Прикоснуться к юности

Софа Громова
   

                ПРИКОСНУТЬСЯ К  ЮНОСТИ

                Игорю Пашину посвящается.
 
                «Не буди того, что отмечталось,
                Не волнуй того, что не сбылось»
                Сергей Есенин
                1

     Уже минуло шестьдесят лет после детства. Казалось, всё успокоилось,  и не предвещало никаких потрясений. Хотя…. Всё чаще уходили бывшие соученики, и с болью и страхом узнавалось об этом. На слуху были лишь их фамилии, а лица совсем забылись, стёрлись из памяти. Обыденность бытия не приносила удовлетворения. Была же когда-то особая яркость жизни - в прелести таких славных явлений, как истинная любовь и дружба.

     Мечталось ещё раз, ненадолго, окунуться в те далёкие годы, когда всё ещё было впереди, и все были живы...

     Она узнала, что он её разыскивает из телефонного звонка своей соученицы Ольги, с которой накануне встречалась на выставке её работ в Доме учёных. А потом мы сидели в кафе и вспоминали, вспоминали...  Мы учились в школе №6 в городе Таллинне.

     Фамилии звонившего Ольга не разобрала и долго выспрашивала, зачем я ему нужна, а он что-то сбивчиво объяснял, что помнил меня всю жизнь, и уже лет 15 безуспешно разыскивает. Звонил он из Омска. Ольга только запомнила, что его зовут Игорь.

     Когда Ольга сообщила об этом странном звонке, опоздавшем на годы, она сразу поняла, кто это.  Игорь….

                2

     Она всегда чувствовала, достаточно было взглянуть в его голубые доверчивые глаза, в которых красноречивее всяких слов отражались его чувства. В них кипела та внутренняя борьба, которая сопровождает ту, не исчезающую никуда и никогда первую любовь.  Чистую, ничем не замутнённую.

     На самом деле по-настоящему мы любим лишь в первый раз, все последующие наши увлечения уже не так безоглядны.  Труднее всего исцелить именно любовь, которая вспыхнула с первого взгляда. Так  считают великие. Это был такой случай. Он полюбил её сразу, случайно встретив в магазинчике на улице Ору в первый день своего приезда в Таллинн.

     Да, будет множество других встреч, будут другие отношения, семейные, связывающие детьми и прочими условностями. Но никогда эта искра первой испепеляющей любви не погаснет. Она будет ностальгией по прошлому, по юности, будет тлеть в груди, и не дай Бог, чтобы кто-то, даже близкий человек из-за  банальной ревности не попытался погасить этот уже слабый, но ещё тлеющий огонёк.

                3

     Он стоял на пересечении дорог Пирита и Нарва-мантее, недалеко от памятника «Русалка». Как здесь всё изменилось! Он очень давно не был в этом городе, где испытал необыкновенные по силе чувства. Воспоминания о прошлом, тоску по несбывшемуся хранил он в своём сердце много лет. Он был совсем  особенный, ни на кого не похожий, большой ребёнок, милый и трогательный своей юношеской наивной душой.  Коренастый, рыжий,  в военной шинели и грубых ботинках.  Да, давно это было. Нет, не притупилась острота чувств, не уменьшилась боль в сердце, ничего не изменилось, и по-прежнему Она была в орбите его искажённого  любовью мира. И по-прежнему он испытывал необъяснимое томление.

     Её глаза неповторимого орехового цвета, устремлённые на него во время их мимолётных встреч по дороге в школу, эти широко открытые, вопросительные глаза преследовали его. Он искал их и не находил. Однажды, он едва не потерял сознания, увидев в автобусе похожую девушку. Грёзы о ней всецело овладели им на долгие годы.

     Ему до боли в сердце захотелось, чтобы Она показалась вновь из-за поворота.  А он, такой же юный как тогда, встретил бы её, как бы случайно. Теперь он с нею непременно бы познакомился.

     А тогда…  они молча обменивались взглядами и шли дальше в школу. Эти минуты были его и только его. Он ни с кем не хотел её делить. Он знал о ней всё. С кем Она встречается, с кем  дружит, где служит её отец, и в каком он звании. Это была сладкая и грустная влюблённость.

     На остановке трамвая номер 3, в начале парка Кадриорг, её всегда ждал юноша, его одноклассник. С этим юношей он дружил и не мог позволить себе быть бесчестным по отношению к нему. Почему он не делал попытки с нею познакомиться?  А мог бы...
            
     Долгое время память о ней преследовала его.  Даже поцеловаться он не мог с другой.    
               
                4

     Школу он закончил в маленьком местечке в Башкирии, куда был переведен его отец. Дальше его ждала военная карьера, о другой дороге для себя он не мыслил, а всё могло бы  сложиться иначе. У него была потрясающая память и недюжинные способности к иностранным языкам.

     Он поступил в училище военных переводчиков, но через два года в результате проводимых в стране очередных реформ, училище было расформировано. Ему пришлось закончить другое училище. Жизни гражданской он побаивался. Свои способности к языкам он похоронил. И не только.

     Однако его жизнь состоялась. Он упорно шёл к цели, никогда не забывая о своей первой любви, и о том, что  он должен превзойти её своими успехами. Жизнь и мечта спаялись у него воедино.
 
     Ещё, будучи в Таллинне, часто бродил он по парку Кадриорг, сидел у водоёмов, где в летний день отражаются небо и деревья, а у воды тоскуют плакучие ивы. Природа порой удивительно вторит настроению человека.

     Прощальная прогулка по парку перед отъездом к месту службы отца. Последний брошенный прощальный взгляд на этот тенистый, почти родной парк, уже одетый в осенний наряд. На облаках догорают последние лучи солнца. Наступает горький час. Час разлуки с городом, с друзьями, с Нею.

     И вдруг он видит идущую девушку.  Это Она. Загадывает, обернётся или нет? Она не обернулась.  Увидит  ли  он  её  ещё  раз?  И когда?   Шансов уже нет.  Совсем.

     Он мучительно осознаёт, что они могли бы поговорить, Она узнала бы о его чувствах и всё бы изменилось. Ах, это сослагательное наклонение! Что сковало его? Неуверенность, стеснительность, отсутствие дерзости.  Была только робость.

     Неизъяснимая печаль много лет преследовала его. Не давала ему  полюбить другую.  Перед ним неотступно стояли её глаза и их сияние.
 
                5

     Всё проходит. Это наваждение тоже прошло. Он полюбил и женился. По земному. Она оказалась порядочной женщиной. Умной. Ездила за ним по гарнизонам, как хорошая офицерская жена. Воспитали двух дочерей. Да, взяла его под каблук. Но позволил же? И не заметил.

     Не раз произносил имя той, другой. Это было как заноза, которая беспокоит и которую следует вынуть. Но в тоже время это стало тем двигателем к постоянному усовершенствованию, который позволил ему стать настоящим  порядочным человеком, добиться высокого воинского  звания.

     И кто знает, возможно, немалую роль во всём этом сыграла ничем не окончившаяся его первая любовь к той девушке с ореховыми глазами и волосами того же цвета.
     Прошла жизнь. Прошло много, много времени. Он не забыл ничего. Он искал и нашёл её. У него будто выросли крылья, когда он узнал её адрес. И долгожданная встреча состоялась. Оба испытали неудовлетворённость, ибо не сумели поговорить наедине. Так сложились обстоятельства...


     Возможно,   эти незамысловатые  стихи  расскажут:


               
                Как снова сердце защемило,
                Все чувства всколыхнулись вдруг -
                Передо мной ты появилась
                И засияло всё вокруг…

                Зачем никак не отпускают
                Меня те мысли прошлых лет?
                Тебя, увидев, возникает любви
                Заочной  дивный след.
   
                Я снова мальчик, так влюблённый,
                Что передать не станет сил.
                Забыл, что я уж убелённый
                Отец, и муж, и дед...  Забыл….
   
                Всё растворилось в одночасье.
                Меня  подбросил чувств поток.
                Я очень рад, безмерно счастлив.
                Тебя забыть я вряд ли смог.



     Об  этом  прекрасно  написал  В.Солоухин:

   
                Звучит, не жалуя, не милуя,
                Мотив знакомый издавна:
                «Твоих лучей неясной силою
                Вся жизнь моя озарена».


 


Август  2012г.,  Санкт-Петербург.