Куртуазный Норд Ост

Сергей Журавлев
Меня всегда поражал роман Вениамина Каверина "Два капитана". Он кажется белой вороной даже в непуганом заповеднике советской литературы.   
Во-первых, это гипер жанровая вещь. Начинается с того, что мальчик становится свидетелем убийства. И не просто мальчик, а немой мальчик. И не просто немой мальчик, а немой мальчик, у которого на другой день отца обвинили как раз в этом убийстве, а у отца алиби. Но мальчик немой и ему восемь лет, и он не знает, как показать слово "алиби".
Потом по реке приплывает сумка почтальона, а через пять минут,  на тоже самое место,  выносит и самого почтальона. Так начинает раскручиваться линия экспедиции капитана Татаринова. Мальчик вырастает, знакомится со всеми героями сумки утопленника почтальона. Любовь, интриганы, злодеи. Бывший немой становится героем-полярником. Короче говоря, бороться искать, найти и не сдаваться.   
И вот не смотря на весь этот соцреалистический шабаш, книга пронизана абсолютно куртуазной историей любви. Читаешь ли роман, смотришь ли экранизации, неистребимо робкая, блоковская любовь Сани к Кате Татариновой возносит  тебя к облакам.
А 26 октября 2002 года сама история дописала этот роман парадоксальными, трагическими, чудовищными мазками.