Жертвы Виноградова. 9 дней памяти

Дмитрий Ятокин
     Сегодня ровно 9 дней, как в московском офисе фармацевтической компании «Протек» юрист Виноградов расстрелял шестерых человек: Елену Лапшину, Наталью Плеханову, Александра Бирюка, Антона Третьякова, Никиту Стрельникова и Дениса Моисеева. В больнице находится Ярослава Сергенюк. Врачи уже не опасаются за её жизнь, вчера она была отключена от аппарата искусственной вентиляции лёгких.

     На сайте компании «Протек» опубликовано письмо генерального директора, выражающего соболезнования родным и близким погибших. На сайте аптечной сети «Ригла» (входящей в холдинг «Протек») размещены фотографии шестерых погибших.

     И никакой информации о том, кем были погибшие? Где учились? Как жили? Кто их родители и кто осиротел в результате трагедии? Как живётся сейчас их родителям, детям, мужьям, жёнам, братьям? Какая нужна помощь? Кроме биографических фамилий, имён, возраста – никакой человечной информации.

     Журналисты также больше интересуются жизнеописанием ставшего «знаменитым» Дмитрия Виноградова. Нет никаких материалов о похоронах. Нам остаётся только зажечь семь свечей – шесть за упокой душ убиенных и одну за здравие Ярославы. Помянуть, вспомнить, поразмышлять. Жизнь продолжается!

     Через девять дней, когда души погибших, по словам священнослужителей, улетели на небеса, можно поговорить о том, кто же ещё, кроме Дмитрия Виноградова, виноват в трагедии и какой должна быть мера ответственности тех людей, кто не смог предотвратить расстрел.
О преступлении подробно рассказывалось в статье «Брейвик по-русски. Герой нашего времени»:       http://www.proza.ru/2012/11/09/767

     В этой статье пришла пора поговорить о наказании и о выводах, которое должно сделать общество, чтобы не допустить повторения трагедии. Будет разговор и о реальных действиях, которые необходимо предпринять. Но всё по порядку.

     Танцуют обычно от печки, а расследование убийства ведут от места преступления. Офис компании «Протек». Большинство читателей наверняка впервые столкнулись с этим названием, в котором слышится намёк на какую-то защиту. Между тем холдинг «Протек», в который входит аптечная сеть «Ригла», является крупнейшим поставщиком и изготовителем лекарств на отечественном рынке.

     Каждая уважающая себя современная компания заявляет о своей социальной ответственности перед российским народом. Нынешние бизнесмены не просто работают, торгуют, они исполняют социальную миссию.

     На своём официальном сайте «Протек» заявляет:
  «Работа в такой социально-значимой области бизнеса, как фармацевтика,  предполагает высокую долю ответственности компании не только перед партнерами, клиентами и инвесторами, но и перед обществом в целом».

     Свою миссию компания «Протек» формулирует так:
   «Наша цель - забота о красоте и здоровье людей. Мы дорожим экономическими, социальными и этическими ценностями общества, честно выполняем свои обязательства перед людьми, партнерами, инвесторами и государством, тем самым задавая стандарты ведения бизнеса».

     Какие благородные цели! Какие достойные идеи! Вот только почему-то нигде не указывается, что целью создания любого акционерного общества является извлечение прибыли, что и прописывается в Уставе общества. К тому же замалчивается, что социальная ответственность простирается и на кипрские оффшорные компании, которые владеют практически 48% акций Протека!

     Видимо, ответственность перед обществом в целом заставила компанию «Протек» поучаствовать в программе «Дополнительного лекарственного обеспечения» в 2005 году. Участие было не долгим. В 2006 году гендиректора «Протек» арестовала прокуратура по обвинению в даче взятки руководителю одного из Фондов медицинского страхования.

     Схема мошенничества проста: государство выделяет деньги для закупки у «Протека» лекарств, которые затем распределяются среди льготных категорий граждан России. Руководство фонда медицинского страхования соглашается на те завышенные цены, которые им выставляет «Протек». Разумеется, за весомый «откат»! Если под «обществом» руководство компании «Протек» понимает своё «акционерное общество» – то социальная миссия выполнена!

     Теперь от общества в целом можно перейти к конкретному человеку. Вот как определяет компания «Протек» свои задачи в кадровой политике:
   «Создание рабочих мест, повышение образовательного уровня сотрудников, формирование морально-психологического климата в коллективе и повышение привлекательности компании как работодателя».

     Руки сами собой тянутся к аплодисментам. Да это же чудо- компания, организованная по принципам «научных методов управления» знаменитого американского экономиста Тейлора: «Львиная доля доходов должна доставаться рабочим, а не владельцам предприятий.     Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для руководства в соединении с максимальным благосостоянием для каждого работника»

     Это ведь не звериное лицо капитализма, это мечта для всех россиян! Но лозунги нуждаются в практической проверке. Расспросим самих сотрудников компании о том, в каком же психологическом климате им приходится работать? Какие огромные доходы им достаются?
Если в интернете сделать запрос «отзывы о компании «Протек», то ссылок окажется предостаточно. Дабы не отвлекать читателей на поиск информации, предоставлю заготовленную подборку отзывов. Сразу оговорюсь, что все отзывы взяты за 2011 год, никаких трагедийных эмоций в них нет.
      Начнём с негативных отзывов:
«Работать нужно на износ. Люди – те же рабы. Напряжённый график работы. Зона с потогонной системой. Психологический прессинг. Частые неоплачиваемые переработки, работа в выходные. Редкие перерывы. Видеокамеры, следящие за перемещениями персонала. Жуткая бюрократия. Частые тренинги с разговорами о сплочённости коллектива, о корпоративном духе. Не высокая зарплата. Система штрафов».

      Перейдём к позитивным откликам:
«Хорошая столовая. Моральные поощрения в виде значков за стаж. Приветливая охрана!»

      И всё! Весь позитив! В свете недавно разыгравшейся трагедии особенно дико звучит положительный отклик о приветливой охране!

      Конечно же, можно усомниться в объективности оценок деятельности компании, ведь отзывы оставляют сотрудники, уволившиеся или уволенные. Но есть и личные контакты с действующими сотрудниками «Протека», которые подтверждают информацию о «потогонной системе, когда извлечение максимальной прибыли  - единственная цель», а интересы работников, их здоровье стоит на низшей ступени приоритетов.

      Читатели справедливо спросят, а чего зацикливаться на «Протеке»? Они не самые худшие в России. Подобная трагедия могла произойти в офисе любой из тысяч российских вертикально-интегрированных компаний, где начальство круглогодично отдыхает на Мальдивах, а работники так же круглогодично пашут, как рабы на галерах. Здесь важно понять одно – начинать «разборки» с нашим бизнесом давно пора, промедление для работников смерти подобно!

      Самое время сейчас перейти к ответственности всех фигурантов этого дела. На днях в СМИ прошла информация, что родственники погибших намерены обратиться в суд с просьбой о наложении ареста на имущество Виноградова. Видимо, для возмещения материального вреда, который им был причинён. О размере претензий пока не известно, но односторонность направляемых претензий вызывает удивление. Ведь следствие не установило всех виновных по этому делу?

      Или по принципу: «А кого искать, когда и так всё ясно – Виноградов!»  А его родители, просмотревшие падение сына? Они ответственны за трагедию? Как в незапамятные сталинские времена: сын отвечает за отца, отец за сына?

      К чему такая спешка у родственников погибших? Почему сразу вспоминать о деньгах? Похороны организует компания «Протек». А если адвокатам Виноградова удастся убедить суд, что юриста «намеренно довели до состояния неконтролируемой агрессии»? Если окажется, что некоторые из погибших осознанно издевались над Виноградовым, травили его всем коллективом? И в этом им помогало руководство «Протека»? Или во всяком случае, не препятствовало?

      Ведь работники «Протека» утверждают, что камеры в помещении стоят вовсе не для обеспечения безопасности сотрудников, а для слежки за работниками! Может быть кто-то замыслил снять этакое «офис-видео» по типу «Жизнь за стеклом»? И Виноградов был, сам того не ведая, одним из назначенных актёров на роль придурка? Но вышел за рамки сценария?

      Даже если это не подтвердится, разве руководство компании не должно понести ответственности за недопущение подобного убийства? Приветливая охрана не обязана проверять вещи сотрудников? А что она обязана? Байки травить, да сигаретки покуривать? А в монитор кто должен смотреть? Или записи просматривают по ночам, для удовольствия?

      Виноградов больше часа отсиживался в туалете. Может, всё же искал способ, как отказаться от чудовищной затеи? Сомневался в правильности вендетты? Ответов он не нашёл. И его никто не искал. Сотрудник вошёл в здание, отметил пропуск, а что дальше? Его никто не хватился? Начальник отдела? Опять же до Виноградова никому не было дела!

      Некоторые «специалисты» по антитеррористической деятельности, в том числе и на сайте «проза», утверждают, что преступление сродни Виноградовскому предотвратить невозможно. Видите ли, цепочка случайных событий! Никакой связи. Это что за бред?

      В наш век инновационных методов борьбы с террором, когда все следят за всеми, оказывается невозможно отследить преступление, которое готовилось в течение полугода? Виноградов что, проходил террористическую подготовку в лагерях Аль-Каиды? Служил в спецвойсках? Нет, он всего лишь умный офисный клерк, решивший перехитрить нашу сонную правоохранительную систему.

      Он открыто, с вызовом, закупал оружие, патроны, проходил снайперскую подготовку, писал манифесты, рассказывал родителям и коллегам о ненависти к человечеству и конкретным людям. И никто ничего не понял и не предпринял! А кто же тогда проводит мониторинг сайтов по ключевым словам?

      Предотвратить подобные преступления очень легко. Если у правоохранителей нет действенных способов, то они есть у общества. И у законодателей. И речь не идёт о набивших оскомину «ужесточении наказания» и «запрете продажи оружия». Пусть продают. Но под контролем.

      Если в уголовный кодекс по представлению общественности будут внесены уголовные статьи о солидарной ответственности лиц и организаций,  не предпринявших мер по недопущению преступления, то впредь подобных резонансных преступлений в России не будет! Ответственность должна быть уголовной и материальной. Но главное – солидарной!

      Кто должен ответить за преступление, совершённое Виноградовым? Все, по цепочке! Все, уличённые в «деле Виноградова» должны понести уголовную ответственность, лишиться права на профессиональную деятельность и внести материальную компенсацию за каждого убитого человека. Не компенсацию морального вреда в 30 тысяч рублей, а пожизненное содержание семей погибших! А это уже миллионы рублей! Кто конкретно должен расплачиваться за свою халатность? Называем всех:

Врачи, продавшие справки о вменяемости Виноградова.
Медицинский центр, в котором работали врачи.
Инструкторы и организация, которые обучали снайперской стрельбе Виноградова.
Участковый, который должен следить за хранением оружия и проводить мониторинг психического состояния владельцев оружия.
Охрана офисного здания.
Руководство предприятия, на территории которого совершено преступление, как необеспечившие безопасность своих сотрудников.
Коллеги, друзья преступника, сознательно доведшие  его до состояния агрессии и ничего не предпринимавшие по недопущению преступления.
Родители преступника. Они знали, что их сын приобрёл несколько единиц оружия. Почему это их не насторожило? Защита природы с помощью карабина «Вепрь»?

     Если эта людская цепочка, и пальцем не пошевельнувшая, чтобы остановить преступление Виноградова, будет знать, что им кроме уголовной ответственности придётся ещё и пожизненно содержать семьи погибших, вот тут уж все задумаются и зашевелятся! В этом случае каждый решит перебдеть!

     И врачи десять раз постучат молоточками по коленкам, и инструкторы соберут обширную информацию о своём клиенте. Работодатели моментально отыщут деньги для создания «комнат психологической разгрузки», наймут в штат профессиональных психологов. Девушки вспомнят, что неприлично флиртовать с одним мужиком, а жить с другим!

     Вот в этом случае равнодушных не будет! Никто не захочет из-за какого-то придурка, возненавидевшего мир и убившего неповинного человека, выплачивать из своего кармана миллионные суммы на содержание его семьи. В этом случае люди начнут пристальнее всматриваться в своих соседей и коллег по работе. Не только всматриваться, но и уважать их! Если в уголовном кодексе будет статья о доведение до состояния некотролируемой агрессии.

     А как поступать в ситуации, если у виновных в преступлении нет имущества? Тогда их нужно отправлять на принудительные работы, а заработок перечислять семьям погибших. Должно подключиться и государство. Для чего-то существует Фонд национального благосостояния? Если в России национальное достояние не Газпром с прочими Лу-Компани, а жизнь человека, то государство и должно выплачивать компенсацию за смерть гражданина в результате убийства, которое это государство не сумело предотвратить. Тогда и правоохранители зашевелятся, их заставит лучше работать наше жадное государство.

     Вот такие простые, но эффективные рекомендации. Общество должно потребовать у государства введения солидарной ответственности всех фигурантов за подготовку и свершение преступлений. Пока такая ответственность распространяется только на тех, кто готовил или совершил террористический акт.

     Последний раздел статьи будет посвящен не контролируемой агрессии. Эти строки не рекомендуются для прочтения людям с расшатанной психикой. Некоторые слова, употребляемые в тексте статьи могут нанести вред психическому здоровью читателей. Если вы не уверены в себе, прекратите чтение.

     Речь пойдёт о добре и доброте. Для чего были сделаны предупреждения? Дело в том, что в предыдущей статье о преступлении Виноградова, в качестве средства для уменьшения агрессии в обществе, автор предложил в виде лекарства для больного общества добро и терпимость. Причём, без всяких нажимов на обязательность следования этому совету.

     Однако определённой группой читателей этот призыв к добру был неожиданно воспринят с недоверием и даже агрессивным неприятием. Посыпались вопросы и упрёки: «Что есть добро? Добро не бывает без зла! Абстрактное добро хуже зла! Делать добро – это демагогия!»

     Рецензенты упражнялись в интеллектуальности, поминали крылатую фразу «спешите делать добро», поминали старушку, которую нужно переводить через дорогу. Почему-то одно лишь слово «добро» определённому кругу читателей затмило разум и внесло путаницу в сознание.

     Призывов к спешке автор не делал. Спешить делать добро призывал очень давно другой человек, кажется врач по профессии. Добро нельзя делать в спешке, суетясь. Даже ставшую классической бабушку нужно переводить через дорогу осторожно, дождавшись зелёного света.
Что есть добро для автора? Это прежде всего уважение к мнению другого человека. Ни один писатель или рецензент не получили от автора  хамской или злобной реплики. Даже в тех случаях, когда отклики рецензентов были вынужденно удалены от перегруженности матом и хамством. Это добрый поступок!

     Добро – это простые вещи, которые не так уж трудно исполнить. Сказать незнакомому человеку «спасибо» и довезти его до дому за то, что он вытолкнул твою машину, застрявшую в сугробе. Не «отоваривать» трёхэтажным блондинку, заглохшую на светофоре – блондинка тоже человек, она нуждается в вашей доброте! Это не абстрактные призывы, это реальные добрые дела. Стоит продолжать?

     На сайте зарегистрированы 150 тысяч образованных, талантливых людей. Неужто они все не знают, что такое добро? Или это прерогатива «оригинальных» рецензентов? Так сделайте над собой усилие, господа – сядьте в тишине и подумайте, что конкретно для вас есть добро? Абстракция, демагогия – или будущее ваших близких, ваших детей? Принудите себя к неравнодушию – это тоже есть добро!

     Наше общество остановилось у опасной черты. За ней хаос, агрессия, зло. За ней смерть наших близких и нас самих. Стоит ли со злости делать последний шаг в никуда? Или всё же разум возобладает и мы останемся на территории добра? На территории, где есть будущее?

     Неожиданно, но к дискуссии о добре и зле подключились известные деятели российского искусства. Актёр Дмитрий Певцов опубликовал на своём сайте так называемый «Манифест добра».

     Последний год был очень тяжёлым в жизни Певцова. Он потерял сына, трагически погибшего. Певцова донимали журналисты. Провокациями они пытались вырвать любую неосторожную фразу для сенсационного репортажа. По словам самого Певцова, он был в одном шаге от неконтролируемой агрессии. С ним могло произойти страшное, он был готов пойти на убийство. 

     Но смог остановиться! Ему помогли жена, близкие, друзья, подставившие плечо, поддержавшие добрым словом. И он удержался на территории добра! Взрослый мужчина нашёл в себе силы публично! извиниться перед всеми, кого он обидел и даже перед теми, кого он намеревался обидеть. Это поступок сильного и доброго человека. Вот что есть слово, которое лечит душу! Наше слово и есть добро!

    Всего вам доброго, уважаемые читатели и господа рецензенты!
    А я заканчиваю писать и зажигаю семь свечей!