий и, видимо, убедившись, что мы не враги, а, если и враги, то поверженные, гостеприимно пригласил нас на кухню – показать сегодняшний улов. Особого выбора и не было - нас дожидалась огромный сибас – раза в два больше, чем привычный в «МЕТРО», Михалис тыкал ей в глаза, демонстрировал жабры, но нас и не надо было уговаривать. Это как у Яны – «Вам меню или меня», а тут даже не возникло вопроса: Рыба или мясо?» - Сегодня рыба, а завтра мясо, положись на волю волн и прими то, что идет в тебе само. Это именно то, что тебе нужно. Чем больше анализа, чем больше ментальности, тем ты дальше от правильного выбора. Выбора никакого нет вообще, это только иллюзия.


В первый автомобильный день мы ринулись покорять бесконечный километры островного пространства. Ранние подъемы, суета, невроз по поводу недосмотра каких-то достопримечательностей – не моя тема. Я отдыхаю, выспаться – первое условие хорошего настроения не только на отдыхе. Поэтому мы отправлялись в любой путь не раньше одиннадцати. К слову, хочется добавить, что вся эта сказка про невредное солнце до 11 и после 5 на 40С жаре – бред сивой кобылы. Однажды я проснулась в 8 и бежала ловить то самое вожделенное невредное солнце. Может, оно и было не таким вредным, как в три  часа дня, но заметить разницу между 34 и 37 градусами человеку просто не дано. Словом, лежать даже под зонтиком после купания в Фалираках (именно здесь, на других пляжах было как-то ветреней и легче) было одинаково невозможно и в 9 и в 12 и даже в 6.
Вообще, я сформулировала для себя несколько определений жары, потому что просто 40С – это какая-то абстракция. Итак, жара – это когда в 10 вечера ты идешь поплавать и не берешь с собой полотенце, жара – это когда после ночного купания ты стоишь под холодным душем, и тебе все равно не хочется вытереться полотенцем. Жара – это когда ты сидишь днем в таверне и ходишь мочить голову под граном с прохладной водой чаще, чем в туалет. И удивляешься, почему никто не догадался установить в туалетах душевые кабины – облить хочется не только голову, а все тело. Кстати, еще одно наблюдение юного натуралиста, здесь я заметила, что на жаре наш организм становится жутко жадным до жидкости любого рода, кроме алкоголя. За обедом или ужином выпиваешь бутылку колы, литр воды и перед уходом из таверны по привычке забегаешь в туалет. А организм говорит тебе: «Нет, дорогуша, ничего нет, все ушло в дело».
В общем, мы отправились в далекое путешествие на бешеной свежеснятой табуретке. От Фалирак вниз, к югу тянутся многочисленные пляжи – Афанду, Трагану, Ладико, Колимбия, Цамбика, Стегна – пожалуй, туда мы вернемся, в заливе всего один  отель и сплошные апартаменты, а зонтики расположены в один ряд на весьма почтительном расстоянии друг от друга. Таверн не счесть! И рядом - самый живописный, но многолюдный– залив Энтони Куинна, который ему подарили греческие военные диктаторы за съемки в фильме «Пушки Наварона». Энтони  оградил залив и даже нанял охранника, но виллу так и не построил, будто знал, что в 1998 году греческий суд объявит дар недействительным. Сейчас любой может почувствовать себя звездой, приземлившись на некрупную гальку знаменитого залива, укрытого горами и соснами. Пожалуй, найти естественную тень на пляжах Родоса практически невозможно, а здесь есть такие укромные уголки. Туристов с индивидуальными зонтиками никто не гоняет, а вот на большом пляже Цамбика грек, очень похожий на турка, прямо так и поставил вопрос ребром – или плати за лежаки и зонтик или отправляйся восвояси. Неприятно, конечно, но, в конечном счете, верно -  в таком лесу зонтов втыкать свой было бы просто глупо, мы переместились  из этого зонтичного частокола, в самый конец пляжа, где такие же вольнолюбивые отдыхающие соблюдали приемлемую дистанцию. Правда, была одна маленькая неприятность – порыв ветра вырвал зонтик из песка и понес его с бешеной скоростью от моря, как перекати-поле. Я, поддавшись дурацкому инстинкту, рванула за ним и секунд через 10 поняла, что бегу по раскаленным углям, в которые превратился кипящий песок. Кофе по-гречески точно можно было варить! Не помню, как схватила дурацкий зонтик, как добежала назад, и рухнула в живительную воду.
В любой из перечисленных бухт можно прекрасно позагорать и поплавать, единственное, что там нельзя делать – это есть. Прокатитесь немного вглубь и падайте в любую таверну, которая лежит в стороне от туристической тропы. Вы не пожалеете. Только что мы съели лучший обед в моей жизни. Напротив пляжа Трагану, если ехать от Фалирак на юг, с главной дороги есть поворот направо и самодельный указатель Mimakos, мы взяли и повернули наугад – в Греции всегда играешь в игру – повезет –не повезет или найди клад. Надо отметить, игры беспроигрышные – и в самом голимом, туристическом центре города Родос или Линдос, и на одиноких пляжах, где безвыходность ситуации вынуждает тебя упасть в единственную, наспех сколоченную таверну на берегу – нигде еда не была плохой или невкусной. Но, если Вы – не случайный турист, а продвинутый искушенный ценитель греческой (и любой другой кухни), Вы бы разделили мои восторги по поводу пищи Богов, которую нам подали в Mimakos!
На стоянке не было ни одной машины, по горькому опыту мы знали, что многие таверны открываются только вечером. Я отправила мужа на разведку и лениво повернула голову направо. И увидела небольшой, но самый настоящий танк. По миниатюрности и дизайну муж определил его принадлежность к итальянской армии.
А следом пришла еще одна благая весть – таверна была открыта и готова была готовить только для нас! Всегда ищите уникальность и эксклюзивность! Аутентичность! Милая молодая гречанка опасливо предупредила – у них только греческая еда. Мы радостно заверили ее, что это именно то, что нам надо. Она, как наша Яна не стала мучить нас с помощью меню, а произнесла одно волшебное слово: МЕЗЕ. Если Вы где-нибудь прочитаете или услышите МЕЗЕ – сразу соглашайтесь!!!! Мезе – это всего понемножку, причем в каждой таверне набор греческих закусок будет разным. Нам принесли дзадзыки – без него не обходится ни один греческий стол – йогурт с огурцами и чесноком (в Москве повторить невозможно), мелинзана- салат –баклажаны, запеченные с сыром, Божественные сырные шарики (которые надо обязательно окунать в дзадзыки, впрочем, как и все остальное), вегетарианские котлетки, что-то вроде оладьев из кабачка, но со всеми овощными составляющими – капуста, помидор, морковь и еще Бог знает, что…Воздушные котлетки, жаренные во фритюре (о полезности и калорийности в Греции придется забыть), я вообще не представляю, что здесь пили в жару до изобретения колы. Вода не дает столько сил. Потом на столе появилась безумная курица. Мягкость которой говорила только об одном – еще вчера она бегала по двору, в каком-то непередаваемом соусе с зеленым, слегка припущенным перчиком и лучком… Даже, если отказать себе в удовольствии отломить кусочек нежнейшего хлеба с поджаристой корочкой и обмакнуть его в янтарное оливковое масло, которое не продается в наших супермаркетах, Вы все равно объедитесь. Единственный шанс выжить – это понадеяться на мудрость нашего желудка, который должен как-то догадываться, что это не навсегда, и что надо принимать все, что дают, и не капризничать, потому что так вкусно долго не бывает. Гибкость и адаптивность – то, что позволяет нам получать максимум удовольствия в любых обстоятельствах.
Кстати, прекрасный тест – невротики всегда всем недовольны, а нормальные люди, которых почти нет, находят радость и пользу во всем. Если рядом с Вами есть такие люди – тянитесь к ним, учитесь у них, впитывайте их систему координат, и когда-нибудь Вы тоже станете такими же конгруэнтными, естественными и жизнерадостными, как они. И еще помните, что психоз заразителен. Бегите от раздраженных, злых и вечно недовольных, если не хотите сами очень скоро стать такими же.

Укротители воздушных змеев

Это какое-то уникальное место, просто другая планета. Мне кажется, мы летели без остановок на нашей бешеной табуретке часа полтора, она летела и летела и все никак не могла остановиться, и чуть не пролетела поворот на Прасониси. Любой путеводитель расскажет Вам сладкую сказку про поцелуй двух морей – здесь и правда встречаются Эгейское и Средиземное, но то, что там есть на самом деле, не имеет к путеводителям никакого отношения. Даже фотографии этого песчаного края земли далеки от реальности. Во-первых, бывший полуостров Прасониси недавно стал островом, море отвоевало тонкий перешеек, соединявший его с большой землей, во –вторых, на фотографиях пляж пуст и только безумный западный ветер шныряет по дюнам, завывая как волки в ночи.    В-третьих,…это место стало обитаемым. Не людьми, серфингистами, о которых мы уже где-то как-то что-то все-таки слышали и совершенно новой разновидностью млекопитающих - кайтерами. А это инопланетяне, которые находят на нашей планете места, хотя бы отдаленно напоминающие им их планету, и они эти места захватывают, как в американских фильмах. Правда, они достаточно дружелюбны и землян не обижают, но попасть в их тусовку практически невозможно. Они говорят на разных языках, в том числе и на русском. Смысл их жизни заключается в том, чтобы поймать ветер, поймать и обуздать, как коня, и нестись с ним в обнимку по волнам на доске, очень похожей на скейт, правда, в 2 раза больше, умело или не очень разворачиваясь, сливаясь с мощным потоком воздуха. Процесс называется кайтинг, ловить, привязав себя к воздушному змею за пояс, можно все, что угодно: кайтеры ловят волну, кайтбордисты – асфальт. Ведь не у каждого под боком есть море.
Не знаю, бывает ли в Прасониси тихо и спокойно, кажется, что нет. Инопланетяне живут в палатках, в дюнах, в автовагончиках, у них есть собаки и дети. Они не такие загорелые, как могли бы быть. Плотные костюмы закрывают все тело. Ловцы волн и ветра, гордые, бесстрашные, не ведающие усталости и неудач. Сизифы ветров и волн…Сидя на берегу, кажешься себе божьей коровкой рядом с Гераклом и Зевсом. Настоящие Олимпийцы. Серфингисты обитают на Средиземном, восточном краю, а скай-серферы – на западном, здесь ветер сильнее, и, наверное, ближе к небу, судя по названию. Между двумя побережьями – несколько сотен метров, но разница огромна – сферы влияния четко поделены. Любопытные Божьи коровки приземляются везде. Они перестают понимать, где они, и что обычно делают на пляже. Обычно читают или скучают. Иногда плавают. Здесь все по-другому. Наши земные развлечения – ничто по сравнению с тем, что происходит прямо у тебя перед носом. Наверное, то, что они испытывают, витает где-то в воздухе и распространяется на нас, простых смертных. Мы сидим и смотрим. Особенно интересно, когда такой Прометей врезается в берег. Как корабль в сушу. Он должен, не упуская змея (которое не в курсе, что пассажир сошел с дистанции и вместо легкого скольжения по волнам, ступил на зыбкий песок, по которому ему остается только бегать), соскочить с доски и схватить ее! Не всем это удается, потом, когда сложишь непокорного змея – иди – свищи свою доску. После чего они покорно мечутся в разные стороны, покоряясь порывам непредсказуемого ветра – стараясь не раздавить Божьих коровок, которые завороженно следят за каждым их движением. Это может продолжаться довольно долго, смысл перемещений – уловить момент, когда ветер зазевался и на секунду замер, оборвав на полужесте свою дикую пляску, тогда нужно опустить крыло на землю. Одному человеку это сделать не под силу. Поэтому кайтеры всегда помогают друг другу. У них свои волчьи законы и правила. А мы бродим среди них, как в Заповеднике, они не кусаются, но все равно мы из разных стай…
Помимо незабываемого зрелища, бесконечного спектакля «В погоне за ветром» у Прасониси есть еще один огромный плюс. Здесь не жарко. Божественный ветер уносит прочь убивающую жару, это настоящий оазис. Хлеба и зрелищ! Хлеб тоже дают – пара свежесколоченных таверн угощает туристов, никаких изысков не ждите. Может быть, лет через пять, когда это дикое место захватит цивилизация. В любом случае, другой альтернативы нет. Ближайшая деревня в восьми километрах отсюда. Инопланетяне едят что-то непонятное в своих инопланетных фургончиках. Ночью Прасониси обретает свой истинный неземной облик, как цирк, из которого ушли все зрители. Проникнуть в этот мир непросто, разве что, выйти замуж за инопланетянина…И научиться летать, как он…
А почему ностальгия? Тем более, по настоящему?
Потому что я всегда скучаю по Греции, словно оставила там свое сердце. Скучаю, даже, когда я там.