Универсальная паровая машина Уатта - 4

Константин Рыжов
Схема параллелограмма Уатта.

Создание механизма передающего движение от поршня к валу потребовало от Уатта огромных усилий. Многие разрешенные им задачи вообще находились на границе технических возможностей того времени. Одна из проблем заключалась в создании необходимой герметичности. В цилиндре с двойным действием, в отличии от цилиндра с одиночным действием, обе стороны должны были быть плотно закрыты. Но так как поршень должен был иметь связь с внешними частями, то в крышке оставляли круглое отверстие, в котором совершенно плотно ходил шток (стержень) поршня. Уатт придумал вкладывать в крышку крепко свинченный толстый слой намасленной пакли, по которой стержень скользил не касаясь металла цилиндра. Причем стержень по своей гладкости терся очень мало.   Другая проблема заключалась в самом механизме преобразования движения: ведь для передачи полезной работы, проделываемой поршнем при его движении вверх, необходимо было, чтобы шток поршня жестко соединялся с балансиром. На всех предыдущих паровых двигателях они соединялись цепью. Теперь  приходилось думать над тем, как жестко связать между собой шток, двигавшийся прямолинейно, и конец балансира, перемещавшийся по дуге. Уатт добился этого, создав особое передающее устройство, которое так и называется  параллелограммом  Уатта.

Конец коромысла А был соединен здесь шарнирно тягой ADB с точкой В рычага ВС, соединенного точкой С с какой-нибудь неподвижной частью двигателя. Таким образом, вся система имела две неподвижные точки вращения: центр балансира, вокруг которой совершал колебательные движения балансир, и точки С, вокруг которой вращался рычаг СВ. Точка А на конце балансира и точка В на конце рычага СВ совершали движение по дугам, описанным из центра балансира и из точки С. При этом точка D на тяге ADB, соединяющей точки А и В, совершала движения очень близкие с вертикальным и прямолинейным. Эта точка и была соединена со штоком поршня. Впоследствии Уатт усовершенствовал это передающее устройство, получив две точки, соединяющие прямолинейное движение. Одну из них он соединил со штоком поршня, а другую – со штоком вспомогательного насоса, обслуживающего двигатель. Создание этого передаточного устройства потребовало от Уатта столько усилий, что он считал его своим величайшим изобретением. Он писал: «Хотя я не особенно забочусь о своей славе, однако горжусь изобретением параллелограмма более, чем каким-либо из других моих изобретений».

   Затем колебательные движения балансира преобразовывались с помощью кривошипа во вращательное (поскольку кривошипный механизм был запатентован Пикаром, в первых машинах Уатта колебательное движение балансира во вращательное преобразовывалось с помощью созданного Уаттом солнечно-планетарного механизма; как только патент Пикара истек, стали применять кривошипную передачу). Благодаря полученному в результате всех этих преобразований вращательному движению рабочего вала новый двигатель Уатта годился  для привода других рабочих машин. Это позволило  ему сыграть революционную роль в развитии крупной машинной индустрии. За 1785-1795 гг. было выпущено 144 таких паровых двигателя, а к 1800 г. в Англии функционировало  уже 321 паровая  машина Уатта. Их применяли буквально во всех сферах производства.

   Великое творение Уатта было по достоинству оценено современниками и потомками. После смерти изобретателя в 1819 г. английский парламент почтил его память сооружением мраморного памятника в Вестминстерском аббатстве.

Универсальная паровая машина Уатта двойного   действия http://proza.ru/2012/11/15/378