За детство счастливое наше спасибо, Советский Союз

Нина Мелодина
  Cудить о гуманизме, прогрессивности и цивилизованности общества объективнее всего нужно по качеству жизни самых незащищенных слоев населения: детей, стариков, инвалидов. И для того, чтобы полностью постараться исключить субъективные оценки, обратимся к законам, касающимся детей и принимаемым в определенный исторический период.
  Например, составить представление о жизни детей в Российской империи нам помогут законы того времени и произведения классиков. Закон о детском труде от 1 июня 1882г., который называют первым шагом в фабричном законодательстве, "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах". (То есть под детским трудом подразумевается не трудовое воспитание, а труд детей на регулярной основе). Этот закон устанавливал запрет на работу детей до 12 лет; для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день и запрещал ночную (с 9 часов вечера до 5 утра) и воскресную работу. Первоначально предполагалось распространить закон на все промышленные заведения, но Государственный совет ограничил сферу его действия только фабриками. Наблюдение за исполнением закона было поручено инспекции, но ее надзор распространялся только на европейскую часть Российской империи. В 1890г. закон был изменен. Малолетних рабочих отныне могли, "когда по роду производства это окажется необходимым", привлекать к работе 9 часов в две смены по 4,5 часа. Законодательно в определенных случаях было сокращено ночное время с 10 часов вечера до 4 утра. В стеклянном производстве даже разрешалось ставить малолетних на 6 часов ночной работы.
   Во многих промышленно развитых странах Европы и Америки в 19-м веке детский труд на фабриках, заводах и шахтах также был обычным явлением. Дети трудились наравне со взрослыми до 14-18 часов в сутки (иногда с 5-6-летнего возраста), причем им платили за это в несколько раз меньше. Существовало множество запретительных правил внутреннего распорядка. Например, запрещалось смотреть в окно на рабочем месте, играть в перерывах на еду. Многие дети пытались бежать, не выдержав непосильного труда в "работных домах", где время работы было ограничено лишь полным истощением сил после применения различных принудительных способов к продолжению работы (например, после побоев надсмотрщиков). После этого их заковывали в кандалы. Многие умирали или кончали с собой. Их хоронили по ночам в каком-нибудь глухом месте, чтобы народ не мог узнать масштабов такого рабства. О тяжелейших условиях детского труда писал английский историк Генри Джиббингс ("Промышленная история Англии").
   Об образовании в России. Правительство Российской империи "позаботилось" и об обучении детей: в соответствии с законом 1882г. владельцы предприятий должны были "предоставить возможность" детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов в неделю. В 1914 году охват детей начальной школой составлял в целом по России 30%. Принципом политики в области среднего и высшего образования в последней четверти 19-го века становится ограничение доступа к нему для непривилегированных слоев, особенно для трудовых "низов". В 1887 году выходит циркуляр, предписывавший не принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т.д. (циркуляр о "кухаркиных детях").
   Русские писатели и художники обращались к теме детского труда, тяжелых условий жизни детей.
В.Перов "Тройка" ("Ученики-мастеровые везут воду"), 1866г.
А.И.Куприн "Чудесный доктор", В.Г.Короленко "Дети подземелья", Ф.М.Достоевский "Униженные и оскорбленные", "Мальчик у Христа на ёлке" и др.
   Прошло сто лет. И новое поколение детей также оказалось в тяжелейших условиях.
Беспризорность. Голод. Болезни. Неграмотность. Высокая смертность.
С начала 90-х годов Россия переживает третью волну беспризорности. Полная и достоверная статистика численности беспризорных детей отсутствует. Экспертные оценки обнаруживают значительный разброс в цифрах: от 2-х до 3-х миллионов несовершеннолетних. Эти дети, лишенные средств к существованию, подвергаются коммерческой и криминальной эксплуатации и скоро превратятся в новую сверхжестокую касту преступников. (В Советском Союзе проблема беспризорных детей после двух войн была решена за 8 лет).
Два миллиона подростков неграмотны, более шести миллионов находятся в социально неблагоприятных условиях. В сентябре 1996г. около двух миллионов подростков не сели за школьные парты, "подавшись в сферу "бизнеса". С 1994 года по 2002 год в 1,9 раза выросло число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза - токсикоманией, в 17,5 раз - наркоманией, значительно увеличилось число детей, больных сифилисом, туберкулезом, гепатитом и другими заразными заболеваниями. Россия занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков.
Детский труд, т.е. привлечение детей к работе на регулярной основе, в настоящее время в большинстве стран признан незаконным. Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе: кино, театр, эстрада. Да, о работе детей в шоу-бизнесе можно прочитать, увидеть на сцене и услышать. В радиопередаче "Народный интерес" (ведущая Татьяна Федяева) помощник депутата Московской городской Думы Н.Н.Мишустин поделился своими впечатлениями о театральной постановке "Золотой петушок". Одну из ролей в этом спектакле играл ребенок в обнаженном виде. Об этом, конечно, надо было бы говорить на телевидении, потому что Н.Н.Мишустин пришел с фотографиями. Не видя фотографий, этому поверить трудно: обнаженные дети участвуют в спектаклях с постельными сценами и сценами насилия.
   Нетрудно понять, откуда эти "новые веяния". В Европе подобные спектакли - не редкость. Более того, в мае 2012г. в Норвегии впервые прошел детский гей-парад (в 2009г. в этой стране были легализованы однополые браки). И вот эти вымирающие страны нам навязываются в качестве примера?!
Я уж не говорю про терроризм и воровство детей, про то, что наша страна занимает одно из первых мест по числу педофилов.
   Трудно представить, что еще 20 лет назад все было так разумно и гуманно устроено, казалось таким незыблемым и вечным. Мы жили в сильной, независимой, свободной супердержаве. В обществе с передовой наукой и культурой, где постоянно росло благосостояние народа. Более 80% всех рабочих имели высшее или среднее образование. Советский Союз занимал первое место в мире по количеству врачей, учителей, инженеров и других специалистов высшей квалификации. Страна была самой читающей. Максимальная продолжительность жизни в нашей стране на протяжении всей ее истории была отмечена в 1986-87 годах. Для всестороннего развития личности были созданы самые благоприятные условия. К концу 80-х годов в стране работало свыше 3800 домов пионеров, на базе которых действовали детские кружки, клубы и творческие коллективы. В 80-х годах в стране было до сорока тысяч загородных пионерских лагерей (первые пионерские лагеря создавались с начала 20-х годов). Причем они были разных типов: санаторные(для детей с ослабленным здоровьем), оздоровительные, спортивные, туристские, профильные (юных техников, геологов, натуралистов и др.)
В период "демократизации" лагеря были выкуплены коммерческими структурами и реорганизованы для личных нужд. После роспуска Всесоюзной пионерской организации подавляющее большинство пионерских лагерей были перепрофилированы в частные турбазы и пансионаты. Множество лагерей, находящихся далеко от населенных пунктов, были заброшены и прекратили свое существование.

      За детство счастливое наше спасибо, Советский Союз!