Большая душа маленькой Маши

Наталия Сидо
Разговор начался в машине. У Любы  была важная встреча, поэтому и поехали все вместе.

- Бабушка, - спросила пятилетняя Маша, - а у тебя болит душа из-за Юрия Геннадьевича? Ну, что он теперь любит другую тетю.
- Сейчас уже меньше. Но сначала очень сильно болела, словно ее ранили. Ты знаешь, что такое ранили?
- Знаю, это когда совсем не убили, но что-то сломали.
- Да, совсем не убили. А что такое душа, ты знаешь?
- Знаю. Это то, что вот здесь.
Машенька показала ручкой именно туда, где чувствуешь боль, когда болит душа.
- Да, здесь. А ты знаешь, откуда у человека душа?
- Конечно! Ты же мне говорила. От Бога.
- Да. Умничка. Каждый человек создан так: у него есть физическое тело – это руки, ноги, голова, спина, мозг… Это то, что живет в этом мире пока человек жив. А еще у каждого есть душа – это подарок, который каждый получает при рождении от Бога. Это его маленькая часть. Поэтому в Евангелии говорится, что мы все созданы по образу и подобию Бога.
- А Евн…  Я не знаю, как сказать. Это что?
- Это самая главная книга для людей. Про то, как жил Бог, и про то, как он советует жить всем людям, чтобы их души были счастливыми и здоровыми.
- Ты мне ее почитаешь?
- Обязательно.
 
Мы подъехали к торговому центру, в котором  с внучкой устроились в уютном кафе, а Любочка побежала на встречу.

- Бабуля! Мы все заказали. Давай еще поговорим о душе. Мне так интересно.
- Давай. Что ты запомнила из нашего разговора?
- Я теперь знаю, что душа – это подарок и часть Бога во мне. У мамы недавно умерла мама. А ее  душа тоже?
- Ты задаешь самые главные вопросы в жизни. Умирает физическое тело… Ноги, руки, глаза…  Да, именно они умирают. А вот душа после смерти человека возвращается опять к Богу. Домой. Она не может умереть. Она же частица Бога. А он вечен.
- Бог никогда не умрет?
- Никогда. Бог – это любовь. Это - жизнь. Они навсегда.
- А я вчера видела по телевизору, как дядя говорил, что жизнь на Земле скоро кончится. Будет конец света.
- Машуня! Люди живут миллионы лет на Земле. И всегда были и есть дяди, которые говорят о конце света, о конце жизни. Не обращай на это внимания. Да, случаются несчастья, катастрофы. В них погибают люди. Но жизнь продолжается. И будет продолжаться. Не бойся. А телевизор лучше не смотри. Там столько глупостей говорят, столько страшных историй рассказывают. Надо жить и не бояться смерти.
- А я боюсь летать на самолете и умереть в нем, если он упадет с неба.
- Я тоже раньше боялась. Очень. А потом поняла, что своим страхом мешаю себе получать радость от полета, видеть небо, облака, красивые закаты. А еще сказала себе: если мне суждено погибнуть в авиакатастрофе - пусть будет так. И тогда, когда придет мой час. Зачем раньше пугаться?  Кстати, неплохая смерть. Без долгой болезни и мучений. И перестала бояться.
- Я тоже больше не буду. А почему люди все такие разные, если у всех душа от Бога?
-  Сейчас постараюсь ответить. Каждому при рождении Бог дарит душу, умение любить и свободу. Но каждый по-разному относится к этим подаркам. Ты же вот некоторых подаренных куколок раздеваешь, разрисовываешь и бросаешь. А есть у тебя очень любимые куколки. Которых бережешь. И очень любишь с ними играть. Вот и люди. Кто-то забывает о том, что он свободен, и становится рабом своих страхов, обстоятельств, других людей. Кто-то всю жизнь несет в себе свет любви к людям, к жизни, к природе. А кто-то постепенно теряет этот дар. И живет так, что не умеет любить ни себя, ни других.
- А что люди делают с душой?
- Разные люди по-разному с ней поступают. «Человек большой души» и «Человек с мелкой душонкой» - так говорят.
- А где помещается большая душа  и какая она?
- Даже самой большой душе хватит места в теле самого маленького человека. Какая она? Наполненная любовью, добротой, порядочностью, искренностью, умеющая прощать и понимать.
- Я не все слова поняла. Поняла – что все они хорошие.
- Главное поняла - действительно хорошие. Конечно, большая душа та, которую  наполняют хорошим.
- А мелкая? Чем ее наполняют?
- Ее не наполняют. Каждый плохой поступок человека заставляет душу сжиматься от стыда. И она становится все меньше и меньше. Поэтому и говорят – мелкая душонка.
- А любовь делает душу больше?
- Конечно.
- Я тебе открою секрет. Ты  никому не говори. Ну, только папе и маме можно.

Машуня сказала, что дружит и играет с одним мальчиком, а любит совсем другого, потому что он милый и добрый. Но это секрет.Наш с Машей.

- А у маленьких детей маленькая душа? – спросила Маша.
- У всех душа сначала одинаковая. И ее размер не зависит от возраста. Твой папа моложе меня. Но его душа такая большая, такая добрая и мудрая, что я часто с ним советуюсь. Хотя я его мама. Да и  у тебя вот тоже большая и добрая душа. Ты мне так помогала в эти дни, так меня поддерживала. Только человек с большой душой может быть таким щедрым в любви и дружбе. Есть молодые с большой душой, а есть старые люди – с маленькой и совсем недоброй. Размер души не зависит от возраста.
- Это я поняла.
- Главное, чтобы ты ее берегла, свою душу. И вернула Богу большой, чистой и светлой.

В это время позвонила Любаша.
- Я задерживаюсь. Как у вас дела?
- Мы продолжаем о жизни говорить. Все хорошо. Только очень хочу курить. Можно  выбегу на улицу. Я буду видеть Машу через стеклянные двери. Тут охранник стоит…
- Конечно, можно. Попросите официантов или кого-то из женщин посмотреть за Машуней.
- Спасибо тебе, солнышко! Я попрошу официантку присмотреть за Машей. И охранника тоже.
- Идите курите, - сказала женщина за соседним столиком. – Не волнуйтесь. Мы с Машей поговорим. Простите, но я  все слышала. И заказала уже третью чашку кофе. Вот не могла уйти – очень хотела дослушать ваш разговор. 
- Спасибо Вам. Я быстро.

- Бабуля! А давай теперь про смерть расскажи. Почему умерла твоя мама и мама моей мамы, - спросила Маша, когда я вернулась.
- Машуня! Значит, пришло время их душам вернуться домой.
- На небо? К Богу?
- Да. Мы обязательно поговорим об этом. Потом. А сейчас давай возьмем айпад и поиграем.
- Ура! Хочу играть!!! Давай!!! Только сначала побегаю. Можно? Мне очень интересно с тобой разговаривать, но хочется побегать и поиграть.
- Конечно, нужно поиграть!!! Здесь холл большой. Иди,  бегай.

Когда мы выходили из кафе, Маша сказала: «Ну и пусть  Юрий Геннадьевич  теперь любит молодую тетю. Ты, бабулечка, хоть и старенькая, но очень модная и самая красивая. Вот как мама. И у тебя точно большая душа. Как у папы  и у меня».

p.s. Я описала подлинный разговор с внучкой.
Мне  непонятно,  почему она, совершенно обычный ребенок, задавала такие вопросы, и как я, самая обыкновенная бабушка, находила эти ответы.
Это было некое откровение.
 
Вот такой разговор о душе по душам...