На полдороге между селами мальчик и девочка, лет по пятнадцати. Со школьными сумками через плечо, машут в две руки, пританцовывая от нетерпения. Беру правее, становлюсь.
Сели шумно, со смешками. Ни тебе «здравствуйте», ни говоря, куда им, продолжают свой разговор. Судя по нему – «немка» со злости поставила мальчику «цвай», и только потому, что «Зойка неправильно подсказала».
Зойка, стало быть – это моя пассажирка.
Они щебечут, я стою на месте . Мальчик недоуменно на меня уставился, а потом говорит:
-Поняй давай, дядя.
«Поняй» в наших краях означает – поезжай. Я уж лет сорок этого слова не слышал. Думал – сгинуло оно вместе с большебыковским диалектом.
Ладно, еду.
-Вам куда, молодежь?
Зойка небрежно сбила на затылок шапочку и тоже глянула на меня так, словно не понимая: откуда здесь этот мужик?
-Домой нам…
- Я догадался. А школьный автобус где? Разве вам родители не наказывали в случайные машины не садиться?
Мальчик сделал небрежное движение рукой. Так, как это делают в телевизоре развязные рокеры:
-Та… Мы удрали с уроков. Скукота…Мы на русский вообще не ходим.
-Почему?
-Так русский же! Мы ж и так по нему говорим.
-Не «по нему», а «на нём», - пытаюсь поправить мальчика. Он на секунду замолкает, и тут же возвращается в рокерскую позу:
-Дядь, ты учитель, да? Задолбали со своим русским. Я написал «лапата», а она пару влепила. Говорит – надо «лопата». А какая разница? Ею ж землю копать, и главное – чтоб железная, а не правильная. И десять лет такой дурью голову забивать! Мы с Зойкой лучше группу создадим, петь будем. На английском – там ума не надо.
-Так английский тоже надо учить! – пытаюсь остудить пыл рокера. Но тут подключается Зойка:
-Да знаем мы его! Витек, покажем старику класс?
И я не успел опомниться, как дети выдали мне пару фраз a la Лайза Минелли.
-Этому тоже в школе учат? – спросил я.
-Дождешься! – вальяжно откинулся на сидении Витек.- Там учат только тому, что никому и даром не нужно. А вообще-то, -неожиданно сменил тему мальчик, - я в полицию пойду служить. Там ни русского, ни математики не надо. Я вообще до первого класса больше знал, чем теперь. А как в этот желтый автобус затолкали – совсем школу ненавижу. Потому на попутных и езжу, чтоб не пристёгиваться, как дошколёнок.
Мы уже ехали по селу, и Зойка вытянула к окошку шею, указала рукой на высокий двухэтажный особняк. Тут остановись, дескать.
Зойка выбралась первой. Витька взял обе сумки и тяжело полез следом, прокряхтев:
-Машина у тебя лядачая…
Этого слова я тоже лет сорок не слышал.
И они пошли к дому. Ни «спасибо», ни «до свидания».